Внимание подрастающего поколения к истории родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 15:30, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – привлечь внимание подрастающего поколения к истории родного края.
Перечислим основные задачи исследования:
● Изучить документы, материалы города Куйбышев;
● Восстановить события военного периода в городе Куйбышев;
● Проанализировать проблему эвакуации ;
● Осмыслить ратный подвиг города Куйбышев, как запасной столицы СССР

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 43.57 Кб (Скачать)

       В режиме полной закрытости «Бункер Сталина» действовал еще несколько десятилетий - вплоть до горбачевских перестроечных перемен. Лишь в мае 1990 года власти страны сочли возможным открыто признать сам факт существования в городе на Волге подземного командного пункта. Сейчас внутри бывшего секретного объекта находится музей с известным всем названием «Бункер Сталина», экспозиция которого рассказывает нам о самом тревожном времени в истории советского государства.

        При этом лишь в последние годы выяснилось, что даже в горбачевскую эпоху общественности была открыта далеко не вся информация, связанная со строительством в Куйбышеве в 1942 году «Объекта № 1». Несколько лет назад были рассекречены данные о том, что в центре города одновременно возводился «Объект № 2», который ныне уже получил неофициальное название «Бункер Калинина». Согласно имеющейся информации, этот подземный пункт, еще более грандиозный по масштабам, нежели «Бункер Сталина», расположен в Самаре под площадью Куйбышева. Он имеет два основных выхода: один – в здании Дворца культуры, другой – в здании штаба 2-й армии (бывший штаб ПриВО).

         Размер сооружения – более 100 метров, и он рассчитан на изолированное пребывание в нем 600 человек в течение трех суток, в том числе в условиях ядерного и химического нападения на город. До недавнего времени это подземное сооружение еще находилось в числе действующих объектов Министерства обороны РФ, считаясь одним из звеньев системы управления ракетными стратегическими войсками страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Глава V. Военный парад

   На алом полотнище  легендарного Знамени Победы, водруженном  советскими солдатами 1 мая 1945 года  на купол Рейхстага, белой краской  выведены три условных знака: «3 У. А.». Так сокращалось имя 3-й  ударной армии Белорусского фронта. Примечательно, что создавалась  она в ноябре 1941 года на берегах  Волги, а первой операцией «военно-политического»  значения будущей 3-й ударной стал  легендарный военный парад в  Куйбышеве.

         Будущая армия Победы была сформирована по директиве Ставки Верховного главнокомандования от 2 ноября как 60-я резервная. Предписывалось включить в нее шесть стрелковых и кавалерийскую дивизии Приволжского военного округа, которые заканчивали формирование в Казани, Ульяновске, Бугульме, Бугуруслане и Чкалове (Оренбурге). Были назначены командарм - генерал-лейтенант Максим Пуркаев и начштарм - генерал-майор Александр Покровский.

         На генерала Пуркаева в те дни была возложена ответственность за выполнение к 7 ноября сразу двух заданий Ставки. Как командарм 60-й резервной армии он готовил все семь дивизий к переброске на Горьковскую оборонительную линию в тыл Московской зоны обороны. А как командующий военным парадом в Куйбышеве - торжественное шествие войск и пролет авиации перед всеми аккредитованными в СССР иностранными дипломатами, представителями посольств и миссий, которые эвакуировались сюда из Москвы. Для самой же армии Победы куйбышевский парад 1941 года фактически стал первой важной операцией в ее истории.

       Под руководством Пуркаева на парад работал почти весь комсостав формирующегося штаба 60-й резервной армии и старшие командиры, которых он набрал из штабов подчиненных дивизий.

       Любопытно сравнить военные парады 41-го в Куйбышеве и Москве. Московский продолжался 25 минут, а куйбышевский - полтора часа. Да еще больше часа шла демонстрация трудящихся. И пусть за первые пять месяцев войны население Куйбышева за счет эвакуированных из других городов увеличилось с 390 до 523 тысяч человек – демонстрация из 178 тысяч была более чем внушительной. По количеству войск тот парад вполне можно приравнять к небольшой армейской операции: в пешем, конном строю и с мехколонной прошло свыше 22 тысяч бойцов.

      Московский парад 1941 года продолжался 25 минут, а куйбышевский – полтора часа, да еще больше часа шла демонстрация трудящихся. В пешем, конном строю и с мехколонной прошло свыше 22 тысяч бойцов, в гражданской демонстрации приняли участие 178 тысяч трудящихся.

       Соединения 60-й резервной армии готовились уже 7 ноября начать отправку полков под Москву. В ПриВО в то время своих боевых частей не было – лишь части, загруженные подготовкой маршевых пополнений для фронта. Поэтому для парада использовались дивизии из Забайкалья и Дальнего Востока, направлявшиеся на фронт через Куйбышев. 30 октября здесь выгрузились два соединения: прибывшая из забайкальской Даурии 65-я дивизия полковника Петра Кошевого (будущего маршала и дважды Героя Советского Союза) и только сформированная в Приморье    415-я дивизия генерал-майора Петра Александрова. Задачу на участие в параде им поставил заместитель начальника тыла Красной Армии генерал-майор Матвей Захаров (также будущий маршал и дважды Герой Советского Союза). Готовились днем и ночью. На стадионах и ипподроме, улицах и площадях. По распоряжению Ворошилова всем было выдано новое обмундирование.

        Со стрелковыми частями все было решено. Но требовалось еще достойно показать на параде бронетанковые и механизированные войска. Бронированные бригады, вооруженные тяжелыми танками КВ из Челябинска, сталинградскими Т-34 и горьковскими легкими Т-60, без промедления направлялись на фронт. Ворошилов распорядился подключить к параду бронетехнику, имевшуюся в танковых училищах округа в Казани, Саратове, Ульяновске и Сызрани. Срочно подготовили не только легкие БТ-7 и Т-26, но даже тяжелые Т-35. Гигантская пятибашенная машина создавала ощущение несокрушимой мощи. Такой танк (как раз один из участников куйбышевского парада) стоит сейчас в музее в Кубинке. Подготовили к параду и колонну грузовиков ЗиС-5 для мотопехоты, тягачи для артиллерии, «полуторки» ГАЗ-АА для зенитчиков и специальных войск.

       Украшением парада в Куйбышеве должна была стать его воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу. Поставили его настолько сильно и убедительно, что присутствовавшие на нем иностранные гости были поражены. По разным оценкам, над Куйбышевом пролетело от 600 до 700 боевых самолетов преимущественно новых типов. Сейчас даже в самом крупном за всю современную историю воздушном параде над Красной площадью 9 мая 2010 года участвовало только 127 самолетов.

      Проведенная командармом Максимом Пуркаевым в тыловом Куйбышеве первая операция армии Победы дала свой результат: ни Япония, ни Турция не вступили в войну против СССР.

      Помощником генерала Пуркаева по воздушной части был 37-летний командующий ВВС ПриВО полковник Владимир Судец. Талантливый авиатор и военачальник, будущий маршал авиации и заместитель министра обороны СССР. Для участия в параде он задействовал запасные авиаполки и военно-учебные заведения ВВС, дислоцировавшиеся на территории ПриВО. А к ноябрю 1941-го в город Чкалов была эвакуирована из Москвы краснознаменная военно-воздушная академия Красной Армии. В Чкалове было еще два военных авиационных училища   – летчиков и штурманов. Военное училище летчиков имелось в Балашове. Но больше всего летчиков-инструкторов и учебных самолетов дислоцировалось в двух авиашколах на территории Саратовской области. В эвакуированной в городок Красный Кут Качинской авиационной школе истребителей им. Мясникова и Энгельсской авиашколе, занятой подготовкой пилотов для бомбардировщиков и штурмовиков. Кроме того, в самом Куйбышеве в здании Дома промышленности находился штаб 1-й запасной авиационной бригады ПриВО: в ее полках готовили летчиков дальней авиации.

      1 ноября полковник Судец распорядился подготовить к пролету над площадью Куйбышева 27 дальних бомбардировщиков ДБ-3ф. Три «девятки» будущих основных дальних бомбардировщиков Ил-4 военного времени, которые пилотировали командиры учебных эскадрилий, звеньев и летчики-инструкторы. Их эшелонами провел над городом командир полка подполковник Мельников. На воздушный парад прилетели и два звена легких бомбардировщиков-разведчиков Су-2 из 97-го бомбардировочного авиаполка, ведомые капитаном Постаем. К параду готовился сводный полк Качинской военной авиашколы под командованием подполковника Сидорова – две эскадрильи истребителей И-16. И сводный полк Энгельсской военной авиашколы – по эскадрилье пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2, выпуск которых тогда еще не был налажен в Куйбышеве.

       По словам бывшего начальника управления ВВС ПриВО генерал-майора Александра Серебрякова, для того воздушного парада были задействованы все аэродромы на территории Куйбышевской области: Троекуровка в Сызрани, гражданский аэропорт местной авиации Смышляевка, совместный заводской аэродром строящихся на Безымянке двух авиазаводов, военный аэродром Кряж в Куйбышеве…

     Чтобы парад был представлен массово и красочно, вспоминал его участник от Качинской авиашколы полковник в отставке Федор Усков, решили, что все участники пройдут над городом дважды. Полки и эскадрильи самолетов фронтовой и дальней авиации попеременно пролетали над городом на разных высотах в два-три эшелона.

      По разным оценкам, над Куйбышевом пролетело от 600 до 700 боевых самолетов преимущественно новых типов. Сейчас даже в самом крупном за всю современную историю воздушном параде над Красной площадью 9 мая 2010 года участвовало только 127 самолетов.

      Иностранных военных атташе и корреспондентов это зрелище просто потрясло: оказывается, Геббельс врет - русская авиация жива! И летают русские летчики на вполне современных самолетах.

      Парад принимал маршал Ворошилов

   В день парада  утро в Куйбышеве оказалось  морозным и пасмурным. На главной  площади города выстроились войска. На трибуну поднялись «всесоюзный  староста» Михаил Калинин, председатель  комиссии партийного контроля Андрей Андреев, глава профсоюзов Николай Шверник, председатель Госплана Николай Вознесенский и другие советские руководители. На торжестве присутствовали члены дипломатического корпуса, английская военная миссия, военные атташе, корреспонденты.

      Верхом на коне на площади появился первый маршал Советского Союза Климент Ворошилов (приложение №3- Маршал Климент Ворошилов, за ним командующий парадом генерал-лейтенант Максим Пуркаев и адъютанты). Командующий парадом генерал-лейтенант Максим Пуркаев отдал рапорт. Вместе объехали войска и поздравили их с праздником. Затем Ворошилов поднялся на трибуну и произнес торжественную речь, по окончании которой раздалось сорок артиллерийских залпов. Орудия стояли в скверах на углах площади, поэтому их грохот просто оглушил дипломатов.

      Прозвучали фанфары: «Слушайте все!» И по команде генерала Пуркаева начался торжественный марш участников легендарного военного парада. Вслед за генералом на площадь вступил сводный полк командного состава. Прошли части обеих стрелковых дивизий и курсантские «коробки» подразделений Военно-медицинской академии им. Кирова, эвакуированной из Ленинграда. Проследовала мотопехота на автомобилях, бронированные тягачи с артиллерийскими орудиями, бронемашины – от легких пулеметных БА-64 до средних пушечных БА-10, танки всех видов - от трехтонных малюток-амфибий Т-38 до 50-тонного гиганта Т-35. Проехали зенитные и прожекторные полки. Под звуки авиамарша волна за волной полетели истребители, штурмовики, бомбардировщики…

     Проведенная командармом Пуркаевым в тыловом Куйбышеве первая операция армии Победы дала свой результат: ни Япония, ни Турция не вступили в войну против СССР.

      5 декабря 1941 года началось знаменитое контрнаступление под Москвой, надобность в "запасной столице" отпала после провала операции германских войск "Тайфун". М.И.Калинин уехал из Куйбышева в Москву в середине декабря 1941 года, но дипломатический корпус оставался в Самаре до августа 1943 года. Только после победы на Курской дуге иностранные представительства получили разрешение вернуться в первопрестольную. Первый специальный поезд с послами покинул вокзал 11 августа, а последний - 21 августа 1943 года.

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

«Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев»

                                                                                                   Ж. Лабрюйер

Наша жизнь началась не в данный момент, не нам решать, когда она закончится. Многие тысячелетия создавалась история. Великие творцы, ученые, мудрецы, воины-герои, по крупицам, превозмогая боль, усталость, делали нашу жизнь такой, какой она предстает перед нами и по сей день. И я очень горжусь историей своего города.

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список источников и литературы

 

  • Валентин Дубин. Эхо войны. Тайны 20-го века. Вып.37, сентябрь 2009

 

 

  • Городские здания и сооружения (под редакцией А.С. Лычева, Л.М. Бестужева)- Самара: СГАСУ, 2004.  79-80с.

 

  • Введение в самарское краеведение (под редакцией Л.В. Храмкова)- Самара: СамГУ, 2003.  255-257с.

 

  • Военный парад 1941 года в Куйбышеве. URL: http://gubernya63.ru/history/legends/parad.html

 

  • Алексей Шакиров. Самара (Куйбышев) - запасная столица.URL: http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii/istoriya-samary/224-samara-kujbyshev-zapasnaya-stolitsa

 

  • Вадим Кондратьев. 7 ноября 1941 года. Парад в Куйбышеве. URL: http://www.lookrus.com/2013/11/noyabrya-1941-goda-parad-kujbysheve/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Внимание подрастающего поколения к истории родного края