Самарская область

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

Самарская область — пятый по площади регион Поволжья — занимает территорию площадью 53,6 тыс. км², что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток — на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47′ и 54°41′ с. ш. и 47°55′ и 52°35′ в. д. Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим её сторонам.

Файлы: 1 файл

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ.docx

— 145.92 Кб (Скачать)

По объёмам  перевозок транспортом общего пользования  Самарская область находится  на третьем месте среди регионов Приволжского федерального округа, а  по общему объёму — на четвёртом. В  области начинается или заканчивается  около 185 от общего объема автомобильных  внешнеторговых перевозок Приволжского федерального округа.

Пассажирский  автомобильный транспорт осуществляет все виды перевозок: внутригородские, пригородные, междугородние, международные. Во всех городах области. а также в посёлке Безенчук осуществляется внутригородское сообщение. Хотя сохраняется тенденция к сокращению объема пассажирских перевозок Самарская область занимает третье место среди регионов округа по их объёму.

Железнодорожный

В Самарской  области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и  относящиеся к Куйбышевской железной дороге. В 2005 году протяжённость железнодорожных  путей Самарской области составила 1378 км. По абсолютной длине это пятый  показатель в Приволжском федеральном  округе, а по густоте железнодорожных  путей область в округе лидировала.

Потенциал годового грузооборота по Куйбышевской железной дороге составляет по Самарской  области региону более 38 млн тонн. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара — Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.

На железной дороге в пределах Самарского региона  объём отправления превышает  прибытие. Грузооборот — 29 % от всех видов транспорта. По отправлению  грузов преобладает северо-западное направление (Московский и Санкт-Петербургский  регионы) — более 25 % (77 % составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов), затем идёт западное направление (Белгородский регион) — 5 % (76 % нефть и нефтепродукты), южное (Краснодарский край) — 6 % (85 % нефть и нефтепродукты). По прибытию грузов преобладает восточное направление (Челябинская область и Башкортостан) — около 18 %, затем следует южное: Казахстан (через Оренбургскую область) — 8 %. Местные перевозки составляют около 21 % от объема.

По объёму отправленных грузов в 2005 году Самарская  область занимала десятое место  среди регионов России. По количеству перевезённых пассажиров область находилась на двенадцатом месте.

Водный

Общая протяжённость  водных судоходных путей Самарской  области составляет 685 км. Магистральное  судоходство осуществляется по Волге, а местное судоходство по рекам  Самара, Сок, Чапаевка, Кривуша, Уса, Безенчук.

Реки связывают  Самарскую область с Москвой (канал  им. Москвы), Западным Уралом (реки Кама, Белая), Европой (Дунай), Чёрным морем  Волго-Донской канал), Балтийским и  Белым морями (Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал). На долю речного транспорта приходится 6—7 % от общего объема перевозок в регионе.

Располагаясь  на стыке транспортных направлений  «Запад-Восток» и «Север-Юг» Самарская  область имеет развитую транспортную инфраструктуру, позволяющую не только перевозить грузы, но и организовывать мультимодальные перевозки. В регионе имеется 3 речных порта: ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Порт Тольятти» и Сызранский речной порт-филиал ОАО «Самарский речной порт» с развитыми подъездными автомобильными и железнодорожными путями. Однако пропускные способности портов используются только на 25—30 %. К другим предприятиям водного транспорта относятся АО «Волжское нефтеналивное пароходство Волготанкер» и АО «Самарский судоремонтный завод», «Тольяттинская БТОФ» Волжского пароходства, ряд частных судоходных компаний.

Период навигации  в регионе длится с апреля по декабрь, продолжительностью около 250 суток. Порты  готовы к приёму всех типов речных судов и судов «река-море» с осадкой до 4 метров.

По объёму отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования  Самарская область занимает первое место в России. Основными грузами являются строительные материалы (песок, щебень), нефть, нефтепродукты, металл, зерно, минеральные и химические удобрения.

В области  существует и обслуживается 23 пассажирских пристани (15 Самарским портом, 7 Тольяттинским, 1 Сызранским). Имеется 6 оборудованных причалов для приёма транзитного пассажирского флота: Винновка, Волжский Утёс, Самара, Сызрань Тольятти, Ширяево. В портах Самары и Тольятти работают речные вокзалы, возможно комплексное обслуживание транзитных судов. Порт Самары способен одновременно принять и обслужить 9 крупнотоннажных пассажирских судов, порт Тольятти — 3 судна.

По количеству пассажиров отправленных внутренним водным транспортом общего пользования  Самарская область занимает первое место в округе и четвертое  место в России. На географии пассажирских перевозок негативно сказались  реформы в области монетизации  льгот. После того как перевозчики  лишились части дотаций за льготных пассажиров были закрыты пристани Зольное, Солнечная поляна, Лбище и прекратила существование транспортная межрегиональная  линия Москва — Астрахань.

Воздушный

В Самарской  области воздушным транспортом  осуществляются перевозки как внутри области, так и внутри России, а  также на международных авиалиниях. В регионе действуют аэропорты  «Курумоч», «Смышляевка», «Безымянка», «Кряж», «Рождествено». Имеются недействующие посадочные полосы для малой авиации: Тольятти, Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево. На территории области находится авиатранспортный комплекс, обслуживающий регион с населением 11 миллионов человек

Трубопроводный

На долю трубопроводного транспорта приходится 55,2 % общих грузоперевозок Самарской  области. Общая протяжённость трубопроводов  по территории области составляет около 2 тысяч км.

Основу инфраструктуры оставляют магистральные трубопроводы большого диаметра (1420 и 1220 мм), занимающиеся транспортировкой нефти и газа из Сибири и Средней Азии в центральные  регионы России и за рубеж. Среди  прочих по территории области проходит нефтепровод «Дружба» (в селе Лопатино находится одна из четырёх головных перекачивающих станций)

Развитая  добыча газа и нефти в регионе  привела к появлению обширной сети трубопроводов местного значения. Транспортные трубопроводные коридоры обычно проходят параллельно основным автомобильным и железнодорожным  магистралям.

По области  проходит 300-километровый участок магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса. 

Реализация  приоритетного национального проекта  «Доступное и комфортное жилье –  гражданам России» на территории Самарской области  Версия для печати  
 
 

SWOT анализ самарской области

Конкурентные преимущества Самарской области

Сравнивая преимущества и барьеры, можно сделать  вывод, что унаследованные факторы  развития и современная ситуация в Самарской области более  благоприятны по сравнению с подавляющим  большинством российских регионов. Основными  преимуществами являются:

трансграничное  географическое положение, высокий  транспортный потенциал;

наличие уникального  природного комплекса – Самарская  Лука;

наличие мощной двухцентровой Самарско-Тольяттинской агломерации, высокая урбанизированность региона;

высокий уровень  экономической активности населения, образованности и квалифицированности  рабочей силы;

сравнительно  высокий уровень жизни, значительная миграционная привлекательность региона;

наличие ресурсов углеводородного сырья, развитая инфраструктура нефтедобывающей отрасли;

многоотраслевая структура экономики региона  и ведущей отрасли –промышленности;

значительная  концентрация на территории области  крупных российских и зарубежных компаний;

высокий инновационный  потенциал, развитая инфраструктура инновационной  деятельности;

высокий уровень  развития телекоммуникаций и связи;

полиэтничность и мультикультурность региона, устойчивый уровень толерантности в национально-культурных и межконфессиональных отношениях;

активное  становление гражданского общества;

устойчивый  имидж открытого и реформаторского  региона, сравнительно высокий уровень  развития рыночных институтов и качества регионального менеджмента, наличие  постоянного и конструктивного  диалога власти, бизнеса и гражданского общества.

Барьеры в развитии Самарской области

Наиболее  явными барьерами в развитии Самарской  области являются:

значительное  антропогенное воздействие на окружающую природную среду, наличие на территории области зон чрезвычайной экологической  ситуации;

сокращение  численности населения;

деформированная возрастная структура населения  с преобладанием доли пенсионеров  над долей населения младших  возрастов, «старение» населения;

гендерная диспропорция;

дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям;

высокий уровень  имущественного расслоения населения, достаточно высокий уровень бедности;

сравнительно  высокий уровень заболеваемости населения, особенно по новообразованиям, заболеваниям органов дыхания и  пищеварения, СПИДу, наркомании, врожденным аномалиям и др.;

зависимость региона от состояния автомобильной  промышленности;

зависимость от политики крупных финансово-промышленных компаний;

высокая степень  износа основных фондов;

недостаточная плотность и качество автомобильных  дорог;

отсутствие  мостового перехода через реку Волгу (автомобильное движение через реку Волгу осуществляется по плотине  Жигулевской ГЭС, что не отвечает техническим характеристикам и  нормативным требованиям безопасности движения);

отсутствие  транспортно-логистических объектов, соответствующих мировым стандартам.

 

1.4.3.1. Объективные  факторы развития науки, техники и технологий

Мировой рынок  науки, технологий и техники характеризуется  разнообразными направлениями и  тенденциями, большинство из которых  задают две страны – США и Япония.

На современном  этапе в промышленности высокоразвитых стран наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации. Именно эти производства определяют основные направления научно-технического прогресса нe только в машиностроении, но и в промышленности в целом.

В развитых странах на текущий момент присутствует тенденция опережающего роста затрат на науку и образование в структуре  материального производства, которая  отражается в понятии “наукоемкость” отраслей экономики.

Наукоемкими рынками являются рынки продукции  пятого и более высоких технологических  укладов. Ядро пятого технологического уклада составляют электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги. В настоящее время происходит промышленное освоение и шестого  технологического уклада, ядро которого включает наноэлектронику, генную инженерию, мультимедийные интерактивные информационные системы, высокотемпературную сверхпроводимость, космическую технику, тонкую химию и так далее.

Основными отличительными чертами и характерными признаками становления наукоемких производств и формирования наукоемкого  сектора рынка в индустриально  развитых странах являются:

эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространения  нововведений;

государственная значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости  страны, ключевая роль государственной  поддержки (прежде всего финансовой и налоговой) инновационных проектов и производств на начальном этапе  их становления, высокие удельные затраты  на НИОКР в структуре производства;

Информация о работе Самарская область