Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:59, доклад
Родилась 24 ноября 1910 г. в г. Вышнем Волочке Тверской губернии в семье рабочего-металлиста. Отец - Алексей Фурцев - погиб в Первую мировую войну на Петроградском фронте. Мать - Матрёна Николаевна (1890-1972) - 30 лет работала на ткацкой фабрике, была необразованной, не умела расписаться, но являлась депутатом городского Совета.
Екатерина Алексеевна
ФУРЦЕВА (24.11(07.12).1910 - 24.10.1974)
Член Президиума ЦК КПСС с 29.06.1957 г. по 31.10.1961
г.
Кандидат в члены Президиума ЦК КПСС с
27.02.1956 г. по 29.06.1957 г.
1-й секретарь Московского горкома КПСС
с 29.03.1954 г. по 30.06.1957 г.
Секретарь ЦК КПСС с 27.02.1956 г. по 04.05.1960 г.
Министр культуры СССР с 04.05.1960 г. по 24.10.1974
г.
Член ЦК КПСС в 1956-74 гг. (кандидат в члены
ЦК в 1952-56 гг.)
* * *
Родилась 24 ноября
1910 г. в г. Вышнем Волочке Тверской губернии
в семье рабочего-металлиста. Отец - Алексей
Фурцев - погиб в Первую мировую войну
на Петроградском фронте. Мать - Матрёна
Николаевна (1890-1972) - 30 лет работала на ткацкой
фабрике, была необразованной, не умела
расписаться, но являлась депутатом городского
Совета.
В комсомол Екатерина Фурцева была принята
раньше необходимого возраста. В 1925 г.
закончила семилетку, после чего поступила
в школу фабрично-заводского ученичества
(ФЗУ), где получила профессию ткачихи.
С 1928 г. работала ткачихой на фабрике "Большевичка"
в Вышнем Волочке. В 1929 г. оказалась в числе
500 комсомольских активистов из промышленных
областей, которые по решению ЦК ВЛКСМ
направили для оказания помощи комсомольским
организациям Центрально-Чернозёмной
области. Попала в Курскую область, где
возглавила Корневский райком ВЛКСМ. Оттуда
переведена в Крым. Была секретарём Феодосийского
горкома комсомола, заведующей орготделом
и членом бюро Крымского обкома комсомола.
Часто ездила в Коктебель, где была база
первых советских планеристов. Там познакомилась
с будущим конструктором космических
кораблей С.П.Королёвым. Увлеклась планерным
спортом.
Была хорошей пловчихой.
Обком партии рекомендовал её на Высшие
академические курсы Аэрофлота, списки
слушателей которых утверждало Оргбюро
ЦК ВКП(б). После трёх лет учёбы под Ленинградом
была направлена в Саратовский авиационный
техникум помощником начальника политотдела
по комсомолу. Вышла замуж за своего начальника,
инструктора лётного звена Петра Ивановича
Биткова. В 1936 г. его перевели в Политуправление
Аэрофлота в Москву. Ей предложили вакантную
должность инструктора отдела студенческой
молодёжи ЦК ВЛКСМ. Перед зачислением
с ней беседовал Генеральный секретарь
ЦК ВЛКСМ А.В.Косарев. Этим обстоятельством
Фурцева очень гордилась, подчёркивала
в разговорах, что несколько раз докладывала
ему о своей работе. После его ареста разоблачала
как "врага народа", требовала суровой
расправы.
По комсомольской
путёвке, не имея аттестата зрелости, поступила
в Московский институт тонкой химической
технологии им. М.В.Ломоносова, который
окончила в 1941 г. с дипломом инженера-химика.
Училась весьма посредственно, зато преуспевала
в общественной деятельности. Поступила
в аспирантуру, была секретарём парткома
института. В 1942 г. с родившейся дочерью
была покинута мужем, ушедшим в первый
день войны на фронт и вскоре письмом уведомившим,
что у него теперь другая семья. Её, ожидавшую
ребёнка, вместе с институтом эвакуировали
в Куйбышев. Работала там инструктором
горкома партии. В августе 1942 г. вернулась
в Москву. В ноябре того же года была избрана
секретарём Фрунзенского райкома ВКП(б)
г. Москвы. Жила в маленькой комнате с ребёнком,
матерью-пенсинеркой и братом, то и дело
попадавшим в пьяные истории. Обедать
обычно ходила в столовую Дома учёных,
что напротив райкома. Там познакомилась
с директором Дома - актрисой Художественного
театра и гражданской женой М.Горького
Марией Андреевой. От неё - азы элегантности,
хорошего тона и... партийного
пыла. Наставником Фурцевой был первый
секретарь Фрунзенского райкома Пётр
Богуславский. Он любил её, но был женат,
всё, что знал и умел, вкладывал в неё и
продвигал второго секретаря на первый
план. В конце 40-х годов был репрессирован.
В райкоме познакомилась с Николаем Павловичем
Фирюбиным, ставшим впоследствии заместителем
министра иностранных дел СССР и её мужем.
Н.П.Фирюбин имел жену и двоих детей. На
развод подал в 1951 г., когда ушёл с партийной
работы в Моссовет. Их тайные встречи породили
множество домыслов. Все в ЦК партии, начиная
от секретарш и заканчивая секретарями
ЦК, обсуждали безрассудные поездки Фурцевой
к Фирюбину.
Внешне она вела себя
непозволительно. При каждом удобном случае
летела к нему в Прагу, потом в Белград,
куда его перевели послом. Все это было
на глазах у всех, но она не собиралась
скрываться. Ему это явно льстило. Они
даже не заметили, как плавно их страсть
переросла в игру под названием "Ромео
и Джульетта". Фирюбин искал повод разорвать
прежний брак, грозился от всего отречься,
но Фурцева. его ни о чем не просила, ничего
не требовала и, может быть, поэтому чем-то
притягивала.
Читала написанные для неё сотрудниками
райкома доклады неграмотно, перевирала
слова, путала ударения. Начала заучивать
тексты наизусть, репетировала перед зеркалом,
как когда-то заучивала роли в школьном
драмкружке. Память у неё была цепкая,
выступления получалисьэмоциональные,
артистические, а главное, без бумажки,
что было тогда в диковинку. В 1948 г. окончила
заочно Высшую Партийную Школу при ЦК
ВКП(б). 21.01.1949 г. в Большом театре на торжественном
заседании, посвящённой 25-й годовщине
со дня смерти В.И.Ленина, Н.М.Шверник представил
её Сталину. Ему она понравилась. В январе
1950 г. выступила с докладом на собрании
партийного актива Фрунзенского района,
проведённого в связи с постановлением
ЦК ВКП(б) "О недостатках в работе тов.
Попова Г.М.", снятого с постов первого
секретаря МК и МГК ВКП(б).
Яростно обличала вчерашнего
своего "талантливого руководителя
и наставника". Избранный вместо него
Н.С.Хрущёв принял участие в работе Фрунзенской
районной партийной конференции, где познакомился
с Е.А.Фурцевой. У них возникла взаимная
симпатия. В 1950 г. Хрущёв выдвинул её вторым
секретарём МГК ВКП(б). Сферой её деятельности
стали идеология, культура и наука, а также
административные органы столицы. При
ней началось строительство Театра им.
Моссовета, Театра оперетты, реконструкция
Театра им. Вл. Маяковского, появились
новые кинотеатры. Когда возникло "ленинградское
дело", провела чистку от ленинградцев
крупнейших вузов Москвы. Из аспирантуры
Московского государственного педагогического
института была отчислена М.А.Литвинова,
жена Н.А.Вознесенского. Спустя два дня
были уволены директор пединститута, заведующий
кафедрой советской литературы и даже
заведующая канцелярией, которые принимали
на учёбу жену "врага народа". Освобождён
секретарь партбюро института, принимавший
у неё партийные взносы, ему не дали защитить
подготовленную диссертацию. Потом наступил
черёд просто знакомых М.А.Литвиновой.
Их набралось 11 человек: преподавателей,
аспирантов.
Почувствовав власть, Фурцева стала резкой,
не терпящей возражений. Во время возникновения
дела "врачей-убийц" организовала
его пропагандистское обеспечение, давала
поручения проводить митинги, собрания,
публиковать гневные отклики трудящихся.
15.01.1953 г. докладывала Н.С.Хрущёву о требованиях
трудовых коллективов: "...этих людоедов,
потерявших всякий человеческий облик,
бросить надо в расплавленный металл..."
Согласно народной молве, с Н.С.Хрущёвым
её связывали близкие отношения.
С 29.03.1954 г. первый секретарь МГК КПСС. При
И.В.Сталине руководитель Московского
обкома одновременно возглавлял и Московский
горком партии. Н.С.Хрущёв подчинил столичную
парторганизацию непосредственно ЦК КПСС.
Е.А.Фурцева стала его человеком. Поддержала
в записке в ЦК КПСС и Совет Министров
СССР предложение академика А.Н.Бакулева
и
кардиохирурга Б.В.Петровского
о строительстве крупных медицинских
центров в Москве. Под её контролем началась
разработка генерального плана строительства
клиники на 2500 коек для 2-го Медицинского
института и клинического городка для
Академии медицинских наук СССР. Памятник
Юрию Долгорукому, стадион в Лужниках,
цирк на Проспекте Вернадского и ещё десять
цирков по стране; строительство Музыкального
детского театра Натальи Сац, хореографического
училища Большого театра, картинной галереи
на Крымском валу, библиотеки иностранной
литературы, хранилища Библиотеки им.Ленина
в Химках и т.д. Всё это было сделано, благодаря
ей.
В 1956-60 гг. секретарь ЦК КПСС. Была высокой
и стройной, очень привлекательной, постоянно
следила за собой, каждый день делала гимнастику,
играла в теннис, бегала. Одевалась с большим
вкусом, в этом ей помогала художница Надя
Ходасевич-Леже, вдова Фернана Леже. Она
познакомилась с ней в 1961 г. и Леже ввела
её в круг и французской интеллигенции,
и французской компартии... Среди записей
дочери Фурцевой тех дней есть такая: "Её
впечатления нельзя ни с чем сравнить.
Она влюбилась во Францию и смеялась, что
просто не может отступить от русской
традиции
- поклоняться всему
французскому. Надя подсказала ей, где
одеваться. У мамы теперь появились вещи
от Ланвена, да и духи "Арпеж" очень
ей подходят". Некоторые модели делал
ей Вячеслав Зайцев. Светлые медового
цвета волосы закалывала в мягкий пучок.
Полотняные костюмы подчёркивали синеву
глаз. Вечером 07.11.1955 г., когда Президиум
ЦК КПСС устроил первый большой приём
в Кремле, пришла в бальном платье и вальсировала
с К.Е.Ворошиловым, А.И.Микояном, М.Г.Первухиным.
Только один Н.С.Хрущёв не дал увлечь себя
на танцевальную площадку. Подруги детства
вспоминали её "серебристый смех",
партийные коллеги за глаза звали Мальвиной
- за миловидность, ухоженность и "правильность".
Обожала черносмородиновый напиток, изготовлявшийся
для неё в спеццехе Московского завода
фруктовых вод. Подчинённые подготовили
для неё кандидатскую диссертацию на тему
партийного руководства министерствами.
Уже была близка защита, но случилось непредвиденное:
тема потеряла актуальность в связи с
ликвидацией министерств, вместо которых
были созданы совнархозы.
На ХХ съезде КПСС (февраль
1956 г.) выступила в прениях первой. Манера
выступления была нетрадиционной: оратор
почти не заглядывала в написанный заранее
текст. Создавалась полная иллюзия экспромта.
В 1957 г. ввела в практику работы МГК проведение
в Лужниках или в Колонном зале Дома Союзов
многолюдных митингов трудящихся, посвящённых
возвращению Н.С.Хрущёва из зарубежных
поездок. Накануне открытия в Москве Всемирного
фестиваля молодёжи и студентов (1957 г.)
говорила на аппаратном совещании: "Есть
слухи, что завезут инфекционные заболевания,
начали проводить прививку. В то же время
было четыре случая каких-то уколов совершено
в магазинах, когда девушка стояла в очереди
за продуктами, подходит человек, в руку
делает укол. Пострадавшие находятся в
больнице, состояние их хорошее. Это делается
врагами, чтобы создать панику вместо
торжества... Главное, что мы должны учитывать,
это - мы недооцениваем советских людей,
их патриотизм. Зимой приезжала делегация
американцев, среди делегатов был один
корреспондент-разведчик.
Идут по Москве и видят,
что пьяный идёт навстречу в спецовке,
сейчас же корреспондент его сфотографировал,
поинтересовался, кто он такой, обратился
к нему на ломаном русском языке, "где
работаете, сколько зарабатываете, вид
не очень приличный, плохо, наверное, живёте".
На это рабочий ответил: "Живу я очень
хорошо, у меня жена, семья, все обеспечены,
даже на водку деньги остаются, пойдёмте
ко мне в гости, я вас угощу". Тогда американец
смутился. Когда наши представители пошли
к этому рабочему узнать, кто он и где живёт,
оказалось, что он простой слесарь-ремонтник,
живёт на 8 метрах в полуподвальном помещении
с семьёй в пять человек. После этого мы
дали ему квартиру. Человек в пьяном виде
так мог отпарировать. Наши люди безусловно
честные, более патриотичны, чем другие
нации".
Во время июньского (1957 г.) внутрипартийного
кризиса в Президиуме ЦК КПСС выступила
на стороне фактически смещённого Н.С.Хрущёва,
способствовав тем самым его победе над
сторонниками сталинской линии. По свидетельству
Д.Т.Шепилова, на сторону Н.С.Хрущёва стала
не сразу: "...Фурцева до этого ко мне
бегала: что у нас делается, всё разваливается,
всё гибнет. И когда приходила, то шептала:
давайте отойдём! Подслушивают, закройте
чем-нибудь телефон. А накануне заседания,
за два дня, приходит бледная, возбуждённая
Фурцева и, видимо, зная, что Хрущёв уже
обо всём осведомлён, говорит: я пришла
вас предупредить, что если будет обсуждаться
этот вопрос и вы позволите себе сказать,
о чём мы с вами говорили, мы вас сотрём
в лагерную пыль". Вместе с маршалом
Г.К.Жуковым Фурцева входила в комиссию
по делам реабилитации военнопленных,
вместе с ним же занималась проектом строительства
мемориала у Поклонной горы.
В 1960 г. в составе высокой правительственной
делегации вместе с Ворошиловым и Козловым
Фурцева облетела всю Индию и Непал. Побывав
на выставке Святослава Рериха, Екатерина
Алексевна пригласила художника в СССР
с первой выставкой.
В том же 1960 г. в телефонном разговоре с
А.Б.Аристовым критически отозвалась о
Н.С.Хрущёве, которому стало известно содержание
их беседы. Разгневанный Н.С.Хрущёв на
следующем Пленуме ЦК освободил её от
должности секретаря ЦК КПСС. Входила
в состав группы, которую возглавлял Н.Г.Игнатов,
конкурировавший с Ф.Р.Козловым за первенство.
Ф.Р.Козлов убедил Н.С.Хрущёва не включать
членов группы Н.Г.Игнатова в состав Президиума
ЦК КПСС. Как вспоминал А.И.Микоян, он поддержал
это предложение, хотя ему было жаль Е.А.Фурцеву:"Но
невозможно было её
отделить: она была
целиком и с ними".
С 1960 г. по 1974 г. министр культуры СССР.
На XXII съезде КПСС (октябрь 1961 г.) М.Шолохов
сказал о ней, что писатели давно мечтали
о таком министре: "Всем взяла наша дорогая
Екатерина Алексеевна: и дело своё отлично
поставила, потому что знает и любит его,
и внешностью обаятельна, и в обхождении
с деятелями культуры то же самое обаятельна".
Однако дальше изящно и остроумно дезавуировал
основные положения её выступления и особенно
призыв к молодым писателям поехать на
стройки коммунизма. На этом съезде Фурцева
не была избрана секретарём ЦК. Членом
ЦК осталась. Вернувшись домой, вскрыла
себе вены. Потеряла много крови, прибывшие
врачи застали её в тяжёлом состоянии,
но спасли. Не явилась на заключительное
заседание съезда. На следующий день на
заседании расширенного состава ЦК партии,
членом которого Фурцева
оставалась, он, криво посмеиваясь, объяснил
членам партии, что у Екатерины Алексеевны
- банальный климакс и не стоит на это обращать
внимание. Фурцевой аккуратно эти слова
передали. Она закусила губу и поняла:
второй раз женские игры в компании, которая
играет только в мужские, не проходят.
И замкнулась в себе. Была представлена
для вывода из состава ЦК КПСС в опросном
порядке. В последний момент Н.С.Хрущёв
передумал и не дал хода проекту подготовленного
документа. 04.03.1962 г. была вызвана на заседание
Президиума ЦК. По словам Н.А.Мухитдинова,
тоже вызванного в Кремль, рыдала, стоя
в конце длинного стола: "От Фурцевой
требовали объяснений, почему не явилась
на заключительное заседание съезда. От
волнения и слёз она еле говорила, и ей
предложили сесть. Вызвали и её мужа Н.П.Фирюбина,
заместителя министра иностранных дел,
избранного на этом съезде кандидатом
в члены ЦК. Оказалось, он тоже не присутствовал
на заключительном заседении съезда. Никита
Сергеевич крепко ругал его. Напомнив
прежние ошибки, он сказал: "Как партийный
работник в прошлом, как муж, вы должны
были проявить волю, ум - не только самому
явиться на съезд, но и предотвратить позорные
действия жены". Он извинялся, выражал
раскаяние". В тот же день на Пленуме
ЦК КПСС Н.С.Хрущёв проинформировал членов
ЦК о состоявшемся разговоре с Е.А.Фурцевой:
"Она пользовалась большим уважением,
возглавляла столичную парторганизацию,
входила в состав Президиума и Секретариата
ЦК, в
последнее время являлась
министром культуры Союза. Но после организационного
Пленума проявила безволие только из-за
того, что не избрана членом Президиума,
нанесла себе телесные подтверждения.
На Президиуме её резко критиковали. Она
признала свои ошибки, обещала сделать
выводы". Н.С.Хрущёв предложил ограничиться
этими мерами.
Фурцева организовывала встречи творческой
интеллигенции с Президиумом ЦК КПСС.
В последние годы жизни пристрастилась
к спиртному. В семье начались нелады,
часто ссорилась с мужем. Любила париться
в бане, ходила туда с двумя подругами-инженерами.
Сами готовили веники, в бане пили водку,
пиво под вяленую рыбу. По словам певицы
Л.Г.Зыкиной, на правительственных приёмах
и банкетах она наливала Е.А.Фурцевой в
рюмку воду вместо водки, чтобы она не
спивалась. КПК при ЦК КПСС объявил ей
выговор за использование служебного
положения в корыстных целях: за символическую
цену для личной дачи приобрела строительные
материалы, выделенные на реконструкцию
Большого театра. Дачу отобрали, 25 тыс.
рублей, которые Е.А.Фурцева лично внесла
на строительство, ей возвратили.
На 70-летие Н.С.Хрущёва (апрель 1964 г.) подарила
ему одну из трёх существовавших полных
коллекций всех марок, выпущенных в СССР,
точную стоимость которой не могут назвать
даже знатоки филателии. Коллекция осталась
в его семье. Подарила знаменитую картину
К.Малевича "Чёрный квадрат" американскому
ценителю искусства Арманду Хаммеру. С
Хаммером она дружила. Как-то она сказала:
"У нас сорок два Рембрандта, и ни одного
Гойи". И А.Хаммер привёз ей картину
Гойи. Только Фурцевой Москва обязана
тем, что целую неделю здесь была "Мона
Лиза" Леонардо да Винчи.
Екатерина Алексеевна
договорилась с французским послом, чтобы
великую картину задержали по пути из
Японии в Париж. Добилась, чтобы военные
сделали для неё уникальную капсулу. Риск
был безумный, но "Мона Лиза" явила
Москве свой загадочный лик. Международный
конкурс Чайковского - её победа. А то,
что Ван Клиберн получил первое место
- особая. Потому что не полагалось иностранцу
побеждать в Москве. Но Фурцева уже понимала:
престиж конкурса создаётся компетентностью
и независимостью оценок. Возобновление
Международного Московского кинофестиваля,
Международный конкурс артистов балета...
При ней гастроли артистов - нащих за рубежом
и зарубежных у нас - перестали быть редкостью,
стали чем-то постоянным и едва ли не обыденным.
И. А. Антонова, директор Музея изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, много работавшая
с Фурцевой, вспоминает: "У неё была
страсть к масштабным проектам. Вывезти
шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского
и Пушкинского музеев в Японию без страховки
под личную ответственность - она умела
рисковать..."
Владимир Баскаков, заместитель министра
культуры, вспоминал:
"...Настроение у Фурцевой менялось быстро,
стоило сменить круг общения. Общение,
которое было её работой, было и её ежедневной
радостью. Снимая "Войну и мир", потом
получившую "Оскара", Сергей Бондарчук
обошёл художественный совет студии, получив
"добро" на выбранных им актеров у
министра. И, напротив, Фурцева закрыла
для Ролана Быкова роль Пушкина, собственное
восприятие было для неё аргументом. Но
она поддавалась убеждению, особенно,
если разговор шёл наедине. К людям искусства
относилась с пиететом, хотя и верила в
возможность партийного руководства ими.
У неё были свои пристрастия - Бондарчук,
Ефремов, Рихтер и, конечно, Плисецкая".
У неё на даче в Переделкине собиралось
интересное общество: близкая подруга
Вера Марецкая - Екатерина Алексеевна умела
дружить, подруги у нее сохранялись на долгие
годы, - близкие друзья писатель Константин
Симонов, актер Ростислав Плятт, режиссёр
Юрий Завадский. Екатерина Алексеевна
ездила в отпуск на Валдай. Там она жила
не в санатории, а, прихватив палатку и лодку,
устраивалась на природе, у озера, и часами
удила рыбу, ухой из которой потом угощался
весь санаторий.
Писатель М.Шолохов называл её отличным
министром. Композитор М.Таривердиев был
иного мнения: "Человек трогательной
безграмотности в области культуры".
По его словам, не отличала симфоническую
поэму от оперы. Г.Вишневская вспоминает
её как "запойную пьяницу", которая
"ни черта не смыслит". Также лучшим
министром её называла балерина Майя Плисецкая.
На похоронах Фурцевой она сказала: "Будут
другие, но такой - никогда!"
Немало Екатерина Алексеевна помогала
советским деятелям культуры. Например,
Святослава Рихтера не пускали на похороны
матери в Германию (сложность была в том,
что мать уехала с отступающими немцами).
Фурцева добилась разрешения. Сыну скульптора
Льва Кербеля добывала дефицитнейшее
лекарство. Квартиры для Юрия Любимова
она же добилась. Да и знаменитый Театр
на Таганке был построен по её записке
всесильному Суслову.
Дочь Фурцевой вспоминала, что в доме была
крамольная книга А.Солженицына "Архипелаг
ГУЛАГ", и Екатерина Алексеевна не запретила
дочери прочесть её, понимая, разумеется,
что книга попадёт в руки половины однокурсников
Светланы. Что не мешало ей пенять Ростроповичу,
зачем поселил у себя на даче автора книги.
Тот только отшучивался: "Не всякий
может похвастаться, что у него в дворниках
лауреат Нобелевской премии!". Фурцева,
конечно, понимала, что многого не знает.
Говорят ,что когда ей передавали чьё-то
мнение, она первым делом интересовалась:
а он специалист? Около неё, как пишут,
всегда были седовласые старички - профессора
и доценты ,которым она доверяла, с которыми
советовалась.
За границей Е.А.Фурцеву ценили выше, чем
дома. Бельгийская королева подарила Екатерине
Алексеевне свою фотографию с надписью
"Екатерине от Елизаветы". Именно
на приглашение Фурцевой откликнулся
Марк Шагал - приехал наконец в СССР и передал
Пушкинскому музею 75 своих литографий.
Была подругой знаменитой певицы Марии
Каллас. В неё был влюблён директор театра
"Ла Скала" Антонио Гирингелли, что
обернулось возможностью для наших певцов
проходить стажировку на знаменитой сцене.
Людмила Лонго, референт Гирингелли, написала
Фурцевой письмо: "Уважаемая Екатерина
Алексеевна! Доктор Гирингелли попросил
меня быть посредником между ним и Вами.
Он давно мечтал заказать Ваш портрет.
Он собирал Ваши фотографии и поручал
различным художникам написать по ним
портрет. И всё ему не нравилось. Только
теперь, как ему кажется, что-то получилось.
Он хотел бы поднести этот портрет Вам
по случаю приезда Скалы в Москву, в память
о многолетнем сотрудничестве, о дружеских
отношениях и о той любви и симпатии, которую
он всегда испытывал к Вам. Но очень боится,
как бы Вы на него не рассердились за смелость,
и поэтому поручил мне попытаться выяснить
Ваше отношение..."
Депутат Верховного Совета СССР 3-5, 7-8 созывов.
В 1962 г. её не выдвинули кандидатом в депутаты
Верховного Совета СССР. Должность министра
всегда была "депутатская". В 1966 г.
выдвинули снова. Награждена четырьмя
орденами Ленина, двумя другими орденами,
медалями.
Последние два года Фурцева была одна.
В её доме почти никто не бывал, у Фирюбина
был роман на стороне, и она об этом знала...
Скончалась 24 октября 1974 г. от сердечной
недостаточности. По неофициальной версии,
приняла цианистый калий после возвращения
с банкета в честь юбилея Малого театра.
Дочь отрицает, что Е.А.Фурцева покончила
самоубийством с помощью цианистого калия:
"У меня есть официальное свидетельство
врачей, где сказано, что смерть была вызвана
сердечной недостаточностью". Никакой
достоверной информацией об отравлении
она не располагает. Похоронена на Новодевичьем
кладбище в Москве.
Через неделю после смерти Е.А.Фурцевой
её муж Н.П.Фирюбин, с которым она прожила
вместе 20 лет, женился на другой женщине.
Первый муж - Пётр
Иванович Битков - из донских казаков.
Познакомился с Фурцевой в 1930 г. в Ленинградском
институте гражданского воздушного флота.
Поженились студентами. Официально не
расписывались. До брака с Е.А.Фурцевой
был женат, в Ленинграде у него росла дочка.
После возвращения в 1942 г. жены и дочери
из эвакуации навестил супругу и сказал,
что он встретил другую женщину,
которую полюбил. Находился
на фронте до конца войны. Был красив, пользовался
женским вниманием. Изредка навещал дочь.
Когда она стала взрослой и у неё появилась
своя дочь, приходил познакомиться с внучкой.
После смерти Е.А.Фурцевой говорил, что
всегда любил только её. Пережил её на
несколько дней. Умер от инсульта.
Второй муж - Николай
Павлович Фирюбин (04.04.1908-12.02.1983). Начинал
каменотёсом. В 1954 г. Е.А.Фурцева вышла
за него замуж. Оставил прежнюю жену с
двумя детьми - Ритой и Николаем. В 1954-55
гг. Чрезвычайный и Полномочный Посол
СССР в Чехословакии, в 1955-57 гг. - в Югославии,
в 1957-83 гг. - заместитель Министра иностранных
дел СССР. Был видным, интересным мужчиной,
многие женщины им увлекались. Чернявый,
бровастый, получил прозвище "парикмахер".
Матери Е.А.Фурцевой он не нравился. По
словам С.П.Фурцевой, дочери Е.А.Фурцевой,
бабушка и её настраивала против него.
Будучи секретарём Московского горкома
партии, жил на Госдаче в Ильичёве, слыл
капризным и избалованным. Легко увлекался
женщинами, по отзывам близко знавших
его людей, "никогда ничем не умел дорожить".
Очень трудно старился, не совсем тактично
любил повторять: "Плохо быть дедушкой,
но ещё хуже быть мужем бабушки". По
воспоминаниям 1-го заместителя министра
культуры СССР В.Ф.Кухарского, был человеком
мелким и завистливым: "Его глодало
лидерство жены в семье, ощущение комплекса
своей вторичности. Сидя с Екатериной
Алексеевной в театре или на концерте,
он постоянно зло бубнил нечто непотребное.
И, чтобы смягчить отношения
с коллегами, в которые Фирюбин любил вмешиваться,
Фурцева, к сожалению, с ним соглашалась,
а доставалось нам". После смерти своей
второй жены оставаться в квартире, где
она умерла, Фирюбин не мог. Вскоре переселился
к старшему сыну на проспект Вернадского.
Затем снова женился. Всё связанное с Е.А.Фурцевой
отстранил от себя, несмотря на то, что
прожил с ней 20 лет. Общих детей у них не
было. Сын Николай от первого брака был
переводчиком в Швейцарии, остался там
насовсем, руководил собственной фирмой.
Дочь Рита окончила МАИ, но полученная
профессия её не увлекла, работала корреспондентом
на радио. По словам С.П.Фурцевой, "была
очень активной женщиной, постоянно искала
себе пьедестал". Похоронен на Новодевичьем
кладбище в Москве.
Дочь - Светлана
Петровна Фурцева (1942-2005) - родилась
в г.Куйбышеве в эвакуации. По её словам,
все 11 лет совместной жизни с её отцом
П.И.Битковым мать хотела родить, но не
получалось. Перед самой войной, на тридцать
втором году жизни, она забеременела. Отец
с началом войны ушёл на фронт: "Мама
осталась одна, время, сами понимаете,
какое было, и она не решилась рожать. Написала
бабушке, которая осталась в Вышнем Волочке
и всегда имела в семье право решающего
голоса. Она и сказала маме: "Ну как это
так! Столько лет ждали. Что уж, одного
ребёнка не воспитаем?" И приехала в
Москву.
Так с нами до конца
своих дней и осталась." Через четыре
месяца из эвакуации мать с бабушкой возвратились
в Москву. Поскольку отец порвал с матерью
,она записала Светлану на свою фамилию.
Жили вместе с семьёй маминого брата: "Я
его так и называла: папа Серёжа". Окончила
музыкальную школу. В 12 лет впервые побывала
с матерью за границей, в Англии. К 20 годам
побывала во многих странах Европы и Азии.
Поступила в Московский государственный
институт международных отношений (МГИМО).
На первом курсе, не достигнув 18 лет, вышла
замуж за Олега Козлова, сына члена Президиума
ЦК КПСС Ф.Р.Козлова. По её словам, понравилась
матери Олега во время совместной поездки
в Индию. Родила дочь, когда ей не было
и 20 лет. Сама весила 46 кг, дочь - 5 кг. Жила
с мужем у его родителей. Перевелась на
факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова,
на редакторское отделение. После его
окончания мать устроила её в редакцию
теленовостей Агентства печати "Новости"
(АПН). Редакция работала в основном с зарубежными
телекомпаниями. В АПН проработала 3 года.
По настоянию матери поступила в аспирантуру
МГУ, защитила кандидатскую диссертацию.
Развелась с О.Ф.Козловым. Вышла замуж
во второй раз за Игоря, сотрудника АПН,
у которого до неё была семья и дочь. Работала
в Институте истории искусств, в секторе
массовой коммуникации. Провела там 14
лет. Два дня присутствовала на работе,
остальные занималась наукой дома. После
смерти второго мужа (в 1995 г.) перешла на
должность заместителя директора ВНИИ
повышения квалификации работников культуры
по административным вопросам. Живёт на
даче на Николиной Горе ,которая, по словам
Л.Я.Брежневой, племянницы Л.И.Брежнева,
свела её мать в могилу: "Отец мой, помню,
посетивший новую дачу министра культуры,
только руками развёл: "Ну и хоромы Катька
отстроила! Как бы они ей боком не вышли!
Дочка у неё, как мои, ненасытная". И
вышли. Этой дачей в конце концов заинтересовались
органы ОБХСС и КГБ". Возглавляла Фонд
развития русской культуры им. Е.А.Фурцевой.
Умерла 9 октября 2005 г. в Москве.
Внучка Е.А.Фурцевой, дочь её дочери Светланы
от брака с Олегом Козловым - Марина
Олеговна Фурцева (р.1963). Мать отца,
А.К.Козлова, не пожелала, чтобы внучку
назвали Екатериной,
как того хотела Е.А.Фурцева. "Если бы
родился мальчик, ты ведь не назвала бы
его Фролом?" - сказала она невестке,
имея в виду своего мужа. Е.А.Фурцева настояла,
чтобы у Марины была её фамилия: "Она
ей поможет". Марина с пяти лет училась
в хореографическом училище Большого
театра, хотя туда принимали с семи лет.
У неё нашли столько многообещающих способностей,
что специально под неё создали ещё один
класс. Училась на "отлично", ездила
с училищем за границу. Директор училища
Софья Головкина опекала девочку, жила
с ней в одном номере. Стоило бабушке утратить
высокий пост, как Марину сразу же перевели
с классического отделения на народное,
а затем и вовсе отчислили из училища..
По официальной версии, из-за десяти лет
постоянных диет и голодовок у неё открылась
язва желудка. Поступила в ГИТИС на театроведческий
факультет. После его окончания работала
в литературной части Большого театра.
В 18 лет вышла замуж за 28-летнего юриста.
Через год брак распался. Вторично вышла
замуж за стоматолога И.Владковского.
В 1991 г. он был задержан на таможне за незаконную
попытку вывезти за границу произведения
искусства. В 1988 г. Марина родила дочь Катю
и ушла из литчасти Большого театра. В
1992 г. развелась со вторым мужем. В 1995 г.
снова вышла замуж и уехала из России.
Сначала жила в Германии, потом переехала
в Испанию, в Малагу. В Испании, в школе,
где училась дочь Катя, преподавала балет.
3 декабря 2004 г. на доме №9 по Тверской улице
в Москве, где жила Е.А.Фурцева, была открыта
мемориальная доска.
Использованные
материалы:
Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. М.,
2004.
Зенькович Н.А. Самые секретные родственники.
М., 2005.
Мухитдинов Н.А. Река времени. М., 1995.
Шепилов Д.Т. Непримкнувший. М., 2001.
"АиФ Суперзвёзды", 2001, №17.
"Вокруг света", 2002, №12.
"Культ личностей", сентябрь/октябрь
1999 г.
"Комсомольская правда", 1 ноября
1996 г.
"Прямые инвестиции", 2003, №12.
"Совершенно секретно", 1995, №10.
"Совершенно секретно", 1998, №1.