Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:00, творческая работа
Если верить легенде, своё название Микашевичи получили от имени первого поселенца - Микаша. Согласно исследованиям, впервые они упоминаются в 1785 году в составе имения Ленин Слуцкого княжества Радзивиллов, когда насчитывали всего 3 двора. В XIX веке относились к Ленинской волости Мозырского уезда Минской губернии. Рост Микашевич связан с прокладкой Полесских железных дорог и строительством помещиком Агарковым фанерно-лесопильного завода (в 1910 году насчитывал 231 рабочего), переданного в аренду Чуднеру. Впоследствии, «при Польше», значительной известностью в Европе пользовалась продукция местных деревоперерабатывающих фирм «Ахагель» и «Ольза». С января 1940 года Микашевичи - рабочий посёлок, центр сельсовета в составе Ленинского района.
Микашевичи
Если верить легенде, своё название Микашевичи получили от имени первого поселенца - Микаша. Согласно исследованиям, впервые они упоминаются в 1785 году в составе имения Ленин Слуцкого княжества Радзивиллов, когда насчитывали всего 3 двора. В XIX веке относились к Ленинской волости Мозырского уезда Минской губернии. Рост Микашевич связан с прокладкой Полесских железных дорог и строительством помещиком Агарковым фанерно-лесопильного завода (в 1910 году насчитывал 231 рабочего), переданного в аренду Чуднеру. Впоследствии, «при Польше», значительной известностью в Европе пользовалась продукция местных деревоперерабатывающих фирм «Ахагель» и «Ольза». С января 1940 года Микашевичи - рабочий посёлок, центр сельсовета в составе Ленинского района. О борьбе партизан и подпольщиков в годы войны и оккупации (в том числе о знаменитом взрыве подпольщиками кинотеатра с карателями) напоминают памятники и мемориальные доски. Облик послевоенных Микашевич раскрывают произведения Владислава Недведского, в первую очередь повесть «Хлопцы из второго корпуса». 8 июня 1950 года посёлок стал райцентром на 10 лет, до расформирования 20 января 1960 года Ленинского района и передачи части его в состав Лунинецкого района.
Флерово
Название деревни происходит от имени землемера А.Флерова, который учавствовал в раздроблении земли на хутора и оценке каждого по категории почвы. В честь него также были названы объекты, потом - хутора, а с 50-х годов ХХ века - деревни. В настоящее время они составляют один сельскохозяйственный кооператив. Здесь на осушенных землях выращивали люпин двух сортов, создав прочную кормовую базу хозяйства. Именно за счет этого производства СПК лидирует в районе в отрасли животноводства.
Лахва
Происхождение названия деревни Лахва связывают с выражением «Ляхова» (польская река). Местечко было известно в письменных источниках с 1493 года. В 1950 году был организован колхоз «Победа» (с 2002 года - СПК «Лахвенский», а с 2005 года - производственный участок СПК «Городокский», где работают свыше 150 человек). В Лахве расположено РУПТП «Опытный рыбхоз «Лахва». Впервые он был организован в 1932 году (владелец пан Левандовский). Площадь прудов ныне - 529 га. Выращиваются щука, толстолобик, карп (выведена новая порода карпа - «Лахвенский»). В деревне располагаются участок филиала Пинской нефтебазы, детский областной ортопедический санаторий.
Кожан-Городок
Возраст
деревни Кожан-Городок
Деревня Кожан-Городок является центром Городокского сельсовета. Сама деревня известна с 1493 года. До 1599 года известка как село Городец, после - местечко Кожан-Городок. В 1818 году тут построена православная Николаевская церковь, знаменитый в республике памятник деревянного народного зодчества. Теперь в Кожан-Городке проживает около 1970 человек, 686 хозяйств. В окрестностях находится хутор Бабы (4 хозяйства).
Богдановка
Когда завоеватели другой веры усилили угнетение коренного населения, украинский народ поднялся против угнетателей. Национальную борьбу возглавил Богдан Хмельницкий. Гетман справедливо считал, что в освободительной борьбе ему помогут братья по вере с Беларуси. Он направил сюда своих соратников, которые начали создавать дружины и армии. Один с отрядов остановился около Пинска. Увидев непроходимые болота и леса, решили, что эти места будут надежная защитой от врага. В глубины леса воины осушили участок земли, вырубили часть деревьев, с которых построили жилище. Закрепившись, люди постепенно начали заводить семьи, которых считаем предками теперешних жильцов. И дали поселению имени своего гетмана. От Богдана образовалась Богдановка.
Нашу близость с украинцами подтверждает и местная речь, которая очень сродни на украинский язык. Потому нам очень легко понимать друг друга с гражданами соседнего государства, когда ездим за покупками в тот же Хмельницк. Это название почтила фамилия легендарного гетмана. Значить, украинский город и беларуская деревня - брат и сестра.
Жильцов Богдановки по-прежнему поит, кормит и одевает лес. Когда на производства задерживается зарплата, деревенщины не очень волнуются: лес под окнами, только не ленись. Черника, брусники, березовые метлы, богульник, много разных других ягод и трави. Да и просто отдых в лесе - величайшее наслаждение!
Дворец
Название
д. Дворец связано с диалектным словом
«дворец» - двор, дворик. Вероятно, это
связано с расположением
Лаховка
Когда впервые ступила нога человека на эти песчаные холмы, что утратились среди плавких болот и дремучих лесов и на которых теперь раскинулась деревня - кто знает. Только метками дней, что отошли в небытие, появляются курганы и стоянки эпохи неолита во урочищах Савва и Селца и каменные инструменты работы, найденные в околицах деревни (урочища Савва, Падмесинне, Дзимашоў, Оўдзицак).
Значительно более поздние события - нашествие монголо-татар - ярко отобразились в предоставлениях, с которых проистекает, что лаховчане другой раз свершали героические поступки в борьбе с чужеземцами. Те же предоставления рассказывают, что Лаховка неоднократно уничтожалась, а жильцы или также были уничтоженный, забранный ли в неволю. А про набеги татар-крымчаков свидетельствуют не только предоставления да народные песни, что сохранились к нашего времени, но и названия урочищ: Татарские Броды, Татарские бервы, Мессина.
Деревня Лаховка возникла на выгодном в те давние времена места: на реке Лафа (теперь Смердь, а это был водный путь с Давид-Городка в Лафу) и при оживленной сухопутной дороге, опять-такой которая дрябло с полночи через Лафу в Давид-Городок и далее в Туров или даже в Киев. Это была дорога торговцев, чумаков и паломников. Потому и не странно, что Лаховка разрасталась, ширилась и приобрела статус второй Лафы, ли, как ее называли, Малышки Лафы.
Есть, правда, и предоставление про появление названия деревни.
В те давние времена
в этих местах были большие леса.
И здесь поселился лесник. Женился
на лаховке - девушке с Лафы. В их родилась
много детей. Но сталась да, что лесник
умер, и лаховка сама растила детей.
Подрастали сыновья, женились, тут же строили
дома. Деревенька росла. А лаховка
стола почтенной женщиной. И или то ехали
родственники в гостьи, то ли обстояли
да ехали проезжие люди, то останавливались,
конечно, здесь, в лаховки. И поселение
назвали Лаховкой.
Моносеево
Название деревни происходит от имени землемера Ю.Моносеева, который учавствовал в раздроблении земли на хутора и оценке каждого по категории почвы. В честь него также были названы объекты, потом - хутора, а с 50-х годов ХХ века - деревни. В настоящее время они составляют один сельскохозяйственный кооператив. Здесь на осушенных землях выращивали люпин двух сортов, создав прочную кормовую базу хозяйства. Именно за счет этого производства СПК лидирует в районе в отрасли животноводства.
Любань
Про Любань существует легенда:
- Это было
годов 400 назад. Много диких
зверей и птиц водилась в
здешних лесах и болотах.
Как-то приехал князь со своей свитой на охоту. Моросил дождь, было мокро. Промокли, промерзнули охотничьи. Надо было где-то обсушиться, обогреться. В быстром времени выехали на поляну, большую, светлую. А на поляне - поле, на холме поверх Смердью - несколько домиков. Здесь впору и солнце из-за туч выглянула, пригрела. Князь аж повеселел от удовлетворения.
- Любимо мнет здесь! - воскликнул князь, - Любимо мнет. Здесь и остановились.
Понравилась место и дружине княжеской.
- Что за место? Как называется? - просят друг друга люди со свиты.
- Любанне, - был ответ.
И остановилась дружина отдохнуть, обсохнуть, повеселиться в дворах да в домах, где жили хорошие сапожники - шевчики - да их называли в то время. Позже шевчики приобрели известность, фамилия получили - Шевчики. Разрослись их семьи, получили земельные наделы их сыновья, зяти. Выросла деревня Любанне. С гадами изменилась чуть название - в Любань перешла. Мо и не совсем да оно было, ведь это только легенда, но участь правды все-таки есть. Действительно, урочище в давние годы было размешчана на холме, поверх Смердью, вокруг располагались леса (свидетельство тому - названия околиц: Борок, Лоза, Залесье, Трехлесица, Кукутёлка). Находясь на бойких дорогах, что вели с Лафы в Мокрово и с Лафы в Давид-Городок, это место не могла не понравиться людям. Здесь было красиво и любимо, потому и назвали Любаннем. Кстати, в обиходе местных жильцов и сейчас существует название Любанне.
Правда и то, что самая распространенная фамилия в Любани - Шевчик.
Бостынь
Административно-
Название одной из самых древних деревень
района, известной с 1458 года, происходит
от слова «бастрынь», что топонимическим
словарем трактуется как «самовольная
распашка земель». Известна также легенда,
согласно которой название деревни происходит
от слова «бастион». Вольнолюбивый и независимый
характер жителей деревни Бостынь воплощен
в изображении петуха - известного со средневековья
символа воинской славы, которую высокими
званиями подтверждают уроженцы деревни.
Вичин
Первые упоминания о деревне Вичин относятся к 1493 году. Тогда это было село поместья Лахва и находилось в собственности Петра Яновича Монтыгирдовича. Название деревни происходит именно из имени владельца поместья (ЯноВИЧ МонтыгирдоВИЧ, «владение Вичина» как говорили люди, жившие в этих местах).
Большие Чучевичи, Малые Чучевичи
Деревня Большие Чучевичи возникла гораздо раньше известного нам 1577 года - в это время здесь уже насчитывалось 115 дворов. Особенность местности – «первобытность жителей и природы» - привлекла сюда известного российского фольклориста Александра Сержпутовского, который сделал десятки фотоснимков жителей и записал их сказания.Чучевляне рассказывают несколько версий возникновения названия деревни. Согласно одному из преданий, в здешние края любили на охоту приезжать помещики. Охотились с размахом, благо леса славились обилием дичи. А потом из убитых зверей делали чучела да и оставляли здесь. Вот и пошло название – Чучевичи. Другая легенда гласит, что однажды какой-то князь, увидев, в какой нищете живут здесь люди, не удержался да и воскликнул: «Что это за чучела?!» Можно услышать еще одну версию о происхождении деревни. После 1812 года в этих местах поселился человек по прозвищу Чучело. Однако, согласно историческим источникам, Большие Чучевичи существовали еще в XVI веке. К сожалению, до воссоединения Западной Белоруссии с БССР чучевляне, окруженные со всех сторон непроходимыми болотами и топями, жили очень бедно.
Велута
Существует несколько версий происхождения названия деревни.
При царе тут находилась тюрьма, был перевалочный пункт.От слова «волочиться, волота» и пошло название деревни.
По другой версии название происходит от польского слова «волата», что означает «лапоть».
Вулька – 1,2
Название происходит от уменьшительного от польского «воля» (пол. Wola) — Вулька (пол. Wólka).Герб деревни: в червленом поле перекрещенные золотые цеп и коса. Оконечность лазуревая, треугольная, обремененная серебряным лилиеобразным цветком.
Дятловичи
Деревня Дятловичи возникла, вероятно, гораздо раньше известного нам 1566 года - в это время здесь уже насчитывалось около 40 крестьянских дворов. Но период расцвета в ее истории связан с созданием Новопечерского Дятеловичского Преображенского мужского монастыря, основанного между 1622 и 1625 годами, на который были записаны, кроме одно-именной, деревни Лунинец и Мелесница вместе с жителями.В честь его имени и происходит название деревни. Владельцем селений был Константин Долмат, герб которого положен в основу герба деревни Дятловичи для увековечения памяти о человеке, «движимым благочестивою ревностью о поддержании православия, пре-следуемого уже возникшей тогда унией». Основанный им монастырь был самым богатым в Минской епархии, но после разрушительной Отечественной войны 1812 года утратил былое значение и в 1855 году был закрыт.