Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 15:59, курсовая работа
Актуальность проблемы. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имеют место и некоторые другие специфические формы - содружества государств10, сообщества, союзы, империи11, протектораты12, унии13 и прочее.
4. Форма государства в Российской Федерации
За многовековую историю России произошло много перемен в форме государства. На протяжении столетий форма правления менялась: в средневековье Древняя Русь состояла из самостоятельных княжеств во главе, которых стоял князь – единственный держатель власти; в XV-XVII вв. существовало Московское княжество, уже с органами правления (Боярская Дума), которые контролировали князя; в XVIII- нач. XX Россия имела монархическое правление, которое перешло от абсолютного к буржуазному; после свержения монархии в 1917 г. Россия перешла к республиканской форме и эта форма действует до сих пор. Российская Федерация – «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»14. Однако в конституции не упоминается о виде формы правления, т.е. президентская, парламентская или смешанная. Но соответственно признакам республиканских форм правления, можно сделать вывод, что Российская Федерация является смешанной (полупрезидентской) республикой с доминирующим положением президента в системе власти. Это четко выделяется, потому что президент контролирует деятельность Правительства, также президент решает его судьбу, если Государственная Дума выразит недоверие. Во-вторых, существует дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес в последний. Президент имеет право вносить законопроекты в Государственную Думу, издает указы и распоряжения. В- третьих, особенности Российской формы правления, также отражаются в механизме государственной власти, из того, что в каждой республике существует свой институт президента. Следовательно, Российская форма правления отличается многим от других стран своим сложным видом республиканской формы правления.
В российской форме государственного устройства, также существуют особенности. Российская федерация является сложным видом, этот вывод можно сделать из статьи пятой Конституции РФ, где говорится, что Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области, автономных округов, это значит, что в ней содержатся признаки национально- территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно- территориального (края, области, города федерального значения) формирования. Стоит отметить, что по количеству субъектов (85) Российская Федерация занимает первое место в мире15.
Также нужно отметить, что Российская Федерация является членом многих межгосударственных организаций. Россия входит в состав СНГ с 1991г., ОНН с 1945 г. и Шанхайской организации стран по борьбе с терроризмом образованная с Китаем в 2001г. Исходя, из этого можно сделать вывод, что Российская Федерация имеет массивное внутреннее и межгосударственное устройство.
Итак, политический режим в России на сегодняшней день является демократическим. Но к сожалению, политическая обстановка в стране не устойчива, за последние годы произошло много изменений. После образования РФ, в середине девяностых годов, сложился авторитарный режим с плутократией, то есть власть формально и фактически принадлежит богатой верхушкой господствующих классов (деньги решали все). Сейчас в стране переходный режим, который носит двойственный характер. Во-первых, имеется преобладание демократических признаков (многопартийность, регулярные выборы, смена власти, легитимность высших органов власти). Во- вторых, присутствуют признаки авторитарного управления государством (неразвитое гражданское общество, т.е. не действуют нормы защиты общества, они изложены на бумаги, но их некто не соблюдает, и они постоянно нарушаются). Из этого можно следует заключение, что в России еще нет единого, совершенного и нерушимого политического строя.
Заключение
Теперь, в соответствии с поставленными
ранее целью и задачами выскажем несколько
общих выводов по данной работе.
Под формой государственного устройства
понимаются территориальное его устройство
и характер взаимоотношений между его
составными частями и центральной властью.
Существуют две основные формы государственного
устройства: унитарная и федеративная.
В унитарных государствах обособление
частей в основном носит лишь административно-управленческий
характер, их органы самостоятельную политику
не вырабатывают.
В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов;
в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;
субъекты федерации обладают
правом принятия собственной конституции,
имеют свои высшие законодательные, исполнительные
и судебные органы;
основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность в федерациях
осуществляют союзные государственные
органы. Они официально представляют федерацию
в межгосударственных отношениях.
обязательным признаком федеративной
формы считается двухпалатная структура
союзного парламента. Одна палата рассматривается
как орган общесоюзного представительства,
депутаты в неё избираются со всей страны.
Вторая палата призвана представлять
интересы членов федерации.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.
Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.
Наиболее важные принципы России как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998.
Научная литература
1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996.
2. Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004.
3. Валентен С.Д. Федерализм:
российская история и
4. Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006.
5. Карапетян Л.М. Федеративное
устройство Российского
6. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Кодекс. 2002.
7. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003.
8. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006.
9. Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005.
10. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. Ин-т «Открытое общество»; Сост. В.И.Коваленко, Н.Н.Медушевский, Е.Н.Мощелков - М.: Аспект Пресс, 1996;
11. Попова Т.Ф. Российская монархия: эпохи, события, судьбы. - М. Астрель: АСТ, 2006.
12. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. 240с.0,
Матузов, Н.И. Теория государства и права/ Н.И. Матузов. - Москва: Юрист, 2001.
13. Мухаев, Р.Т. Теория государства и права/ Р.Т. Мухаев. - Москва: Юрист, 2005.
14. Пиголкин, А.С. Общая теория государства и права/ А.С. Пиголкин. - Москва: Городец, 2003.
15. Протасов, В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Протасов. - Москва: Новый Юрист, 1999.
16. Ильин, И.А. О монархии и республике/ И.А. Ильин. - Москва: Русская книга, 1994.
17. Венгеров А.Б. Теория государства и права/А.Б.Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2014.
18. Марченко М.Н. Теория государства и права/ М.Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015
1 Солоневич И.Л. Народная монархия. - М.: Институт Русской Цивилизации, 2010. с.169
2временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
3 Дементьев В.В. Государственно правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. с.305
4 Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В. Бутромеева - М.: Деконт+Подкова, 2000.с.121
5 Тихомиров, Л. А. Монархическая
государственность / Л. А. Тихомиров // Монархическая
государственность [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://monarhiya.narod.ru/mg_
6 Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.с.117
7 составная часть федеративного государства. В различных странах имеют различные наименования: штат, земля, республика, область, федеральный округ, край, кантон, провинция, территория, город федерального значения
8 Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005.с.28
9 Теория государства и права: Учебник. / Пиголкин А.С. - М.: Юрайт-Издат, 2006. с.154
10 организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определенной степенью однородности в экономической, политической и духовно-культурной сферах.
11 объединение разных народов и территорий в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире.
12 форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой
13 Союз государств, возглавляемый одним монархом.
14 Согласно действующий Конституции РФ за 1993
15 Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области - феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 2009. с.214
Информация о работе Форма государства: понятие, характеристика элементов