Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 05:20, контрольная работа
1. Организация власти и управление в Спарте.
2. Основные этапы становления Афинской демократии
3. Государственный строй Афин в V - IV вв. до н. э.
Тема 5. Демократия в Афинах и Спарте
План:
Список используемой литературы и источников:
1. Абдурахманова И.В. «История государства и права зарубежных стран». – М.., 2002 г.
2. Аристотель о спартанских учреждениях // Там же. С. 58-59.
3. Аристотель. Афинская Полития (Государственное устройство Афин) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М., 1999. С. 96-103.
4. Виннер Р. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995. С. 108-143.
5. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. И. Батыра. М., 1998. С. 61-78.
6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000. – С.148 – 161.
7. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. /Под ред. Н.А.Крашенинниковой и О.А.Жидкова. М., 1999. Ч.1. С. 106- 123.
8. История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2007 г. – С. 134 -145.
9. Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 56-58.
10. Плутарх.
Сравнительные жизнеописания // Там же.
С. 103-107.
Введение
История Греции, благодаря выдающимся археологическим открытиям, начинается с III в до н.э.. Это время разложения родового строя и формирования первых государств Средиземноморья. Знание и изучение деталей организации власти и государственного строя первых протогосударств является основой для понимания сущности системы управления государством в целом.
Анализ основных этапов становления афинской демократии предоставляет возможность оценить уровень развития общественных отношений и настроений в прошлом, а также избежать непредвиденных общественных реакций в будущем, ведь как заметил Ирек Биккин «У того, кто не знает своего прошлого - нет будущего…»
1. Организация власти и управление в Спарте
Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате завоевания обширной территории Леконики, где проживали ахейские племена, дорийцами. Спарта просуществовала до середины II в. до н. э., пока окончательно не ослабела из-за внутренней борьбы и не попала под власть Рима. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII — VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области — Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.
Завоевание
привело к возникновению
Установление общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурга. Приписываемое ему законодательство появилось в обстановке острой борьбы, развивавшейся в спартанском обществе. Общественный строй Спарты сохранял пережитки превобытнообщинного строя и был построен на военной организации.
Законы Спарты были направлены прежде всего на недопущения образования резкой имущественной дифференциации среди "равных", как называли себя спартиаты, что проявлялось неимоверной заботой о солидарности.
Общественный строй был представлен тремя слоями населения: спартиатами, периеками и илотами. Спартиаты пользовались политическими правами, были обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь собственность, в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в политических правах. Илоты же имели статус государственных рабов, они не обладали правоспособностью, но могли иметь право собственности на свои орудия производства и свое хозяйство, 50 % доходов они обязаны были уплачивать спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена.
Спарта
была примером рабовладельческой
Основным органом в Спарте была герусия - совет старейшин, возглавлявший все государственное управление, он сохранился еще от родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в ее состав входили два царя. Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из наиболее известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным собранием, которому они были бесподконтрольны. Первые геронты были назначены Ликургом. Герусия готовила внешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных лиц. Она обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании (апелле).
Герусия
располагала практически
Народное собрание (апелла) решающую роль в политической жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю и по решению должностных лиц. Участвовали в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание и сохранившие свои наделы. Основанием для лишения прав политического гражданства была неуплата взноса на установление общественной трапезы. Собрание было только пассивным властным органом: "Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари". При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.
К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Порядок
деятельности народного собрания давал
возможность спартанской
Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функцию военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть.
С течением времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров. Они занимали исключительное положение в государстве. Своим повышением эфоры были обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. В коллегии участвовало 5 эфоров. Первый из них эфор-эпоним председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии и сами народные собрания созывались эфорами; они же имели только право предлагать законы. Эфоры составляли единую коллегию и выносили решения по большинству голосов. В их руках целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция и им принадлежала полицейская власть в полисе.
Одной из функций эфоров был контроль за деятельностью царей с целью не допустить усиления их власти и установления монархии. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии.
В
своей деятельности эфоры давали
отчет только своим преемникам. Бесконтрольность
эфоров, невозможность привлечения
к судебной ответственности породила
злоупотребление ими своей
2. Основные этапы становления афинской демократии.
Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.
Социальная структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых сограждан — земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги) и батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.
Афинскими племенами вначале управляли наследственные вожди (базилевсы), военачальники (полемархи) и архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции). Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течение 10 лет и, наконец, неболее одного года, как и все другие должностные лица. Существовало собрание бывших архонтов — ареопаг и народное собрание — экклесия, состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.
Реформы Солона. В 594 г. до н. э. архонт Солон (один из девяти входивших в коллегию архонтов) был облечен чрезвычайными полномочиями с целью разрешить затяжной конфликт между сословием знати (эвпатридов) и большинством народа, поднявшегося против порабощения за долги и против различных притеснений. К этому времени бедняки оказались в порабощении у олигархов вместе с детьми и женами. Назывались они пелагами (от слова «ближние») и шестидольниками (они платили владельцу пять шестых урожая). Землю большинство из них обрабатывало на условиях аренды. В обеспечение ссуды шли в кабалу и сами они, и дети. Высшие должности были выборными, но занимали их с учетом знатного происхождения и богатства.
Сам Солон воспринимался обеими партиями с доверием: для богатых он был человеком зажиточным, а бедные высоко ценили его как человека честного.
Первым делом он освободил соотечественников от долгов — и на текущий момент, и на будущее — и воспретил обеспечение ссуды личной кабалой должника. Одновременно он произвел отмену частных и государственных долгов, что получило название сисахфия (стряхивание бремени). В дополнение к сисахфии Солон ввел ограничение землевладения, установив максимальный размер такого владения. Одновременно введена свобода завещаний, что сделало возможным отчуждение (продажу) и закладывание земли на законном основании. В поддержку интересов бедноты был разрешен вывоз оливкового масла, но запрещен вывоз хлеба, нашло поддержку и поощрение ремесла.
Введенная им свободная продажа земли не сопровождалась, однако, ее переделом и дроблением.
На основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством. Его целью было перераспределение роли и участия этих классов в учреждениях властного контроля и управления.
В результате использования новых имущественных критериев различения классов был выделен класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т. е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), класс всадников (получающих 300 мер), зевгитов (200 мер) и фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения. И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах.
Высшие должности он сделал избирательными по жребию из