Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:42, контрольная работа
О необходимости развития пространственной составляющей экономического мышления говорит тот факт, что любое пособие для начинающего предпринимателя начинается с утверждения о важности правильного выбора местонахождения фирмы и рынка сбыта товаров как одного из главных условий для успешного ведения бизнеса.
Введение………………………………………………………………..……3
1. Регионалистика в системе экономических наук
Предмет регионалистики……………………………...…………5
Методы и задачи региональных исследований………………14
2.Теоретические основы экономической географии и региональной экономики.
2.1 Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа……………………………………………………………….………17
2.2 Проблемы классификации регионов…………………………..20
2.3 Основные понятия, цели и задачи региональной политик.….22
2.4 Прогнозирование регионального развития…………………..25
Заключение………………………………………………………………….28
Практическое задание……………………………………………………...29
Список использованной литературы……………………………………..30
Задачами регионалистики являются:
1.Выявление закономерностей
взаимодействия природы и
2.Установление конкретных
взаимозависимостей между
3.Определение закономерностей
и принципов размещения
4.Районирование территории
по различным признакам и
5.Разработка прогнозов
социально-экономического
2.Теоретические
основы экономической
2.1 Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа
Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике и представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого проявляется множественностью форм.
Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство.
Существует два основных подхода к анализу региональной экономики, представленных на схеме 1.
Схема 1. Основные подходы к региональной экономике
Если мирохозяйственный
и геополитический подходы
В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур.
Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.
Региональная структура,
отражающая территориально-
Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов : во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.
2.2. Проблемы классификации регионов
Множество подходов к анализу
региональных проблем, самого понятия
региона и его функций
Чаще всего в основу
классификации регионов кладутся следующие
критерии: уровень и темпы экономического
развития, тип территориальной структуры,
коэффициент плотности
В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять: депрессивные регионы , демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; стагнирующие регионы , отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития; пионерные регионы или регионы нового освоения; микрорегионы или первичные экономические регионы; экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны; программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки; уникальные регионы , связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы) .
В современной России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы. Среди них обычно выделяют:
Слаборазвитые: Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай, Тува, Псковская и Астраханская области.
Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский
Приграничные : Калининградская область, Приморский край, Северный Кавказ.
Экологически опасные : Мурманс
Вследствие огромных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах России региональные воспроизводственные процессы уникальны, их эффективность является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Уровень развития регионов обусловливается не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые определяют разумную и действенную региональную экономическую политику.
2.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики
Регион сегодня становится
главным субъектом
Региональная (социально-экономическая) политика – сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием - изменением внутренней социально-экономической структуры региона.
Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.
Федерализм – принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.
Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.
В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.
Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:
-сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
-повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;
-расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
-преодоление общего кризиса и реформирование экономики;
-преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.
Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.
Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.
2.4 Прогнозирование регионального развития
Прогнозирование региональных
процессов – важнейшая и
Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.
В основе методологии регионального
прогнозирования лежит познание
и использование тех законов,
которые действуют не только на уровне
всей государственной социально-