Туристские ресурсы Феодосии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:51, реферат

Краткое описание

Что же это за явление - туризм? Существует множество толкований этого понятия. Но все они, так или иначе, подчеркивают его характерную особенность: передвижение.
Туризм все чаще называют ведущим бизнесом XXI века.
Туристический бизнес считается одним из приоритетных направлений развития экономики Крыма.

Файлы: 1 файл

Туристские ресурсы Феодосии.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

В окрестностях Феодосии, на побережье, примыкающем к мысу Ильи, находятся единственные в мире популяции интересных растений - клоповника Турчанинова и кендыря крымского. Первый был описан В. И. Липским в 1894 году; этот вид включён в Красную книгу Украины (категория 1 - исчезающий), Европейский Красный список (Е - угрожаемый) и Красный список МСОП (R - редкий). Его было посчитали исчезнувшим видом, однако крымский ботаник А. В. Ена в 1996 году вновь обнаружил это растение на участке побережья протяжённостью 1,48 км между мысами Феодосия и Ильи. Растения встречаются исключительно по оголённым крутым приморским склонам на высоте 20-30 м над уровнем моря. Отдельные особи находятся практически на уровне галечникового пляжа, никогда, однако, не нём не поселяясь. Площадь, занимаемая популяцией, на превышает 3 га. Численность особей за 10 лет сократилась с 5 до 2 тысяч экземпляров.

Другой эндемик - кендырь крымский - найден В. Н. Сарандинаки в начале прошлого столетия. Он внесён в Европейский красный список (категория R - редкий). А. В. Ена установил, что это растение произрастает в районе мыса Ильи на участке протяжённостью около 1 км, преимущественно на галечниковом пляже, иногда поднимаясь на глинистый уступ. От устья балок растения продвигаются вверх на 3-10 м. Было обнаружено около тысячи надземных побегов. Корневища растения уходят в землю на глубину до 80 см.

Первые лесные посадки были выполнены на скалах хребта Тепе-Оба с целью повышения дебита источников горной воды Феодосии и борьбы м ливневыми потоками. Инициатива исходила от Феодосийской городской думы и была подготовлена лесничим феодосийского опытного лесничества Ф. И. Зибольдом. По склонам Феодосийских гор в 1871-1875 годах был

 

заложен сосновый лес на внушительной для того времени площади. Это была одна из многих неудачных попыток решить проблему обеспечения города питьевой водой. За один год тогда создана роща площадью 124 десятины. В качестве основных пород для неё были выбраны дуб, остролистный клён, американский ясень, грецкий орех, белая акация и сосна. Но непривычными оказались для саженцев лиственных пород климатические условия гор, и они полностью погибли. К тому же у лесоводов не было необходимого опыта и навыков в обработке почвы на горных склонах.

В течение последних десятилетий наблюдается усыхание деревьев хвойных пород. В насаждениях помимо сосны крымской можно встретить ясень, робинию лжеакацию, дуб черешчатый, вяз мелколистный, а в подлеске - бобовник, кизил, тёрн, шиповник, жимолость татарскую, боярышник, бирючину. Высота деревьев в существующих насаждениях достигает 7-15 м.

Для Феодосии и её окрестностей характерно большое разнообразие дикорастущей флоры. Здесь на небольшой территории сосредоточена почти половина высших сосудистых растений, произрастающих в Крыму, - свыше 1300 из 2775. Этому способствует наличие разнообразных биотопов - от пляжей морских побережий до горных вершин Кара-Дага и Эчки-Дага, расположенных на высоте свыше 500 м.

Лучше всего изучена флора сосудистых растений Карадагского заповедника. На формирование флоры и растительности Кара-Дага оказало влияние его пограничное положение: он расположен на границе горного и равнинного Крыма. Как отмечала В. Н. Сарандинаки, через карадагский массив проходит граница: к западу - горные леса, к востоку - степные и полупустынные предгорья, к северу - степи равнинного Крыма. Вследствие этого флора Кара-Дага имеет нигде больше в Крыму не повторяющуюся особенность: совмещение на незначительной территории элементов степной, лесостепной и лесной флор.

Флора Кара-Дага насчитывает 2830 видов растений (79 - в Красной книге Украины), из них водорослей - 859 видов (6 видов - в Красной книге Украины), грибов - 382, лишайников - 313 (5 - в Красной книге Украины), мхов - 76 (2 - в Красной книге Украины, один - в Красной книге европейских бриофитов). В настоящее время высших сосудистых растений на Кара-Даге насчитывается 1175 видов, что составляет 43% всей крымской флоры.

 

 

 

2.Антропогенные ресурсы

2.1 Архитектурная застройка города

В 1784 году русскими инженерами был составлен план Феодосии с перечислением 20 греческих домов, 30 - армянских, 697 - турецких, 69 - еврейских, 29 - мечетей, 13 - греческих церквей, 22 - армянских, шести общественных бань, 33 фонтанов и водоёмов, загородного ханского дворца с монетным двором и нескольких постоялых дворов (караван-сараев). Дома в большинстве своём пустовали, так как значительная часть мусульман покинула город.

В 1804 году составляется генеральный план города, предусматривавший преобразование той его части, которая заключена внутри средневековых оборонительных укреплений, и создание форштадтов для магометан и разночинцев к северо-западу от исторического центра (они в основном соответствовали бывшим предместьям средневековой Каффы). В черте укреплений старого города планировалось разместить комплексы военных казарм. Особая роль отводилась району бывшей цитадели, возле которой намечалось расширить порт с обширными карантинными и таможенными службами, построить маяк, набережную, здания присутственных мест.

Историческое ядро Феодосии и предместья преобразовывались на основе регулярной планировки. В северной части старого города и прилегающих к ней форштадтам уличная сеть приобретала характер веерной композиции, основные лучи которой следовали по направлению к морю, а пересекающие их улицы отражали трассировку средневековых оборонительных укреплений. Менее цельную, но регулярную планировочную структуру получила южная часть старого города, кварталы которой были разбиты с учётом разборки стен цитадели. На пересечении северного и южного районов старого города планировалась городская площадь с соборной церковью, фонтаном и водомётом. Эта прямоугольная в плане площадь заняла место главного торга Каффы, который в османское время был окружён многочисленными караван-сараями.

Постепенно город преобразовывался. И. М. Муравьёв-Апостол, посетивший его в 1820 году, отметил, что он уже не имел "печальный вид разрушения". Подтверждением этому является открытая возле фонтана И. К. Айвазовского булыжная мостовая начала 19-го века. К тому времени имелась засаженная молодыми деревьями набережная, проводились первые опыты по облесению феодосийских гор. Из местного известняка строились каменные дома в стиле провинциального ампира, отличавшиеся оригинальной местной трактовкой классических архитектурных форм.

Представляют интерес дом по улице 8 Марта, оформленный крупным ордером (ордер - порядок размещения элементов в архитектурной композиции, согласование трёх главных частей постройки: основания, колонны, перекрытия), охватывающим два этажа, жилые дома на улицах Греческой и Красноармейской, каменные въездные ворота которых фланкированы гиперболизированными колоннами ионического и тосканского ордеров.

Число новых общественных и культовых объектов было невелико. В 1791 году принимается решение о возведении главного городского собора - Александро-Невского, но из-за отсутствия необходимых средств строительство было завершено много времени спустя. Разрабатывавшиеся в начале 19-го века проекты крупных общественных зданий (дворца для "присутствия государя-императора" и военного губернатора, комплекса, который должен был объединить полицию с ратушей, военного и городского госпиталя) не были реализованы.

Примечательным памятником первой половины 19-го века является парковое сооружение - грот с колоннами - возможно, это единственная постройка, сохранившаяся от дачи градоначальника С. М. Броневского, где в 1820 году гостил А. С. Пушкин (грот называется Пушкинским). Дача Броневского находилась далеко за пределами города, что свидетельствует о начале освоения северной части побережья Феодосийской бухты уже в начале 19-го века.

В 1845-1848 годах за границами старого города, в прибрежной зоне, И. К. Айвазовский построил двухэтажный дом-мастерскую в стиле итальянских ренессансных вилл. В 1880 году к нему был пристроен выставочный зал. Здание украшали статуи античных богов, над главным входом, на балконе, - фигуры крылатых грифонов - защитников от зла. Перед домом был садик с мраморным фонтаном.

В конце 19-го века разрабатывается новый градостроительный план, предусматривавший рост города в северо-западном направлении. Главными градоформирующими осями планировки новых районов становятся следовавшие вдоль берега моря железнодорожная ветка, параллельная ей улица (ныне ул. Федько) и дорога на Симферополь. Разбивается регулярная уличная сеть новых районов. Окончательно формируется планировочная структура юго-западных районов - форштадтов. Уточняется планировка новой части карантинной слободки.

В черту юго-восточных районов города вошли христианские и иноверческие кладбища. Главное городское кладбище на рубеже столетий оформляется красивой оградой и несколькими часовенками (ныне - это мемориальный комплекс, где похоронены участники Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн; на территории кладбища находится могила художника К. Ф. Богаевского).

К началу 20-го века благоустраивается Набережная. На ней устанавливаются памятники, общественные фонтаны. Электрифицируются улицы, порт, многие учреждения. Прокладываются улицы Генуэзская (пр. Айвазовского), Земская, Айвазовского (ул. Галерейная), Новая (ул. Кирова). На них возводятся здания женской гимназии, отделения государственного банка, полиции, почты. Возле железнодорожного вокзала, на стыке новых кварталов и исторического ядра, организуется центральная городская площадь (Привокзальная). В 1894 году по соседству с башней Константина появляется здание городской думы с концертным залом, который украшало полотно "Торжество Феодосии", написанное И. К. Айвазовским в честь открытия морского порта (здание погибло во время пожара в октябре 1905 года). Одним из фасадов оно выходило на Новобазарную площадь, застроенную каменными торговыми павильонами.

Один за другим возводятся православные храмы. Значительную роль в формировании панорамы города играл открытый в 1873 году монументальный Александро-Невский собор. Здание построено с использованием мотивов византийского зодчества (в 1933 году его снесли по распоряжению местных властей). В 1885 году состоялось освящение построенной на городском кладбище церкви Всех Святых (в 1960-х годах она была разрушена и в настоящее время восстановлена). В 1892 году было завершено строительство церкви святой Екатерины (она находится вблизи городского автовокзала и является действующей).

С использованием мотивов романо-византийского зодчества построен собор Казанской иконы Божьей Матери (1909 год, архитектор Г. Л. Кейль), ныне являющийся самым крупным храмом Феодосии. Он был возведён на территории Казанского подворья Топловского Свято-Параскевиевского монастыря и представлял собой крестовое в плане однокупольное сооружение с одноярусной колокольней над притвором. Здание интересно своей конструктивной схемой, которая решена перекрещивающимися под прямым углом подпружными арками, которые, формируя свободное пространство, являются основным скелетом здания.

В 1888 году на Новобазарной площади по проекту и на средства Айвазовского возводится главный фонтан Субашского водопровода, до сих пор сохраняющий значение одной из наиболее примечательных архитектурных построек города. Он задуман в восточном стиле, представляет собой каменную прямоугольную призму, покрытую шатровой деревянной крышей с ажурным карнизом.

Немаловажную роль в формировании внешнего облика города играла скульптура. В 1890 году в центре Феодосии появилось красивое произведение искусства - фонтан-памятник с надписью: "Доброму гению", посвящённый жене И. К. Айвазовского. Так феодосийцы отблагодарили семью художника за подаренную им субашскую воду. Бронзовая скульптура женщины с морской раковиной в руке возвышалась на пьедестале над каменной чашей и бассейном. Памятник был разрушен в годы Великой Отечественной войны и воссоздан в 2004 году.

В конце 1980-годов киевским институтом "Гипроград" разрабатывается новый генеральный план развития Феодосии. В это время завершается реконструкция набережной и центральной части города. Новые жилые, общественные и торгово-офисные здания привнесли в облик города не только современные формы и технологии, но и отдали дань многовековому архитектурно-градостроительному опыту Феодосии. Украшением города стали отель "Алые паруса" (архитектор А. И. Кулатухов), гостиница "Лидия" (архитектор А. И. Кулатухов, В. Б. Родимов), комплекс "Гринвич" (архитектор В. И. Астафьев) и некоторые другие постройки, разработанные Феодосийским филиалом института "КрымНИИпроект". Самобытный почерк феодосийских архитекторов узнаваем и неповторим в стилевом многообразии крымской застройки.

Любовь феодосийцев к своему городу проявилась в желании украсить его улицы и скверы такими памятниками, которые бы стали зримым напоминанием о его богатейшей истории и культуре.

В 1930 году на набережной у дома И. К. Айвазовского был установлен бронзовый памятник художнику (скульптор И. Я. Гинцбург, архитектор П. И. Голландский , мастер-каменщик - Фока Яни) с надписью на пьедестале: "Феодосия - Айвазовскому".

В 1974 году в скверике рядом с Привокзальной площадью возведён бронзовый памятник А. С. Пушкину в память о пребывании поэта в Феодосии (скульптор А. И. Григорьев).

Произведениями искусства ваяния отмечены события русских революций. В 1977 году установлен памятник броненосцу "Потёмкин". В 1980 году - памятник матросу-большевику И. А. Назукину (скульптор В. В. Петренко, В. З. Замеховский), в годы гражданской войны бывшему председателем Феодосийского революционного комитета.

События Великой Отечественной войны увековечены памятником Славы с вечным огнём - мемориалом воинам-освободителям Феодосии (1970 год; художник С. И. Малышев, архитектор В. Д. Гурин, Е. Г. Наугольный). В 1959 году был установлен памятник Вите Коробкову - феодосийскому пионеру-партизану, погибшему в годы войны (скульптор В. Подольский, архитектор В. Куприянов). В 1994 году - памятник воинам героического Керченско-Феодосийского десанта 1941-1942 годов.

Информация о работе Туристские ресурсы Феодосии