Шпаргалка по "Географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "География"

Файлы: 1 файл

1Понятие денежной системы страны генезис ее развития.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

 

Призакрытости экономики государственное регулирование ценсо-здавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие.

 

Либерализация всех сфер хозяйственной  жизни резко нарушила это равновесие, а результатом отпуска цен  была трансформация стоимостных  пропорций в хозяйстве. Это вызвало  сильную корректирующую инфт ляцию. Рост цен в потребительском секторе к концу 1992 г. увеличился в 26 раз, в производственном секторе - в 34 раза, что связано с существовавшими неоправданно низкими ценами на сырьевые ресурсы и энергоносители.

 

Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неоднозначный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием производства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отношению к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией является сближение внутренних и мировых цен.

 

Инфляция классифицируется взависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от '5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.

 

Галопирующая инфляция (прирост  цен 10^50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих  от планово-распределительной системы  к рыночной. Она рассматривается  как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напряжение в обществе.

 

Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной  способности денежной массы и  уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

 

Галопирующая инфляция делает бессмысленным  денежные накопления с целью приобретения товаров не только длительного пользования  и отдаленного спроса, но и непродовольственных  товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.

 

В рамках гиперинфляции  следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре

 

года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз. Примером гиперинфляции  может служить состояние денежного  обращения после войны. В Германии после первой мировой войны цены в 1923 г. возросли в 1,3 трлн раз (при проведении денежной реформы в 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок).

 

В Венгрии в 1946 г. один довоенный форинт приравнивался  к 829 октильонов форинтов1.

 

В зависимости от продолжительности  различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также  характерно для современной России,

 

Социально-экономические последствия  инфляции выражаются в:

 

•          перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

 

•          обесценении  денежных накоплений населения, хозяйствующих  субъектов и средств государственного бюджета;

 

•          постоянно  уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

 

•          неравномерном  росте цен, что увеличивает неравенство  норм прибылей в разных отраслях и  усугубляет диспропорции воспроизводства;

 

•          искажении  структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость  денежных средств и увеличивается  инфляционный процесс;

 

•          закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

 

•          сокращении инвестиций в народное хозяйство  и повышении их риска;

 

•          обесценении  амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

 

•          возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

 

•          активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

 

•          снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального  курса по отношению к другим валютам;

 

•          социальном расслоении общества и в итоге  обострении социальных противоречий

 

4 В развитии инфляции различаются три этапа.

На первом этапе инфляции темпы  обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в  обращении. Это объясняется прежде всего некоторым увеличением потребностей обращения в деньгах вследствие искусственного оживления производства в условиях военного бума, сокращения кредита и замедления скорости обращения денег. На данной стадии инфляционного процесса растет эмиссионный доход государства, значительная часть которого присваивается монополиями. Он характерен главным образом для инфляционной конъюнктуры в годы предвоенной милитаризации экономики и в ходе войны до тех пор, пока рост непроизводительных расходов государства не приведет к расстройству экономики, снижению темпа роста, а в дальнейшем к сокращению объема производства. Отставание темпа обесценения денег от темпа роста денежной массы может сохраняться в течение всей войны, если государство вводит жесткое регулирование («замораживание» цен и нормированное распределение продукции).

 На втором этапе инфляции  темпы обесценения денег обгоняют  темпы роста денежной массы  в обращении. Причиной этого  является усиление диспропорции  между объемом денежного обращения и реальными потребностями оборота в деньгах. Подобное соотношение наблюдается в период, когда инфляция не в состоянии стимулировать рост производства и товарооборота или препятствовать сокращению их объема, а механизм государственного регулирования цен отсутствует или действует неэффективно. Обесценение денег вызывает недоверие к ним. Начинается бегство от денег, т. е. стремление как можно скорее превратить их в реальные ценности — товары. Увеличение скорости обращения денег еще больше уменьшает потребности оборота в деньгах и наряду с ростом денежной массы усиливает инфляцию. На этой стадии государство может полностью утратить контроль над инфляцией, и тогда темпы эмиссии управляются стихийно действующим механизмом обесценения денег. При высоких темпах роста цен наступает «денежный голод», так как государство не успевает печатать деньги; появляются различные их суррогаты.

 Для третьего этапа инфляции  характерно перемежающееся соотношение  между темпами эмиссии и темпами  обесценения денег. Подобные явления наблюдаются при мирном развитии экономики в условиях общего кризиса капитализма, особенно на современном его этапе, когда инфляция стала объектом государственно-монополистического регулирования. Темп среднегодового обесценения денег то опережает темп роста денежной массы в обращении, то отстает. Третья стадия инфляционного процесса свойственна так называемой ползучей инфляции

5. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции

Предприятия и население разными  способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование - функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ - монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.

 

Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение - главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно  должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция - нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущение (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга. Принцип «здоровых финансов» был сформулирован Т. Джеф-ферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».

 

Государственные доходы сокращаются  вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при  одновременной отмене налоговых  льгот (для создания фирмам равных конкурентных усло-ний). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку науки, высоких технологий, обеспечение перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику - объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.

 

М. Фридмен выработал (для условий  США 1970_х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3-5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.

 

Таков монетаристский метод регулирования  инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития американской экономики. При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.

 

Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы - сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее - стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.

 

Неокейнсианская концепция «циклического  балансирования бюджета» исходит из того, что бюджет должен балансировать  экономику. На фазе кризиса, депрессии  эмиссионное финансирование государственных  расходов со - действует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводится понятие «пассивного дефицита», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов), и «активного дефицита», возникающего в ходе проведения расходной бюджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольких лет цикла деловой активности.

 

Итак, кейнсианский метод регулирования  инфляции предполагает ее удержание  в умеренных границах. Логика этого  метода порождала специфическое  противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой - достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.

 

Общий методологический подход к регулированию  инфляции в современной России можно  сформулировать следующим образом. Вариант дефляции отвергается, поскольку  последняя приводит к экономическому спаду. Нулевая инфляция (как граница регулирования с позиций монетаризма) для российской экономики также неприемлема, да и недостижима практически. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание производства и продаж, снижение безработицы (в соответствии с кривой Филлипса) и в итоге - установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и дальнейшее обострение инфляции.

 

Поэтому регулирование инфляции в  Российской Федерации должно предусматривать  не полное ее снятие, но сокращение и  поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.

 

Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.

 

Денежная политика предусматривает  регулирование денежной массы и  совершенствование ее структуры. «Монетарное  правило» М. Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3-5%) ни в коей мере не соответвует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (экономический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. - 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80-120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации - менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.

Информация о работе Шпаргалка по "Географии"