Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:19, реферат
Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение природы и хозяйства, а также истории, этнографии, фольклора и любых других аспектов своей местности. В поле зрения школьного краеведения находится топонимика.
ТОПОНИМИКА И КРАЕВЕДЕНИЕ
Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение природы и хозяйства, а также истории, этнографии, фольклора и любых других аспектов своей местности. В поле зрения школьного краеведения находится топонимика.
Топонимика полезна при изучении краеведения в двух отношениях: прежде всего, анализ географических названий, помогает уяснить особенности природы, хозяйства, населения, исторического прошлого своего края; кроме того, обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глубокого понимании событий и фактов, активизируют интерес к родным местам.
Таким образом, в использований географических названий могут быть выделены познавательный и педагогический аспекты. Рассмотрим эти аспекты подробнее.
Познавательный аспект многогранен. Часть названий обращает наши внимание на какие – либо свойства объекта, характеризующие его в настоящее время. И хотя эти свойства обычно доступны непосредственному наблюдению или измерению, польза географических названий несомненна – они как бы сигнализируют краеведу: «Объект обладает таким-то свойством, если оно для тебя представляет интерес, обрати внимание». Но, как уже отмечалось, названия живут века, и многие из них являются свидетельством географических условий прошлого, что определяет ценность названий как историко-географического источника.
В педагогическом отношений топонимика – одно из наиболее благодарных направлений краеведческой работы. Названия окружают человека – в раннем детстве он узнает название своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор постепенно расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно такое желание – а что означает эти названия? И даже если такое желание не возникнет стихийно, долг учителя показать на ярких примерах насколько интересна расшифровка тайн географических названий, увлечь учеников познанием местной топонимии.
Работа по изучению местных географических названий с успехом может выполняться или в специальных топонимических кружках, которые обычно вызывают живой интерес учащихся, или географических названий с успехом может выполняться или в специальных топонимических кружках, которые обычно вызывают живой интерес учащихся, или в географических кружках, посвящая топонимике лишь некоторую часть времени. Очевидно, что программы изучения топонимики в этих случаях должны быть разными.
В первом случае программа может быть наиболее обширной и включать как основные теоретические вопросы топонимики, так и рассмотрение топонимии своей местности. Из теории топонимии должны быть отобраны лишь наиболее важные вопросы, к числу которых можно отнести следующие: научное и практическое значение географических названий; закономерности возникновения названий; отражение в названиях признака объекта; роль местных географических терминов в формировании топонимии; судьбы названий; изменения и миграции; опасность упрощенного толкования названий и типичные случаи топонимических ошибок. Очевидно, что изложение каждого из этих вопросов должно опираться на знания, полученные учащимися при изучении не только географии, но и русского и иностранного языков, истории. Может быть интересно подан материал о словообразовательных моделях казахской топонимии, о способах казахской передачи иноязычных названий, об особенностях подхода к топонимике при рассмотрении ее как вспомогательной исторической дисциплины.
Региональная часть курса должна основываться на понятий о топонимической системе и принципах топонимического районирования. На этой теоретической основе следует показать положение своей местности на топонимической карте Казахстана, раскрыть разноязычность и разновозрастность ее географических названий, отражающих соответствующие специфические особенности топонимического региона.
Дальнейшая работа кружка должна строиться на использовании местного топонимического материала. Исключительно важно, чтобы этот материал был собран силами самих учащихся. Методика сбора должна поэтому найти свое место в программе кружка. Анализ собранного материала предполагает как выяснение бытующих среди местного населения объяснений (какими бы они не были наивными и неправдоподобными), так и объяснение их самими учащимися на основе известных им принципов возникновения названий и путей их изменения. Особенное внимание должно уделяться отражению в названиях характерных черт природы местности и возможности реконструкции, былых физико-географичеких условий с помощью названий.