Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 14:39, реферат
Проблема освоения северо-восточных территорий России с давних времен будоражили умы русских ученых и политиков. Постепенно, год за годом километр за километром осваивалась порой труднопроходимая территория нашей необъятной страны. В своем реферате я расскажу, наверное, о самой главной экспедиции в истории освоения восточных рубежей – о Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Предпосылки экспедиции, её ход, все трудности, с которыми пришлось столкнуться ее участниками, и итоги будут рассмотрены в моем реферате.
Вступление
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы. Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть в любую точку страны. Но вот благодаря кому мы имеем такую возможность знает далеко не каждый. Об одном из таких людей и пойдет речь в моем реферате.
Проблема освоения северо-восточных территорий России с давних времен будоражили умы русских ученых и политиков. Постепенно, год за годом километр за километром осваивалась порой труднопроходимая территория нашей необъятной страны. В своем реферате я расскажу, наверное, о самой главной экспедиции в истории освоения восточных рубежей – о Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Предпосылки экспедиции, её ход, все трудности, с которыми пришлось столкнуться ее участниками, и итоги будут рассмотрены в моем реферате.
Основной задачей реферата является, показать, какой вклад в Российскую географию внес первый дальневосточный вояж Витуса Ивановича Беринга.
Глава I. Предпосылки Камчатской экспедиции
В историю величайших географических открытий, в историю освоения арктических морей и Крайнего Севера русский народ самые славные героические страницы.
Мысли об использовании Северного морского пути владели умами отдельных исследователей уже в XVI веке.
Первые попытки русских исследователей проникнуть на Север относятся к концу XVI – началу XVII столетий. Известный русский путешественник Дежнев в первой половине XVII века, обогнув северо-восток Азии достиг Камчатки.
В период преобразовательной деятельности Петра I, когда Россия, как морская страна, выходила на одно из первых мест среди государств Европы, вопрос об экспедиции на Север и Дальний Восток был поставлен в качестве государственной задачи[3].
Широкий размах, начиная с Петра, побуждал лучших представителей Западно-Европейских стран применить свои силы и знания в России.
В числе этих представителей мы находим одного из датчан, родом из Ютландии – Витуса Беринга. Витус Беринг родился 12 августа 1681 г. в датском городе Хорсенс. Родителями его были Ионас (Юнас) Свендсен и Анна Педерсдаттен Беринг. Новорожденного окрестили Витус Ионассен. В самом старом томе собрания церковных книг города Хорсенс сохранилось до наших дней свидетельство о крещении Беринга.
В 1885 г. датский историк
П. Лауридсен сообщил о находке в г. Хорсенс
этой церковной книги, по которой удалось
точно установить дату рождения Беринга
[Lauridsen, 1885]. Мореплаватель носил фамилию
своей матери, второй жены Свендсена, происходившей
из известного в Дании рода Берингов, родоначальником
которого был некий Йене Мадсен Беринг,
живший в середине XVI в. в Виборге (Vibork)
- область Дании, занимающая часть округов
Виборг и Аальборг, в своем имении Бьёринг,
откуда и произошла фамилия Беринг.
Отец Витуса Беринга Ионас Свендсен был
таможенником. Он родился, как предполагают,
в г. Хальмстад, в тогдашней датской провинции
Халандии (ныне это - территория Швеции),
был попечителем церкви в г. Хорсенс и
принадлежал к наиболее уважаемым людям
города.
У Витуса Беринга было два родных брата
Иунас (Ионас) и Йёрген, а также сестры,
одна из которых была замужем за вице-адмиралом
русского флота Т. Сандерсом[2].
Род Берингов был знатным, но в XVII в. уже разорившимся. Это видно из описи имущества семьи после смерти родителей в 1719 г. В ней имеется купчая, в которой перечислено все имущество - старый обветшалый двор и дешевая домашняя обстановка.
После смерти отца в 1719 г. Витус унаследовал 30 ригдаллеров, 4 марки и 6 шиллингов. Эти деньги и накопившиеся проценты по ним (всего на сумму 139 ригдаллеров, 1 марка и 14 шиллингов) Беринг позже завещал неимущим г. Хорсенс [2]. Известно также, что он не нажил себе состояния. Его решение отправиться в далекие и опасные путешествия вызывалось ненасытной жаждой знаний, пытливостью ума, стремлением принести пользу тому делу, которому он посвятил свою жизнь. О детстве Витуса известно очень мало. По соседству с родителями Беринга жил распорядитель похорон Томас Петерсен Вендельбу, чей сын был на пять лет моложе Витуса и, вероятно, был его товарищем по играм. В то время в фиорде, где расположен г. Хорсенс, существовал маленький островок, на который мальчики плавали на самодельных лодках.
Витус ходил, вероятнее всего, в школу, которую содержал будущий свекор сестры Беринга (Анна Катринс Йонасдаттер) Педер Лауритцен Дальхофф. Школа находилась в Хорсенсе на улице Смедегаде. Сын Педера Л. Дальхоффа Хорлов в 1695 г. женился на сестре Витуса. Он служил фанфаристом в датском военном флоте. Очевидно, разговоры о жизни на флоте занимали большое место в школе, а также в доме № 59, по улице Сёндергаде, где жила семья В. Беринга[1].
В то время Дания
активно участвовала в
Поэтому приход юного Витуса на морской
корабль был совершенно естествен. Уже
в детстве он был очарован морем, быстро
постигал морские науки, становясь превосходным
мореплавателем.
Витус Беринг, так же как его двоюродный брат Свен и товарищ Сивере (будущий адмирал русского флота), плавал в Ост-Индию на голландском корабле. По словам датского историка К. Нильса, Беринг в 1703 г. окончил в Амстердаме морской ка-детский корпус, который считался лучшим в мире, получил офицерское звание[1].
В 1703 г. в Амстердаме Витус встретился с вице-адмиралом русского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), который обратил внимание на ряд качеств молодого человека, очень ценных для морской службы. При содействии Крюйса Беринг был зачислен в состав русского военно-морского флота [5].
Следует отметить, что внук Витуса Беринга - Христиан Беринг тоже был офицером русского флота и в 1794 г. на судне "Слава России" под командованием Г. Сарычева прошел по пути, которым в 1728 г. проходил его дед [3].
Приехав в 1704 году в Россию, Беринг навсегда связал свою судьбу с русским народом. Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командою. 1714 - 16 гг. Беринг провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Беринга нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринга, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринга и дать ему чин капитана 1-го ранга.
Многие годы работая с передовыми русскими учеными по изучению Севера и Дальнего Востока, Беринг стал великим русским исследователем, посвятившим свою жизнь народу, с которым сроднился.
По прошествии 10 лет с начала своей службы в России Беринг приобрел славу лучшего морехода петровского флота. С 1724 года Беринг неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбою снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые, во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкции для начальника экспедиции Витуса Беринга:
1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами,
2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянии (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка,
3) для того искать,
где оная сошлась с Америкою:
и чтоб доехать до какого
города европейских владений
или ежели увидят какой
23 декабря 1724 года
Петр подписал указ о
Кроме изучения Северного морского пути, на экспедицию был возложен целый ряд других задач: изучить побережье Ледовитого океана, собрать сведения о народах, населяющих Крайний Север и Дальний Восток, завязать торговые отношения с Америкой и Японией, ознакомиться с природными богатствами, флорой и фауной Севера, произвести географические описания далекой и тогда еще мало известной Восточной Сибири, наметить пути сообщения с отдаленными областями.
Глава II. Первая камчатская экспедиция
План экспедиции был таков: через Сибирь сухопутьем и по рекам в Охотск, отсюда морем на Камчатку и далее плавание на судах в поисках пролива.
24 января 1725 г. участники
экспедиции вышли из
24 января 1725 г. выехал
из Петербурга спутник Беринга
- Чириков со своею командою. 8 февраля
прибыл он в Вологду, где через неделю
к нему присоединился Беринг с другими
членами экспедиции. Число всех чинов,
участников в экспедиции, как отправленных
из Петербурга, так и присоединившихся
в Тобольском Охотске, простиралось до
20, а всего под командою Беринг было человек
около 100. Из них, как более выдающихся
и оставивших свои "журналы", следует
назвать, кроме упомянутого лейтенанта
Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии
мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына
Шпанберга. - Расстояние от Вологды до
Тобольска экспедиция, получившая название
первой камчатской экспедиции, прошла
в 43 дня. После месячного отдыха она на
11 дощанниках продолжала путь по Иртышу.
23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был
отправлен вперед, по направлению к Якутску.
Все почти лето 25 года команда провела
в дороге. Прозимовав в Илимске, откуда
был послан Шпанберг, с отрядом из 39 человек,
в Уст Кутсюй острог, на Енисей, для постройки
15 барок, Беринг 26 мая 1726 г. на новых судах
поплыл вниз по Енисею. 16 июля Беринг прибыл
в Якутск и только 30 июля 1727 г. на третий
год по отправлении из Петербурга, он наконец
прибыл в Охотск, откуда должно было начаться
настоящее путешествие. Запасшись здесь
провиантом и новыми судами, экспедиция
22 августа вышла из Охотска и морем через
две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке).
Отсюда сухим путем отправилась в Нижне-камчатск,
куда прибыла 11 марта 1728 г., употребив на
весь путь (в 883 версты) около 2 мес. Нагрузив
в Нижне-камчатске провиантом бот - "св.
Гавриил", построенный там же, Беринг
со всею своею экспедицией сел на него
и 13 июля 1728 г. вышел из устья р. Камчатки
в море, держась северного направления
между Азией и Америкой. Сразу же после
снятия с якоря командир корабля и его
штурманы начали опись берегов, вдоль
которых они проходили, записывая результаты
навигационных и астрономических наблюдений
в вахтенный журнал с точностью до сотой
доли минуты, а результаты взятия пеленгов
на береговые предметы (мысы, горы и т.
д.) - с точностью до минуты. На основании
навигационных и астрономических определений
составлялась карта Северо-Востока Азии
и прилежащих островов Проведя более месяца
в морском плавании между незнакомыми
ему совершенно берегами, Беринг достиг
наконец 67° 18' с. ш. и убедившись здесь,
на основании показаний чукчей, что далее
берег простирается к западу и что стало
быть "нельзя Азии соединяться с Америкою",
почел свою миссию выполненной и с согласия
всех членов экспедиции, боявшихся "попасть
нечаянно в лед", повернул назад. Все
наблюдения тщательно фиксировались в
вахтенном журнале. За время плавания
к Берингову проливу (1728 г.) и затем вдоль
побережий Камчатки (1729 г.) командир корабля
и его штурманы описывали побережье, ежесуточно
совершая географические открытия. Опись
производилась систематически, тщательно
и добросовестно. В отдельные дни моряки
пеленговали до 8 ориентиров. Записи пеленгов
на виденные береговые объекты в вахтенном
журнале настолько обстоятельны, что позволяют
с достаточной точностью восстановить,
какие географические открытия были сделаны.
Большинство из этих открытий оставались
неизвестными, так же как и записи о плавании
"Св. Гавриила" через пролив между
Азией и Америкой.
Географические открытия и исследования
всегда сопровождаются картографированием,
поэтому карта - один из основных источников
истории открытий. В материалах, касающихся
Первой Камчатской экспедиции, упоминаются
три карты, представленные Берингом[1].
О первой из них мы узнаем из протокола Конференции Академии наук от 17 января 1727 г., в котором говорится о рассмотрении Ж. Н. Делилем "карты о России капитана Беринга" [5]. Вторая карта, составленная В. Берингом и П. Чаплиным с изображением пути от Тобольска до Охотска, была послана из Охотска в июне 1727 г. [3]. Третья (итоговая) карта экспедиции была приложена к отчету Беринга [2].
О четвертой карте нам стало известно только в 1971 г. Подлинная карта В. Беринга и П. Чаплина по итогам экспедиции обнаружена А. И. Алексеевым в 1969 г. в Центральном государственном архиве древних актов, позднее она была опубликована А. В. Ефимовым [4]. На этой карте приведены итоги Первой Камчатской экспедиции. Карта В. Беринга и П. Чаплина 1729 г. дала ценнейшие сведения о северо-восточной оконечности Сибири и легла в основу картографических работ, начиная с атласа И. К. Кириллова, и оказала огромное влияние на мировую картографию. Итоговая карта Первой Камчатской экспедиции стала известна исследователям в скором времени после окончания экспедиции. Этот документ доказывает, что во время Первой Камчатской экспедиции впервые было совершенно правильно положено на карту побережье северо-восточной Азии от устья р. Охота до м. Кекурный (п-ов Чукотский). Достаточно сравнить карту И. Гомана 1725 г., отражающую достижения географической науки к началу Первой Камчатской экспедиции, с картой В. Беринга и П. Чаплина 1729 г. [рис. 3], чтобы убедиться, что Северо-Восток Азии впервые был исследован и нанесен на карту Берингом и его помощниками.
Итоговая карта Первой
Камчатской экспедиции получила широкое
распространение в России и за рубежом
и была использована при составлении карт
Ж. Н. Делилем (1731, 1733, 1750, 1752 гг.), И. К. Кирилловым
(1733-1734 гг.), Ж. Дюгальдом (1735 г.), Ж. Б. Д'Анвилем
(1737, 1753 гг.), И. Газиусом (1743г.), авторами
Академического атласа (1745 г.), А. И. Чириковьш
(1746 г.), Г. Ф. Миллером (1754-1758 гг.) [4]. На использовании
Итоговой карты и вахтенного журнала основаны
первые исторические карты плавания "Св.
Гав-риила", составленные А. И. Нагаевым
[1767] и В. Н. Верхом [1823].
Береговая линия северо-восточной части
Азиатского материка на Итоговой карте
Первой Камчатской экспедиции и на современных
картах во многом сходна. На карте показаны
открытия, сделанные Берингом во время
плавания 1728 г.: п-ова Озерной, Ильпинский,
Олюторский, мысы Низкий, Камчатский, Опукинский
и др. Хорошо показан Анадырский залив
с его входными мысами Наварин и Чукотский.
В этом заливе командир корабля и его штурман
правильно нанесли зал. Креста, м. Фаддея,
бух. Гавриила, м. Отвесный, бух. Преображения
и др. Довольно точно на карте нанесены
и очертания азиатских берегов к северу
от Анадырского залива: мысы Чукотский,
Кыгынин, Чаплина, бух. Ткачен и др.