Расцвет Вавилона

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Сотни лет отделяют нас от огромного цветущего города, называемого Вавилон, или Ворота бога. Бывший прежде лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 18-19 вв. до н.э. Вавилон расширился, завязал торговые отношения с разными странами мира. Высокого расцвета в нем достигли науки, литература и искусство.
Однако многие художественные памятники, испепеленные войной, разграбленные и сожженные, дошли до нас в ничтожном состоянии. О Вавилоне мы больше знаем по письменным источникам.

Оглавление

Введение
1. Религия древнего Вавилона
2. Вавилон в библейских легендах
2.1 Пророчество Исайи
2.2 Две истории о Данииле
2.3 Вавилонское столпотворение
3. Природа Двуречья
4. Общественное устройство
5. Храм - центр экономической, политической и культурной жизни
6. Возвышение Вавилона
7. Искусство Вавилона
8. Законы и суд в древнем Вавилоне
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 32.33 Кб (Скачать)

 

6. Возвышение Вавилона

 

Теперь кратко обрисуем обстоятельства, при которых Вавилон из небольшого городка превратился в столицу  великого царства. Политический хаос, возникший после падения царства  Ш династии Ура, длился около двух веков. Мелкие и мельчайшие царства, на которые вновь распалась Месопотамия, находилась в состоянии почти непрерывных войн друг с другом. Недолговечные союзы вновь сменялись яростной враждой. В этой обстановке важное политическое значение приобрели вторгшиеся в Месопотамию племена амореев. Частично они перешли к оседлой жизни, частично продолжая кочевать. Эти воинственные пришельцы быстро усвоили аркадский язык и культуру, но долгое время сохраняли родо-племенной строй. Месопотамские царьки наперебой старались заручиться поддержкой со стороны вождей аморейских племен, обладавших немалой военной силой. Но скоро эти вожди поняли, что и сами могут извлекать выгоды из такого положения дел. Сначала вождь сильного племени поступал на службу к какому-нибудь царю, делался начальником его армии и первым вельможей. Затем он свергал своего "нанимателя" или объявлял себя наследником. Не прошло и сотни лет, как почти во всех государствах Месопотамии появились аморейские династии.

Одна из таких династий утвердилась и в Вавилоне - скромном провинциальном городке, не имевшем  никакого политического значения. Удивительно  целеустремленная и ловкая политика этой династии (плюс, разумеется, удача) превратили Вавилон к концу царствования Хаммурапи в столицу огромного  царства, охватывавшего всю Месопотамию. Преобразование месопотамского пантеона, в котором теперь центральное  место занимает бог-покровитель  Вавилона Мардук, а также провозглашение Вавилона вечным обиталищем "царственности" показывают, что вавилонские цари не только полагались на силу оружия, но что хорошо понимали и роль идеологии. И надо сказать, что в идеологии их успехи оказались даже более прочными. Вавилону предстояло еще раз испытать нашествия врагов, горечь поражений. Но престиж его неизменно оставался высоким. Даже тысячелетие спустя, когда Вавилония была завоевана ассирийцами, они не присоединили ее к своему царству, как обычно поступали с завоеванными странами. Вместо этого ассирийские цари стали короноваться также и в качестве царей вавилонских. Затем Вавилония вернула себе независимость и приняла участие в разгроме Ассирии. Но еще до этого в письме ассирийскому царю граждане Вавилона с гордостью именовали свой город "средоточием мира".

 

 

7. Искусство Вавилона

 

Нельзя составить полного  представления о Вавилоне, не охарактеризовав  его культурной жизни. Но, как уже  отмечалось выше, до нас дошли лишь немногие свидетельства расцвета искусства  в этом городе-государстве. Следует  отметить, сохранившиеся памятники  Вавилона часто были обнаружены археологами  в других, подчас, отдаленных местах. Так, в Сузах, городе соседнего с  Вавилоном государства Элама, была найдена знаменитая "Стела Хаммурапи" - свод царских законов, высеченных в камне и увековечивших уже  не военные, а культурные деяния правителя. Стела в своей верхней части  содержала и рельефное изображение  самого царя, получающего от бога солнца и правосудия Шамаша символы власти. Живописная проработка складок одежд, мягко вылепленные лица Хаммурапи и божества, перед которым он предстоит, стиль передачи мускулатуры тела говорят о том, что искусство Вавилона складывалось под сильным воздействием искусства Шумера и особенно Аккада. Но в Вавилонской скульптуре больше спокойствия. Она несет на себе отпечаток торжественного ритуала, установившегося при дворе. Это проявляется как в замедленном жесте руки Хаммурапи, протянутой к богу Шамашу, так и в благоговейной сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его одежд.

Особенности вавилонской  культуры прослеживаются более явственно  по памятникам соседствующих с ним  государств Элама и Мари. В них  можно точнее уловить те, на первый взгляд, неприметные перемены и сдвиги, которые отличают вавилонские произведения от шумерийских. Так, знаменитая алебастровая статуя 18 в. до н.э. богини любви, плодородия и красоты Иштар (олицетворение планеты Венеры) хотя и близка шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых черт. Небольшая фигурка, всего около метра высотой, показывает богиню в расцвете ее юной красоты. Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую женственность. Фигура Иштар стройна и пропорциональна. Под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая грудь, обозначена тонкая талия. Тяжелая, колоколообразная юбка удлиняет пропорции, сглаживает линии тела. Но самое яркое - это дышащее молодостью лицо богини, с точеным подбородком, высокими скулами и маленьким ртом, обрамленное густыми прядями пышных волос, ниспадающих на плечи. Голова увенчана высокой рогатой тиарой, что придает всему облику богини большую значительность. Можно себе представить, какое впечатление производила эта статуя на молящихся! Ведь руки ее, легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин, соединенный, в свою очередь, со сложной системой водостоков, считались обладающими священным даром источать в знойный день прозрачную воду. И еще одну новую особенность можно отметить в этой фигуре. Хотя в статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие из-под тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков.

Определенные новшества  можно заметить и в художественном оформлении дворцов и храмов Элама  и Мари. Пятиступенчатый мощный зиккурат (13 в. до н.э.) религиозного центра Элама Дур-Унташа, ныне Чога-Замбиля, гораздо сложнее разработан в своих деталях, чем зиккураты шумерийские. Он включает в себя ярки, сводчатые помещения и переходы. Дворец правителя Мари Зимрилима с его многоцветными настенными, выполненными в голубовато-зеленых, коричневых и в охристых тонах росписями несет на себе явные следы влияния египетской культуры.

 

 

8. Законы и суд  в древнем Вавилоне

даниил двуречье древний вавилон

Однажды (в 1902 г.) французские  археологи нашли на развалинах города Сузы закругленный базальтовый столб  около 2 м высоты. На лицевой стороне  наверху были вырезаны две рельефные  мужские фигуры с бородами в длинных  одеждах. Один из них восседал на троне. Его голова была увенчана остроконечным  тюрбаном, в правой руке держал коротенький  жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в почтительной позе. По изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками. Находка была привезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. Выдающийся французский ученый Шейль впервые прочитал и перевел надпись. Оказалось, что на столбе записаны законы Вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов суд и расправу над всеми своими подданными. Законы Хаммурапи охраняли интересы правящего класса - класса рабовладельцев. Их было 282, и вместе они составляли свод законов.

 

 

Заключение

 

Вавилон был одним из крупнейших городов древнего Востока, возникших  еще в III тысячелетии до н.э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н.э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства, правители  которого подчинили себе многие соседние области.

Кроме всех перечисленных  особенностей Вавилоне также славился своими математиками. Известно, что вавилонские жрецы хорошо ее знали. Уже в начале II тысячелетия до н.э. вавилоняне решали довольно сложные геометрические задачи по измерению площадей, умели составлять планы городов, дворцов и храмов. Также широкой известностью у других городов пользовались вавилонские астрономы. В Вавилоне была развита медицина, тесно связанная с магией и колдовством. Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии человеческого организма. Сердце в то время считалось органом разума, а о роли мозга ничего не знали. В медицинских сочинениях вавилонян и ассирийцев даются описания симптомов болезней и рецепты лекарств. По этим рецептам современным ученым удалось восстановить древние названия нескольких сотен лекарственных трав. Многие чужеземцы, попадавшие в Вавилон, восхищались чудесными "висячими садами", создание которых приписывали царице Шамурамат (Семирамиде), хотя это не так - эти сады велел соорудить царь Навуходоносор для любимейшей из своих жен. Вот таким был прекрасный город Вавилон, столица крупнейшего рабовладельческого царства с его пышными дворцами, храмами и жалкими лачугами на окраинах.


Информация о работе Расцвет Вавилона