Территория, географическое положение и государственная граница России: современное состояние и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:43, лекция

Краткое описание

С севера на юг приблизительно 4 тысячи км.
Кр южная точка базардюзю.
Кр северточка мыс Челюскина.
Кр восточ точка мыс Дежнева на чукотке.
На матереке Евразия находится РФ.

Файлы: 1 файл

Вопросы теория организация.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

Агропромышленный комплекс России — многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей: прежде всего  само сельское хозяйство, пищевую и  биологическую промышленность, пищевое, сельскохозяйственное и автотракторное машиностроение, производство химических удобрений, средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и санитарно-эпидемиологическую службы.

Важнейшими природными факторами размещения и развития агропромышленного комплекса являются следующие: качество почв; продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия); обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др.

Для размещения сельского  хозяйства также чрезвычайно  важны социально-демографические  факторы.

К наиболее существенным экономическим факторам размещения и развития сельского хозяйства  можно отнести:

    1. Местоположение хозяйств по отношению к рынкам сбыта и наличие перерабатывающих предприятий, емкостей для хранения сырья и конечной продукции, качество транспортных средств и путей сообщения.
    2. Уже созданный производственный потенциал сельского хозяйства: мелиорированные земли, поголовье продуктивного скота, сооружения сельскохозяйственного назначения, производственные постройки и пр.
    3. Площадь сельскохозяйственных угодий, их структура: размер пашни и сельхозугодий на душу населения.
    4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, определяемая системой показателей, основными из которых являются выход продукции сельскою хозяйства и валовой доход на единицу земельной площади и единицу материальных и трудовых затрат, прибыльность производства.
    5. Особенности и стабильность межрегиональных связей по продукции сельского хозяйства.
    6. Обеспеченность сельского хозяйства средствами производства, поставляемыми промышленностью.
    7. Размеры сельскохозяйственных предприятий. Например, мелкие крестьянские хозяйства ограничивают возможности специализации.

В состав АПК входят три основные сферы:

I сфера включает отрасли, снабжающие  сельское хозяйство и другие  сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.;

II сфера - собственно сельское  хозяйство. Это центральное звено  АПК. Оно отличается от остальных  отраслей материального производства, во-первых, сезонностью производства  продукции, во-вторых, на его развитие  сильно воздействуют природные  условия, в-третьих, в сельском  хозяйстве главное и незаменимое  средство труда - земля. В сельском  хозяйстве выделяются две важнейшие  отрасли: растениеводство (земледелие) и животноводство;

III сфера, в которую входят  отрасли, осуществляющие заготовку,  транспортировку, переработку, хранение  и сбыт конечной продукции  комплекса.

Для размещения сельского хозяйства  также чрезвычайно важны социально-демографические  факторы. Население - основной потребитель  сельскохозяйственной продукции; существуют региональные особенности структуры  потребления данной продукции. На специализацию  сельского хозяйства влияет соотношение  между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся  неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства овощей, картофеля, сахарной свеклы и  других технических культур, некоторые  отрасли животноводства.

На  основании все выше сказанного можно сделать вывод: Современное сельское хозяйство это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и техникой. Проблемами данной отрасли занимаются отдельные институты и университеты. Исследования в области селекции и генетики позволяют создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, устойчивые к различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Машиностроение создает новую высокоэффективную сельскохозяйственную технику, позволяющую автоматизировать такие трудоемкие операции как, распашку земли, уборку урожая. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве, в частности в животноводстве позволяет проводить оперативный мониторинг всех жизненных показателей животных и на ранних стадиях выявлять заболевания.

Сельское  хозяйство уже давно требует  к себе более пристального взгляда  со стороны правительства. Наряду с промышленной, энергетической отраслями является основополагающей для экономики любого государства. История сельского хозяйства начинается в доисторические времена. Развитие сельскохозяйственных технологий, внедрение новых способов растениеводства и животноводства сопровождалось увеличением объема производимой продукции и в конечном итоге приводило росту экономики государств в целом. Эта отрасль широко развита и требует к себе много внимания. Без нее не было бы таких необходимых повседневных вещей на столе, как хлеб, молоко и большое множество овощей и фруктов. Для их приготовления и доставки до нашего стола проходит очень много времени. Не из - за того что кто то не успевает доставить их быстро и не принужденно, а потому что процесс выращивания, обработки и приготовления занимает длительное время.

Сельским  хозяйством называется особый вид деятельности человечества, связанный с возделыванием  земли и разведением животных. Сельское хозяйство наряду с остальными отраслями промышленности является основополагающим для экономики  любого государства. Развитие этой отрасли  берет свое начало в доисторические времена, с того времени как древние  люди начали, используя примитивные  орудия труда, вспахивать землю и  выращивать полезные для себя растения, одомашнивать диких животных. На протяжении веков менялись и совершенствовались системы земледелия, культивировались полезные признаки животных, создавались  их многочисленные породы и сорта.

Сельское  хозяйство в настоящее время  производит продукты питания для  населения и исходное сырье для  многих отраслей промышленности, включает для себя следующие отрасли: земледелие (овощеводство, плодоводство и т.д.), животноводство (скотоводство, коневодство, свиноводство и т.д.). Главным средством  производства сельского хозяйства  является земля. Основными факторами, определяющими выбор выращиваемых сельскохозяйственных культур и средств земледелия, являются: физико-химические свойства почвы и климатические характеристики местности. Например, зонах с умеренным и холодным климатом теплолюбивые растения удается выращивать только с применением особых технологий.

К особенностям сельского хозяйства  можно отнести то, что его объекты  занимают обширные территории. Освоение земель пригодных для выращивания  сельскохозяйственных растений сопровождалось масштабной вырубкой лесов, распашкой  целинных земель, что не могло не отразиться на экологии данных регионов.

Сельскохозяйственные  работы продолжаются практически круглый  год и носят циклический характер, который зависит от стадий развития растений и животных - основных средств производства данной отрасли. Так при выращивании зерновых можно выделить стадии: весенняя подготовка земли под посев (распахивание земли), посев, сбор урожая, подготовка урожая к хранению, кроме того, существует посев озимых зерновых, которые достигнув определенной стадии роста зимуют под снегом и дают урожай только на следующий год

 

 
7. Структура и территориальные  особенности транспортного комплекса  РФ: современное состояние и перспективы  развития.

транспорт является важным связующим звеном в экономике  Российской 
Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. ранспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Структура транспортного комплекса

Транспорт как вид хозяйственной  деятельности подразделяется на транспорт  общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования —  транспорт, удовлетворяющий потребности  всех отраслей экономики и населения  в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции  между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся  перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда  на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или  выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация  обязана осуществить перевозки  грузов, пассажиров и багажа по обращению  любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных  осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном  порядке

Для измерения  перевозочной работы используют следующие  показатели: перевозка грузов в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; перевозка пассажиров; пассажирооборот  в пассажиро-километрах

В перевозке  грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке  пассажиров — железнодорожный и  автомобильный

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением  направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта)

Крупнейшими железнодорожными узлами отправления  пассажиров в дальнем сообщении  являются Москва и Санкт-Петербург в европейской части России и 
Новосибирск — на востоке страны

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт относится  к динамично развивающимся видам  транспорта.

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно  широка. 
Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и короткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз.

Морской транспорт

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.[36]

Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических  связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.[37]

Это связано с тем, что в отличие  от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом  экспортно-импортные грузы. Внешние 
(заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и 
Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж — плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств — имеет меньшее значение.

Морской транспорт по многим технико-экономическим  показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки  на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически  неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок  невелика.

В то же время зависимость морского транспорта от природных условий 
(особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.[38]

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 
60,5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, 
Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек

рубопроводный транспорт

В настоящее время трубопроводы относятся к узкоспециализированному  виду транспорта. Они предназначены  для транспортировки жидких и  газообразных продуктов, в основном нефти, нефтепродуктов и газа.[48]

Преимуществами этого вида транспорта являются: наименьшая себестоимость, возможность  функционирования в течение всего  года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов  по кратчайшему расстоянию практически  вне зависимости от рельефа территории.[49]

Информация о работе Территория, географическое положение и государственная граница России: современное состояние и тенденции развития