Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение темы – понятие государства, его типы, формы устройства и правления. Задачи работы состоят в следующем:

- раскрытие понятия государства;

- рассмотрение типологии государства;

- анализ форм государственного устройства;

- анализ форм правления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие государства и его типология. 4
2. Формы государственного устройства. 9
3. Формы правления 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Правоведение-понятие государства, его типы,формы устройства и правления.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     - федеративное;

     - конфедеративное.

     Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

     Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

     - унитарное устройство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие исполнительные, представительные  и судебные органы, которые осуществляют  верховное руководство соответствующими  органами;

     - на территории унитарного государства  действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

     - составные части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают;

     - унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

     - все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

     - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

     К унитарным государствам относятся  такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

     Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

     Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств [3].

     1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

     2. В союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и  судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.

     3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

     4. В большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

     5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

     Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для  обеспечения их общих интересов.

     При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

     В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

     - конфедерация не имеет своих  общих законодательных, исполнительных  и судебных органов, в отличии  от федерации;

     - конфедеративное устройство не  имеет единой армии, единой  системы налогов, единого государственного  бюджета;

     - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном  союзе;

     - государства могут договориться  о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

     Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию.

 

     3. Формы правления

     Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления, в конечном счете, зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

     Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

     - существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

     - наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

     - тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

     - отсутствием юридической ответственности монарха как главы  государства.

     В свою очередь монархия делится на :

     - абсолютную;

     - ограниченную;

     - конституционную.

     Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу.

     Ограниченная  монархия - представляет такую форму  монархии, при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее, вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

     Конституционная монархия - представляет собой такую  форму правления, при которой  власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию [4].

     Республика  как форма правления отличается следующими признаками:

     - выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

     - наличием выборного на определенный срок главы государства;

     - производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

     - юридической ответственностью главы государства.

     Она подразделяется на две основные республики:

     - парламентарную;

     - президентскую.

     Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

     Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства.

     Форма правления тоталитарного государства  обычно является извращенной формой республики и отличается следующими  признаками:

     - наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

     - совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов;

     - наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

     - формальным характером партийных и государственных выборов;

     - повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

     - отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

     Тоталитаризм  предполагает функционирование соответствующего политического режима.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Государство, основной институт политической системы  классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что Государство носит классовый характер, но его деятельность охватывает и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

     Государство в своей истории было не только легкой (или нелегкой) добычей борющихся протагонистов, стремившихся к тому, чтобы, захватить государственную власть, приспособить государственную политику к своим нуждам. Не раз случалось и так, что само государство, созданное обществом для осуществления своих (общественных) интересов, в лице госаппарата становилось над обществом, подчиняло и закабаляло его.

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др. Теория государства и права. Учебник - М., 2004.
  2. Байтин М.И. О понятии государства. Правоведение. 2002. № 3.
  3. Лазарева С.Н. Общая теория государства и права. Учебник - М.: Юрист, 2001.
  4. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 .
  5. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Москва, «Юристъ». 2001.

Информация о работе Формы государственного устройства