Сирия. Экономико-географическое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:44, доклад

Краткое описание

Сирийская Арабская Республика расположена в Юго-Западной Азии, или как принято называть – на Ближнем Востоке. Территория ее равна 185,2 тыс. кв. км (Голанские высоты – около 1370 кв. км, оккупированы с 1967 г. Израилем).
На севере Сирия граничит с Турцией (протяженность границы 845 км), на западе – с Ливаном (356 км) и Израилем (74 км), на востоке – с Ираком (596 км), на юге – с Иорданией (356 км).

Файлы: 1 файл

сирия.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

В Дамаске и в столичной мухафазе сосредоточено 35% транспортных средств и около 50% легковых автомашин. Автопарк страны разнотипен. В нем велик удельный вес японских автомобилей, имеется определенное число машин западноевропейских марок.

Железнодорожный транспорт в национальной транспортной системе занимает второе место после автомобильного, хотя  в Сирии он появился значительно раньше: первая железная дорожная линия Дамаск – Бейрут была открыта в 1885 году. Исторически в Сирии сложились 2 центра железнодорожного строительства: в южной части, связанной с Ливаном, прокладывалась узкая колея, на севере использовалась стандартная. В результате сеть дорог оказывалась искусственно разорванной. В 1995 году сирийское правительство выкупило все имевшиеся к тому времени железные дороги, находившиеся в руках иностранного капитала, и приступило позднее к сооружению сети дорог, отвечавших международному стандарту.

В настоящее время ведется сооружение линии Тартус – Латакия, намечается прокладка железных дорог Дамаск – Деръа и Дейр-эз-Зор –  Абу-Кемаль. Общая протяженность железных дорог страны составляет ныне около 3 тыс. км.

Авиационный  транспорт начал  развиваться развиваться в Сирии  со второй половины 60-х годов. Ограниченность национальной территории и относительно небольшие потребности в перевозке  людей и груза по воздуху – фактор, существенно сдерживающий применение воздушного транспорта на внутренних линиях. Тем не менее местные авиатрассы связывают не только Дамаск, Халеб, Эль-Камышлы, Латакию, Дейр-эз-Зор, Тадмор, Хомс, где имеются соответствующие аэродромы и службы обеспечения полетов, но и некоторые другие населенные пункты, в которых сооружены взлетно-посадочные площадки. При этом все полеты осуществляются из центра на периферию и обратно по линейным маршрутам, и между собой провинциальные города не связаны.

Гражданская авиация, изначально создававшаяся  усилиями государства, находится в  ведении государственной организации  «Эль-хутут эль-джавийя эс-сурийя» - «Сириэнэар». В середине 90-х годов  национальный самолетный парк насчитывал 12 самолетов, обслуживаемых сирийскими экипажами.

К началу 80-х годов полностью  вступил в строй международный  аэропорт Дамаска (примерно 30 км от столицы), оснащенный по последнему слову техники  и способный принимать самые  современные авиалайнеры, в том  числе аэробусы, и перерабатывать большие количества грузов. Аэродром располагает двумя взлетно-посадочными полосами длиной 2,6 и 2,7 км, шириной 60 м. Пропускная способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год.

Водный транспорт не получил  распространения в Сирии. Несмотря на наличие внутренних водоемов и рек, в стране практически отсутствует речное водоходство из-за нерегулярности стока и бурного нрава рек. Даже на наиболее полноводном Евфрате речные перевозки осуществляются, в основном, на коротких маршрутах.

Собственный морской транспорт, хотя Сирия имеет выход к морю, находится в зачаточном состоянии и состоит, главным образом, из нескольких сухогрузов среднего тоннажа, перемещающихся в пределах средиземноморского бассейна. Функции маломерного флота ограничиваются каботажными перевозками на морском участке от Турции до Ливана.

Основной объем торговых экспортно-импортных  операций осуществляется через Латакию  и Тартус – крупные национальные порты, а также Банияс, используемый как нефтеналивной  терминал.

Трубопроводный транспорт представлен в первую очередь нефтепроводами для транзитной перекачки сырой нефти из Ирака и Саудовской Аравии к средиземноморскому побережью. Три трассы на маршруте Киркук – Триполи были построены в разное время в 30-е, 40-е и 60-е годы. В 50-е годы проложены нитки Киркук – Банияс и Абкайк – Сайда. Дублирование нефтепроводов было вызвано малой пропускной способностью первых линий, недостаток, который устранен путем увеличения диаметров последующих.

В стране создана сеть внутренних нефтепроводов для транспортировки жидких углеводов от мест добычи к местам переработки в Хомсе и Баниясе и для доставки на нефтеналивной терминал в порт Банияс. В 1968 году была проложена главная линия Карачук – Хомс – Тартус протяженностью 650 км и пропускной способностью 8 млн. т в год.

 

 

11. Внешнеэкономические  связи

 

Внешняя торговля играет большую роль в экономической жизни Сирии. Слабое развитие промышленности обусловливает  крайнюю зависимость страны от импорта  промышленных товаров широкой номенклатуры. Сирия полностью покрывает за счет импорта свои потребности в машинах и оборудовании, средствах транспорта, черных металлах и многих других видах промышленной продукции.

С другой стороны, в силу однобокого развития сельского хозяйства Сирия  зависит от вывоза многих видов сельскохозяйственной продукции.

Основными экспортными статьями были и остаются продовольствие, сырье  и топливо, на которые в 70-е – 90-е  годы приходилось в среднем свыше 75% общей стоимости экспорта. Все  более заметную роль в экспорте Сирии  играет вывоз химических товаров, оборудования и готовых промышленных изделий. В экспорте страны появились такие изделия, как красители, пластик, моющие средства, парфюмерия, оборудование для рытья колодцев, лебедки, электрооборудование и бытовые приборы, металлические изделия и др.

Но в товарной структуре промышленного  экспорта основное место занимали хлопчатобумажная пряжа, обувь, различные текстильные  товары, продукция пищевой промышленности, цемент и т.д., то есть несложные в  технологическом отношении товары.

Несмотря на то, что вывоз топлива занял основное место в экспорте страны, Сирия по-прежнему вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты во все возрастающих количествах. Это объясняется тем, что страна в течение долгого времени получала нефть легких фракций из Ирака и Саудовской Аравии, и поэтому ее завод были построены с расчетом на переработку именно привозной легкой нефти, а не собственной нефти тяжелых фракций.

Еще одна важная импортная статья – готовые промышленные изделия, ввоз которых составляет в среднем 20 – 22% общей стоимости импорта. Основное место в нем занимает прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции, научные приборы и инструменты.

Развитые капиталистические государства  в 70 – 90-е годы занимали ведущее место  во внешней торговли Сирии. На них  приходилось свыше 50% всей стоимости сирийской торговли. Сирия поставляет этим странам нефть, некоторые сельскохозяйственные товары (сушеный лук, бобовые, табак, хлопок) и готовые промышленные изделия (хлопчатобумажные ткани и пряжу, одежду, продукцию кустарных промыслов, парфюмерию). Сирийский импорт из этой группы государств широк и разнообразен – от различных машин и оборудования до бытовых электроприборов и зажигалок.

Крупнейшими торговыми партнерами Сирии из их числа выступают государства  Европейского сообщества (ЕС), прежде всего Италия, Германия, Франция – 35–40% общей торговли Сирии. На США приходится  4–5%  общей   стоимости  сирийской торговли,  на Японию     3 – 4%.

Сирия также предпринимает шаги по развитию торговых отношений с  другими группами государств, прежде всего со странами Восточной Европы, которые выступают постоянными покупателями не только традиционных товаров сирийского экспорта, но и нефти и нефтепродуктов, товаров производственного и потребительского назначения (искусственных тканей, серной и сернистой кислот, тройного суперфосфата, трансформаторов и др.).

Решая задачи по расширению товарооборота  и увеличению экспорта, Сирия особое внимание уделяет развитию торгово-экономических  связей с развивающимися странами. Основными торговыми партнерами Сирии из числа освободившихся государств традиционно являются арабские страны.

Характерная черта внешнеторговой политики Сирии в 70-е – 90-е годы – протекционизм. Страна применяла  различные формы внешнеторгового  регулирования, но наиболее важными  были лицензирование, валютный контроль и нетарифные ограничения.

Наряду с торговлей, Сирия использует и другие формы экономических  отношений с зарубежными странами. Наибольшее распространение получили кредитно–финансовое сотрудничество, участие иностранных фирм и компаний в освоении природных ресурсов страны, сооружение различных объектов производственного назначения, закупка и внедрение современной технологии, предоставление инжиниринговых услуг, создание смешанных предприятий, обучение сирийских специалистов. При этом Сирия практикует заключение межправительственных соглашений об экономическом, кредитно-финансовом и научно-техническом сотрудничестве на двух- и многосторонней основе. В последнее время активно развивается туризм (прибыль в 1995 году – 150 млн. долларов США)

 

 

 

 

 

12. Традиции и культура

 

 Приехав в Сирию, наш соотечественник  не может не отметить для  себя жизнерадостность и доброжелательность  ее жителей. Причем здесь не  работает классическая схема:  грустный бедняк и веселый  богач. Даже уборщик мусора старается быть довольным жизнью. Порой кажется, что хорошее настроение чуть ли не самоцель сирийца. Большинство сирийцев подсознательно стремится к душевному комфорту, несмотря ни на какие невзгоды. Возможно, отсюда происходит и определенная беспечность поведения, некий незадачливый эгоизм. Часто можно, например, видеть  автомашины, оставленные так, что они чуть ли не перегораживают проезжую часть загруженной улицы, но водителю так ближе дойти до магазина. В то же время сириец за рулем гораздо чаще уступит дорогу женщине или просто прохожему (даже если тот переходит улицу в неположенном месте), чем в наших городах. А иные торговцы, узнав, что у Вас при расплате нет с собой денег, отдадут товар и так, сказав, что деньги могут подождать, и Вы их можете вернуть, когда будет удобно.

Во избежание конфликтов, арабы  обставляют ежедневное общение массой условностей. Жизнь простого сирийца  не столь легка и беспечна, но взаимная терпимость, спокойствие, исключение из лексикона грубых выражений помогают снимать напряжение. Бытовой язык сирийца изобилует вопросами о здоровье, настроении, детях, похвалами и пожеланиями всяких благ. Вступительная часть разговора ежедневно видящих друг друга местных жителей напомнила бы англичанину встречу родных братьев после многолетней разлуки.

Общеизвестно гостеприимство сирийцев. Сирийца в его доме можно посещать в любое время и даже без  приглашения. После обмена рукопожатиями  и любезностями начинается деловой  разговор, в ходе которого любого посетителя обязательно угощают как минимум чаем, а также зхуратом (заваренные цветы), кофе или другими освежающими напитками. Если хозяин хочет подчеркнуть свою любезность, то в ходе беседы появляется крепкий бедуинский кофе. От угощения отказываться не принято, так как оно является неотъемлемой частью ритуала посещения, и отказ может обидеть хозяина. Горький бедуинский кофе  подается всем сидящим из одной-двух чашек. Его нужно пить мелкими глотками. При нежелании больше пить нужно слегка покачать чашечку пальцами в воздухе. Чашечку не следует ставить на пол или стол, ее лучше возвратить подающему.

Сирийцы любят ходить в гости, любят  и принимать гостей. В связи  с ограниченностью доступных  среднему жителю развлечений, посещение  друг друга является основным видом  культурного отдыха. Приглашенный на ужин в арабскую семью иностранец должен заранее набраться терпения, поскольку первые несколько часов с ним будут вести неторопливую беседу «обо всем», угощая прохладительными напитками, орешками, морковными палочками и прочей легкой закуской. Потом, нередко ближе к полуночи, гостя сажают за стол и сделают все, чтобы ему даже без спиртного было нелегко подняться. Во многих мусульманских домах спиртного не употребляют. Но и тот, кто пьет, не усматривает в вине главное жизненное наслаждение. Гостю стараются положить не только самый лучший, но и самый большой кусок. Хозяин считает за честь, если он это сделает своими руками. Отказываться не следует, придется попробовать все, хотя бы понемногу.

Велика у сирийцев верность традициям, маленьким и большим обычаям, окружающих их издревле. Это проявляется во всем – от бытовых мелочей, как приготовление и подача кофе, до основных событий, которыми отмечена жизнь каждого человека.

Как и повсюду в мире, нарядно  и весело проходит сирийская свадьба. В мусульманской среде торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и родственники, и в доме жениха, собирающего мужскую сторону. Веселье сопровождается песнями, танцами, особым хоровым речитативом вслед за солистом, произносящим хвалебные и подбадривающие фразы. По этому случаю красиво оформляются цветами машины, и шумная кавалькада под аккомпанемент клаксонов, выкриков и улюлюканий пускается по городу. Лишь по завершении веселья невесту привозят в дом жениха. Примечательно, что модные молодежные ритмы не вытеснили у местной молодежи любовь к традиционной музыке, под которую она с удовольствием поет и танцует в минуты развлечений.

В соответствии и с древней восточной  традицией, свадьба в Сирии отмечается широко, с приглашением не только родственников  и ближайших друзей, но и соседей и множества знакомых. Присутствие иностранцев особенно ценится. В назначенный день приходят с небольшим сувениром и букетом цветов. Настоящие подарки дарятся молодоженам через 5-7 дней после свадьбы.

Описанная выше традиция характерна в основном для больших городов. В южных районах, у друзов, подарки на второй день после свадьбы принимает жених (они могут быть, в том числе, в виде мешка риса или живой овцы). В некоторых местах церемония вручения подарков происходит на третий или четвертый день.

Свои особенности существуют в  сирийской обрядности и в случае кончины мусульманина. Тело усопшего не принято держать долго непогребенным. Его стараются предать земле  в тот же день или на следующий. В семье соблюдается видимость  спокойствия; не принято громко плакать, причитать. Тело усопшего заворачивают в белый саван (кафан), кладут в гроб, обернутый дорогостоящим материалом, и несут попеременно над головой до мечети, где устраивается отпевание с чтением Корана. В последний путь на кладбище покойника сопровождают лишь мужчины. Тело кладут на дно могилы на правый бок лицом в сторону Мекки. На кладбище стараются не задерживаться, так как считается, что тот, кто ушел последним, будет следующим «избранником» Аллаха. При прощании с усопшим присутствующие обычно слушают молитву или участвуют в ее чтении. Тех, кто пришел на поминки, угощают чаем, кофе, зхуратом, прохладительными напитками. Выражать соболезнования приходят в течение первых трех дней с 6 до 8 вечера, на седьмой день после смерти и через 40 дней. Лучшей формой соболезнования является личное присутствие в первый день. Можно прислать телеграмму, передать венок из цветов с визиткой или надписью на черной материи.

Информация о работе Сирия. Экономико-географическое положение