Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:23, реферат
Экономический район – территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства. Каждый экономический район активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны. Для каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает район в целостную систему.
1.Введение ………………………………………………………………….. 3
2.Общая характеристика Восточно-сибирского экономического
района ……………………………………………………………………... 3
3.Население и трудовые ресурсы …………………………………………. 3
4.Природные условия и ресурсы ………………………………………….. 4
5.Структура промышленности района …………………………………… 6
6.Сельское хозяйство ……………………………………………………… 12
7.Транспорт и экономические связи ………………………………………13
Список литературы …………………………………………………………. 15
Развитие машиностроения и металлообработки в Восточной Сибири значительно отличается от Западной Сибири. В настоящее время в Восточной Сибири машиностроение не имеет решающего значения в народнохозяйственном комплексе района. На его долю приходится 15% всей товарной промышленной продукции. Этот показатель не свидетельствует о высоком уровне развития машиностроительной промышленности. Он отражает общий невысокий уровень развития других отраслей промышленного производства, определяющих специализацию района, прежде всего нефтехимической, цветной металлургии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Это подтверждается более низкими темпами развития машиностроения в Восточной Сибири по сравнению с другими районами. В результате объем производства машиностроительной продукции на душу населения в Восточной Сибири в настоящее время ниже по сравнению с Поволжьем в 5,5 раза, Уралом в 5, Западной Сибирью – в 3,3 раза.
Машиностроительный комплекс Восточной Сибири не имеет ярко выраженного профиля. Здесь развито 12 отраслей машиностроения и металлообработки. При этом сравнительно заметное долевое участие (от 3 до 5%) в российском производстве имеют семь отраслей: производство оборудования для горно-рудной промышленности (драги для золотодобывающей промышленности), подъемно-транспортное машиностроение (мостовые краны), станкостроение, электротехническое машиностроение, автомобильное машиностроение (автоприцепы), сельскохозяйственное машиностроение (зерноуборочные комбайны), производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Их удельный вес в общем объеме машиностроения и металлообработки района составляет 55,2%. Остальные отрасли являются обслуживающими.
Машиностроение Восточной Сибири в основном размещено в Крупных городах: Красноярске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Абакане, Братске, Ангарске, Шелехове, Минусинске и др.
В
Восточной Сибири экономически выгодно
размещать малотрудоемкое, энергоемкое
и малотранспортабельное машиностроение.
6.
Сельское хозяйство
Большинство
территорий района расположено в
экстремальных природно-
Обеспеченность населения Восточной Сибири продуктами за счет собственного производства составляет: по зерну – 85%, картофелю – 100%, овощам – 60%, мясу – 75%, молоку – 77%.
Сельскохозяйственные угодья в районе занимают23 млн. га (в том числе пашня – 9 млн. га). Большая часть пашни приходится на Красноярский край (44%), Иркутскую (19%) и Читинскую (21%) области, а пастбищ – на Читинскую область (33%), Туву (30%), Красноярский край (20%) и Бурятию (12%).
В Красноярском крае и Иркутской области преобладает земледелие. В этих регионах производится 75% зерна. Среди зерновых выделяются яровая пшеница, которая занимает 45% посевных площадей, овес – 11%, ячмень – 7%. Кормовые культуры занимают 32% посевных площадей, картофель и овощи – 4,5%, технические культуры (лен-долгунец, подсолнечник и сахарная свекла) – 0,5%. Важной задачей в области земледелия является повышение урожайности культур. По урожайности зерновых району принадлежит предпоследнее место в России, он опережает только Северо-Западный район (в Восточной Сибири урожайность на 20-25% ниже среднероссийских показателей).
Животноводство в Восточной Сибири представлено разведением крупного рогатого скота, овец, коз и оленеводством. Основная зона разведения крупного рогатого скота – Красноярский край (33%), Иркутская (22%) и Читинская (21%) области. По поголовью овец ведущие позиции принадлежат Читинской области (45%), Красноярскому краю (22%), Бурятии (19%) и Туве (10%). Большая часть поголовья северных оленей сосредоточена на севере Красноярского края (почти 90%).
Важнейшей задачей сельскохозяйственного производства Восточной Сибири является его интенсификация, за счет которой оно может полностью обеспечить район зерном, молоком, картофелем, на 90% - овощами и мясом. [2]
Восточная Сибирь располагает благоприятными условиями для развития животноводства, а на юге и зернового хозяйства.
Здесь же расположены большие площади пастбищных и сенокосных угодий, а на севере – значительные площади оленьих пастбищ. Ранние осенние заморозки и сравнительно короткий вегетационный период несколько сдерживают развитие земледелия.
Восточная Сибирь специализируется в основном на производстве мяса и шерсти, а также зерна. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство особенно развиты в Читинской области, в Бурятии и Туве. На долю района приходится свыше 19% поголовья оленей России.
Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым культурам. Основная зерновая культура – яровая пшеница, она возделывается преимущественно на юге района в Минусинской котловине и вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Высок удельный вес зернобобовых фуражных культур. На юге района выращивают овощи и картофель. В животноводстве район выделяется овцеводством, скотоводством, птицеводством, на севере – оленеводством.
В тайге развиты пушное звероводство и пушной промысел. По производству пушнины и ее качеству Восточной Сибири принадлежит ведущее место. Это главный поставщик на мировой и российский рынки меха белки, песца, чернобурой лисицы, норки, соболя, горностая, куницы и др.
Важная отрасль рыночной специализации Восточной Сибири – пушной промысел. Району принадлежит первое место в стране по добыче таких ценных пушных зверей, как белка, соболь, горностай, серебристо-черная лисица, голубой песец и др. Для разведения пушного зверя созданы звероводческие совхозы и зверофермы. Особенно большое значение получило клеточное звероводство. Соболь добывается в Бурятии и Туве. Большое значение имеет Баргузинский государственный заповедник, в котором ведутся работы по расселению соболя, по выращиванию его племенных пород и рационализации промысла. Получил развитие ондатровый промысел; ведутся работы по расширению кормовой базы для ондатры путем искусственного разведения болотной растительности. Пушнина, добываемая в Восточной Сибири, имеет экспортное значение.
Несмотря
на усилия региона в развитии отраслей
АПК и довольно успешные шаги в проведении
экономических аграрных реформ, развитии
новых форм собственности, Восточная Сибирь
не удовлетворяет потребности населения
в продуктах питания.[1]
Для Восточной Сибири большое значение имеет транспортное обслуживание, особенно северных территорий. Строительство мощных гидростанций повлекло за собой прокладку железнодорожных и автомобильных магистралей. На территории сооружались ответвления от Транссибирской железнодорожной магистрали. Плотность железных дорог в районе за 1946-2000 г.г. увеличилась почти в 3 раза и составляет 21 км (в среднем по России – 51 км) на 10 тыс. км2.
На территории района создан трубопроводный транспорт. Первым был сооружен нефтепровод Туймазы (Башкирия) – Омск – Красноярск – Иркутск, который в 3 раза удешевил доставку поволжской нефти в район. В 1970-х она была заменена более дешевой западно-сибирской. Новый нефтепровод Нижневартовск – Томск – Анжеро-Судженск – Красноярск – Ангарск сократил в 2,5 раза путь нефти в Восточную Сибирь.
Большое значение имеет речной транспорт, который эффективно дополняет железные дороги и Северный морской путь. Важную роль играют морские порты Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. Водным транспортом ежегодно перевозится 8 млн. тонн грузов.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием за период 1965-2000 г.г. увеличилась в 3 раза. По протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием Восточная Сибирь занимает 6-е место в стране (63 тыс. км). Удельный вес района по территории – 23,7%, по протяженности автодорог с твердым покрытием – 9%.
Удельный
вес занятых на всех видах транспорта
в стране составил в 2000 г. 7% от общей
численности рабочих и
Основной
поток грузов Восточной Сибири имеет
западное и юго-западное направления.
На них приходится 80% вывоза и 75% ввоза
всех грузов. Межрайонные связи
Вывозятся из района лес и лесоматериалы,
уголь, руда, электроэнергия, цветные металлы,
пушнина. Ввозятся нефть, цемент, машины
и оборудование, товары народного потребления.[1]
Литература: