Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:10, реферат
И причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.
Введение
Глава 1. Возникновение государства
Глава 2. Право в государстве античного мира
Глава 3. Основные черты афинского права
3.1 Источники права
3.2 Право собственности и обязательства
3.3 Брак и семья
3.4 Преступления и наказания
Заключение
Список используемой литературы
3.2 Право собственности и обязательства
В афинском праве различалось владение -- как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность -- как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).
Между государственной
и частной земельной
Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).
Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).
Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли -- ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.
Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли, как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.
Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц -- детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.
3.3 Брак и семья
Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи, невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.
После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.
3.4 Преступлениями наказания
Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.
Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.
Характер наказания зависел, прежде всего, от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства -- о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.
Заключение
История государства и права Древней Греции, как одна из составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопроса возникновения государства в Афинах.
Политическая история Аттики представляет собой классический образец возникновения государства. Энгельс писал: "Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а, следовательно, могла быть применена и против народа - все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах".
В этот период освобождались должники из рабства, и даже те, что были проданы в рабство за границу, государство выкупило за свой счет; запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.
А так же, необходимо отметить, в заключение нашей темы, что в Афинах справедливо бедным и простому народу пользоваться преимуществом перед благородными и богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству… вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные.
Конечно, может и не такие порядки нужны для того, чтобы государство могло сделаться наилучшим, но зато демократия, скорее всего, может сохраниться при таких условиях…
И как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласовании, что редко встречается в наше время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1-2. М., 1983.
2. Всеобщая история государства и права. 4.1. М., 1993.
3. История государства
и права зарубежных стран:
1993.
4. Лурье С.Я. История Греции: курс лекций. С.-Пб., 1993.
5. Разумович Н.Н. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.
7. Хрестоматия
по истории государства и
1984.
8. Хрестоматия
по истории государства и
9. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для
вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова
О.А. - М, 1999. - 624 с.
10. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе.
Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 - М, 1999.
11. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.
Батыра. - М, 1999.
12. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. - 2-ое изд. - М,
1996.
13. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция.
М, 1989.
14. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С.
Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.
15. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, С-Пб, 1993
16. История политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. В.С.
Нерсесянца. М, 1985.
17. Труды Энгельса. М, 1979. Т.2.