Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия». Довольно долго слово "демократия" обращалось на политическом рынке как необеспеченная валюта. Однако в настоящее время уже достигнуто соглашение относительно тех минимальных требований, соблюдение которых позволяет той или иной политической линии именоваться "демократической". Хорошо это или плохо, но "демократия" остается ключевым понятием в современной политике. Конкретизировав его значение, можно принести реальную пользу политическому анализу и политической практике.

Оглавление

Глава I. Развитие демократии
1.1 Значение термина «демократия», история демократии……………….………5
1.2 Волны демократизации………………………………………………………….9
Глава II. Демократия как государственно-правовой режим
2.1 Основные принципы демократии………………………………………….….17
2.2 Формы демократии…………………………………………………………….22
2.3 Значение демократии………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

демократия.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

              Итак, основными принципами современной демократии являются:

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

7. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

8. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

9. Учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений.

10. Наличие легальной оппозиции.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

2.2 Формы демократии.

 

              Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели.

1.      При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений.

2.      В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия.

3.      Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвергается имущественным ограничениям. Родственной моделью является плутократия, где правящий класс проводит политику преимущественно в интересах крупного капитала.

4.      Эгалитарная демократия имеет своей целью осуществление политики в интересах всей нации и ставит их выше интересов меньшинства или отдельного гражданина. Националистические варианты этой модели трактуют нацию в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами только лица определённых национальностей.

5.      Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована на воле простого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства.

6.      Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия-совокупность теорий и концепций, развивающих идеи демократии в русле идеологии и политики либерализма. Социально-экономическими и идейно-политическими предпосылками возникновения либеральной демократии были развитие рыночных отношений, идеологическая и политическая секуляризация, становление национальных государств. Она основана на ряде принципов:

      Правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства

      Мирная смена власти путём периодических выборов

      Общественный компромисс и поиск консенсуса

      Информационная открытость процесса принятия политических решений

      Влияние граждан на принятие решений

      Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства

      Верховенство права

      Гарантии политических, гражданских и социальных прав человека

      Гарантии прав оппозиции

7.      Имитационная демократия имеет ряд внешних атрибутов народовластия, однако фактически влияние граждан на процесс принятия решений крайне мало. Это может быть связано с тем, что часть граждан лишена избирательного права, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Разновидностью этой модели является система с доминирующей партией.

8.      Плюралистическая демократия говорит о необходимости существования множества центров власти, а следовательно, и центров принятия политических решений. Не отрицая важность политического лидерства, сторонники плюралистической демократии (Р. Даль, Д. Трумэн) считают неоправданными претензии какой-либо одной элиты на представительство интересов всего общества. Плюралисты делают главный упор не на индивидов, а на многочисленные заинтересованные группы, каждая из которых стремится повлиять на процесс принятия решений.

9.      Модель легальной демократии во многом представляет собой возврат к протективной демократии с ее основопологающим принципом. Как и в других теоретических моделях демократии, авторы данной теории (Р. Нозик, Ф. Хайек) выступают за отделение государства от гражданского общества и принципы правового государства. Однако главное в демократии, по мнению легалистов, заключается в минимизации роли государства и создании максимального простора для индивидуальной свободы и развития свободных рыночных отношений. Именно на это и должна быть направлена власть закона, которая стоит выше как государства, так и воли большинства. Поэтому бюрократическое регулирование должно быть сведено к минимуму, а деятельность различных заинтересованных групп – жестко ограничена. При этом легалисты практически отрицают любые формы социальной демократии, ограничивая ее только политико-правовой сферой. Во второй половине XX в. эта концепция легла в основу идеологической и практической деятельности движения “новых правых”. Эти идеи были также использованы известными политическими лидерами Р. Рейганом и М. Тэтчер при выработке их экономической и социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Значение демократии.

 

              Сегодня ведется достаточно много дискуссий о ценности демократии, ее преимуществах и недостатках.

              Демократия была предметом анализа с точки зрения её воздействия на другие ценности и как самостоятельная ценность. Распространённые аргументы в пользу демократии:

      Она помогает предотвратить деспотизм

      Она помогает людям защитить их интересы

      Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию

      Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам

      Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека

      Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения

      Она в принципе способна обеспечить политическое равенство

      Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами

Некоторые из перечисленных доводов являются недостатками демократии с точки зрения её противников. Также широко обсуждался ряд аргументов против демократии:

      Она позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт всех остальных

      Она открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством

      Она наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны

      Она отвлекает людей от проблем и возможностей их частной жизни

      Она неэффективна в переходный период в плане экономики, управления и порядка

      Она неэффективна по сравнению с рыночным саморегулированием общества

      Диктатура большинства. Даже если принятое решение равным образом учитывает предпочтения всех граждан, для части общества оно может иметь неприемлемые последствия с точки зрения морали или права. Во многих теориях подобные решения считаются нелегитимными. Реализация всеобщего избирательного права и пропорциональная избирательная система способствуют более точному представлению интересов, однако не снимают проблему. Выход лежит в создании некоторой дополнительной системы сдержек и противовесов, которая защищает меньшинство от произвола со стороны большинства и при этом не противоречит демократии.


Заключение.

 

Демократия является наиболее прогрессивной ступенью в развитии государственно-правового режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась демократия.

Но демократия не всегда означает благо для государства, людей, общества. Прежде всего этот политический режим должен максимально соответствовать политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективно­сти являются наличие в обществе консенсуса по осново­полагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граж­дан «демократических правил игры», преобладание индивидуалистического сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нрав­ственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.

Кроме того, необходимо учитывать нынешнюю обстановку в стране и мире. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях - в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.

              В настоящее время существует еще одна проблема использования демократии. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

Таким образом, можно сказать, что демократия является предпочтительным политическим режимом лишь в руках правильной власти, умелом ее использовании и в подходящих для этого обстоятельствах.


Список литературы:

 

1.      Арон Р. «Демократия и тоталитаризм», Москва, 1993.

2.      Брайс Д. Современные демократии. Москва, 1992.

3.      Венгеров А.Б. «Теория государства и права», Москва, 2005.

4.      Грачев М.Н., Мадатов А.С. «Демократия: методология исследования, анализ перспектив» Алкигамма, Москва, 2004.

5.      Давлетшина Н.в., Кимлика Б.Б., Р. Дж. Кларк, Д. У. Рэй « Демократия: государство и общество», Москва 1995.

6.      Даль Р. «Введение в теорию демократии», Москва, 1992.

7.      Даль Р. «О демократии» Аспект пресс, Москва 2000.

8.      Дьюи Дж. Демократия и образование. — Москва, 2000.

Информация о работе Демократия