Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:10, реферат
Автором древнего трактата, полностью посвященного семи чудесам, считается некий Филон. Это имя носят по меньшей мере двадцать античных авторов; известно, однако, что в данном случае речь идет о Филоне Византийском, который жил во II в. до н.э. и которого называли также Mechanikos. Автор дает описание семи памятников, но на пятом трактат обрывается из-за повреждений манускрипта. Впрочем, все памятники перечислены во введении, никакой неопределенности не существует.
Канонический перечень семи
чудес света, традиционно приписываемый
Филону, не является единственным. Существует
множество подобных списков, составленных
разными авторами, каждый из которых руководствовался
собственными соображениями.
В некоторых случаях к каноническому
списку прибавлялись Ноев Ковчег или Колизей
в Риме — по усмотрению составителей.
В то же время маяк в Александрии
обычно в списках не упоминают.
Чтобы понять, как древние считали
свои чудеса, обратимся к истокам.
Список
семи чудес света и его авторы
Автором древнего трактата,
полностью посвященного семи чудесам,
считается некий Филон. Это имя носят по
меньшей мере двадцать античных авторов;
известно, однако, что в данном случае
речь идет о Филоне Византийском, который
жил во II в. до н.э. и которого называли
также Mechanikos. Автор дает описание семи
памятников, но на пятом трактат обрывается
из-за повреждений манускрипта. Впрочем,
все памятники перечислены во введении,
никакой неопределенности не существует.
Вот эти памятники по порядку
их представления в трактате:
— Висячие сады Вавилона;
— египетские пирамиды;
— статуя Зевса в Олимпии;
— Колосс в Родосе;
— Вавилонские стены;
— храм Артемиды в Эфесе;
— Мавзолей в Галикарнасе.
В трактате не дается полноценного
описания исчезнувших чудес. В главе, посвященной
Колоссу, приводятся вес использованных
материалов, описываются технологические
процессы, подробности возведения статуи
— но всё это не позволяет воссоздать
композицию монумента и его атрибуты.
О Висячих садах узнаем,
что это орошаемые террасы, но каких они
были размеров? Террасы засажены деревьями
и цветами разнообразных видов — но каких
именно? А характеристика статуи Зевса
сводится к восхвалению скульптора Фидия.
Невозможно получить достоверные
данные о памятниках по списку Филона;
если бы они не были дополнительно описаны
другими древними авторами, мы с трудом
могли бы представить себе облик этих
сооружений. Иногда в описании Филона
присутствует совершенно ложная информация;
так обстоит дело со сверкающими камнями,
которыми будто были облицованы пирамиды
(это единственное утверждение, которое
можно проверить и которое дает повод
усомниться в остальной части рассказа).
Из первых же строк трактата
следует, что тот, кто описывал эти чудеса,
их никогда не видел: «Весь мир знает о
славе семи чудес света, но мало кто их
видел собственными глазами». Развивая
эту мысль, Филон повествует о трудностях
путешествия, которое надо предпринять
для такого знакомства: «И тому, кто блуждая
по свету, потратив годы, истощенный утомительным
путешествием, увидит наконец осуществленной
свою мечту, придется расстаться с жизнью».
Конечно, Филон преувеличивает,
и такое путешествие было вполне возможно.
Очень маловероятно, что он его совершил,
так как, будь это так, автор текста напрямик
об этом и сказал бы. Именно поэтому зародилось
сомнение в подлинности (по крайней мере,
в давности) этого произведения, обнаруженного
довольно поздно: его первое издание датируется
1640 г.
Обращает на себя внимание
тот факт, что в манускрипте Х в., где текст
Филона занимает всего шесть страниц,
фигурируют также чудеса, известные из
других античных источников. Филологи
утверждают, что этот небольшой труд, являющийся
простой компиляцией, не может принадлежать
Филону Византийскому. Анализ стиля и
языка выявляет позднего ритора (самое
раннее — IV в. н.э., более вероятно — V или
VI в.). Во вступлении автор обращается к
публике, называя ее «слушателем»; вероятно,
текст был предназначен для публичного
чтения — для своего рода конференции,
которые созывали в древности софисты
и риторы.
Как уже говорилось, помимо
Филона знаменитые памятники были описаны
и другими греческими и римскими авторами,
такими как Диодор Сицилийский, Павсаний,
Витрувий, Плиний Старший. Первое довольно
точное свидетельство принадлежит жившему
в V в. до н.э. Геродоту, который описал египетские
пирамиды и монументальные сооружения
Вавилона. Греческий историк охотно восхваляет
эти сооружения, но ни разу не использует
термин чудо, из чего следует, что в эпоху
Геродота такая концепция еще не родилась.
Отметим, что Колосс, который фигурирует
в каноническом списке, во времена Геродота
еще не был возведен — его строительство
началось лишь в 290 г. до н.э.
Все упоминаемые в списке
Филона памятники описаны греческим поэтом
Антипатром из Сидона, который умер в I
в. до н.э.: «Могучая стена Вавилона, по
которой могут катиться колесницы, и Зевс
на берегу Алфея, я их лицезрел; так же,
как и висячие сады, и Колосс Гелиоса, и
громаду высоких пирамид, и гигантскую
могилу Мавзола; но, когда я увидел Храм
Артемиды, который возвышается до облаков,
все другие чудеса померкли».
Из свидетельства поэта можно заключить,
что в ту эпоху список чудес составлял
часть научного достояния.
Крупным интеллектуальным
центром греческого мира III и II вв. до н.э.
была, безусловно, Александрия — со своим
Мусеем, где жили и работали ученые, писатели,
философы. При Мусее была самая большая
в древности Библиотека, поджог которой
ошибочно приписывают Цезарю. В Мусее
ученые, грамматики, поэты составляли
опись знаний, собирали манускрипты и
организовывали издание великих текстов
прошлого. Эта работа сопровождалась созданием
каталогов, списков авторов и их произведений.
Интересно, что основанием
для включения в перечень чудес света
были не столько эстетических характеристики
сооружений, сколько их необычность (которая,
возможно, воспринималась как следствие
нерукотворности). Все упоминаемые в перечнях
памятники поражают гигантскими размерами,
оригинальностью, объемом использованных
для их создания материалов — или вызовом,
который они бросают природе.
Существует искушение
предположить, что идея списка родилась
в среде эрудитов, сплотившихся вокруг
Библиотеки Александрии. Авторство перечня
чудес иногда приписывается ветерану
Мусея — знаменитому александрийскому
поэту и грамматику Каллимаху (на основании
дошедшего до нас названия одного из его
произведений: «Коллекция, или Список
чудес всей земли, классифицированных
по местоположению»). Но за этим предположением
сразу следует возражение: как объяснить,
что список, составленный в столице Египта,
отдает предпочтение эллинскому миру
— Родос, Галикарнас, Эфес — и почему доминирует
Вавилон, в котором сосредоточены два
чуда?
Если к этому добавить, что выбор цифры
семь свидетельствует о математических
умозрениях, зародившихся в Вавилоне,
то на передний план выступает другая
гипотеза.
Известно, как восхищался
Александр Великий Вавилоном. Монарх намеревался
сделать этот город своей столицей; можно
допустить, что именно образованные люди
из окружения завоевателя, постоянно сопровождавшие
суверена, разработали первый перечень
чудес.
Возможно, перечень чудес — с упоминанием
двух вавилонских — появился уже после
раздела империи Александра в Александрии.
Кажется правдоподобным, что субъективный
выбор монарха и его приближенных стал
основой укоренившихся в массовом сознании
вкусов именно благодаря авторитету завоевателя
тогдашней Ойкумены — и благодаря славе
основанного в Египте города, интеллектуальной
столицы эллинистического мира.
Но из догмы почти всегда рождается ересь
— поэтому и первичный список чудес не
замедлил породить множество вариантов.
Существует четырнадцать различных списков,
которые трудно датировать и связать с
какими-то конкретными авторами.
Интересно отметить,
что некоторые памятники стабильно присутствуют
во всех списках (Мавзолей в Галикарнасе
и Колосс в Родосе); другие — пирамиды,
статуя Зевса, храм Артемиды — исключаются
редко. Вероятно, мотивация включения
или исключения того или иного сооружения
в перечень чаще всего носила идеологический
характер или была связана с этнокультурными
предпочтениями. Так, римские авторы были
склонны числить среди чудесных сооружений
воздвигнутые в новой столице мира (в первую
очередь Колизей), а христианские — за
недостатком впечатляющих архитектурных
решений (эпоха строительства соборов
еще предстояла) — упоминали Ноев Ковчег.
Иногда перечень просто
пополнялся, а сакральный смыл числа семь
уже не давал авторам новых вариантов.
В некоторых случаях список чудес содержал
до тридцати позиций.
Очень показательным
можно считать случай с маяком в Александрии.
Он впервые упоминается в списке Григория
Турского (VI в.), но именно этот памятник
с самого начала вызывал всеобщее восхищение
и удостоился наибольшего числа посетителей.
Стоит отметить, что и люди
нового и новейшего времени, не менее обитателей
античного мира расположенные фиксировать
рекорды (в книге Гиннеса или иным способом),
продолжают пополнять перечень чудес.
Американский континент, первоначально
не представленный в списке шедевров,
попытался туда попасть; патриоты Нового
Света окрестили Empire State Building восьмым чудом
света. А регистрация самых достойных
памятников человеческой культуры под
эгидой ЮНЕСКО показывает, что список
продолжает расти и традиция не прерывается.
Вернемся, однако, к временам
древним и воспроизведем два варианта
списков, предложенных тогдашними ценителями
прекрасного.
Канонический список
(список Антипатра, Филона,
Григория Вавилонского)
1. Висячие сады Вавилона.
2. Египетские пирамиды.
3. Статуя Зевса в Олимпии.
4. Колосс в Родосе.
5. Вавилонские стены.
6. Храм Артемиды в Эфесе.
7. Мавзолей в Галикарнасе.
Список Григория Typского
1. Ноев Ковчег.
2. Вавилон.
3. Храм Соломона.
4. Мавзолей в Галикарнасе.
5. Колосс Родоса.
6. Храм в Гераклее.
7. Маяк в Александрии.
Висячие сады Семирамиды
Легенда о Семирамиде, «самой
знаменитой из всех известных женщин»,
дошла до нас благодаря греческому историку
Диодору Сицилийскому, жившему в I в. до
н.э.
Царица якобы родилась в Палестине
— плод преступной любви богини Деркато
и смертного, «который собирался принести
ей жертвоприношение». Охваченная стыдом,
Деркато убила своего любовника, а ребенка
бросила «в пустынной и каменистой местности».
Дальше в эту историю вмешивается Провидение:
ребенка подобрал и вырастил пастух.
Шли годы, девочка росла, хорошела
и в конце концов «превзошла красотой
всех своих подруг». Замеченная и взятая
в жены наместником Ассирии, она появилась
при дворе царя Нина, основателя ассирийской
столицы Ниневии. Покоренный чарами Семирамиды,
царь заставил своего сатрапа уступить
ему жену. Нин умирает, и начинается долгое
правление царицы Семирамиды — длиной
в 42 года.
Семирамида пожелала похоронить
своего мужа во Дворце царей и возвести
над его могилой гигантскую террасу. После
этого, стремясь превзойти покойного супруга,
она решила построить город, достойный
ее величия. Для строительства Вавилона
Семирамида привлекает архитекторов и
два миллиона рабочих.
Закончив строительство,
царица отправляется завоевывать мир.
Побывав в Египте, Ливии, Эфиопии, она добралась
даже до Индии. Потом монархиня вернулась
в Вавилон и, поверив египетскому оракулу,
предсказавшему ей скорую кончину, уступила
трон сыну и таинственно исчезла. По версии
Диодора, «она превратилась в голубя и
улетела с другими голубями, поселившимися
на крыше ее дома».
Трудно отделить биографию
этой женщины от легенд. Это объясняется
тем, что историки опирались в основном
на мидийские источники, а мидяне, в свою
очередь, познакомились с ассиро-вавилонской
культурой в царствование Рамман-Нирари
III, женатого на вавилонской царевне Саммурамат.
Археологи и историки полагали, что нашли
следы Семирамиды в Ассирии, где регентша
Саммурамат правила около 830 г. до н.э. Однако
ничто — кроме созвучия имен — не подтверждает
версию, в соответствии с которой загадочная
Саммурамат и есть знаменитая Семирамида.
Уже в древности некоторые историки
сомневались в рассказах о завоеваниях
Семирамиды. Так, вавилонский жрец Бероз,
который в III в. до н.э. написал историю
Вавилона по-гречески, крупнейший географ
эллинского мира Страбон, живший между
60 г. до н.э. и 20 г. н.э., и древнееврейский
историк I в. н.э. Флавий приписывали строительство
Вавилонской стены и Висячих садов — Навуходоносору
II, который правил с 605 по 562 г. до н.э.
В 606 г. до н.э. Ниневия была
разрушена до основания. На развалинах
ассирийской монархии возникло Нововавилонское
царство. Его основатель и разрушитель
Ассирии Набопалассар был отважным воином
и дальновидным политиком. Чувствуя приближение
старости, он привлек к управлению своего
старшего сына, Навуходоносора.
Царствование этого великого
суверена было отмечено строительством
множества монументов: Вавилон стал огромной
строительной площадкой. Город приобрел
при Навуходоносоре тот блеск, о котором
восторженно рассказывает Геродот.
Геродота поразили «огромные
размеры Вавилона, которому была придана
форма квадрата. Город, разделенный посередине
глубоким течением Евфрата, был обнесен
двумя концентрическими стенами со множеством
бойниц и сотней бронзовых ворот. Внешняя
стена имела 70 метров в высоту и почти
15 метров в ширину, тек что на ней могли
свободно разъехаться колесницы, запряженные
четверкой лошадей. Внутри этого пространства
помещались дома жителей и так называемый
Царский город (около 12 километров в окружности),
где высился царский дворец. Навуходоносор
не скупился на материалы: золото, серебро,
драгоценные камни, ценные горные породы,
сокровища моря ... всё для Дворца».
Навуходоносор, женатый на мидийской княжне
и знавший, как она тоскует по своим родным
горам среди вавилонских равнин, решил
создать искусственные горы, покрытые
богатой растительностью. Были воздвигнуты
грандиозные арки, а на них раскинуты сады,
среди которых на разных высотах помещались
прохладные комнаты. Мощные каменные террасы
были устроены таким образом, что создавалось
впечатление перспективы гористой местности.
Слой земли на террасах был достаточен
для корней крупных деревьев, среди которых
обращали на себя внимание специально
привезенные из Ливана лучшие породы кедров.
Снизу нельзя было увидеть, что происходит
наверху. Чтобы иллюзия висячих садов
была полной, акведуки распределяли на
террасах воду, доставляемую из Евфрата
посредством специальных гидравлических
машин.
Раскопки, которые проводились
в XX столетии, в первую очередь германской
экспедицией, возглавляемой Робертом
Кольдвеем, позволяют достаточно точно
представить себе Вавилон VI в. до н.э. Это
был грандиозный и планомерно построенный
город с населением не менее 200 тысяч жителей.
Длина стен Вавилона составляла 18 километров;
длина внутренних стен (включая стены
Нового города на правом берегу реки) равнялась
8150 метрам.
Хотя данные археологов
оказались значительно ниже тех цифр,
которые называл Геродот в своем описании,
результаты раскопок впечатляют. План
города имел форму скошенного прямоугольника,
ориентированного по странам света, с
небольшим отклонением. Город был окружен
тройной (а не двойной, как сказано у Геродота)
стеной и рвом. Евфрат разделял его на
две половины; восточная была старой, в
ней находился Внутренний город с храмом
и зиккуратом. К северу были расположены
дворцы Навуходоносора, самым грандиозным
из которых считался южный.
Вавилон имел девять ворот.
Улицы, по предположениям, носили имена
тех богов, которым были посвящены ворота.
Внутрь города шла крупнейшая улица Вавилона
— Дорога процессий, пересекавшая улицу
Мардука, которая вела с юго-востока по
направлению к главному храму города.
Обширная площадь, занятая главным храмом
и зиккуратом, открывалась на улицу Мардука
грандиозными двойными воротами. Огромный
зиккурат господствовал над всем внутренним
городом.
В ходе раскопок была найдена
только огромная яма от фундамента этой
«вавилонской башни». Реконструкция Роберта
Кольдвея дает изображение зиккурата,
поднимающегося огромным массивом ввысь,
что расходится с традиционным представлением
о нем как о ступенчатой пирамиде. Высота
вавилонского зиккурата, согласно Кольдвею,
составляет 90 метров. Основанием служит
квадрат со стороной 91,5 метра. Верхний
ярус (храм) имел два металлических рога
— символы солнечного божества.
Главный дворец Навуходоносора
находился в старой части города. Он стоял
на огромной кирпичной террасе, высотой
до 80 метров. Дворец разделялся на две
части, восточную и западную, и в плане
представлял собой трапецию не вполне
правильного очертания. Вход был с востока,
на одной из коротких сторон. Пять дворов,
расположенных по одной оси, следовали
один за другим. Первая часть, восточная,
была отведена гарнизону дворца, страже.
В северном углу трапеции, по-видимому,
и помещались знаменитые Висячие сады.
Западная часть дворца была предназначена
для придворных и служащих. Дворцовым
центром была третья, средняя часть, с
огромным квадратным двором, посередине
которого находился колодец. Вытянутый
в поперечном направлении тронный зал
длиной около 60 метров протяжения был
окружен стенами толщиной приблизительно
7 метров.
Вавилон попал в руки Александра
Македонского в 331 г. до н.э., но завоеватель
не успел превратить город в новую столицу
империи. Вавилон был полностью опустошен
в I в. н.э.
Пирамида Хеопса
Тайна строительства пирамиды
Хеопса все ещё не pacкрыта
Из чудес древнего мира только
пирамида Хеопса, построенная в первой
четверти третьего тысячелетия до нашей
эры, пережив столетия, сохранилась до
наших дней. Египтяне не оставили какого-либо
трактата о строительстве пирамид.
Геродот был первым, кто
рассказал о своем путешествии на землю
фараонов. Греческий историк попал в Египет
в V в. до н.э., в эпоху, когда от былого величия
сохранился лишь отблеск. Чтобы понять
этот новый для него мир, Геродот расспрашивает
всех встречных, а также обращается к местным
гидам. Размеры пирамиды Хеопса сразили
Геродота, родившегося на земле, где сооружали
храмы иных масштабов.
Геродот повествует об участии
в строительстве пирамиды десятков тысяч
людей, сменявших друг друга каждые три
месяца. Во время сезона наводнений, когда
землю заливала вода и крестьяне не могли
на ней работать, рабочие были заняты заготовкой
камней.
Продолжительность строительных
работ явно преувеличена Геродотом: по
его данным, понадобилось 30 лет, чтобы
построить пирамиду и ведущую к ней дорогу.
Однако Хеопс царствовал не более 20 лет,
а не 50, как утверждает историк. Он описывает
царя как тирана, обрекшего людей на голод,
и без колзабавний отправившего свою дочь
в Дом разврата, чтобы финансировать столь
амбициозный проект.
На протяжении веков отношение
путешественников, исследователей и завоевателей
к египетским пирамидам зависело от сиюминутных
интересов. Калифы искали там клады, западные
авантюристы средневековья и эпохи Возрождения
надеялись кто на наживу, кто на то, чтобы
обнаружить свидетельства событий времен
Иосифа и Моисея. Потом появились любопытные
умы, которые занялись «научным» изучением
могил. С тех пор как египетология сделала
свои первые шаги, пирамиды стали объектом
активных исследований.
Первые царские погребения представляли
собой простые мастаба (на современном
арабском языке — скамья). Это были прямоугольные
кирпичные сооружения с широким основанием,
с наклонными стенами (около 75°) и с плоской
крышей. Первая каменная гробница появилась
при третьей династии, она была построена
фараоном Джосером и имела форму мастаба
огромных размеров. Был сделан радикально
новый шаг — переход к вертикальному решению
архитектурной проблемы. Мастаба осталась
формой наземной части могилы знатного
лица, для царя же стали строить ступенчатую
пирамиду. Видимо, ступени должны были
облегчить восхождение усопшего суверена
к немеркнущим звездам. Ступенчатая пирамида
постепенно заменилась классической —
гладкой пирамидой с квадратным основанием.
О грандиозных размерах
строительства в эпоху четвертой династии
можно судить по пирамидам Хеопса, его
сына Хефрена и Микерина. Расположенные
на границе Ливийской пустыни, пирамиды
колоссальностью размеров и геометрической
простотой своей формы производят сильное
впечатление и в наше время. Гигантскими
треугольниками, то светлыми, то темными,
в зависимости от освещения, вырисовываются
они на фоне пустыни. Современные размеры
пирамид несколько меньше тех, которые
они имели 4—
5 тысяч лет тому назад. Сооружения утратили
свою облицовку и верхнюю часть (то и другое
сохранилось частично у пирамиды Хефрена).
Пирамида Хеопса, первоначально
возвышавшаяся на 146,59 метров, сейчас укоротилась
до 137 метров. Длина стороны квадрата основания
пирамиды равняется 230,35 метров. Вес этого
гиганта составляет 5 200 000 тонн, объем —
2 600 000 кубических метров.
Известно, что Бонапарт вычислил,
что с помощью этих камней можно окружить
Францию стеной высотой 3 метра и толщиной
0,3 метра. Пирамида сына царя Хеопса, Хефрена,
вполне сопоставима с более ранним сооружением
по размерам. Микерин выстроил себе более
скромную гробницу.
Из поколения в поколение
руководители работ передавали друг другу
секреты мастерства, в том числе связанные
с техникой передвижения колоссальных
монолитов. Ни Геродоту, ни более поздним
ученым не удалось проникнуть в тайну
транспортировки и подъема блоков. При
этом греческий историк довольно точно
указывает, что блоки добывались на противоположном
берегу реки.
Все пирамиды четвертой
династии имеют у своего подножья с восточной
стороны заупокойный храм с вынесенным
далеко вперед входным залом. Статуи Хефрена
были установлены именно в таком помещении.
Одна из этих скульптур, хранящаяся сейчас
в Каире, имеет высоту более 1,5 метра.
Редко бывает, чтобы цивилизация
оказалась в такой степени сформированной
природной средой, как цивилизация египтян.
Их земля протянулась вдоль берегов Нила,
который течет по оси север—юг, в то время
как солнце, как известно, упорно движется
по небу с востока на запад. Естественным
образом у египтян возникали представения
о мире как о плоскости квадратной формы.
Стороны квадрата обращены к четырем сторонам
света, а по углам располагаются четыре
контрофорса, поддерживающие небесный
свод. Солнце в зените излучает пучок лучей,
который образует световой треугольник,
заливающий землю. Так возникает пирамидальная
форма — как символ пространства, в котором
солнце совершает свой путь.
В египетском менталитете
речь идет о чувственном мире, управляемом
его создателем, Солнцем. Таким образом,
пирамида символизирует космос, световую
призму, которая изгоняет мрак хаоса.
К силе, излучаемой дневным
светилом, присоединяется другое могущество.
Покойников всегда доверяли земле, откуда
произрастает зерно. Отсюда второе назначение
пирамиды — она является искусственной
горой, которая запирает в себе суверена
на его пути к свету. Пирамида, прорастая
из глубин египетского религиозного сознания,
символизирует два элемента, необходимых
для развития жизни, — землю и свет.
В наши дни на плато Гизы каждый
вечер включаются прожекторы и динамики;
многократно повторяется арабская пословица:
«Мир страшится времени, а время страшится
пирамид». Не в этом ли последний секрет
пирамиды Хеопса?
Статуя Зевса
В сердце Элиды, в долине, прислонившейся
к холму, покрытому соснами и кустарником,
наполняющими воздух ароматом смолы, вблизи
города Писы, раскинулась Олимпия. Жившие
здесь с конца II тысячелетия до н.э. греки
обожествляли Зевса и его жену Геру. Позже
эллины собирались каждые четыре года
в Олимпии, объединенные благоговением
перед богами и любовью к спорту.
Вначале Зевс считался богом
атмосферных явлений: он освещал небо,
покрывал его облаками, вызывал дождь
и снег, порождал гром. Затем греки создали
богу генеалогию. Зевса стали считать
сыном Реи и Крона, бога-детоубийцы, который
пожирал своих детей, опасаясь, что они
восстанут против него и обрекут на ту
же участь, на которую он обрек своего
отца, Урана. Уже пятерых детей проглотил
Крон, и Рея не хотела потерять своего
последнего ребенка. По совету своих родителей,
Урана-Неба и Геи-Земли, она удалилась
на остров Крит и там, в глубокой пещере,
у нее родился сын Зевс. Она скрыла своего
сына от жестокого отца, а Крону дала проглотить
длинный камень, завернутый в пеленки.
Вырос и возмужал могучий Зевс.
Он восстал против отца и заставил его
вернуть на свет поглощенных им детей.
Они начали борьбу с Кроном и титанами
за власть над миром. Ужасна и упорна была
эта борьба. Зевс и его приверженцы победили...
Упоминание о скульптуре Зевса
появилось впервые в III в. до н.э. Александрийский
поэт и грамматик Каллимах сочинил поэму
из 62 стихов «Зевс эллинов, творение Фидия»,
в которой описал статую, особо подчеркивая
ее поражающие размеры. Многие, однако,
отмечали, что статуя Зевса значительно
меньше, чем кажется. Тем не менее скульптура
Фидия производила впечатление на современников
и потомков.
По признанию римского военачальника
Эмилия Павла, он пережил религиозное
потрясение в 167 г до н.э., когда увидел
статую Зевса. Последователь Платона Дион
(убитый в 353 г. до н.э.) сказал о Фидии, что
скульптор умел «объяснять божественные
вещи неопытной толпе зрителей».
Фидий родился около 490 г. до
н.э. Ребенком он учился у мастера Аргоса.
Его первые творения открыли скульптору
дорогу к славе; в 447 г. Перикл привлек его
к работе в Акрополе, где возводился Парфенон.
Враги Перикла не решались выступить
против него открыто и стали преследовать
его друзей. В 433 г. Фидия обвинили в присвоении
части золота, отпущенного на сооружение
статуи Девы Афины для храма Парфенона.
Однако эту клевету удалось опровергнуть.
По совету Перикла Фидий выполнил одежду
статуи таким образом, что ее можно было
легко снять и взвесить. Проверка подтвердила
честность великого скульптора.
Но завистники не успокоились.
Теперь они обвинили Фидия в святотатстве:
на щите Афины он изобразил своего покровителя
Перикла и самого себя в виде лысого старика,
поднявшего камень над головой. В результате
скульптор покинул Афины и отправился
в Олимпию. В 437 г., спустя 20 лет после окончания
строительства большого храма, посвященного
Зевсу, эллины обратились к Фидию с просьбой
создать для них божественное изображение
Громовержца.
Греческий писатель Павсаний, живший
во II в. н.э., оставил подробное описание
статуи. «Бог сидит на троне из золота
и слоновой кости. У него на голове золотая
корона, выполненная в виде оливковых
ветвей. В правой руке он держит Победу,
тоже из золота и слоновой кости; голова
Победы стянута повязкой и увенчана короной.
В его левой руке находится скипетр, украшенный
цветами, сделанными из различных металлов;
птица, сидящая на скипетре — орел. Мантия
Зевса инкрустирована изображениями животных
и цветами лилии. Трон инкрустирован золотом
и драгоценными камнями, черным деревом
и слоновой костью».
Статуя представляла собой
деревянный каркас, на котором были закреплены
элементы из слоновой кости — для формирования
лица, торса, рук, ног, а также золотые пластины
— для изображения волос, бороды, сандалий
и мантии, ниспадавшей с левого плеча и
покрывавшей нижнюю часть тела. Высота
статуи составляла 12,37 метра — без базы;
сама база имела размеры 10 x 6,85 метров и
высоту 1,11 метра. Ширина трона равнялась
4,5 метра, глубина — 4 метра, а высота —
около 10 метров. Высота головы Зевса —
более 2,5 метра.
Страбон заметил: «Создается впечатление,
что, если бог встанет, он проломит головой
крышу Храма». Трон был богато декорирован
Победами, Сфинксами, Грациями, Часами,
сценами, изображавшим эпизоды спортивных
состязаний и борьбы Геракла с амазонками.
Вход внутрь трона был перекрыт щитами,
разрисованными братом (или племянником)
Фидия, на которых были изображены мифологические
сюжеты и политические аллегории. Табурет,
на котором покоились ноги бога, был украшен
сценой борьбы Тесея с амазонками и львами.
В основании статуи Фидий вылепил свою
любимую космическую композицию: рождение
Афродиты посреди собрания богов, в присутствии
Солнца и Луны.
Перед статуей был устроен неглубокий
бассейн, с полом из черного мрамора и
бортом из мрамора белого: сюда стекал
остаток масла, омывавшего статую, — чтобы
защитить деревянный каркас, более хрупкий,
чем слоновая кость. Поскольку свет проникал
только через восточную дверь Храма, статуя
Зевса вырисовывалась в полумраке, благодаря
чему усиливалось впечатление.
В конце III в. до н.э. статуя
Зевса была реставрирована скульптором
из Мессены Дамофоном. Римский император
Калигула хотел перевезти статую в Рим
и заменить лицо Зевса своим. Однако боги
дали монарху знать о своем гневе, и от
проекта пришлось отказаться.
По некоторым свидетельствам,
в 384 г. н.э. статую ещё можно было увидеть
в храме; видимо, она исчезла при пожаре
в 426 г. По другой версии, статуя была перевезена
в Константинополь и погибла во время
пожара 475 г.
Колосс Родосский
Первыми поселенцами на Родосе
были выходцы с Крита и, вероятно, из других
областей Греции. Около 1100 г. до н.э. эти
племена были изгнаны дорийскими завоевателями,
которые основали на острове три главных
города: Линд, Камейр и Ялис. Эти три города
быстро достигли процветания — благодаря
успешной коммерческой активности.
В VI в. до н.э. Родос управлялся
тиранами. Один из них, Клеобул, был причислен
к так называемым семи мудрецам Греции
— наряду с Фалесом Милетским, афинским
законодателем Солоном и некоторыми другими
(в разных списках фигурируют разные имена).
Главы трех городов решили основать
новый город, назвать его просто Родос
и сделать столицей острова. Это дело было
поручено ученику и последователю знаменитого
архитектора Гипподама из Милета, который
слыл новатором и специалистом по планировке
городов.
Архитектор нового Родоса избрал
оригинальную систему расположения зданий.
В отличие от ортогональной системы, при
которой улицы пересекаются под прямым
углом, улицы города были выстроены по
спирали и образовывали веер вокруг порта.
За несколько лет город превратился в
один из самых крупных центров Восточного
Средиземноморья. Деньги Родоса служили
эталоном при всевозможных обменах в регионе.
Во время греко-персидских войн
родосцы принимали то сторону персов,
то греков. Островитяне помогли афинянам
победить Спарту, а в 356 г. неожиданно решили
поддержать царя Карии Мавзола и, став
союзниками персов, внесли свой вклад
в защиту Тира и Финикии. Следуя принципу
поддержки сильного, родосцы приняли сторону
Птолемея, одного из военачальников Александра
Великого, в его соперничестве с другим
диадoхом, Антигоном Одноглазым. После
смерти Александра Птолемей Лаг основал
династию Лагидов и стал царем Египта.
Как ни странно, но именно это обстоятельство
послужило поводом к созданию знаменитого
Колосса.
На Родосе особо почитаемым
божеством был Гелиос. Из двух тысяч статуй,
украшавших город, не менее двухсот были
воздвигнуты в честь этого солнечного
божества.
Сын Антигона Одноглазого, Деметрий,
славился умением осаждать города. Отсюда
происходит его прозвище Полиоркет —
Завоеватель городов.
Этот военачальник, вознамерившись отомстить
за отца, решил предпринять осаду Родоса.
Заблокировав гавань с моря, он велел выстроить
гигантскую башню из дерева и поставить
ее на огромные катки. Согласно описанию
Диодора и Плутарха, высота башни составляла
не менее 40 метров, площадь основания —
30 x 18 метров; верх имел несколько меньшие
размеры. Облицованная металлическими
пластинами, покрытая кожей быка и глиной
для защиты от огня, эта диковинная военная
машина беспрепятственно продвигалась
в направлении крепостных стен города.
Родосцы по-настоящему забеспокоились.
Но они оказались такими же хорошими инженерами,
как и коммерсантами; выход из угрожающей
ситуации был найден. Родосцы проделали
отверстия в крепостной стене и направили
в них потоки воды. Замечательная военная
машина оказалась в искусственном болоте,
выбраться из которого не могла. После
года безрезультатной осады Деметрий
Полиоркет оставил эту затею и вернулся
в Грецию, бросив на месте осадную башню.
Родосцы продали на торгах дерево, бронзу,
железо и, выручив большую сумму, решили
воздвигнуть колоссальную статую, посвященную
Гелиосу. Это было в конце III в. до н.э.
Строительство было доверено
Каресу из Линда, ученику знаменитого
скульптора Лисиппа. Колосс был воздвигнут
у входа в порт — на том самом месте, где
в ХV в. госпитальеры построили форт Святого
Николая. Колосс не был маяком: это был
береговой ориентир, указывавший навигаторам
вход в порт.
Высота статуи составляла
31,2 метра. Возможно, на этом гиганте была
драпированная набедренная повязка, усиливавшая
конструкцию; возможно также, что в левой
руке Гелиос держал копье, служившее опорой.
Некоторые современные исследователи
представляют Колосс как статую-колонну
с неясными человеческими очертаниями,
с руками, опущенными вдоль тела. По другой
версии, в правой руке у Гелиоса был светильник
— как у современной статуи Свободы в
Нью-Йорке.
Бронза, использовавшаяся
для античных статуй, представляла собой
сплав меди и олова. Поскольку бронза подвергается
холодной ковке, скульптурные элементы
можно было формовать из пластин на деревянном
сердечнике. С середины VII в. до н.э. только
небольшие бронзовые статуэтки выполнялись
сплошь из металла; для больших статуй
использовались листы разной толщины.
В этом случае металл не ковали, а заливали
в форму, заполненную воском, — между сердечником
и оболочкой. Нагретый воск плавился и
стекал по желобкам. После этого покрытие
убиралось, а сердечник разрушался. Окончательная
отделка сводилась к полировке.
Если нужно было сделать
очень крупную статую, скульптор сооружал
деревянный сердечник, на котором укреплял
уже готовые профилированные листы. Именно
так создавал Фидий статую Зевса.
Колосс Родосский имел каменный
сердечник. Карес начал с возведения огромного
цоколя из белого мрамора диаметром 17
метров. На цоколе он закрепил ступни будущей
скульптуры и отлил с помощью глиняной
формы ноги Колосса из бронзовых листов.
Потом Карес заполнил полость, образованную
листами, смесью раствора и камней. После
этого он поднял глиняную форму на новый
уровень, чтобы отлить очередной бронзовый
элемент, — и так далее, ярус за ярусом.
Каждый ярус закреплялся
прутьями из кованого железа, закладываемыми
в каменную кладку; концы потом обрезались.
Огромная башня из бронзы и камня строилась
9 лет и была закончена в 281 г.
В 227 или 225 г. до н.э. землетрясение
потрясло Родос. Колосс не устоял и разрушился.
Обломки завалили окрестности. Царь Египта
Птолемей III (потомок Птолемея Лага) выделил
большую сумму на восстановление статуи.
Но родосцы, сославшись на неизвестного
оракула, отказались от этого проекта.
Итак, Колосс простоял всего 50 с небольшим
лет. Его остатки пролежали на площади
почти девять столетий, вплоть до арабского
завоевания.
В 653 г. н.э. мусульмане, овладев Родосом,
решили извлечь выгоду из развалин Колосса.
Они разобрали обломки, бронзу отправили
в Сирию и продали.
Храм богини Артемиды в Эфесе
Расположенный на ионическом
побережье, в непосредственной близости
от дороги, ведущей из Лидии, Эфес в VIII
в. до н.э. превратился в крупный финансовый
центр. Его богатство стало предметом
зависти соседей. В 560 г. Эфес был завоеван
Лидийским царим Крезом, а позже — Александром
Македонским. Эти два владыки вложили
немало средств в строительство Артемизиона
— храма, посвященного богине Артемиде.
Земля на побережье Эгейского
моря, где был построен храм, постепенно
уходила в море; волны выкинули на берег
много наносного грунта. От археологов
потребовались значительные усилия, чтобы
разобраться в следах бывших строений.
Описаний, представленных в древних текстах,
было явно недостаточно.
Из текстов Плиния Старшего
возникает очень туманный образ храма,
поскольку сведения о нем и о храме-предшественнике
на том же месте перемешаны. Известно,
что существовали два храма: первый был
построен в VIII в., а второй — в первой половине
VI в. до н.э.
Хотя храм Артемиды в Эфесе
вызывал интерес историков и археологов
со времен Ренессанса, первые раскопки
были предприняты лишь в 1863 г.; найденные
фрагменты были отправлены в Британский
музей. В 1960-е гг. раскопки проводились
Австрийским археологическим институтом
под руководством Антона Баммера. Археологам
удалось раскрыть храм VIII в. до н.э.
Здание представляло собой
прямоугольник размерами 9,4 x 13,5 метра,
окруженный колоннами, по восемь с каждой
стороны. Главный фасад был ориентирован
на запад: прием, типичный для Малой Азии.
Внутри прямоугольника находился двор,
а в центре двора — плита размерами 1,75
x 2,45 метра, служившая цоколем для культовой
статуи или жертвенника.
Строительство второго храма
было начато около 560 г. до н.э., на площадке
размерами 60 x 103 метра. Центральный объем
включал в себя вестибюль и зал с глухой
задней стеной. Возможно, западный фасад
имел портик; во дворе находилась часовня.
Два ряда высоких и тонких колонн окружали
здание.
Строительство стало возможным благодаря
богатству царя Лидии Креза. Согласно
Геродоту, большая часть колонн храма
была дарована именно этим царем. Эти сведения
подтверждаются археологами, которые
обнаружили на отдельных фрагментах имя
Креза.
Возведением храма возглавили
Керсифрон со своим сыном и Феодор из Самоса.
Феодор уложил под фундаментом древесный
уголь и шерсть. Витрувий обращает внимание
на механизмы, которые использовались
для транспортировки крупных мраморных
блоков. Карьер для добычи белого с голубоватым
оттенком мрамора находился на расстоянии
12 километров от строительной площадки;
доставлявшие камень повозки рисковали
увязнуть в топком грунте.
Чтобы избежать этого, Керсифрон
использовал большие деревянные колеса,
которые закреплялись на торцах блоков;
их подъем создавал новую проблему, которая
также получила оригинальное решение.
В формах, стиле и декоре храма тоже было
много нового. Хотя ионический ордер еще
не был создан, но, по мнению Витрувия,
в архитектуре храма уже присутствовали
многие характерные для этого стиля черты.
Плиний отмечает искусство, с которым
обработаны мраморные элементы декора
(каннелюры и барельефы на пьедесталах
и тамбурах колонн). Мраморный резной бордюр
украшал кровлю храма по всей длине (300
метров вдоль наружного фриза и около
125 метров вдоль фриза дворового фасада).
По утверждению Плиния, строительство
заняло 120 лет. Храм был разрушен во время
пожара, который устроил Герострат, желавший
этим прославиться. Как рассказывает Страбон,
это событие произошло в 356 г., в ночь, когда
родился Александр Македонский.
Вскоре было начато строительство
нового храма — по старому плану, но в
более свободных формах. По свидетельству
Страбона, работами руководил Кейрократ;
возможно, это ошибочное свидетельство,
и на самом деле архитектором был Дейнократ,
строитель Александрии.
Позже в строительстве принимали
участие Деметрий и Пайоний из Эфеса. Вся
Малая Азия объединилась, чтобы финансировать
этот проект. Женщины Эфеса продавали
свои драгоценности; часть денег городские
власти выручили за старые колонны. Александр
Великий, посетив Эфес в 334 г., предложил
оплатить все расходы, чтобы увидеть свое
имя начертанным на храме. Но эфесяне дипломатично
отклонили это предложение, заявив, что
одному богу не к лицу прославлять другого.
Cтроительство нового храма
относится к 350—250 г. до н.э. Основание храма
имело площадь 72 x 125 метров, общая высота
— 32 метра. Колонн стало 117 (по Плинию —
127). На главном фасаде было три ряда колонн,
а на боковых — по два. Высота колонн —
18,4 метра, диаметр в основании — 1,72 метра.
На римских монетах представлен
фасад храма с возвышающимся фронтоном,
имеющим три проема — для облегчения веса,
а также для того, чтобы переставлять статую
богини. Двор оставался неизменным, пол
сохранился на прежнем уровне. Бордюр
кровли был украшен растительным орнаментом,
а стволы колонн — мифологическими сценами.
Магия монумента заключалась также в богатстве
даров, в необыкновенной атмосфере, окружавшей
статую богини. Артемиду Эфесскую часто
изображали на монетах; известно и немало
римских копий.
Храм был разграблен готами
в 263 г. нашей эры, затем был отреставрирован
и функционировал вплоть до 394 г., когда
по указу римского императора Феодосия
I были закрыты все языческие храмы и запрещены
жертвоприношения богам. В 401 г. Феодосий
I приказал разрушить храм.
В V в. во дворе храма была
возведена большая церковь. Для ее строительства
использовали остатки языческого храма.
Гробница царя
Мавзола в Галикарнасе
В V в. до н.э. Кария оказалась
втянутой в войну, которую вела Персия
против Греции. Царство Мавзола приняло
сторону восточных варваров. Союз Карии
с Персией, направленный против Афин, сложился
ко времени правления царицы Артемизии
I. Она сопровождала царя Ксеркса в его
походе в Грецию и плечом к плечу с ним
сражалась в битве при Саламине в 480 г.
до н.э.
Вступивший на карийский трон
около 377 г. до н.э. Мавзол, как и Артемизия
I, предпочитал удобный союз с Персией
ненадежной опоре на Грецию. Ловкий политик,
Мавзол расширил свое царство. Он решил
построить новую столицу — Галикарнас,
а в ней гробницу, знаменитый Мавзолей.
Территория города представляла
собой хорошо укрепленный участок на склоне
горы. Улицы Галикарнаса были параллельны
друг другу или пересекались под прямым
углом. В нижней части города располагался
порт, к которому примыкала большая площадь.
Посредине склона находился Мавзолей,
а выше, по оси дворца (от которого не осталось
никакого следа) — храм, посвященный Марсу.
Еще выше располагался другой храм, посвященный
Венере и Меркурию.
Мавзолей, помещенный внутри
прямоугольной террасы размерами 250 x 100
метров, окруженный деревьями, скульптурами
и т.д., должен был доминировать над ансамблем
порта и площадью для собраний.
Однако строительство, которое
предпринял Мавзол для собственного прославления,
не было завершено к моменту его смерти
в 353 г. Во время завоевательных походов
Александра Великого, в 333 г., город был
разрушен, но Мавзолей остался невредимым.
Попав позже в руки римлян (в 189 г.), Галикарнас
утратил свое могущество.
В 395 г. н.э. город попал под власть
византийцев, а затем турок. В 1402 г. крестоносцы
овладели фортом, построенным на месте
дворца Мавзола, и возвели одну из самых
мощных христианских крепостей, замок
Святого Петра. Для этого понадобилась
материалы соседних античных монументов.
По признанию архитектора, ему пришлось
разбить эти монументы «на тысячу кусков»,
чтобы получить известь, или использовать
мрамор повторно в качестве строительного
материала.
Форт оставался в руках крестоносцев
до его взятия Сулейманом Великим в 1523
г. Христиане перед осадой 1522 г. решили
укрепить форт. Им не удалось закончить
работы, но Мавзолей был разрушен.
Раскопки, начатые в XIX в., продолжились
в 1966 г. Датской экспедиции удалось раскрыть
участок Мавзолея и установить его размеры.
Изучение всех найденных фрагментов, а
также древних текстов позволило археологам
предложить несколько гипотез для воссоздания
образа Мавзолея.
Наши знания о том, как выглядел
Мавзолей, базируются главным образом
на описании Плиния Старшего, содержащемся
в его «Естественной истории». Витрувий
упоминает имя Пифия, автора Мавзолея,
известного также по другим работам, среди
которых храм Афины в Приене. Пифий был
приверженцем строгих геометрических
форм и находился под влиянием распространенного
в то время пифагореизма.
Мавзолей, построенный Пифием
и Сатиром, состоял из мощной прямоугольной
нижней части (35,6 x 26,8 метра), над которой
возвышалась напоминающая храм галерея
с ионическими колоннами (по 11 с длинной
стороны и по 9 с короткой). Над колоннадой
находилась мраморная пирамида из 24 ступеней,
увенчанная квадригой с гигантскими фигурами
царя и царицы. Прямоугольный склеп был
расположен под нижней целлой; его площадь
составляла 6,8 x 4,2 метра, высота — 3,8 метра.
Доступ к склепу был замурован. Общая высота
Мавзолея до верхушки квадриги равнялась
42,7 метра.
Мавзолей в Галикарнасе
служит ярким примером проникновения
греческой культуры и архитектуры на Восток
(сочетание греческого периптера с пирамидой).
Скульптурное оформление Мавзолея (рельефы,
мраморные статуи между колоннами), выполненное
знаменитыми мастерами Скопасом, Леохаресом,
Бриаксисом и Тимофеем, относится к лучшим
образцам греческого искусства середины
IV в. до н.э.
Сохранилось очень мало
элементов скульптурного декора. Их красота,
тем не менее, позволяет судить об утонченности
вкуса создателей. Мраморные изображения
Артемизии и Мавзола, которые хранятся
в Британском музее, могут служить подтверждением
этого.
Лепные фризы украшали не только фасады,
но и подиум. На одном из них, высотой около
трех метров, были изображены события
из жизни Мавзола.
Александрийский маяк
Знаменитый маяк был
построен в Александрии около 290 г. до н.э.
Сооружение было видно с расстояния 50—60
километров. Местом для строительства
был выбран Фарос; название этого острова
стало нарицательным для маяков вообще.
Начиная с IV в. н.э. маяк многократно подвергался
сейсмическим воздействиям, но был окончательно
разрушен лишь в ХIV в.
Многие античные авторы, среди
которых Страбон, Плиний Старший, Флавий,
с восторгом отзывались об Александрийском
маяке, но не дали его подробного описания.
Рассказы арабских хронистов позволяют
более точно представить себе архитектурный
облик сооружения.
Высота этого монумента оценивается
разными источниками по-разному: по одним
источникам, она составляла 120 метров,
а по другим — 170 метров (включая статую
наверху). Благодаря своей известности
маяк неоднократно изображался на протяжении
всей древней эпохи. Многочисленные монеты,
жетоны, мозаика, графити помогают уточнить
наши представления о маяке.
Согласно одной из версий, предложенной
в 1909 г. германским археологом Германом
Тиршем, маяк имел три этажа: в основании
была квадратная башня высотой 30 метров,
выше располагалась восьмигранная 55-метровая
башня, а над ней — круглая башня меньшей
высоты. На вершине была установлена колоссальная
статуя.
Огонь на маяке поддерживался
с помощью большой топки, находившейся
на вершине. Туда приходилось доставлять
дрова или нефть, причем в огромном количестве.
Устройство фонаря установить не удалось;
неизвестно, использовались ли зеркала
или линзы. Маяк подвергался разрушениям
во время землетрясений, но его восстанавливали.
Арабы построили на вершине мечеть.
В 1326 г. путешественник Ибн Баттута
поднялся на квадратную (нижнюю) башню;
в 1349 г. ему это уже не удалось. На месте
маяка в 1477 г. был построен форт.
О существовании под водой обломков
развалившегося маяка было известно давно,
но поскольку рейд Александрии служил
военной базой, погружение долго было
запрещено по соображениям безопасности.
В 1961 г. Кемаль Абу эль-Садат обнаружил
в воде крупные блоки; по его инициативе
городские власти подняли колоссальную
статую богини Изиды. В 1968 г. египетское
правительство запросило экспертизу ЮНЕСКО.
Приглашенный английский археолог госпожа
Форст в 1975 г. опубликовала отчет, включающий
в себя список обнаруженных находок. Так
подтвердилась археологическая ценность
этого участка.
Для защиты форта от штормов египетское
правительство построило волнорез; в результате
множество объектов были утрачены. Общественное
мнение всколыхнулось, и исследования
возобновились, но трудность по-прежнему
заключалась в военной значимости зоны.
В 1994 г. по просьбе Департамента
египетских древностей Центр исследований
Александрии, финансируемый Французским
институтом восточной археологии, предпринял
серию изыскательных работ. Подтвердилось,
что на глубине 6—8 метров хранятся сотни
обломков маяка, покрывающие площадь более
двух гектаров.
Изыскания продолжились в 1995
г. В течение шести месяцев около тридцати
французских и египетских ныряльщиков
осуществляли ежедневные погружения,
если состояние моря этому не препятствовало.
В бригаде работали археологи, египтологи,
топографы, архитекторы, фотографы, художники
и реставраторы.
Была составлена топографическая
карта, к которой прилагались графические,
фотографические и иные материалы. Благодаря
подводным изысканиям были обнаружены
объекты гораздо более древние, чем маяк.
Из воды были подняты сотни колонн диаметром
от 60 сантиметров до 2,4 метра, базы, капители,
принадлежащие разным эпохам и выполненные
из асуанского гранита, мрамора или местного
известняка. Некоторые объекты относились
к эпохе фараонов; встречались и такие,
на которых можно было прочесть имя Рамзеса
II.
Среди находок привлекли к себе
внимание элементы городского декора:
в первую очереди так называемые иглы
Клеопатры — знаменитые обелиски, привезенные
в Александрию по приказу императора Августа
в 13 г. до н.э для Цезареона — храма, начатого
Клеопатрой и превратившегося при принципате
в средство прославления императора и
его предков.
Эти обелиски продолжали путешествовать
и в современную эпоху. Одна из игл была
установлена в 1877 г. на берегах Темзы, а
другая — в 1879 г. в Нью-Йорке, перед музеем
Метрополитен. Многие поднятые из воды
статуи и архитектурные фрагменты были
отреставрированы и выставлялись в разных
музеях под открытым небом.