Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:02, реферат
Название «Таджикистан» (тадж. Тоҷикистон; перс. تاجیکستان) — Тоҷикисто́н — «страна таджиков») происходит от самоназвания таджиков и суффикса «-истан / -стан». Название появилось в 1924 году в результате национально-территориального размежевания Средней Азии и создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (в 1929—1991 гг. —Таджикская ССР). | Предки таджиков называли свою страну «Aryānam Vaeja»[источник не указан 322 дня]. Название происходит отдревнеиранского «aryanam» и авест. «airyanam» (на среднеперсидском — «Erān», на таджикском — «Эрон») и приблизительно означает «Страна Ариев».
Сельское хозяйство (en)
Главные сельскохозяйственные культуры:
Внешняя торговля
Экспорт — 1,6 млрд долл. (в 2008):
Алюминий, свинец, цинк, редкоземельные
металлы, ванадий, окись урана, продукция
лёгкой промышленности (хлопковые и шёлковые
ткани), хлопок, сельскохозяйственная
продукция (овощи и фрукты).
Основные страны экспорта — Нидерланды 36,7 %, Турция 26,5 %, Россия 8,6 %, Иран 6,6 %, Китай 5,7 %.
Импорт — 3,7 млрд долл. (в 2008):
Чёрный металл, продукция лёгкой промышленности,
автомобили, сельскохозяйственная техника,
продовольствие, фармацевтическая продукция,
медицинское оборудование.
Основные страны импорта — Россия 32,3 %, Китай 11,9 %, Казахстан 8,8 %, Узбекистан 4,7 %.
Экономическая экспансия Китая
Таджикистан становится слишком зависимым от Китая. В последние 10 лет Китай заметно усилил свои позиции в республике и сейчас он самый крупный торговый партнер республики.
Население
Основная статья: Население Таджикистана
По данным переписи населения 2010 год численность населения Республики Таджикистан составила 7 млн. 565 тыс. человек. Количество мужчин составляет 3 млн. 813 тыс., а женщин 3 млн. 752 тыс. Согласно этим данным, на 1 тыс. мужчин в РТ приходится 984 женщины.
Население Таджикистана давно растёт быстрыми темпами: в 1959 году здесь было 1981 тыс. человек, в 1989 — 5109 тыс. и, в отличие от европейских стран СНГ, продолжало расти в 1989-1999 годах, несмотря на значительный миграционный отток населения из республики (437 тысяч человек за 11 лет). Основной фактор роста населения — высокий естественный прирост. Данные на 1 января 2006 года в табл. 1 — постоянное населения по оценкам Государственного комитета статистики Таджикистана.
Таблица 1. Население регионов Таджикистана (тыс. чел.) | |||
1989 год |
2000 год |
2006 год | |
г. Душанбе |
594 |
562 |
646 |
Согдийская область |
1558 |
1870 |
2061 |
Хатлонская область |
1704 |
2151 |
2463 |
Горно-Бадахшанская автономная область |
161 |
206 |
218 |
Районы республиканского подчинения |
1092 |
1338 |
1531 |
Всего |
5109 |
6127 |
6920 |
Если в советский период в стране росло и городское, и сельское население, то за последние 11 лет городское население уменьшилось (это не в последнюю очередь связано с выездом русскоязычного населения) на 45,8 тысячи человек (на 2,7 %), а сельское выросло на 1063,7 тысячи человек (на 30,9 %). При этом доля городского населения упала с 33 % в 1989 до 26 % в 2000 году
Демографическая кривая Таджикистана
В период между 1989—2000 гг., сокращалось не только городское население Таджикистана в целом, но и население большинство населения крупных городов страны, включая столицу — г. Душанбе в результате миграционного оттока русскоязычного, а затем и таджикско-узбекского населения. С момента распада СССР заметно изменился национальный состав населения страны. По данным переписи, доля русских в населении оказалась значительно ниже ожидаемой. В 1989 году в республике проживало 388,5 тысячи русских; по данным государственного учёта на1996 год, с учётом миграций и естественной убыли, численность русских была оценена в 189,5 тысячи, но перепись 2000 года обнаружила лишь 68,2 тысячи русских Итоги переписи населения Таджикистана. Таким образом, часть миграций и смертей (особенно во время вооружённых столкновений) не была учтена официальной статистикой. Доля узбеков в населении менее чем 17 % ; доля киргизов осталась прежней — чуть более 1 %. В то же время в межпереписной период значительно увеличилась численность и доля таджиков: в 1989 году их было 3172,4 тысячи (62,3 %), в 2000 г. — 4898,4 (79,9 %).
В России действует несколько
Трудовая миграция в Россию привела
к тому, что Таджикистан занимает
1-е место в мире по количеству
брошенных мужьями жен, так как
очень многие женатые мигранты-мужчины
вступают в России в официальные
браки или в
По Конституции Таджикистана русский язык является языком межнационального общения.
Религия
Основная статья: Религия в Таджикистане
См. также: Душанбинская епархия
Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане. В Горном Бадахшане имеется шииты-исмаилитское религиозное меньшинство. В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (большая часть — православные). На территории Таджикистана действует не менее 6 приходов Душанбинской епархии Русской православной церкви. Также имеется 5 общин баптистов, 2римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи секта мунитов. Также в стране зарегистрированы 4 общины бахаистов, одна зороастрийцев и одна иудейская община.
Литература
Классическая литература
Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались
на протяжении нескольких веков. Наиболее
яркий период развития таджикской литературы
приходится на средневековые времена,
когда в Средней Азии появилось первое
мусульманское таджикское государство —
эмират Саманидов (874—1005 гг). Именно в это время началось
и формирование таджикской нации. Саманиды
уделяли огромное влияние науке и поэзие.
Такие выдающиеся поэты и ученые того
времени какРудаки, Абуали
ибн Сина (Авиценна), Фирдоуси, Унсури,
Экспансия и завоевание арабами-мусульманами
Средней Азии оказали огромное воздействие
на судьбы народов Ирана и Средней Азии. Были уничтожены следы
богатой домусульманской культуры, уничтожалась
доисламская таджикская архитектура,
сжигались книги, рукописи. Главной религией
стал ислам а всеобщим языком — арабский.
Прошло немало времени до наступления
ренессанса культуры, который начался
на новой основе и проходил в новых условиях.
Формирование нового литературного языка — фарси (таджикско-персидский) приходи
В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую
эпопею «Шахнаме», превосходящей по объёму и содержанию
все существующие ныне произведения. XI
век ознаменовался созданием такого жанра,
как романтический эпос. Появляется ряд
поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунг
Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах.
Литература времен СССР
С именами поэтов Абулькасима Лахути (1887—1957), Садриддина Айни (1878 −1954) и Пайрав Сулаймони (1890—1933) связано зарождение таджикской советской поэзии, преодолевшей влияние националистических идей джадидизма. Революционная лирика участника революции 1905 в Иране Лахути, как и сборники стихов и поэма «Кровавый трон» Сулеймани пронизаны идеями освобождения от векового угнетения, надеждой на новую жизнь. Традиции восточного стиха сочетались у них с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии.
Значительное влияние на развитие
таджикской литературы в начале ХХ
века оказывало буржуазно-
Великая Октябрьская социалистическая
революция открыла новую
До середины 1930-х в таджикской литературе шла борьба идейного влияния джадидизма и нарождающегося соцреалистического советского направления. Интересно отметить, что некоторые основоположники советской таджикской литературы, например, писатель Садриддин Айни, будучи выходцем из старой интеллигенции, в начале своей литературной карьеры находился под влиянием националистических джадидских идей, но позже их пересмотрел. Он одним из первых принял революцию, положив начало реалистической советской прозе на таджикском языке. Его перу принадлежат повести «Одина» (на рус. 1930) — о беспросветной жизни бедняков и батраков Таджикистана, «Смерть ростовщика», в центре которой — образ капиталиста из предреволюционной Бухары, романы «Дохунда» (1933), «Рабы» (1935), рисующие путь таджиков через революцию к новой жизни, «Ятим» («Сирота») — о жизни советской молодежи, поэма «Война человека с водой», сборник стихов «Йодгори» (1935).
1930-е стали годами переустройства всей жизни
республики. В начале 1930-х гг. таджикская
литература пополнилась именамиМирзо Турсун-Заде (1911—1977), Абдус
За годы советской власти в таджикской литературе появился ряд новых имен — поэты Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсун-заде, Мухамеджан Рахими, Мухиддин Амин-заде, Сухайли Джавхари-заде, Х. Юсуфи, Миршакар, Лютфи, Шанбе-заде, Тилло Пулади, М. Дийори; прозаики и поэты Рахим Джалил, Джалал Икрами; прозаики Хаким Карим-заде, Дододжон Раджаби и др.
Стал развиваться жанр драматургии: пьесы «Клеветник» Исмаилова и «Саид» Мурадова, «16-й год» Х. Карим-заде и Дунгана, Шодмон Улуг-заде, оперы «Восэ» (либретто Турсун-заде и Дехоти), «Кова» (либретто Лахути) и др.
В рамках сбора и изучения фольклора в Таджикской ССР велась работа по поиску и изданию дореволюционного и советского фольклора, песен народных поэтов и певцов — шаири — Юсуфа Вафо, Саида Вали, Джалила Курбанова и др. Были изданы цикл древних сказаний Гургули, сборники песен и сатирических сказок, ведется работа по записи народного эпоса Гор-оглы. Увидел свет сборник «Образцы таджикской литературы», включающий лучшие произведения поэтов и писателей с 10 века по 1917 год.
Особенность советской таджикской
литературы заключалась в том, что
темы о преобразованиях в обществе,
исторических вехах жизни таджикского
народа после Октябрьской революции
решались в стиле, напоминающем народные
сказания или традиционной для Востока
панегирической поэзии. Преобладающим
жанром оставались поэтические сборники
стихов и особенно поэмы. Реалистические
же и критические тенденции