Природные ресурсы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:50, реферат

Краткое описание

Россия занимает ведущие позиции в мире по запасам стратегических полезных ископаемых. Также Россия занимает первое место по обеспеченности лесными и водными ресурсами – на долю нашей страны приходится четверть леса и пятая часть воды планеты Земля. Приведенные цифры определяют место России как одной из лидирующих стран мира по природно-ресурсному потенциалу. В целом природно-ресурсный комплекс России обеспечивает 20,5% валового внутреннего продукта, свыше 70% экспорта, 1,5 миллиона рабочих мест. Он приносит нам более 50% доходов федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ- март 2014.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

Запасами бурого угля выделяются Канско-Ачинский, Ленский и Подмосковный бассейны.

Россия входит в пятерку мировых лидеров по добыче железной руды (наряду с Китаем, Бразилией, Австралией и Украиной). В районе Курской магнитной аномалии (КМА) расположены крупнейшие в мире залежи железных руд. Лишь три железорудных карьера КМА обеспечивают более 45% общего объема добываемой в России руды. Менее крупные железорудные месторождения разбросаны по всей стране: они есть на Кольском полуострове, в Карелии, на Урале, в Приангарье, в Южной Якутии и в других районах.

К более дефицитным (после потери Украины, Казахстана и др.) полезным ископаемым относятся марганцевые, хромовые и урановые руды. Обеспеченность отдельными видами цветных и редких металлов оценивается в настоящий момент как устойчивая. Цветные и редкие металлы содержатся в комплексных рудах, их доля в общем объеме руд часто незначительна, и при их извлечении используются сложные технологии.

        Урал выдeляeтcя титаномагнетитовыми рудами ибокситами, которые встречаются также на севере Русской равнины и в горах юга Сибири. Медные руды найдены на Северном Кавказе, на Среднем и Южном Урале, в Восточной Сибири. Медно-никелевые руды добываются в Норильском рудном районе, играющем особую роль в экономике страны, и на Кольском полуострове. Главная особенность российских медно - никелевых месторождений - их обогащенность драгоценными металлами платиновой группы, золотом, серебром и редкими металлами - селеном, теллуром. Месторождения свинцово-цинковых руд имеются на Северном Кавказе, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, олова - в Якутии, в Магаданской области, на Чукотке, в Хабаровском и Приморском краях, вольфрама и молибдена - на Северном Кавказе, в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Золотоносны недра Якутии, Колымы, Чукотки, гор Южной Сибири.

Мурманская область славится своими месторождениями апатито-нефелиновых руд. Фосфориты добываются в ряде центральных районов европейской части России и на юге Средней Сибири. Страна богата также серой, слюдой, асбестом, графитом, разнообразными драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. Особенно много их встречается на Урале, Алтае, в Забайкалье и на Кольском полуострове. Поваренную соль добывают в Прикаспии, Предуралье, в Алтайском крае и в Предбайкалье.

Алмаз - самый твердый из всех природных материалов. Цвета алмазов различны: от бесцветных до темно-серых. 80-85% алмазов добываются из россыпей. В России впервые алмазы были обнаружены на Среднем Урале,

затем в Якутии и позже в Архангельской области. Самые красивые и ценные алмазы хранятся в Алмазном фонде России. Там же хранятся изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. Наиболее богат ими Урал, где встречаются изумруды, малахиты, яшма, аквамарины, горный хрусталь, александрит, топазы, аметисты. Известны также алтайская яшма, нефрит Саян, байкальский лазурит.

          Природные богатства, извлеченные из недр нашей страны, составляют важные статьи российского экспорта. За границу отправляется 30-40% добытого газа, более 2/3 нефти, 90% меди и олова, 65% цинка, почти все сырье для производства фосфатных и калийных удобрений.

Полезные ископаемые - это невозобновимые природные ресурсы. Разумное расходование минеральных ресурсов достигается снижением потерь при их добыче и переработке, более полным извлечением всех содержащихся в них полезных компонентов, комплексным использованием ресурсов.

Запасы природных богатств распределены по территории страны очень неравномерно, больше всего их в Сибири, которую по праву считают главной кладовой страны. В Западной Сибири расположено около трети всех минеральных ресурсов России, а в Восточной - около четверти. Большая часть полезных ископаемых сосредоточена в самой суровой, малоосвоенной зоне, к тому же удаленной от основных производственных мощностей. Поэтому основная проблема освоения минеральных богатств России связана с дороговизной их добычи и проблемами транспортировки к потребителям. Не случайно полезные ископаемые составляют почти половину всех грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом страны.

 

 

 II. Государственное регулирование природно-ресурсного комплекса России.

Под государственным управлением в области природопользования  и охраны окружающей среды в России понимается организующая исполнительно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов и осуществления экологического законодательства, разработке и проведению в жизнь национальной экологической политики.

Система госуправления природопользованием и охраной окружающей среды является одной из важнейших функций Российского Государства и определяется Конституцией РФ от 9.10.2003 г. и ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г. (гл. II) Госуправление природопользованием и охраной окружающей среды в России осуществляется в соответствии с принципами:

  1. Законность – этот принцип является конституционным и подлежит точному и неукоснительному соблюдению в управленческой деятельности всех нормативно-правовых актов РФ в субъектах Федерации.
  2. Приоритет охраны окружающей среды (ООС), т.е. управленческое решение должно приниматься в соответствие с требованиями ООС. При этом использование одних природных объектов не должно осуществляться во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.
  3. Принцип платности природопользования предусматривает 2 аспекта:

плату за пользование природными ресурсами и плату за загрязнение природной среды.

Плата за право пользования природными ресурсами подразумевает оплату в денежной форме права пользования ресурсом в установленных размерах, плату за сверхнормативное пользование ресурсом и плату на воспроизводство ресурса.

Плата за загрязнение природной среды подразумевает оплату в денежной форме за нормативные и за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов.

  1. Принцип сочетания централизованного управления природопользования с местным самоуправлением подразумевает, как недопустимость ущемления прав и законных интересов в охране ОС субъекта Федерации или органа местного самоуправления системой централизованного управления, так и то, что организация деятельности субъекта Федерации или местных органов самоуправления в сфере природопользования не должна осуществляться в ущерб государственным интересам других территорий.
  2. Принцип сочетания демократического подхода с единоначалием в управлении природопользованием с одной стороны предусматривает максимальное вовлечение населения в охрану окружающей среды, а с другой стороны сочетает расширение демократических начал с определённой индивидуальной ответственностью каждого за свои действия в сфере охраны окружающей среды.

Данные принципы закреплены действующим законодательством и могут быть реализованы в жизнь лишь при наличии оптимальной системы органов государственного управления, строгого соблюдения ими функций и ответственности за состояние экологической безопасности.

Современный механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды должен включать в себя 3 основные группы методов управления - административное регулирование, экономические инструменты охраны ОС, и рыночные методы.

Административно-контрольные инструменты включают в себя:

  • природоохранное законодательство;
  • введение экологических стандартов, нормативов и ограничений;
  • лицензирование природопользования и экспертиза, прямой контроль;
  • методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.

Рыночно-ориентированные инструменты охраны ОС и рационального природопользования объединяют:

  • природно-ресурсные платежи за загрязнение окружающей среды;
  • рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот на внешнем и внутреннем рынках;
  • методы прямых рыночных договоров;
  • залоговую систему;
  • добровольные природоохранные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями, а также между предприятиями природопользователями;
  • механизм купли-продажи прав на загрязнение ОС.

Финансово-кредитные инструменты охраны ОС и природопользования:

  • система бюджетного финансирования;
  • система экологических фондов;
  • система экологических банков;
  • фонды экологического страхования;
  • кредитный механизм охраны ОС, льготные займы, кредиты, субсидии;
  • собственные средства предприятий на охрану ОС;
  • иностранные инвестиции.

       В 90-х годах  был разработан и осуществлялся  целый ряд федеральных и региональных  целевых программ, направленных  на оздоровление экологической  обстановки, обеспечение экономики  страны и населения природными  ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ  была затруднена в основном  из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь  намеченных целей в полной  мере не удалось...

         Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.

Административные органы осуществляют строгий контроль за деятельностью предприятий и рыночных структур - выплата платежей, закрепления прав собственности за организациями, выдача лицензий, лимитов, экосертификатов, соблюдение стандартов, нормативов и ограничений, привлекают к ответственности за экологические правонарушения и преступления, применяют финансово-кредитные инструменты охраны ОС и рационального природопользования.

Рыночные методы являются наиболее перспективными в современных условиях перехода России к цивилизованному рынку, но они не могут заменить другие методы, а это значит, что каждый из методов имеет свою сферу применения.

Рыночные отношения не могут самостоятельно (без вмешательства госорганов) отрегулировать бережное отношение к природе и воспроизводства ресурсов. Роль государства состоит в обеспечении условий для работы предприятий в рынке, создать нормальный правовой механизм (законы, нормативы, лицензии и др.) и обеспечить действенный и постоянный контроль за рыночными структурами (платежи, экоаудит и др.).

При этих условиях в России будет сформирован совершенный экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды, включающий социально-экономическую оценку природных ресурсов, планирование и финансирование природоохранных мероприятий, платность, механизм договоров и лицензий, создание экологических фондов, механизм стимулирования охраны ОС экологического страхования.

Существующий в России экономический механизм охраны окружающей среды фактически не способствует развитию природоохранной деятельности, внедрению ресурсосберегающих и безотходных технологий, поскольку не реализуется основной принцип охраны ОС - «загрязнитель платит». Государство фактически утратило контроль и управления природопользованием в основных отраслях (недра, земля, вода), а рыночные структуры используют природные ресурсы бесконтрольно, присваивая себе природную ренту и не занимаются воспроизводством ресурсов, не выделяют средств на охрану ОС и на возмещение вреда ОС и здоровью населения. Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в России и Волгоградской области является несовершенство экологических законов и «мягкий» (либеральный) тип экономического механизма управления природопользованием, когда применяются низкие ставки платежей за загрязнения природы и за использование ресурсов, не стимулирующие природопользователей к охране природы. Практически разрушен механизм экономического воздействия государства и его природоохранных органов в регионах на предприятия-загрязнители окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Природные ресурсы РФ