Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:32, реферат
В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).
Краткая схематичная характеристика северо-западного экономического района.
Состав северо-западного экономического района.
Экономико-географическое положение района.
Природные условия и природные ресурсы:
нерудные ресурсы
лесные ресурсы
водные ресурсы
топливно-энергетические ресурсы
гидроэнергетические ресурсы
сельскохозяйственные ресурсы
рекреационные ресурсы
5. Отрасли специализации:
5.1. Машиностроение
5.2. Химическая промышленность
5.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность
Характеристика состояния иных отраслей. (текстильная промышленность, индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, агропромышленный комплекс.)
Транспорт и экономические связи.
Основные проблемы развития района.
экономико-географическая карта-схема северо-западного экономического района.
Использованные источники.
Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.
Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.
Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.
В
области развита дорожно-
Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.
Территория области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера.
Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.).
Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый камень.
Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пищевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвигателей малой мощности.
Земли
сельскохозяйственного
На
долю сельскохозяйственных предприятий,
сохранивших государственную
В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3 тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс. т строительного песка.
С
декабря 1994 года аэропорт г. Пскова приобрел
статус международного. В настоящее время
область связана воздушными линиями с
4 городами России.
Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США.
Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:
Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.
Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.
В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.
Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.
Северо-Западный
район расположен на Русской равнине.
Климат в районе морской, умеренно-континентальный.
Воздух имеет высокую влажность, почвы
дерново-подзолистые
4.1. Нерудные ресурсы:
Район
богат высококачественными
Для
промышленности района лесные ресурсы
имеют небольшое значение. Покрытость
территории района лесом – 30%. Леса многослойные,
лесистость уменьшается с северо-востока
на юго-запад. Эксплуатационные запасы
древесины не превышают 200 млн. куб. м.,
несмотря на значительную лесистость
района. Большая часть лесных массивов
района изъята из промышленного использования,
так как находится в окрестностях крупных
городов и имеет большое водо-охранное
и рекреационное значение.
Северо-Западный
район обладает значительными водными
ресурсами – подземными и поверхностными.
Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов),
имеют суммарный сток в средний год –
124 куб. м. В районе имеется множество крупных
озер – Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское.
Но, несмотря на обилие водных ресурсов,
их неравномерное размещение по территории
района ограничивает развитие в ряде городов
водоемких производств.
Запасы
топливно-энергетических ресурсов района
малы – 6 млрд. Т. условного топлива. Львиная
доля ресурсов приходится на торф – 3млрд.т.,
который используется в сельском хозяйстве
и в качестве топлива для электростанций.
Месторождения разрабатываются вблизи
крупных городов. Район имеет запасы горючих
сланцев – 1, 8млрд.т. – сырье для химической
промышленности и для сельского хозяйства.
Гидроэнергетические
ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт*ч. Но
вовлечение в промышленную эксплуатацию
гидроэнергетических ресурсов затруднено
из-за равнинного и низменного характера
рельефа, преобладающего в бассейнах основных
рек Северо-запада. От полного запаса энергии
рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно.
Значительная часть экономически эффективных
гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее
время.
По
причине сложных почвенно-
Северо-Западный
район обладает уникальными рекреационными
ресурсами: выдающиеся памятники истории
и архитектуры сочетаются с ценными для
организации зон отдыха и туризма природными
ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском
перешейке, Валдайской возвышенности,
на побережье Финского залива и Старорусский
курорт имеют общероссийское значение.
Всемирно известны сеть дворцово-парковых
ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский
заповедник, города-музеи Новгород и Псков.
Необходимо
заметить, что природно-ресурсный
потенциал Северо-Западного
5. Отрасли специализации.
Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.
5.1. Машиностроение.
Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).
Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:
Ведущие отрасли машиностроения:
- судостроение
- энергетическое машиностроение
Основная
часть машиностроительных предприятий
сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области. На базе большинства предприятий
созданы производственные объединения.
Крупнейшими машиностроительными предприятиями
являются завод «Электросила» (производство
мощных генераторов для тепловых и
гидравлических электростанций, Кировский
завод (производство мощных тракторов),
Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные
суда, рыболовные суда, танкеры), Невский
металлургический завод (штучные, малосерийные
машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы).
объединение «ЛОМО» (оптико-механическая
продукция), «Светлана» (электронное оборудование),
а также станкостроительные объединения,
заводы точного машиностроения, радиоэлектроники,
вычислительной техники и приборостроения.