Таджикистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:02, реферат

Краткое описание

Название «Таджикистан» (тадж. Тоҷикистон; перс. تاجیکستان‎) — Тоҷикисто́н — «страна таджиков») происходит от самоназвания таджиков и суффикса «-истан / -стан». Название появилось в 1924 году в результате национально-территориального размежевания Средней Азии и создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (в 1929—1991 гг. —Таджикская ССР). | Предки таджиков называли свою страну «Aryānam Vaeja»[источник не указан 322 дня]. Название происходит отдревнеиранского «aryanam» и авест. «airyanam» (на среднеперсидском — «Erān», на таджикском — «Эрон») и приблизительно означает «Страна Ариев».

Файлы: 1 файл

Выдержки из работы.docx

— 288.56 Кб (Скачать)

Сельское хозяйство (en)

Главные сельскохозяйственные культуры:

  • хлопок
  • шёлк
  • зерно
  • табак
  • овощи
  • фрукты
  • сухофрукты

Внешняя торговля

Экспорт — 1,6 млрд долл. (в 2008): 
Алюминий, свинец, цинк, редкоземельные металлы, ванадий, окись урана, продукция лёгкой промышленности (хлопковые и шёлковые ткани), хлопок, сельскохозяйственная продукция (овощи и фрукты).

Основные страны экспорта — Нидерланды 36,7 %, Турция 26,5 %, Россия 8,6 %, Иран 6,6 %, Китай 5,7 %.

Импорт — 3,7 млрд долл. (в 2008): 
Чёрный металл, продукция лёгкой промышленности, автомобили, сельскохозяйственная техника, продовольствие, фармацевтическая продукция, медицинское оборудование.

Основные страны импорта — Россия 32,3 %, Китай 11,9 %, Казахстан 8,8 %, Узбекистан 4,7 %.

Экономическая экспансия  Китая

Таджикистан становится слишком зависимым  от Китая. В последние 10 лет Китай  заметно усилил свои позиции в  республике и сейчас он самый крупный  торговый партнер республики.

Население


Основная статья: Население Таджикистана

По данным переписи населения 2010 год численность населения Республики Таджикистан составила 7 млн. 565 тыс. человек. Количество мужчин составляет 3 млн. 813 тыс., а женщин 3 млн. 752 тыс. Согласно этим данным, на 1 тыс. мужчин в РТ приходится 984 женщины.

Население Таджикистана давно растёт быстрыми темпами: в 1959 году здесь было 1981 тыс. человек, в 1989 — 5109 тыс. и, в отличие от европейских стран СНГ, продолжало расти в 1989-1999 годах, несмотря на значительный миграционный отток населения из республики (437 тысяч человек за 11 лет). Основной фактор роста населения — высокий естественный прирост. Данные на 1 января 2006 года в табл. 1 — постоянное населения по оценкам Государственного комитета статистики Таджикистана.

Таблица 1. Население  регионов Таджикистана (тыс. чел.)

 

1989 год

2000 год

2006 год

г. Душанбе

594

562

646

Согдийская  область

1558

1870

2061

Хатлонская  область

1704

2151

2463

Горно-Бадахшанская автономная область

161

206

218

Районы республиканского подчинения

1092

1338

1531

Всего

5109

6127

6920


Если в советский период в  стране росло и городское, и сельское население, то за последние 11 лет городское  население уменьшилось (это не в  последнюю очередь связано с  выездом русскоязычного населения) на 45,8 тысячи человек (на 2,7 %), а сельское выросло на 1063,7 тысячи человек (на 30,9 %). При этом доля городского населения упала с 33 % в 1989 до 26 % в 2000 году

Демографическая кривая Таджикистана

В период между 1989—2000 гг., сокращалось не только городское население Таджикистана в целом, но и население большинство населения крупных городов страны, включая столицу — г. Душанбе в результате миграционного оттока русскоязычного, а затем и таджикско-узбекского населения. С момента распада СССР заметно изменился национальный состав населения страны. По данным переписи, доля русских в населении оказалась значительно ниже ожидаемой. В 1989 году в республике проживало 388,5 тысячи русских; по данным государственного учёта на1996 год, с учётом миграций и естественной убыли, численность русских была оценена в 189,5 тысячи, но перепись 2000 года обнаружила лишь 68,2 тысячи русских Итоги переписи населения Таджикистана. Таким образом, часть миграций и смертей (особенно во время вооружённых столкновений) не была учтена официальной статистикой. Доля узбеков в населении менее чем 17 % ; доля киргизов осталась прежней — чуть более 1 %. В то же время в межпереписной период значительно увеличилась численность и доля таджиков: в 1989 году их было 3172,4 тысячи (62,3 %), в 2000 г. — 4898,4 (79,9 %).

В России действует несколько общественных и правозащитных организаций  выходцев из Таджикистана. в 2003 году учреждена  Международная общественная организация  «Народная Лига „Таджики“». В ноябре 2007 года в России прошёл I съезд народов  Таджикистана.По российской программе переселения соотечественников из Таджикистана в Россию собирается переехать около 2 тысяч граждан Таджикистана[].

Трудовая миграция в Россию привела  к тому, что Таджикистан занимает 1-е место в мире по количеству брошенных мужьями жен, так как  очень многие женатые мигранты-мужчины  вступают в России в официальные  браки или в незарегистрированные отношения. Убытие на работу в Россию огромного числа мужчин оказывает  существенное влияние на таджикское общество.

По Конституции Таджикистана русский  язык является языком межнационального общения.

Религия


Основная статья: Религия в Таджикистане

См. также: Душанбинская епархия

Подавляющее большинство населения  Таджикистана составляют мусульмане. В Горном Бадахшане имеется шииты-исмаилитское религиозное меньшинство. В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (большая часть — православные). На территории Таджикистана действует не менее 6 приходов Душанбинской епархии Русской православной церкви. Также имеется 5 общин баптистов, 2римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи секта мунитов. Также в стране зарегистрированы 4 общины бахаистов, одна зороастрийцев и одна иудейская община.

Литература


Классическая литература

Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении нескольких веков. Наиболее яркий период развития таджикской литературы приходится на средневековые времена, когда в Средней Азии появилось первое мусульманское таджикское государство — эмират Саманидов (874—1005 гг). Именно в это время началось и формирование таджикской нации. Саманиды уделяли огромное влияние науке и поэзие. Такие выдающиеся поэты и ученые того времени какРудаки, Абуали ибн Сина (Авиценна), Фирдоуси, Унсури, Дакики трудились при дворе Саманидов. Персы и таджики тогда былиединым народом с общими корнями поэтому и литература, искусство, наука тоже были всеобщим достоянием. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом.

Экспансия и завоевание арабами-мусульманами Средней Азии оказали огромное воздействие  на судьбы народов Ирана и Средней Азии. Были уничтожены следы богатой домусульманской культуры, уничтожалась доисламская таджикская архитектура, сжигались книги, рукописи. Главной религией стал ислам а всеобщим языком — арабский. Прошло немало времени до наступления ренессанса культуры, который начался на новой основе и проходил в новых условиях. Формирование нового литературного языка — фарси (таджикско-персидский) приходится на IX—X вв. Рудаки — гениальный поэт, основоположник таджикской литературы, усовершенствовал язык, впервые использовав его в светской поэзии, заложил основы ряда литературных жанров. С этого момента начинается длительное и блестящее развитие литературы, расцвет которой привел её к всемирной славе.

В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объёму и содержанию все существующие ныне произведения. XI век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунгури, Омар Хайям в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII веке. В XIII веке появляются на свет «Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV веке — произведения продолжателей традиций романического эпоса — Амир Хосрова Дехлави и Хаджу Кирмани, Камола Худжанди и мастера газели Хафиза Ширази. XV век — поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая её.

Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах.

                                           

                                                                                         Ахмад Дониш

Литература времен СССР

С именами поэтов Абулькасима Лахути (1887—1957), Садриддина Айни (1878 −1954) и Пайрав Сулаймони (1890—1933) связано зарождение таджикской советской поэзии, преодолевшей влияние националистических идей джадидизма. Революционная лирика участника революции 1905 в Иране Лахути, как и сборники стихов и поэма «Кровавый трон» Сулеймани пронизаны идеями освобождения от векового угнетения, надеждой на новую жизнь. Традиции восточного стиха сочетались у них с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии.

Значительное влияние на развитие таджикской литературы в начале ХХ века оказывало буржуазно-либеральное  националистическое движение джадидов (араб. جديدية‎‎ «обновленчество»), распространившееся в Средней Азии в 1890-х. На начальном этапе джадиды выступали за реформу старой системы мусульманского образования, построенной на зазубривании сур из Корана. Позже в период революции 1905—1907 джадидизм стал идеологическим буржуазно-либеральным течением, его поддерживали буржуазия и часть национальной интеллигенции Средней Азии. Джадиды выступали за приспособление ислама к потребностям национальной буржуазии. Они группировались вокруг издательств, газет и журналов, издававшихся в Туркестане и Бухаре, вокруг благотворительных обществ, мусульманских школ нового типа и т. п. После февральской революции 1917 г. джадиды создали националистические партии, некоторые из которых сотрудничали с большевиками. Поскольку Октябрьской революции 1917 джадиды стали вдохновителями Кокандской автономии, вступившей в соглашение с белогвардейцами и участвовавшей в басмаческом движении. После окончательной победы советской власти в Средней Азии джадидизм был ликвидирован как враждебное идеологическое течение.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в многовековой истории таджикской литературы. С первых дней революции  она стала на путь служения делу освобождения угнетённого народа от эксплуатации, делу установления Советской  власти в Таджикистане. История этой литературы открывается «Маршем  свободы» (1918), написанным Айни — основоположником таджикской советской литературы. В первые послереволюционные годы в литературу вошло поколение писателей, творчество которых было связано с социальными преобразованиями, осуществленными в конце 1920-х гг:Пайрав Сулаймони (1899—1933), Мухаммеджан Рахими (1901—1968), Джалол Икрами (р. 1909), Сухайли Джавхари-заде (1900—1964), Мухиддин Амин-заде (1904—1966). Заметное место занимает в поэзии 1920-х гг. революционный поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887—1957), иммигрировавший в 1922 в СССР и ставший одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Основная тематика литературы этих лет в поэзии связана с воспеванием революционного духа народа, призывами к борьбе со старым миром, с врагами Советской власти, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщин. В это же время появились первые крупные прозаические произведения. Айни — повесть «Одина» (1924, под названием «Приключения одного бедняка-таджика») и роман «Дохунда» (1930).

До середины 1930-х в таджикской литературе шла борьба идейного влияния  джадидизма и нарождающегося соцреалистического советского направления. Интересно  отметить, что некоторые основоположники  советской таджикской литературы, например, писатель Садриддин Айни, будучи выходцем из старой интеллигенции, в начале своей  литературной карьеры находился  под влиянием националистических джадидских идей, но позже их пересмотрел. Он одним  из первых принял революцию, положив  начало реалистической советской прозе  на таджикском языке. Его перу принадлежат  повести «Одина» (на рус. 1930) — о беспросветной жизни бедняков и батраков Таджикистана, «Смерть ростовщика», в центре которой — образ капиталиста из предреволюционной Бухары, романы «Дохунда» (1933), «Рабы» (1935), рисующие путь таджиков через революцию к новой жизни, «Ятим» («Сирота») — о жизни советской молодежи, поэма «Война человека с водой», сборник стихов «Йодгори» (1935).

1930-е стали годами переустройства всей жизни республики. В начале 1930-х гг. таджикская литература пополнилась именамиМирзо Турсун-Заде (1911—1977), Абдусалома Дехоти (1911—1962), Рахима Джалила (р. 1909), Хакима Карима (1905—1942),Мирсаида Миршакара (1912—1993), Сатыма Улугзода (р. 1911) и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма.

За годы советской власти в таджикской литературе появился ряд новых имен — поэты Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсун-заде, Мухамеджан Рахими, Мухиддин Амин-заде, Сухайли Джавхари-заде, Х. Юсуфи, Миршакар, Лютфи, Шанбе-заде, Тилло Пулади, М. Дийори; прозаики и поэты Рахим Джалил, Джалал Икрами; прозаики Хаким Карим-заде, Дододжон Раджаби и др.

Стал развиваться жанр драматургии: пьесы «Клеветник» Исмаилова  и «Саид» Мурадова, «16-й год» Х. Карим-заде и Дунгана, Шодмон Улуг-заде, оперы  «Восэ» (либретто Турсун-заде и Дехоти), «Кова» (либретто Лахути) и др.

В рамках сбора и изучения фольклора  в Таджикской ССР велась работа по поиску и изданию дореволюционного и советского фольклора, песен народных поэтов и певцов — шаири — Юсуфа Вафо, Саида Вали, Джалила Курбанова и др. Были изданы цикл древних сказаний Гургули, сборники песен и сатирических сказок, ведется работа по записи народного эпоса Гор-оглы. Увидел свет сборник «Образцы таджикской литературы», включающий лучшие произведения поэтов и писателей с 10 века по 1917 год.

Особенность советской таджикской литературы заключалась в том, что  темы о преобразованиях в обществе, исторических вехах жизни таджикского  народа после Октябрьской революции  решались в стиле, напоминающем народные сказания или традиционной для Востока  панегирической поэзии. Преобладающим  жанром оставались поэтические сборники стихов и особенно поэмы. Реалистические же и критические тенденции приживались  слабо и решались в основном в  ракурсе полумифологической борьбы со злом, а не с позиций принятого  в европейской традиции критического анализа.

Информация о работе Таджикистан