Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:40, доклад
Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем - шел за советом к юристу.
Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.
- на вопросах, приводящих при условии применения Ius civile к последствиям, которые воспринимаются новым общественным сознанием как несправедливые. Здесь претор обещает поступить образом, не предусмотренным нормой права из соображений справедливости.
Юрист Папиниан очень четко
обобщает все сказанное: « Преторское
право – это право, которое
введено преторами для
Ius gentium – право народов
Наряду с городским претором в 240 г. до н.э. была учреждена вторая должность – претор по делам чужестранцев-перегринов – praetor peregrinus. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей.
Praetor peregrinus основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех, то есть основаны на естественном разуме – naturalis ratio.
Спорным является выделение в римском праве, наряду с ius civile, ius honorarium и ius gentium также ius naturale (У С. Н. Медведева Римское частное право Ставрополь.1994).
«В большей части произведений юристов классического периода мы не обнаруживаем даже следа этой трихотомии ( civile-gentium-naturale), - пишет Ч. Санфилиппо. Еще в «Институциях» Гая (II в н.э.) ius gentium и ius naturale отождествлялись. Просто ius gentium основывается на naturalis ratio. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где ius naturale проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. – «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам».
«Всякому бросается в глаза неюридический характер представления о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо.
Появление этой третьей категории отвечает требованиям скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это или интерполяция, или личное пристрастие Ульпиана.
Таким образом,ius naturale не есть отдельная, изолированная система. Естественное право – часть и цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз Римское частное право М.,2002 с.21)
Павел считает, что естественное право входит в общее понятие права: «Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» (D 1.1.1.1.) Римские юристы говорят о праве, как о нравственном явлении.
«Изучающему право,- пишетУльпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право»- jus. Право получило свое название от justitia – справедливость, ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» ( D 1.1.1.)
3.От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.)
В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения различных классических правопорядков.
Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число имперских чиновников, чьи полномочия непосредственно исходили от императора.
Сливаются ius civile и ius honorarium с преобладанием принципов, введенных преторским правом.
Источники римского права
Источником в широком смысле слова может оказаться всякое свидетельство, относящееся к Риму (археологическое, художественное и т.д.)
Однако в более специальном
смысле « источником римского права»
следовало бы называть те документы,
которые более или менее
С хронологической точки зрения юридические источники подразделяются на доюстиниановские и юстиниановские. Первые были собраны и опубликованы в различных изданиях, среди которых в Италии шире всего используется трехтомное собрание, озаглавленное «Fontes iuris romani anteiustiniani» (издатели Риккобоно, Бавьера, Феррини, Фурлани). Оно охватывает нормативные распоряжения, фрагменты юридических произведений, юридические акты частных лиц).
Юстиниановские источники – это не что иное как так называемый Corpus iuris civilis – «Свод гражданского права» Юстиниана, т.е. знаменитое обширное собрание, исполнение которого было возложено императором на специально назначенные законодательные комиссии. Первые три части этого труда, называемые соответственно Digesta, Institutiones и Codex, были созданы с 530 по 534г., между тем как отдельные законы Юстиниана продолжали выходить с 535 по 565 г. (год его смерти) и были собраны усилиями частных лиц в четвертой части Corpus, называемой Novellae (т.е. novellae leges, новые уложения).
Дигесты (Digesta) представляют собой антологию систематически расположенных по темам отрывков (фрагментов), извлеченных из сочинений римских юристов в 50 книгах.
Институции (Institutiones) представляют собой небольшое сочинение упрощенного характера в 4 книгах, имеющее как законодательное, так и учебное значение. И они также составлены главным образом из отрывков, заимствованных из Institutiones римских юристов, особенно из Гая.
Кодекс (Codex) является собранием законов, изданных императорами классического и послеклассического периода, а также и самого Юстиниана в 12 книгах.
Наиболее современное и важное издание Corpus iuris civilis было осуществлено Моммзеном, Крюгером, Шёллем, Кроллем (Berlin, изд. Weidmann). изданное Феодосией II в 438 г.