Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение особенностей основных форм государственного устройства, их сопоставление между собой. Для этого в ходе данного исследования предполагается решение следующих задач:
выявление характерных черт унитаризма и федерализма современных государств;
рассмотрение основных принципов федеративного устройства и особенностей;
рассмотрение такой формы государственного устройства как конфедерация.

Файлы: 1 файл

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации – сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Огромное влияние на выбор формы государственного устройства в какой-либо стране оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей - к федеративному устройству. Также на выбор формы государственного устройства могут повлиять какие-либо исторические события.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.

Главное различие между унитарной и федеративной формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства — субъекты федерации. Для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само  их существование и границы, устанавливается текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Федерализм имеет существенные преимущества перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со «сдержками и противовесами». Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями.

Форма государственного устройства эволюционирует, претерпевает изменения, о чем говорит недалекое прошлое современных государств. Сейчас форма государственного устройства может быть изменена посредством проведения конституционной реформы.

По-разному складываются отношения между федеральным центром и субъектами в отдельных федерациях, например, в США и России. Все это требует детального и обстоятельного анализа.

Каков же исторический вектор формы государственного устройства?

Конфедерация - достаточно рыхлая, неустойчивая структура.

Федерация - в условиях демократии происходит расширение власти федерального центра и сужение полномочий субъектов.

Унитарное государство - развитие демократии стимулирует медленную, но неуклонную децентрализацию власти.

Федерации и унитарные государства показали свою историческую жизнестойкость, конфедерации - наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеев С. С. Теория права. – М.: БЕК, 1995. – 320 с.
  2. Атаманчук  Г. В. Гоударственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. – М.: Издательство ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 302 с.
  3. Божанов В. А. Политология: Мир современной политики: Учебное пособие. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005 – 256 с.
  4. Венгеров А. Теория государства и права: Теория права. Т.1. – М.: Юристъ, 1996. – 166 с.
  5. Венгеров А. Теория государства и права: Теория права. Т.2. – М.: Юристъ, 1996. – 151с.
  6. Демичев Д. М. Конституционное право: Учебное пособие. – Мн.: Издательство Вышейшая школа, 2004 – 351 с.
  7. Дробязко С. Г. Козлов В. С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов. – Мн.: Амалфея, 2005. – 464 с.
  8. Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М., 2001.
  9. Конституционное право Республики Беларусь в понятиях и схемах / Под ред. А. И. Сухарковой. – Мн.: Амалфея, 2002. – 312 с.
  10. Крашенинников Н.А., Житков О.А. «История государства и права зарубежных стран», М: Норма - Инфра, 1998, том 2. - 466 с.
  11. Натан Р.П.,  Хоффман Э.П.  Современный федерализм // Международная жизнь. - 1991. - N 4. - с. 34-48.
  12. Теория государства и права /  Под ред. М.Н.Марченко - М.: Теис, 1996. 475с.
  13. Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Новый юристъ, 1997. – 432 с.
  14. Теория права и государства / Под ред. В. Н. Хропанюк. – М.: Юристъ, 1994. – 377 с.
  15. Общая теория права и государства./  Под ред. В. В. Лазарева - М.: Юристъ, 1996. 472 с.
  16. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.
  17. Чиркин В. Е. Модель современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право.– 1994.– № 8.– с. 24–36.
  18. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М: Юристъ, 1999, с. 384 с.

Приложение А

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Различия между формами государственного устройства

(схема Д Найса)

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Формы государственного устройства