Необходимость и сущность личностно-ориентированного подхода в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:50, реферат

Краткое описание

В качестве принципиального основания инновационного развития современного образования можно говорить об образовании как социально-культурном и здоровьесберегающем ресурсе, обеспечивающем защиту детства, сохранение и развитие генофонда нации.

Файлы: 1 файл

Необходимость и сущность личностно.docx

— 21.50 Кб (Скачать)

Необходимость и  сущность личностно-ориентированного подхода в обучении.

                       Колтунова Ольга Сергеевна,

                     учитель географии

 

В качестве принципиального  основания инновационного развития современного образования можно  говорить об образовании как социально-культурном и здоровьесберегающем ресурсе, обеспечивающем защиту детства, сохранение и развитие генофонда нации.

Это не означает, что главная  задача образования – качество образования  – отменяется или подменяется. Эта  задача по-прежнему сохраняется в  качестве приоритетной, но приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества. При ее решении необходимо, в первую очередь, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребенка.

В настоящее время остро  ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет человеку современной  общество. ЗУНы по отдельным учебным дисциплинам превращаются в самостоятельные смыслы, слабо связанные с реальными требованиями жизни. Это делает процесс обучения трудным, неинтересным и в итоге бессмысленным для детей. Из процесса обучения оказываются изъятыми существенные в образовательном отношении моменты мотивации, творческой активности. Учеба в таких условиях становится “затратным делом” со многих позиций, но в первую очередь с психологической и физиологической точек зрения. Хорошо учиться в такой ситуации может только здоровый школьник с исходно высоким интеллектом.

Сущность образования  включает такие составляющие, как:

  • Освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности,
  • Овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений,
  • Освоение опыта творческой деятельности,
  • Овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям, которые дают возможность личности самосовершенствоваться.

К сожалению, две последние  составляющие остаются практически  нереализованными в традиционном обучении.

В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.

В последние годы образовательное  пространство стремительно завоевывает  личностно-ориентированное развивающее  обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует  индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие белорусского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических  наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. И. С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела “Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе” Института педагогических инноваций РАО.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект  образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя  предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику  реализовать свой потенциал, достичь  своих учебных целей и развить  личностные смыслы обучения.

Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

В основе модели личностно-ориентированного образования – научная психолого-педагогическая концепция, поэтому в ходе ее реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие, помощь и поддержка  психолога. Взаимодействие психолога  и педагога при освоении личностно-ориентированной  технологии обучения способствует реализации одного из Приоритетных направлений  развития образовательных систем Республики Беларусь - внедрения новых развивающих технологий обучения.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

  • Использование субъектного опыта ребенка.
  • Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.
  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
  • Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
  • Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов  информационная база урока становится подлинно развивающей.

Главное, на что работает учитель в личностно-ориентированном  образовательном пространстве –  организация “событийной общности”  с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном  процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Учитель, работающий в личностно-ориентированной  школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной  среды, с тем, чтобы дать каждому  ребенку возможность проявить себя. Учитель выступает не столько  в качестве транслятора знаний, сколько  как организатор и координатор  учебной деятельности. Сначала такая  перестройка профессионального  сознания повышает у педагога чувство  тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать  принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение. Взаимодействие учителя с педагогом-психологом при овладении личностно-ориентированной  технологией является ключевым моментом и устраняет многие проблемы обучения.

Не все учащиеся имеют  одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное  “Я”.

Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным  и способствуют повышению качества образования?

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу  урока.

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.

Серьезное внимание уделено  развитию мотивационной сферы, образовательный  процесс обогащен позитивными эмоциями.

  • Использование субъектного опыта учеников.

Актуализация субъектного  опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.

  • Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
  • Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).
  • Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
  • Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Ценность применения уровневых  заданий заключается в том, что:

  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  • Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
  • Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
  • Применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет  способствовать достижению хороших  результатов.

Ученики в классах, где  реализуется личностно-ориентированный  подход в обучении, характеризуются  устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать  свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют  высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к  учебному материалу.

В результате совместной работы педагога-психолога и учителя  в личностно-ориентированной школе  отмечаются следующие позитивные изменения:

  • Осуществление личностно-ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.
  • Эффективное педагогическое общение обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности.
  • Педагог осуществляют индивидуальный подход к детям, подбирая учебный материал исходя из его развивающих возможностей.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний учащихся и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.

В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают  содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков  и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.


Информация о работе Необходимость и сущность личностно-ориентированного подхода в обучении