Территориальная организация лесопромышленного комплекса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – это подробное изучение структуры лесопромышленного комплекса нашей страны. А именно, я хочу рассмотреть размещение, направления развития ведущих отраслей лесопромышленного комплекса (лесозаготовительной, лесохимической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленностей), также факторы, влияющие на их размещение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................3
1.ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМЛЕКС РФ: СТРУКТУРА, КОНЦЕНТРАЦИЯ, ОЦЕНКА…...4
1.1.Отраслевая структура лесопромышленного комплекса..…………………………………….…5
1.1.1.Лесозаготовка……………………………………………………………………..……….6
1.1.2.Деревообработка……………………………………………………………………….….8
1.1.3.Целлюлозно-бумажная промышленность…………………………………………….…9
1.2. Концентрация производства в лесной промышленности.….………...……………………….11
1.3. Лесные ресурсы и их экономико-географическая оценка…………………………………….13
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……….…………..……………...…..16
2.1.Роль восточных районов страны и европейского Севера в развитии отрасли……………….16
2.2. Размещение лесного комплекса в стране……………………………...……………………….18
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ……………….……………………..….22
3.1.Проблемы комплексной переработки лесных ресурсов……………………………….………22
3.2.Лесоохранные мероприятия……………………………………………………………..………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………………………………..…..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….………………………..…...29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………...….....31

Файлы: 1 файл

курсовая по географии.docx

— 195.69 Кб (Скачать)

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”[8, с.113]

Новое лесное законодательство завершило разрушение государственной  лесной охраны в России. Процесс  этот начался давно, еще в 1993 году, когда Основами лесного законодательства было закреплено право работников лесной охраны зарабатывать себе на жизнь заготовкой и продажей древесины под видом санитарных рубок или рубок ухода. Это привело к постепенному превращению лесников-обходчиков (лесных сторожей) в рабочих, большую часть времени занятых на заготовке древесины.

Наибольший урон государственной  лесной охране нанесла реформа 2000 года, когда была ликвидирована самостоятельная  Федеральная служба лесного хозяйства  и ее функции оказались переданными  Министерству природных ресурсов. После  этой реорганизации судьба низового звена государственных органов лесного хозяйства (лесхозов и лесничеств) в течение примерно полугода оставалась неясной. Такое пренебрежительное отношение государства к работникам леса нанесло престижу государственной лесной охраны самый тяжелый ущерб, последствия которого ликвидировать не удалось до настоящего времени.

В 2005 году разрушение государственной  лесной охраны продолжилось: полномочия по охране лесов были переданы на основании  федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ Росприроднадзору, но при этом штат бывших работников лесной охраны остался в Рослесхозе. Новое лесоохранительное ведомство располагало для выполнения новых полномочий чуть более чем четырьмя сотнями инспекторов (вместо 65 тыс. лесников, ранее отвечавших за охрану лесов).

Новый Лесной кодекс вообще не предусматривает наличия лесных сторожей (лесников), обеспечивающих охрану лесов от имени собственника - государства. Кодекс предусматривает осуществление  государственного лесного контроля и надзора - но это совсем не то же самое, что охрана лесов (надзор и  контроль подразумевают выборочные плановые или внеплановые проверки, но не предусматривают наличие в  лесу сторожа - лесника). Кодекс предусматривает  передачу органам государственной власти субъектов РФ полномочий по организации охраны лесов, но в само понятие «охрана лесов» не включена охрана лесов от незаконных рубок [1, статья 51]

Необходимо отметить, что  негативные тенденции, наблюдающиеся  в лесном секторе России сейчас, имеют тенденцию к ухудшению. «Критической датой» для многих из них явилось 1 января 2009 года. Именно к этому дню все договоры аренды и пользования лесами должны были быть приведены в соответствие с новым лесным законодательством.

С 1 января 2009 года прекратилось действие большинства старых контрактов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Заключение новых потребует какого-то времени. В этот период времени так называемые «хозяйствующие» организации, созданные на базе бывших лесхозов, оказались в крайне тяжелом (или даже безнадежном) экономическом положении.

Наконец, кризисные явления  в российской экономике могут  привести к тому, что с начала следующего года «жесткая критика» в  адрес руководителей органов  лесного хозяйства перейдет в  «поиск стрелочников» и «принятие неотложных мер». Поскольку причины кризисных явлений должным образом не анализируются, «неотложные меры» могут приобрести хаотический характер и тем самым усугубить ситуацию, привести к дальнейшей утрате квалифицированных управленческих кадров или блокировать принятие действительно неотложных решений по исправлению ситуации.

Прогнозировать развитие ситуации с лесными пожарами сложнее  всего, поскольку уровень пожарной опасности сильно зависит от погодных условий конкретного года. Однако, если погодные условия будут благоприятствовать пожарам - ситуация легко может стать катастрофической, а ущерб от лесных пожаров превысить исторические рекорды. К сожалению, после разрушения централизованной системы охраны лесов от пожаров российские органы управления лесами или какие-либо иные организации практически не способны противостоять массовым лесным пожарам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, наиболее крупные  комплексы лесной промышленности сложились  в следующих экономических районах страны:

Север — многолесный район, обеспечивающий вывоз древесины, производство пиломатериалов, фанеры, картона и почти половину бумаги в стране;

Урал — многолесный район, который специализируется на вывозе древесины и пиломатериалов, производстве фанеры и бумаги в России;

Сибирь (Западная и Восточная) — многолесный район, поставляющий на российский рынок пиломатериалы, картон и целлюлозу;

Волго-Вятский район —  многолесный район, который на собственном и привозном сырье дает почти пятую часть бумаги в России;

 

Северо-Запад — многолесный район, где преимущественное развитие получила деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

Центр — малолесный район, специализирующийся на выпуске из привозного сырья разнообразной продукции деревообрабатывающей промышленности;

Дальний Восток — многолесный район, где преобладает заготовка древесины, поставляемая в страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Так же можно сделать вывод о том, что в данный момент перед органами управления лесным хозяйством страны стоит ряд вопросов, требующих рационального решения. Например, увеличить роль восточных районов как важнейших источников древесного сырья, создавать крупные лесопромышленные комплексы, проводящих работы по заготовке, полной глубокой переработке древесины и воспроизводству лесного фонда. Необходимо решить также проблему создания широкой сети лесовозных дорог, чтобы транспортировать лес из глубинных лесных районов к транспортным магистралям России. Все это требует больших капиталовложений, что можно решить за счет привлечения иностранного капитала, создания смешанных компаний на взаимовыгодных условий. Но в период кризиса это сделать будет достаточно проблематично. Еще до кризиса уровень инвестирования был в несколько раз ниже запланированного. Вообще сегодня можно уверенно говорить, что у лесной промышленности России есть будущее. Если и дальше реформирование лесного комплекса продолжится в заданном направлении и будет четко следовать первоначальной стратегии, будет исключен так называемый человеческий фактор из вопроса распределения лесных ресурсов, то гарантированный доступ к российскому лесу получат действительно самые достойные и перспективные лесопользователи, которые сумеют не только заготовить сотни миллионов кубометров древесины, но и переработать их, обеспечить наибольшую добавленную стоимость здесь, на территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Лесной кодекс РФ. М.: Ось-89, 2008 г.
  2. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учебн.пособие для вузов. М.: АРКТИ,2002
  3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. - М.:Гардарики,2001.-752с.:ил.
  4. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М.,2002.
  5. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс,2007.-384с.
  6. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие. - М.:Высшее образование, 2007.-504с.-(Основных наук).
  7. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ,1999.-527с
  8. Петров В.В.  “Экологическое право России”, М.,1995г., с.112.
  9. Петров В.В. “Экологическое право России”, М.,1995г., с.113.
  10. Региональная Экономика/ Под ред. В.И.Видяпина, М.В. Степанова.- М.:Инфра-М,2005
  11. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472с.
  12. Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2009. - 525 с.
  13. Селиховкин А., Филатов Б. Грядущие заботы российской целлюлозно-бумажной промышленности // Журн.  ЛесПромИнформ . 2008. №9(58) С.134-138.
  14. Симагин Ю.А.Территориальная организация населения и хозяйства : учебное пособие/; под общ. ред. В.Г.Глушковой. – 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС,2009.-384с.
  15. Чубинский А., Тростинский Д. Только вперед!//Журн. ЛесПромИнформ . 2009.№1(59) С.50-52.
  16. Экономическая география России: Учебник/ Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999.-533с. - (Высшее образование).
  17. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов / под ред. проф. А.Т. Хрущева.-3-е изд., перераб. и доп.- М.:Дрофа,2006 .-607, [1] с.: ил., карт.: цв. вкл.
  18. http://www.export.by/
  19. http://lesprominform.ru/
  20. http://timberindustry.report.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 


Информация о работе Территориальная организация лесопромышленного комплекса России