Водные ресурсы Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:13, реферат

Краткое описание

Беларусь располагает достаточными ресурсами возобновляемых поверхностных и подземных вод для удовлетворения как текущих, так и ожидаемых в перспективе потребностей в воде.
Поверхностные водные ресурсы представлены в РБ главным образом речным стоком. Около 55 % годового стока приходится на реки бассейна Черного моря и, следовательно, 45%- Балтийского.

Файлы: 1 файл

водные ресурсы Беларуси..docx

— 300.68 Кб (Скачать)

В данном эссе рассказывается о водных ресурсах и рассматриваются подробно река Неман и Днепровско-Бугский канал.

 

1.Общая характеристика  водных ресурсов

Беларусь располагает  достаточными ресурсами возобновляемых поверхностных и подземных вод  для удовлетворения как текущих, так и ожидаемых в перспективе  потребностей в воде.

Поверхностные водные ресурсы  представлены в РБ главным образом  речным стоком. Около 55 % годового стока  приходится на реки бассейна Черного  моря и, следовательно, 45%- Балтийского.

Отличительной способностью водных ресурсов республик является их принадлежность к этим двум бассейнам, обуславливающая тесные территориальные  и хозяйственные связи с определенными  странами (Россией, Литвой, Украиной, Польшей, Латвией), и необходимость выполнения определенных международных обязательств, поскольку до 80% стока рек формируется  на территории Беларуси. 

Важное значение для судоходства имеют реки Припять, Днепр, Неман, Березина и Западная Двина, а так же Днепровско-Бугский канал.

Всего на территории РБ насчитывается 20800рек, общей протяженностью 90600км. Крупнейшие реки, протяженностью более 500км- Днепр и его притоки Припять, Березина, Сож; Неман и его приток Вилия; Западная Двина.

Водосбор бассейна Днепра в пределах РБ имеет площадь 116,4тыс.км2. Из этой площади приблизительно половина приходится непосредственно на р.Днепр и его притоки, впадающие на территории республики, а остальная часть - на р. Припять, впадающую в Днепр на территории Украины.

Одной из наиболее значимых проблем бассейна Днепра, препятствующей устойчивому использованию его  территорий, являются наводнения. Наиболее остро данная проблема проявляется  в бассейне Припяти, где почти  ежегодно затоплению подвергается более 400тыс.га.

Интенсивное освоение территорий, включая строительство транспортных коммуникаций, гидротехническое и мелиоративное строительство, рост населенных пунктов и др. виды хозяйственной деятельности привели к повышению ценности земель и как следствие – к увеличению наводнений.

Так же в Беларуси имеется 10800 озер, в том числе 470 с площадью более 0,5км2 каждое и более 9000 болот.

Наиболее глубокие, разнообразные  по очертаниям и живописные озера  находятся в Белорусском Поозерье.

Самое большое озеро Нарочь занимает площадь около 80км2, а самое глубокое озеро – Долгое, его глубина составляет около 53,7 метров.

 

Особое внимание я бы хотела уделить реке Неман и Днепровско-Бугскому каналу.

 

2. Река Неман

 

Древнее название реки Неман  – Рудос. Она проходит по территории Беларуси, Литвы Калининградской области РФ. Длина - 937 км, а площадь бассейна составляет 98 200 км². Неман служит государственной границей  между РФ и Литовской Республикой.

Географическое положение:

Берет начало к югу от Минской возвышенности, впадает в Куршский залив Балтийского моря.

 

Гидрография:

В бассейне Немана имеется  множество мелких озёр. Питание смешанное с преобладанием снегового, в низовьях — дождевого. Весеннее половодье с середины марта до конца мая; летом межень (низкий уровень воды), прерываемая дождевыми паводками, более характерными для осени и зимы. Осенний ледоход с конца ноября по декабрь. Замерзает река обычно в декабре, но зимой возможно временное вскрытие и ледоход. Вскрывается в конце марта, иногда в феврале или апреле.

 

Притоки:

Неман имеет около 180 притоков, главные из которых —Свислочь , Вилия (510км), Юра, Миния(правые), а также Щара (325км), Уша(105 км)— (левые). А также Городничанка и Лососянка — в черте г.Гродно.

 

Объекты и населенные пункты:

На реке Неман расположены: Кануанская ГЭС, города Мосты, Столбцы, Березовка, Гродно, Пренай, Неман, Советск, Руссе.

 

Первые  поселения:

Первые поселения людей  в долине Немана появились в послеледниковый  период. В неолите в верховьях  Немана уже жили племена, которые  занимались охотой и рыболовством . Более тысячи лет тому назад территория верхнего и среднего течения реки заселилась в основном балтскими племенами, но уже к 6-8 веку их поселения перемежаются с поселениями славянских племен кривичей, дреговичей, родимичей и др. Таким образом территория верхнего и среднего течения Немана (в Беларуси говорят «Понемонье»), а также Виленщина – пойма главного притока Вилии – это, по свидетельству историков, территория, где в результате контактов балтских и славянских племен, в начале второго тысячилетия образовалось государство под названием Великое Княжество Литовское Жамойтское и Русское (ВКЛ). По мнению многих историков, образование это инициировалось балтами, но произошло в результате мирных контактов со славянами, а целью его была необходимость общими силами обороняться с запада от крестоносцев, с востока от татаро-монголов.  
 Неман с Вилией были не только источникам воды, но важным водным и торговым путем, связывающими города и поселения ВКЛ. На их высоких крутых берегах строили замки и крепости, удобные для обороны от противника. Гродно (Беларусь), Вильнюс и Каунас (Литва) до сих пор сохранили стены крепостных сооружений 11-14 веков, построенных над рекой.  
 Почти весь бассейн Немана, кроме устьевой части, которая была прусской, располагался на территории ВКЛ. Да и потом, когда эти земли входили в состав Речи Посполитой, Неман со с своими притоками продолжал объединять население, живущее здесь, словно единая артериальная система.  
 После последнего раздела Речи Посполитой в конце 18 века Неман и основная часть его бассейна (опять же, исключая прусский устъевой участок) попала под юрисдикцию Российской империи. Тогда же в районе Ковно (Каунаса) граница между Королевством Польским и Россией проходила именно по Неману. Но поляки продолжали считать Неман своей рекой. И когда в результате Брестского договора западная Беларусь после 1-ой Мировой войны отошла к Польше, там даже выпустили серию открыток под названием «Польские реки», на одной из которых изображен весь бассейн Немана.

 

Интересный  факт о реке Неман:

Польский музыкант Чеслав Немен взял себе псевдонимом название реки, на которой вырос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Днепровско-Бугский канал

 

Днепро́вско-Бу́гский кана́л (ранее — Короле́вский канал) — судоходный канал на территории Полесья в Белоруссии, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км, при этом протяжённость канала от Бреста до Пинска составляет 196 км. Находится на балансе предприятия РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».

 

Строительство:

Впервые идея строительства  судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, впервые была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. Активными сторонниками прокладки канала были гетман Великого княжества Литовского Михаил Казимир Огинский и пинский судья Матеуш Бутримович.

Работы по сооружению канала начались в 1775 году. Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск. В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином — с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский. В 1786 году в честь оказания королём денежной помощи на строительство канала была отлита специальная медаль (медальер И.Ф. Гольцгаузер). Содержание канала обходилось в 100 тысяч злотых, однако из государственной казны выделялось только 60 тысяч.

В конце столетия общий  кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Были построены (разборные) деревянные плотины, позволявшие поддерживать необходимый для стабильного судоходства уровень воды в любое время навигации. Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.

 

Использование:

В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Черное моря. В частности, на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб), реконструированы сооружения Белоозерской ВПС, сооружен 7-километровый канал по новой трассе Кобрин—Выгода.

Канал входил в тыловую  зону польской Речной (Пинской) военной флотилии, которая имела в своем составе 6 речных мониторов, 3 речные канонерские лодки и 19 бронекатеров. Эти суда были переведены в Пинск по Днепровско-Бугскому каналу. В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР польская флотилия предприняла попытку отступить по каналу, но из-за преждевременного подрыва шлюза не смогла уйти на Буг и была затоплена. В 1940 году большая часть этих судов была поднята, отремонтирована и включена в состав советской Пинской военной флотилии, в оперативную зону которой отошёл канал.

Советское правительство  отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяженность водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода —Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя.

После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала Днепро-Двинским строительно-монтажным управлением Наркомречфлота СССР. По приказу Народного Комиссара Речного флота с 1 августа 1944 года возобновлялась деятельность «Днепробугстроя», в составе которого создавались Военно-восстановительные отряды. Основные ремонтные работы проходили в период с сентября 1944 по июль 1945 года. Уже в 1945 году судоходство было восстановлено, хотя окончательные работы растянулись до июля 1946 года.

В советское время развитие канала не прекращалось. В связи  с ростом перевозок и эксплуатацией  более крупных судов в период с 1952 по 1956 год шлюзованный участок канала продлён на 50 км. На нём были построены железобетонные гидроузлы № 11 «Качановичи» Пинского района и № 12 «Стахово» Столинского района. В 1976 году начались работы по капитальному улучшению габаритов русла канала (ширина по дну — 40 м, глубина — 240 см, радиус закругления — 400 м). В период с 1978 по 1991 год было извлечено 17,58 млн мгрунта и реконструировано 244 км водного пути. За период с 1973 по 1992 годы было построено вместо деревянных 7 водопропускных плотин и 8 водоспусков из железобетона.

 

Современное состояние:

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях  международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути . С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен , а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной. Пропуск речных судов, проданных Беларусью Польше в последние годы, осуществлялся по временной схеме: в акватории Брестского речного порта вырывали искусственные шлюзовые каналы-камеры, запускали туда суда, за ними проход засыпался, а впереди открывалась земляная перемычка — и суда выходили на воду.

В 1997 Советом Министров Республики Беларусь принята программа развития речных и морских перевозок до 2010 года, включающая план реконструкции гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала. В ходе выполнения программы осуществлена реконструкция шлюзов с учётом требований европейского судоходного стандарта внутренних водных путей класса Vа, замена устаревших гидротехнических сооружений и другие виды работ. В 1998 году была начата реконструкция гидроузла № 9 «Новосады», завершившаяся в октябре 2003 года. В 2004 году началась реконструкция гидроузла № 1 «Дубой», которая закончилась в 2006 году. В 2006—2010 годах в районе Кобрина на гидроузлах № 6 и 7, возведенных еще до войны, вместо двух старых деревянных низконапорных шлюзов построен средненапорный комплексный гидроузел с транспортной развязкой. Имея перепад воды 5,40 м, гидроузел «Кобрин» стал самым большим в Беларуси. Возведение одного средненапорного шлюза создало благоприятные водно-энергетические условия для строительства малой ГЭС с напором 5,35 метра. Планируется, что выработка электроэнергии здесь составит 710 тыс. кВт в год. В июле 2011 года после реконструкции на гидроузле «Залузье» заработала еще одна малая ГЭС мощностью 180 кВ/ч, ее годовая выработка электроэнергии составит около 1,1 млн кВт.

В годы существования СССР основной объём перевозок по каналу приходился на железную руду с криворожских месторождений, поставлявшуюся на металлургические комбинаты ГДР (в порту Бреста осуществлялась перегрузка на железнодорожный транспорт). После объединения Германии немецкие металлурги переориентировались на руду, добываемую в Германии, и грузооборот по каналу катастрофически снизился. В 2008 году объем перевезенных грузов по Днепровско-Бугскому каналу составил 1 млн 400 тыс. тонн.

Информация о работе Водные ресурсы Беларуси