Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:40, доклад

Краткое описание

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем - шел за советом к юристу.

Оглавление

Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

римские юристы2.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

 

-  на вопросах, приводящих  при условии применения Ius civile к  последствиям, которые воспринимаются  новым общественным сознанием  как несправедливые. Здесь претор  обещает поступить образом, не  предусмотренным нормой права  из соображений справедливости.

 

Юрист Папиниан очень четко  обобщает все сказанное: « Преторское право – это право, которое  введено преторами для общественой пользы, с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить» ( D 1.1.7.1.)

 

Ius gentium – право народов

 

Наряду с городским  претором в 240 г. до н.э. была учреждена  вторая должность – претор по делам  чужестранцев-перегринов – praetor peregrinus. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей.

 

Praetor peregrinus основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех, то есть основаны на естественном разуме – naturalis ratio.

 

Спорным является выделение  в римском праве, наряду с ius civile, ius honorarium и ius gentium также ius naturale (У С. Н. Медведева Римское частное право Ставрополь.1994).

 

«В большей части произведений юристов классического периода  мы не обнаруживаем даже следа этой трихотомии ( civile-gentium-naturale), - пишет Ч. Санфилиппо. Еще в «Институциях» Гая (II в н.э.) ius gentium и ius naturale отождествлялись. Просто ius gentium основывается на  naturalis ratio. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где ius naturale проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. – «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам».

 

«Всякому бросается в  глаза неюридический характер представления  о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо.

 

Появление этой третьей категории  отвечает требованиям скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это  или интерполяция, или личное пристрастие  Ульпиана.

 

Таким образом,ius naturale не есть отдельная, изолированная система. Естественное право – часть и цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз Римское частное право М.,2002 с.21)

 

Павел считает, что естественное право входит в общее понятие  права: «Слово «право» употребляется  в нескольких смыслах: во-первых «право»  означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» (D 1.1.1.1.) Римские юристы говорят о  праве, как о нравственном явлении.

 

«Изучающему  право,- пишетУльпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право»- jus. Право получило свое название от justitia – справедливость, ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» ( D 1.1.1.)

 

3.От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.)

 

В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения различных классических правопорядков.

 

Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число  имперских чиновников, чьи полномочия непосредственно исходили от императора.

 

Сливаются ius civile и ius honorarium с преобладанием принципов, введенных преторским правом.

 

Источники римского  права

 

Источником в широком  смысле слова может оказаться  всякое свидетельство, относящееся  к Риму (археологическое, художественное и т.д.)

 

Однако в более специальном  смысле « источником римского права» следовало бы называть те документы, которые более или менее сообщают нам римские юридические нормы. Здесь может идти речь о так  называемых литературных источниках таких  как, надписи, сочинения историков, ораторов, землемеров, поэтов. Но речь может идти и о так называемых юридических источниках таких как, надписи с текстами законов, сочинения  юристов, официальные кодексы, частные  документы (папирусы, восковые дощечки  и др.).

 

С хронологической точки  зрения  юридические источники  подразделяются на доюстиниановские и юстиниановские. Первые были собраны и опубликованы в различных изданиях, среди которых в Италии шире всего используется трехтомное собрание, озаглавленное «Fontes iuris romani anteiustiniani» (издатели Риккобоно, Бавьера, Феррини, Фурлани). Оно охватывает нормативные распоряжения, фрагменты юридических произведений, юридические акты частных лиц).

 

Юстиниановские источники – это не что иное как так называемый Corpus iuris civilis – «Свод гражданского права» Юстиниана, т.е. знаменитое обширное собрание, исполнение которого было возложено императором на специально назначенные законодательные комис­сии. Первые три части этого труда, называемые соответственно Digesta, Institutiones и Codex, были созданы с 530 по 534г., между тем как отдельные законы Юстиниана продолжали выходить с 535 по 565 г. (год его смерти) и были собраны усилиями частных лиц в четвертой части Corpus, называемой Novellae (т.е. novellae leges, новые уложения).

 

Дигесты (Digesta) представляют собой антологию систематически расположенных по темам отрывков (фрагментов), извлеченных из со­чинений римских юристов в 50 книгах.

 

Институции (Institutiones) представляют собой небольшое сочинение упрощенного характера в 4 книгах, имеющее как законодательное, так и учебное значение. И они также составлены главным образом из отрывков, заимствованных из Institutiones римских юристов, осо­бенно из Гая.

 

Кодекс (Codex) является собранием законов, изданных императорами классического и послеклассического периода, а также и самого Юстиниана в 12 книгах.

 

Наиболее современное  и важное издание Corpus iuris civilis было осуществлено Моммзеном, Крюгером, Шёллем, Кроллем (Berlin, изд. Weidmann). изданное Феодосией II в 438 г.


Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме