Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 07:06, реферат
Как считал М.Ф. Владимирский-Буданов, в XIII в. на востоке Европы совершилось два важных события, сыгравших огромную роль в судьбах живших на этой территории народов и во многом изменивших естественный ход развития русского государственного права. Первое – это нашествие монголо-татарских орд с востока и второе – это усиленное движение с запада Немецкого ордена. В значительной степени под влиянием этих событий и их последствий из прежних русских земель образовались два крупных государства: Московское и Литовское.
Конституция РСФСР 1937 г., в отличие от предыдущих конституций, окончательно сформулировала юридическую основу общей системы органов государственной власти республики, и включила в эту систему органы местного управления. Анализ полномочий местных органов власти, закрепленных в Конституции РСФСР 1937 г., позволяет сделать вывод о том, что правомочия указанных публичных институтов составляли такие функции, которые могли осуществляться только лишь в непосредственной взаимосвязи с центральной властью. Следовательно, централизованный характер системы управления был более чем очевиден.
Представляется, что сущность местных Советов как органов государственного управления находится в прямой зависимости от объема полномочий, которыми они обладают. При раскрытии компетенции как государственных, так и местных органов управления, устанавливается круг вопросов, отнесенных законодательством к их ведению, то есть закрепляются предметы ведения. Во многих республиканских Конституциях, в том числе и в Конституциях РСФСР, декларируется, что предметом ведения местных Советов являются «вопросы местного значения». Следовательно в пределах своих полномочий органы местной власти самостоятельны.
В советском законодательстве понятие «вопросы местного значения» не раскрывается, хотя в научной литературе по проблемам государственного права определенные попытки сформулировать его были. В частности, под вопросами местного значения понимали вопросы, отнесенные законодательством к ведению местных Советов, решаемые ими самостоятельно. В рамках Конституции РСФСР 1918 г. вопрос о полномочиях местных органов власти не ставился, хотя в Конституциях 1925, 1937 и 1978 гг. местные Советы в пределах собственных полномочий признавались самостоятельными.
Конкретизируя на основе анализа четырех Российских конституций компетенцию органов местных Советов отметим, что Конституция РСФСР 1925 г. (в отличие от Конституции 1918 г.) установила более широкие полномочия, отнесенные к ведению органов местного управления. Так, например, в компетенцию местных органов власти входили:
составление местного бюджета;
проведение культурных и хозяйственных мероприятий;
исполнение постановлений высших органов власти;
своевременное решение вопросов местного значения на определенной территории;
распространение и соблюдение законов на соответствующей территории;
защита государственного порядка и общественной безопасности.
В свою очередь Конституция СССР 1936 г. в ст. 97 значительно расширяла права местных Советов и, в отличие от Конституции СССР 1924 г., добавляла к их компетенции:
руководство деятельностью местных органов;
поддержание государственного правопорядка;
защиту законов и гражданских прав;
управление местным хозяйственным и культурным строительством, составление местного бюджета.
К тому же, в ст. 98 впервые определялись границы компетенции местных Советов. Исходя из этого, Советы депутатов трудящихся принимали решение и давали распоряжение в пределах прав, предоставленных им законами СССР и Союзной республики.
Конституция РСФСР 1937 г. в сфере установления компетенции местных Советов дублирует их правовое положение в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Существенной конкретизации полномочий местных Советов низового уровня на конституционном уровне не произошло. Однако после принятия Конституции СССР 1936 г., представительные органы государственной власти стали избираться непосредственно населением. Можно сказать, что принцип демократического централизма сохранялся в конституциях СССР и в Союзных республик на всех этапах существования советского государства. В контексте вышесказанного становится очевидным, что принятие Конституции ССCР 1977 г. и республиканских Конституций 1978 г. существенным образом не изменило статус и компетенцию местных органов власти. Следовательно, Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. оставались неизменными до тех пор, пока к концу 80-х гг. ХХ в. процесс демократизации не охватил всю сферу конституционного права.
С концептуальной точки зрения следует отметить, что вопрос о сущности и правовом положении местных органов власти стал предметом обсуждения в период подготовки проекта Конституции СССР 1977 г. В государственно-правовой науке было высказано несколько точек зрения по данной проблематике.
Изучение правового положения исполнительных комитетов (как органов исполнительной власти), установленного в Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг. позволяет выделить следующие характерные особенности. Прежде всего, это были структурные подразделения представительных учреждений, выполняющие функции управленческого характера. В вышеуказанных Конституциях РСФСР исполкомы избирались местными советами на сессиях из числа депутатов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов исполнительного комитета.
В советском
административном праве было высказано
мнение и о том, что исполкомы местных
Советов, их отделы и управления были самыми
многочисленными органами управления
в Советском государстве. Особенность
исполнительных комитетов, заключалась
в двойном характере их подчинения. С одной
стороны, они подчинялись местным Советам,
с другой — вышестоящим органам государственного
управления. Нельзя не признать, что деятельность
исполнительных комитетов в большинстве
случаев регулировалась законами о Советах.
По-видимому, это связанно с тем, что указанные
комитеты являлись исполнительно-
Итак, можно утверждать,
что как союзным, так и республиканским
законодательством в основу организации
власти на местах был положен принцип
единства системы Советов как
органов государственной
Такое положение
сохранялось вплоть до 90-х гг. ХХ в. Однако
в условиях гласности и демократизации
многие либеральные теории, в том числе
и теория местного самоуправления, вновь
стали привлекать внимание. В таких условиях
концепция Советов как органов местного
управления в системе государственного
управления постепенно трансформируется
в теорию местного (муниципального) самоуправления.
Тенденции реформирования старой структуры
местного управления и поиски новых оптимальных
правовых форм местного самоуправления
выразились в принятом 9 апреля 1990 гг. законе
СССР «Об общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства СССР»
. Соответствующие
изменения были внесены в Конституции
СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Закон определял
местное самоуправление как часть социалистического
самоуправления народа, призванную обеспечить
реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность
в решении вопросов социального и экономического
развития территории, охраны окружающей
среды. Кроме этого устанавливал систему
местного самоуправления, которая включала
местные Советы народных депутатов. Последние
выступали в качестве основного звена
данной системы наряду с органами территориального
общественного самоуправления, местными
референдумами, собраниями, сходами граждан
Список
литературы
Информация о работе Формирование централизованного русского государства