Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:55, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "География"
Призакрытости экономики государственное регулирование ценсо-здавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие.
Либерализация всех сфер хозяйственной жизни резко нарушила это равновесие, а результатом отпуска цен была трансформация стоимостных пропорций в хозяйстве. Это вызвало сильную корректирующую инфт ляцию. Рост цен в потребительском секторе к концу 1992 г. увеличился в 26 раз, в производственном секторе - в 34 раза, что связано с существовавшими неоправданно низкими ценами на сырьевые ресурсы и энергоносители.
Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неоднозначный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием производства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отношению к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией является сближение внутренних и мировых цен.
Инфляция классифицируется взависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от '5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.
Галопирующая инфляция (прирост
цен 10^50%) и гиперинфляция характерны
для развивающихся стран, переходящих
от планово-распределительной
Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.
Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накопления с целью приобретения товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.
В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре
года к концу
1995 г. повысился в 4500 раз. Примером гиперинфляции
может служить состояние
В Венгрии в 1946 г. один довоенный форинт приравнивался к 829 октильонов форинтов1.
В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также характерно для современной России,
Социально-экономические
• перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
• обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
• постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
• неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
• искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
• закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
• сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
• обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
• возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
• активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;
• снижении
покупательной способности
• социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий
4 В развитии инфляции различаются три этапа.
На первом этапе инфляции темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении. Это объясняется прежде всего некоторым увеличением потребностей обращения в деньгах вследствие искусственного оживления производства в условиях военного бума, сокращения кредита и замедления скорости обращения денег. На данной стадии инфляционного процесса растет эмиссионный доход государства, значительная часть которого присваивается монополиями. Он характерен главным образом для инфляционной конъюнктуры в годы предвоенной милитаризации экономики и в ходе войны до тех пор, пока рост непроизводительных расходов государства не приведет к расстройству экономики, снижению темпа роста, а в дальнейшем к сокращению объема производства. Отставание темпа обесценения денег от темпа роста денежной массы может сохраняться в течение всей войны, если государство вводит жесткое регулирование («замораживание» цен и нормированное распределение продукции).
На втором этапе инфляции
темпы обесценения денег
Для третьего этапа инфляции
характерно перемежающееся
5. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование - функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ - монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.
Основные положения
Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при одновременной отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных усло-ний). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку науки, высоких технологий, обеспечение перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику - объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.
М. Фридмен выработал (для условий США 1970_х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3-5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.
Таков монетаристский метод регулирования инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития американской экономики. При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.
Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы - сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее - стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.
Неокейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» исходит из того, что бюджет должен балансировать экономику. На фазе кризиса, депрессии эмиссионное финансирование государственных расходов со - действует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводится понятие «пассивного дефицита», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов), и «активного дефицита», возникающего в ходе проведения расходной бюджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольких лет цикла деловой активности.
Итак, кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой - достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.
Общий методологический подход к регулированию инфляции в современной России можно сформулировать следующим образом. Вариант дефляции отвергается, поскольку последняя приводит к экономическому спаду. Нулевая инфляция (как граница регулирования с позиций монетаризма) для российской экономики также неприемлема, да и недостижима практически. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание производства и продаж, снижение безработицы (в соответствии с кривой Филлипса) и в итоге - установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и дальнейшее обострение инфляции.
Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3-5%) ни в коей мере не соответвует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (экономический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. - 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80-120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации - менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.