Функции права. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является раскрытие современных взглядов на функции права.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
- рассмотреть понятие функции права;
- охарактеризовать функции права;
- проанализировать отдельные функции права;
- рассмотреть реализацию функций права;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ …………………………………..…5
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ
ПРАВА ……………………………………………………11
Раздел 2.1. Общесоциальные функции права ……………………....11
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ ФУНКЦИЙ
ПРАВА …………………………………………………...15
Раздел 3.1. Регулятивные функции права …………………………..15
ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА …………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Автосохраненный).docx

— 59.51 Кб (Скачать)

Оценочная функция права позволяет  праву выступать в качестве критерия правомерности и неправомерности чьих-то решений и поступков. Она проявляется в применении негативной и позитивной юридической ответственности. Главную роль в реализации этой функции права выполняют «охранительные и поощрительные нормы, в которых содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения».

       Функция права выражает наиболее существенные его черты и направлена на решение важнейших задач права. В реальной жизни функции права тесно взаимосвязаны, поскольку каждая из них действует в рамках единой системы функций права, а сферы общественной жизни, на которые они воздействуют, также взаимосвязаны, поскольку являются частями целостной системы - общества. Поэтому, разделение функций права, в некоторой степени условно (особенно это касается социальных функций права), они взаимодополняют друг друга. Тем не менее, можно выделить главные, характерные черты, выраженные в конкретной функции права, и на этом основании систему функций права можно представить в виде двух основных групп: собственно юридических и общесоциальных, в которых можно выделить основные и неосновные функции.

Основные функции права - регулятивная и охранительная как раз и  характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права.[19, с.165].

Важнейшая задача системы права  цивилизованной страны - упорядочивание общественных отношений, введение их в  рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.[8, с.138].

       Таким  образом, функции права регулируют  общественные отношения, они осуществляются  как с помощью методов принуждения,  так и убеждением. Например, методом таких функций как идеологическая и информационная является, безусловно, убеждение, но и в охранительной функции присутствуют оба метода. То есть, можно сказать, что функции права воздействуют на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИЙ ПРАВА

 

      Проблемы функций права не являются новыми для современной теории государства и права, так как были разработаны ещё в дореволюционный и особенно советский периоды. Нужно заметить, что не все вопросы, касающиеся данной проблемы, являются глубоко изученными. В их числе следует назвать вопросы понимания и классификации функций права.

       Рассмотрим  сначала проблему понятия функции  права. Одни исследователи под функциями позитивного права понимают определённые (чаще всего основные) направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей. Другие считают, что функции позитивного права – это основные направления регулирующего воздействия права на общественные отношения. Наконец, третьи исходят из того, что под функциями позитивного права следует понимать взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения. [7, c.243].

       Как  отмечает Т.Н. Радько, «почти вековой  опыт активного исследования  понятия «функция права» на  сегодняшний день не позволяет  констатировать наличие единого  взгляда на эту проблему». Если  сопоставить изложенные позиции, то можно заметить, что одни под функциями позитивного права понимают направления различного воздействия права на общественные отношения, другие же – только регулирующего, т.е.  первые трактуют функции позитивного права широко, вторые – узко. К узкой трактовке функций позитивного права тяготеет и позиция Т.Н. Радько, которая отмечена выше в качестве третьей точки зрения. Рассматривая классификацию функций права, Т.Н. Радько исходит по сути дела из более широкого понимания функций права.

      Для того  чтобы определится в вопросе  о понятии функций позитивного  права, нужно обратить внимание на те моменты, которые являются более предпочтительными. Во-первых, под функциями права многие исследователи  понимают определённые направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, что представляется вполне обоснованным. Функции права нельзя отождествлять с самим воздействием права на общественные отношения или поведение людей, поскольку такое воздействие может быть самым разнообразным. Оно может быть непосредственным и опосредствованным, эффективным или неэффективным и т.д. Когда говорят о функциях права, то имеют в виду только непосредственное воздействие права на общественные отношения или поведение людей и каждую функцию права рассматривают как определённое направление, линию такого воздействия.

     Определяя функции права как направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, многие исследователи предпочитают к функциям права относить только основные направления воздействия права, полагая, что не всякое направление воздействия права на общественные отношения можно считать функцией права. Думается, однако, что такое ограничение едва ли оправданно. Если под функциями права понимать только основные направления его воздействия, то чем являются неосновные направления? Или таковых у права не существует? Тогда на каком основании функции права довольно часто подразделяют на основные и неосновные? Более правильно к функциям права следует относить как основные, так и неосновные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей.

       В-третьих, совершенно оправданным следует признать увязывание функций права с его социальным направлением и ролью в общественной жизни. В одном из смысловых значений слово «функция» - это назначение, роль чего-нибудь. Однако в юриспруденции функции права, как правило, не отождествляют с назначением и ролью права. Большинство исследователей рассматривают функции права как направления его воздействия на общественные отношения, выражающие назначение права, его роль в обществе. То есть функция права – это не само назначение или роль права, а определённые выразители, показатели назначения и роли права. [4, c.573].

       Отмечая этот момент, хотелось бы обратить внимание на то, что иногда социальное назначение права и его роль отождествляют. Вместе с тем этого не следует делать. Назначение права говорит о том, для чего создаётся и существует право, в чём его предназначение. В назначении выражается главная роль, которую играет в общественной жизни право. Эта главная роль состоит в том, что право есть регулятор общественных отношений. Оно создаётся для этой цели, в этом его предназначение. В то же время право, будучи регулятором общественных отношений, способно выполнять и выполняет некоторые другие ролевые функции. Оно способно быть источником информации - информации о правовом регулировании тех или иных общественных отношений, - способно оценивать поведение людей в данной системе отношений, способно быть средством воспитательного воздействия и т. д. Иначе говоря, у права помимо регулирующего воздействия, безусловно, являющегося доминирующим, существуют и так называемые «побочные эффекты». Поэтому сводить функции позитивного права только к его регулирующему воздействию представляется не совсем верным.

       Исходя  из сказанного, под функциями  позитивного права следует понимать  определённые направления его  воздействия на общественные  отношения или поведение людей,  выражающие сущность, назначение  и роль в общественной жизни.

       Теперь рассмотрим вопрос о классификации функций позитивного права. На первый взгляд может показаться, что в данном вопросе уже достигнуто согласие. Об этом согласии свидетельствует хотя бы тот факт, что в современных работах по юриспруденции практически общепринятым стало деление функций на общесоциальные и собственно-правовые (по другой терминологии – специально - юридические). При этом к общесоциальным относят экономическую, политическую, воспитательную и другие функции, которые аналогизируются с соответствующими функциями государства, а к собственно-правовым – регулятивную статистическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

      Деление  функций позитивного права на  общесоциальные и собственно-правовые одним из первых предложил С.С. Алексеев. Первоначально функции права он подразделил на статическую, динамическую и охранительную, однако впоследствии, обратив внимание на то, что право способно выполнять точно такие же функции, что и государство, предложил различать социально-политические и собственно-юридические функции права. Под социально-политическими функциями права он понимал направления правового воздействия, выражающие  социально-политическое содержание правового регулирования (отмечая, что функции права и государства в данной плоскости совпадают), а под специально-юридическими функциями – направление правового воздействия, выражающее своеобразие права, его юридическое назначение для опосредуемых отношений.

Предложения С.С. Алексеевым и поддержанная затем многими  исследователями конструкция функций права при всей своей привлекательности представляется всё же не вполне логичной. Получается так, что одни функции права (экономическая, политическая, воспитательная и т.д.) имеют общесоциальное значение, а другим (регулятивной статической, регулятивной динамической, охранительной) это вроде бы, как и не присуще. На самом же деле и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции, выражая юридическое назначение позитивного права, его роль как регулятора общественных отношений, не менее значимы в общесоциальном плане, чем экономическая, политическая и прочие функции права. Вполне можно понять стремление как-то выделить функции, выражающие роль права как регулятора общественных отношений, тем более что в этом состоит его социальное назначение, но едва ли правильно это делать путём различения общесоциальных и собственно-правовых функций. К тому же те функции права, которые принято относить к общесоциальным, тоже можно дифференцировать на регулятивную статическую, регулятивную динамическую, охранительную, поскольку правовое регулирование общественных отношений осуществляется и в экономической, и в политической, и в других сферах. И ещё. Выделение общесоциальных функций позитивного права, думается, можно признать обоснованным только в том случае, если наряду с ними будут выделяться его классовые функции. Такая классификация функций позитивного права вполне приемлема, но она не будет иметь всеобщего значения, поскольку применима лишь к праву прошлых эпох.

      Каким же образом всё-таки могут быть классифицированы функции позитивного права? Как представляется, для этого необходимо использовать несколько оснований. Прежде всего, это основания, которые используются при классификации функций государства. Известно, что государство осуществляет свои функции в правовых формах и с использованием правовых средств. Поэтому позитивное право, будучи тесно связано с государством, так или иначе дублирует его функции. В этой связи функции позитивного права  можно классифицировать с учётом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления и сфер общественной жизни. [20,с.98].

      С учётом значимости функции права следует подразделить на основные и неосновные. К основным должны быть отнесены все те функции, которые позитивное право выполняет как регулятор общественных отношений и которые характеризуют его социальное назначение. Все остальные функции можно отнести к неосновным.

        С учётом сферы распространения функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. На первый взгляд такая классификация может показаться неприемлемой, поскольку позитивное право как продукт правотворческой деятельности государства является внутренним регулятором и регулирует общественные отношения в пределах страны. Однако не следует забывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры зачастую входят в состав национальных правовых систем, что позволяет позитивному праву, имеющему в своей структуре такие элементы, регулировать отношения не только внутри страны, но и за её пределами.

       По продолжительности осуществления, функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции – это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределённо длительное время. Временные функции – это направления правового воздействия, которые существуют в течение лишь определённого времени.

        В зависимости от сфер общественной жизни функции позитивного права представляется возможным подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Такая классификация допустима, поскольку позитивное право осуществляет регулирование общественных отношений и в экономической, и в политической, и в духовной, и в социальной, и в экологической сферах общественной жизни, выполняя при этом самые разнообразные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                 В заключение хотелось бы подвести некоторые выводы:

Информация о работе Функции права. Общая характеристика