Как отмечалось, общим признаком
Федерации является институт федерального
принуждения субъектов Федерации к выполнению
федеральной Конституции и соответствующего
ей законодательства. Это не является
вмешательством в права субъектов, они
осуществляют свои исключительные права
самостоятельно. В Конституции РФ, в отличие
от многих других федераций, отсутствуют
нормы, прямо устанавливающие основания
для федерального вмешательства, однако
есть общее положение, допускающее его
возможность. Часть 4 ст. 78 устанавливает,
что Президент и Правительство РФ обеспечивают
осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
РФ. Есть и другие положения, гласящие,
что Президент РФ является гарантом Конституции,
прав и свобод человека, он принимает меры
по охране суверенитета Российской Федерации,
ее независимости и государственной целостности
(ч. 2 ст. 80). Имеются также международно-правовые
акты, которые можно использовать в данном
случае. Таков, например, Дополнительный
протокол 1977 г. к Женевским соглашениям
1949 г., ратифицированный СССР и являющийся
в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной
частью ее правовой системы на основе
правопреемства. Он устанавливает обязанность
правительства всеми законными средствами
восстанавливать порядок в государстве
или защищать национальное единство и
территориальную целостность государства
(ч.1. ст.3 Протокола). Конкретными мерами
для этого в России могут быть введение
чрезвычайного или военного положения,
право Президента приостанавливать действие
актов исполнительной власти (в том числе
субъектов Федерации, противоречащих
федеральным законам, что и делалось неоднократно,
в том числе в 2004 г.), роспуск законодательного
собрания субъекта РФ, отрешение от должности
главы субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус
России как федерации предполагает не
только федеральное вмешательство, но
и участие ее субъектов в решении общефедеральных
вопросов. Формы такого участия рассматриваются
ниже.
Российская Федерация как субъект
права имеет свою собственность. В РФ осуществляется
разграничение федеральной собственности,
собственности субъектов Федерации и
муниципальной собственности. В соответствии
с постановлением Верховного Совета России
1991 г. к объектам исключительной федеральной
собственности относятся:
1) объекты, составляющие
основу национального богатства
страны. В их числе ресурсы
континентального шельфа, территориальных
вод, морской экономической зоны,
особым образом используемые
объекты (например, курорты, заповедники),
объекты историко-культурного наследия
и художественной ценности. Существует
Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия
народов России. Сюда входят, например,
Государственный академический Мариинский
театр (г. Санкт-Петербург), Государственный
историко-культурный и этнографический
музей-заповедник Кижи (Спасо-Киж-ский
погост в Республике Карелия), Госфильмофонд
РФ (Московская область), Российский государственный
архив древних актов (г. Москва);
2) объекты, необходимые для
функционирования федеральных органов
государственной власти и решения
общероссийских задач — государственная
казна, имущество Вооруженных Сил,
имущество учреждений, финансируемых
из государственного бюджета, включающее
высшие учебные заведения, объекты
Российской академии наук и
др.;
3) объекты оборонного
производства (все предприятия, производящие
элементы и системы вооружения,
взрывчатые, отравляющие, радиоактивные,
расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские объекты
этого рода, независимо от доли
военных заказов, космические аппараты
и т.д.);
4) объекты отраслей, обеспечивающих
жизнедеятельность народного хозяйства
России в целом и других
отраслей (предприятия добывающей
промышленности, кроме добычи местного
сырья, топливно-энергетического комплекса,
железнодорожного, трубопроводного, воздушного
транспорта, связи, телевизионные и
радиоцентры, сортоиспытательные станции,
предприятия по производству
ценных пород рыбы, фармацевтической
промышленности и т.д.).
Законодательство устанавливает,
что некоторые объекты федеральной собственности
могут передаваться в государственную
собственность субъектов Федерации (например,
предприятия, занимающие доминирующее
положение на местных рынках товаров,
предприятия энергетического машиностроения,
санаторно-курортные учреждения и др.).
Некоторые объекты федеральной собственности
(например, недра земли) могут находиться
в совместном владении, пользовании и
распоряжении Федерации и ее субъектов,
а добытые полезные ископаемые по условиям
лицензии могут распределяться в зависимости
от того, в чьей собственности они находятся:
федеральной, субъектов Федерации, муниципальной
или частной.
Принципиальная черта России
как федерального государства — установление
Конституцией РФ единства экономического
пространства. Это значит, что на территории
России не допускается установление таможенных
границ между субъектами Федерации, установление
ими таможенных пошлин, сборов, каких-либо
препятствий для свободы перемещения
товаров, услуг и финансовых средств. Существует
единый Таможенный кодекс. Ограничения
перемещения товаров и услуг в определенных
обстоятельствах (например, при эпидемиях)
могут быть осуществлены только на основе
федеральных законов (некоторые основания
для таких ограничений предусмотрены
федеральными законами о чрезвычайном
положении, об оружии, о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения). Ограничения,
вводившиеся в некоторых субъектах в 90-х
гг. актами их губернаторов (главным образом
на вывоз продовольствия), были отменены
указами Президента РФ.
Составной частью единого экономического
пространства является единство денежной
и кредитной политики. Официальной денежной
(валютной) единицей на территории РФ является
рубль, введение каких-либо других денежных
единиц или денежных суррогатов запрещено,
хотя такие факты имели место (например,
в Хакасии). Эмиссия денежных знаков, введение
их в обращение и изъятие из обращения
возлагается исключительно на Банк России
(Центральный банк России), который организует
также денежное обращение (планирование
производства, перевозок банкнот и монет,
ведение кассовых операций и т.д.), устанавливает
единые правила кредитования и кредитных
расчетов.
Одна из важнейших характеристик
конституционно-правового статуса России
— единые Вооруженные Силы. Только Федерация
определяет структуру и организацию Вооруженных
Сил, разрабатывает и проводит оборонную
политику, решает вопросы войны и мира,
производит, продает и покупает оружие,
боеприпасы, военную технику. Федерация
осуществляет призыв на военную службу,
распоряжается Вооруженными Силами. Попытки
некоторых президентов субъектов Федерации
вмешаться в 1996 г. в распоряжение Вооруженными
Силами (запрет посылать в Чечню для проведения
военных действий местных призывников)
были отклонены Президентом РФ.
Существенным элементом конституционно-правового
статуса Российской Федерации является
федеральный государственный язык. Согласно
ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным
языком на всей территории РФ является
русский язык. Связано это с тем, что большинство
населения — русские, а подавляющее большинство
лиц многих других национальностей (по
данным переписей населения и опросов
до 80% в некоторых случаях) считают русский
язык своим родным языком. Иное решение
данного вопроса невозможно по объективным
причинам: в Федерации проживают лица
более 100 национальностей. Признание русского
языка государственным означает, что на
нем ведется работа в законодательных
и исполнительных органах государственной
власти, в судах, прокуратуре, он обязательно
изучается в общеобразовательных учреждениях,
на нем публикуются официальные документы.
Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено
также, что он является основным средством
межнационального общения народов РФ.
Вместе с тем, этим законом предусмотрено,
что граждане, не владеющие русским языком,
могут использовать в государственных
органах, учреждениях, организациях родной
язык, а в определенных случаях (в том числе
в суде) им обеспечивается перевод на родной
язык. Законодательство РФ предусматривает
также равные права народов России на
сохранение, развитие, государственную
поддержку их языков. Особая забота должна
быть проявлена по отношению к языкам
малочисленных народов, а также народов,
не имеющих национально-территориальных
образований. В то же время необходимо
овладение русским языком как языком межнационального
общения и другими языками народов РФ,
проживающих на одной территории.
Как уже отмечалось, федеративная
структура России находит свое выражение
в конституционно установленном разграничении
компетенции. Правовой статус РФ характеризуется
тем, что важнейшие вопросы отнесены к
сфере исключительных предметов ведения
Федерации, ее полномочиям.. Отнесение
этих вопросов к ведению Федерации означает,
что только органы государственной власти
Федерации (Президент, Парламент, Правительство)
могут осуществлять соответствующее нормативное
регулирование, а подчиненные им органы
(в том числе федеральные территориальные
органы, находящиеся в субъектах РФ) осуществлять
текущую управленческую деятельность
по этим вопросам. Предметы ведения РФ
закреплены в 18 пунктах (они обычно имеют
комплексный характер) ст. 71 Конституции
РФ. Отбор этих положений не всегда удачен
(в мире нет конституций, где такой отбор
идеален, к тому же он отражает условия
каждой страны), а запоминание и классификация
их затруднены. Некоторые российские авторы
делят их на семь групп (вопросы государственного
строительства, регулирования экономики
и социальных отношений, внешних сношений,
обороны и охраны границы, создания правоохранительных
органов и правовой системы, метеорологии
и статистической отчетности, государственных
наград и почетных званий РФ). Есть и другие
классификации. Кроме того, разграничение
предметов ведения осуществляется договорами,
заключаемыми органами государственной
власти РФ с органами государственной
власти субъектов РФ. Как указывалось
выше, эти договоры не всегда точно соответствуют
Конституции РФ.
Заключение.
Значение Федерации как формы
государственного устройства в настоящее
время очень велико. Федеративная система
существует в более чем двух десятках
стран мира - это десятая часть всех стран
мира, треть населения и больше половины
территории всех стран мира. Но эти показатели,
которые делают федеративную форму наиболее
эффективной, в вопросе о делении государства,
не главные. Главное то, что государства
с федеративной формой устройства более
динамичны в плане развития правовых отношений,
по сравнению с унитарной формой и в разной
степени в таких странах, но может осуществляться
всестороннее обеспечение процесса свободного
развития различных национальностей и
народностей, принцип плюрализма и демократизма,
гарантия прав и свобод граждан.
Российская Федерация – нетипичная,
отклоняющаяся от классических образцов
конституционная форма федерации; в ее
состав входят субъекты, организованные
как по национальному, так и по территориальному
признаку.
Выбор формы государственного
устройства должен быть связан со многими
факторами: историческими, экономическими,
культурными, религиозными, географическими
и др. Так определяющим фактором выбора
формы государственного устройства России
является многонациональный состав ее
населения, при том, что 81,5 % населения
составляют русские, 3,7% -татары, 2,9% - украинцы,
1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6%
- чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая
избежать сверхцентрализации с одной
стороны, и устанавливающая гарантии прав
субъектов Федерации, является оптимальной
формой национально-государственного
устройства для России.
Проблемы становления современного
федеративного государства являются насущными
и одними из важнейших для современной
России. Во многом от того, удастся ли перейти
к подлинно федеративному государству,
зависит дальнейшая судьба России: сохранение
единства государства, успешное проведение
экономической реформы, демократизация
политической жизни, интеграция с соседними
государствами, эффективное функционирование
законов и многое другое.
Список используемой
литературы.
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
2. Арзамаскин Н.Н. Федеративное
устройство современной России в условиях
переходности // Законодательство, комментарии,
проблемы. 2007. № 1 (74).
3. Конституционное право
России. М., 2007. С. 768.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное
право России. – М.: Юристъ. 2006 г. 587 с.
5. Чернов С.Н. Конституционно-правовое
регулирование отношений между
Российской Федерацией и её
субъектами. - СПб.: Изд-во Р.Асланова
«Юридический центр Пресс», 2004.
- 559 с.
6. Карапетян Л.М. Федеративное
устройство Российского государства:
Монография. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.
– 352 с.