Восточно-сибирский экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:23, реферат

Краткое описание

Экономический район – территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства. Каждый экономический район активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны. Для каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает район в целостную систему.

Оглавление

1.Введение ………………………………………………………………….. 3
2.Общая характеристика Восточно-сибирского экономического
района ……………………………………………………………………... 3
3.Население и трудовые ресурсы …………………………………………. 3
4.Природные условия и ресурсы ………………………………………….. 4
5.Структура промышленности района …………………………………… 6
6.Сельское хозяйство ……………………………………………………… 12
7.Транспорт и экономические связи ………………………………………13
Список литературы …………………………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

регионовед реф2.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Развитие  машиностроения и металлообработки в Восточной Сибири значительно  отличается от Западной Сибири. В настоящее  время в Восточной Сибири машиностроение не имеет решающего значения в народнохозяйственном комплексе района. На его долю приходится 15% всей товарной промышленной продукции. Этот показатель не свидетельствует о высоком уровне развития машиностроительной промышленности. Он отражает общий невысокий уровень развития других отраслей промышленного производства, определяющих специализацию района, прежде всего нефтехимической, цветной металлургии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Это подтверждается более низкими темпами развития машиностроения в Восточной Сибири по сравнению с другими районами. В результате объем производства машиностроительной продукции на душу населения в Восточной Сибири в настоящее время ниже по сравнению с Поволжьем в 5,5 раза, Уралом в 5, Западной Сибирью – в 3,3 раза.

      Машиностроительный  комплекс Восточной Сибири не имеет  ярко выраженного профиля. Здесь  развито 12 отраслей машиностроения и  металлообработки. При этом сравнительно заметное долевое участие  (от 3 до 5%) в российском производстве имеют  семь отраслей: производство оборудования для горно-рудной промышленности (драги для золотодобывающей промышленности), подъемно-транспортное машиностроение (мостовые краны), станкостроение, электротехническое машиностроение, автомобильное машиностроение (автоприцепы), сельскохозяйственное машиностроение (зерноуборочные комбайны), производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Их удельный вес в общем объеме машиностроения и металлообработки района составляет 55,2%. Остальные отрасли являются обслуживающими.

      Машиностроение  Восточной Сибири в основном размещено  в Крупных городах: Красноярске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Абакане, Братске, Ангарске, Шелехове, Минусинске и др.

      В Восточной Сибири экономически выгодно  размещать малотрудоемкое, энергоемкое и малотранспортабельное машиностроение. 
 
 

     6. Сельское хозяйство 

     Большинство территорий района расположено в  экстремальных природно-климатических условиях, поэтому сельскохозяйственное производство получило развитие в основном в южной части. Затраты на продукцию сельского хозяйства в Восточной Сибири различны. Зернопродукция здесь обходится на 5-7% дороже, молоко – на 8-10%, чем в целом по стране. Затраты на производство мяса на 3-5%, шерсти – на 7-10% меньше общероссийских.

     Обеспеченность  населения Восточной Сибири продуктами за счет собственного производства составляет: по зерну – 85%, картофелю – 100%, овощам – 60%, мясу – 75%, молоку – 77%.

     Сельскохозяйственные  угодья в районе занимают23 млн. га (в  том числе пашня – 9 млн.  га). Большая часть пашни приходится на Красноярский край (44%), Иркутскую (19%) и Читинскую (21%) области, а пастбищ – на Читинскую область (33%), Туву (30%), Красноярский край (20%) и Бурятию (12%).

     В Красноярском крае и Иркутской области  преобладает земледелие. В этих регионах производится 75% зерна. Среди зерновых выделяются яровая пшеница, которая занимает 45% посевных площадей, овес – 11%, ячмень – 7%. Кормовые культуры занимают 32% посевных площадей, картофель и овощи – 4,5%, технические культуры (лен-долгунец, подсолнечник и сахарная свекла) – 0,5%. Важной задачей в области земледелия является повышение урожайности культур. По урожайности зерновых району принадлежит предпоследнее место в России, он опережает только Северо-Западный район (в Восточной Сибири урожайность на 20-25% ниже среднероссийских показателей).

     Животноводство  в Восточной Сибири представлено разведением крупного рогатого скота, овец, коз и оленеводством. Основная зона разведения крупного рогатого скота  – Красноярский край (33%), Иркутская (22%) и Читинская (21%) области. По поголовью овец ведущие позиции принадлежат Читинской области (45%), Красноярскому краю (22%), Бурятии (19%) и Туве (10%). Большая часть поголовья северных оленей сосредоточена на севере Красноярского края (почти 90%).

     Важнейшей задачей сельскохозяйственного производства Восточной Сибири является его интенсификация, за счет которой оно может полностью обеспечить район зерном, молоком, картофелем, на 90% - овощами и мясом. [2]

     Восточная Сибирь располагает благоприятными условиями для развития животноводства, а на юге и зернового хозяйства.

     Здесь же расположены большие площади  пастбищных и сенокосных угодий, а  на севере – значительные площади  оленьих пастбищ. Ранние осенние  заморозки и сравнительно короткий вегетационный период несколько  сдерживают развитие земледелия.

     Восточная Сибирь специализируется в основном на производстве мяса и шерсти, а  также зерна. Мясное скотоводство и  мясошерстное овцеводство особенно развиты в Читинской области, в Бурятии и Туве. На долю района приходится свыше 19%  поголовья оленей России.

     Ведущее место в земледелии принадлежит  зерновым культурам. Основная зерновая культура – яровая пшеница, она возделывается  преимущественно на юге района в  Минусинской котловине и вдоль  трассы Транссибирской железной дороги. Высок удельный вес зернобобовых фуражных культур. На юге района выращивают овощи и картофель. В животноводстве район выделяется овцеводством, скотоводством, птицеводством, на севере – оленеводством.

     В тайге развиты пушное звероводство и пушной промысел. По производству пушнины и ее качеству Восточной Сибири принадлежит ведущее место. Это главный поставщик на мировой и российский рынки меха белки, песца, чернобурой лисицы, норки, соболя, горностая, куницы и др.

     Важная  отрасль рыночной специализации  Восточной Сибири – пушной промысел. Району принадлежит первое место в стране по добыче таких ценных пушных зверей, как белка, соболь, горностай, серебристо-черная лисица, голубой песец и др. Для разведения пушного зверя созданы звероводческие совхозы и зверофермы. Особенно большое значение получило клеточное звероводство. Соболь добывается в Бурятии и Туве. Большое значение имеет Баргузинский государственный заповедник, в котором ведутся работы по расселению соболя, по выращиванию его племенных пород и рационализации промысла. Получил развитие ондатровый промысел; ведутся работы по расширению кормовой базы для ондатры путем искусственного разведения болотной растительности. Пушнина, добываемая в Восточной Сибири, имеет экспортное значение.

     Несмотря  на усилия региона в развитии отраслей АПК и довольно успешные шаги в проведении экономических аграрных реформ, развитии новых форм собственности, Восточная Сибирь не удовлетворяет потребности населения в продуктах питания.[1]  

  1. Транспорт и экономические  связи

      Для Восточной Сибири большое значение имеет транспортное обслуживание, особенно северных территорий. Строительство мощных гидростанций повлекло за собой прокладку железнодорожных и автомобильных магистралей. На территории  сооружались ответвления от Транссибирской железнодорожной магистрали. Плотность железных дорог в районе за 1946-2000 г.г. увеличилась почти в 3 раза и составляет 21 км (в среднем по России – 51 км) на 10 тыс. км2.

     На  территории района создан трубопроводный транспорт. Первым был сооружен нефтепровод  Туймазы (Башкирия) – Омск – Красноярск – Иркутск, который в 3 раза удешевил доставку поволжской нефти в район. В 1970-х она  была заменена  более дешевой западно-сибирской. Новый нефтепровод Нижневартовск – Томск – Анжеро-Судженск – Красноярск – Ангарск сократил в 2,5 раза путь нефти в Восточную Сибирь.

     Большое значение имеет речной транспорт, который  эффективно дополняет железные дороги и Северный морской путь. Важную роль играют морские порты Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик.  Водным транспортом  ежегодно перевозится 8 млн. тонн грузов.

     Протяженность автомобильных дорог с твердым  покрытием за период 1965-2000 г.г. увеличилась  в 3 раза. По протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием Восточная Сибирь занимает 6-е место в стране (63 тыс. км). Удельный вес района по территории – 23,7%, по протяженности автодорог с твердым покрытием – 9%.

     Удельный  вес занятых на всех видах транспорта в стране составил в 2000 г. 7% от общей  численности рабочих и служащих. В Восточной Сибири численность  занятых на транспорте – 375 тыс. человек, или 7,5% общей численности занятых в народном хозяйстве района.

     Основной  поток грузов Восточной Сибири имеет  западное и юго-западное направления. На них приходится 80% вывоза и 75% ввоза  всех грузов. Межрайонные связи осуществляются железнодорожным, морским, трубопроводным и автомобильным транспортом. Структура межрайонных связей района по отправлению грузов выглядит следующим образом: железнодорожный транспорт – 85%, морской – 10%, автомобильный – 4,8%, авиационный – 0,2 %. По прибытии грузов структура выглядит иначе: железнодорожный транспорт – 70,7%, трубопроводный – 15%, морской – 8%, автомобильный – 6%, авиационный – 0,3 %. Во внутрирайонных перевозках на железнодорожный транспорт приходится 70%, речной – 19,8%, автомобильный – 9%, авиационный – 1,2%. Большая часть  вывозимых грузов отправляется в Западную Сибирь (42%), в Среднюю Азию и Казахстан ( 22%), на Урал (21%), на Дальний Восток (15%). В Западную Сибирь (в основном Кузбасс) направляются железная руда, лесопродукция (крепежный лес), цемент, концентраты цветных металлов, продукция тяжелого машиностроения и др. В Восточную Сибирь завозятся нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, нефелины, бокситы, зерно, машины и оборудование и др. Завозимые грузы в основном поступают из Западной Сибири (48%) и с Урала (30%). Восточная Сибирь вывозит в 2,5 раза больше грузов, чем ввозит. [2] 
 Вывозятся из района лес и лесоматериалы, уголь, руда, электроэнергия, цветные металлы, пушнина. Ввозятся нефть, цемент, машины и оборудование, товары народного потребления.[1]
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

  1. Регионоведение: Учебник для вузов /Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С.Шишов, РА. Исляев; под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Юнити, 2000. – 424с.
  2. Экономическая география России: Учебник. – Изд. перераб. и доп./Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2006. – 568 с. – (Высшее образование).

Информация о работе Восточно-сибирский экономический район