Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:40, контрольная работа
Округ граничит по суше с Южным федеральным округом, а также с Абхазией[14], Азербайджаном, Грузиейи Южной Осетией. Только водные границы он имеет с Казахстаном.
На востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, на юге — Главным Кавказским хребтом и границами с Грузией и Азербайджаном, на западе и севере — внутрироссийскими административными границами.
Абазины — 41 037 чел. (0,44 %)
Греки — 37 096 чел. (0,39 %)
Цыгане — 36 465 чел. (0,39 %)
Турки — 31 040 чел. (0,33 %)
Агулы — 29 979 чел. (0,32 %)
Рутульцы — 29 413 чел. (0,31 %)
Татары — 22 541 чел. (0,24 %)
Грузины — 19 696 чел. (0,21 %)
другие — 170 391 чел. (1,81 %)
не указали национальность — 63 022 чел. (0,67 %)
Топливно-энергетический комплекс специализируется на нефтяной (Дагестанское, Грозненское, Ставропольское, Краснодарское месторождения), газовой (Кубано-Приазовское, Ставропольское месторождения, а также месторождения в Волгоградской и Астраханской областях) и угольной промышленности (восточное кольцо Донбасса в Ростовской области) (см. карту атласа).
Нефтеперерабатывающие заводы расположены в Краснодаре, Майкопе, Туапсе.
Электроэнергетика в основном представлена крупными тепловыми электростанциями. В связи с вводом в строй в 2001 г. Ростовской АЭС резко возросло значение атомной энергетики.
Кратко:
Транзитное положение
района определяет развитие почти всех
видов транспорта. В районе располагается
крупнейший нефтеналивной порт России
— Новороссийск. Через район проходят
автомобильные и
Вариант2:
Транспорт - одна из ведущих отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, на долю которой приходится около 10 процентов валового регионального продукта. Северо-Кавказский федеральный округ расположен рядом с крупными российскими и зарубежными рынками, а также на пересечении крупных грузопотоков.
По территории Северо-Кавказского федерального округа проходят главные направления Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включающие такие напряженные участки, как Ростов-на-Дону - Минеральные Воды, Махачкала - Самур, Махачкала - Олейниково. Общая протяженность железнодорожных магистралей в Северо-Кавказском федеральном округе составляет около 3 тыс. километров.
Протяженность автомобильных
дорог общего пользования Северо-
Махачкалинский морской торговый порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море с перспективой подключения к сотрудничеству в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг".
Вместе с тем
в субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, существует недостаток
соответствующей инфраструктуры и
услуг в сфере транспорта и
логистики, сдерживающих планируемый
экономический рост, мобильность
населения, а также реализацию транзитного
потенциала Северо-Кавказского
Инфраструктура воздушного транспорта требует развития и комплексной модернизации (аэропортовые комплексы, взлетно-посадочные полосы). Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие Северо-Кавказского федерального округа.
В связи с увеличением
грузопотоков в субъекты Российской
Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского
федерального округа, возросла нагрузка
на федеральные автомобильные
Следует отметить низкий
уровень технико-
Автомобильные пограничные
пункты пропуска с Азербайджанской
Республикой и Грузией
Северо-Кавказский
федеральный округ
Развитие морских грузоперевозок характеризуется недостаточной пропускной способностью инфраструктуры и транспортных подходов к Махачкалинскому морскому торговому порту, устаревшим флотом. В Северо-Кавказском федеральном округе целесообразно создать систему управления движением судов, объектов Глобальной морской системы связи при бедствии, а также осуществить реконструкцию станций приема и обработки информации Международной спутниковой системы поиска и спасения в Каспийском бассейне.
Низкая пропускная
способность железнодорожной
Создаваемые перегрузочные
мощности не обеспечены обслуживающей
транспортно-логистической
Уровень безопасности перевозочного процесса во всех отраслях транспорта, в том числе на автомобильном транспорте, крайне низок.
Необходимость развития
транспортного комплекса
Вместе с Южным ФО
В советское время район был одним из самых крупных в стране по сельскохозяйственному машиностроению (Ростов, Таганрог, Краснодар), но экономический кризис резко снизил показатели этой отрасли. Из других направлений машиностроения следует выделить производство электровозов (Новочеркасск), атомных реакторов (Волгодонск), паровых котлов (Таганрог). Выпускается малой численностью оборудование для пищевой и химической промышленности.
Сейчас лидирующие позиции занимает химия (удобрения — Невинномысск, Белореченск, органическая химия — Каменск-Шахтинский, Буденновск, Волгодонск).
Электроэнергетика в основном представлена крупными тепловыми электростанциями. В связи с вводом в строй в 2001 г. Ростовской АЭС резко возросло значение атомной энергетики.
Транспорт. Транзитное положение
района определяет развитие почти всех
видов транспорта. В районе располагается
крупнейший нефтеналивной порт России
— Новороссийск. Через район проходят
автомобильные и
Роль Северо-Кавказского района в хозяйственном комплексе страны определяют агропромышленный комплекс .
Агропромышленный комплекс.
Район занимает лидирующие позиции
в стране как крупнейший производитель
риса, подсолнечника, кукурузы, винограда,
чая, плодов и ягод, шерсти. Выделяется
по производству зерновых культур (Краснодарский
край дает более 10% российского зерна)
и сахарной свеклы (2-е место в
стране), овощей (4-е место), молока (5-е
место), мяса (4-е место). Почти вся
продукция сельского хозяйства
перерабатывается на месте. В ряде случаев
мощности предприятий пищевой
Суммарный внешнеторговый оборот (экспорт и импорт) товаров в Российской Федерации составляют 73,5 млрд. долларов. Доля Северо-Кавказского федерального округа в этом обороте составила 0,4 процента.
Наиболее существенную долю
в экспорте Северо-Кавказского
В структуре экспорта наиболее существенную долю занимает Ставропольский край - 72 процента. На Республику Дагестан приходится 17,1 процента, Республику Северная Осетия - Алания - 5,9 процента. Доля остальных республик не превышает 5 процентов.
В Ставропольском крае экспортируется
значительная часть продукции химической
промышленности и агропромышленного
комплекса. Из Республики Дагестан экспортируется
продукция машиностроения, металлургической
промышленности. Основная статья экспорта
Республики Северная Осетия - Алания -
металлы и металлические
Около 70 процентов продукции, экспортируемой из Северо-Кавказского федерального округа, направляется в страны дальнего зарубежья. Более всего на данную группу стран ориентирован экспорт из Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Ставропольского края и Республики Северная Осетия - Алания. Экспорт Чеченской Республики и Карачаево-Черкесской Республики ориентирован на государства - участники СНГ.
Наиболее значимы экспортные
потоки в Ставропольском крае - отношение
экспорта к валовому региональному
продукту составляет 10,7 процента. В
среднем по Северо-Кавказскому
Для Северо-Кавказского
Стоимостные объемы импортируемых товаров выросли по сравнению с 2009 годом практически по всем отраслям товарной структуры, причем по отдельным - существенно. Импорт профилирующих товарных групп, на которые суммарно приходится более 60% стоимостных объемов, увеличился следующим образом: оборудования – в 1,8 раза, фруктов – в 1,2 раза, овощей – в 1,4 раза, пластмасс и изделий из них – на 12%, средств автомобильного транспорта – в 4,6 раза, минерального топлива – в 10 раз. Снижение зафиксировано только в отношении электрических машин и оборудования (на 25%).
В 2010 года отмечается рост объемов ввоза машиностроительной продукции в 1,6 раза до 470,6 млн долл. США. Экономическая специализация субъектов округа определила наличие в структуре импортных поставок технологического оборудования и комплектующих для автомобильной промышленности (Карачаево-Черкесская Республика), технологического оборудования для химической промышленности (Ставропольский край), для пищевой промышленности (Республика Северная Осетия), оборудования для мукомольной промышленности (Республика Кабардино-Балкария), сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней (Ставропольский край, Республика Кабардино-Балкария), оборудования для цементной промышленности (Карачаево-Черкесская Республика), различного оборудования для агропромышленного комплекса (Ставропольский край, Республика Кабардино-Балкария, Республика Северная Осетия). Основные импортеры – участники ВЭД Ставропольского края (64,6%), Карачаево–Черкесской Республики (17,0%), Северной Осетии (7,2%), Кабардино-Балкарской Республики (6,5%) и Дагестана (4,3%), а ввоз осуществлялся преимущественно из Китая (25,9%), Италии (20,1%), Германии (12,3%) и Латвии (6,6%).
Импортные поставки сельскохозяйственного
сырья и продовольственных