Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:50, реферат
В качестве принципиального основания инновационного развития современного образования можно говорить об образовании как социально-культурном и здоровьесберегающем ресурсе, обеспечивающем защиту детства, сохранение и развитие генофонда нации.
Необходимость и сущность личностно-ориентированного подхода в обучении.
Колтунова Ольга Сергеевна,
учитель географии
В качестве принципиального 
основания инновационного развития 
современного образования можно 
говорить об образовании как социально-
Это не означает, что главная задача образования – качество образования – отменяется или подменяется. Эта задача по-прежнему сохраняется в качестве приоритетной, но приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества. При ее решении необходимо, в первую очередь, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребенка.
В настоящее время остро ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет человеку современной общество. ЗУНы по отдельным учебным дисциплинам превращаются в самостоятельные смыслы, слабо связанные с реальными требованиями жизни. Это делает процесс обучения трудным, неинтересным и в итоге бессмысленным для детей. Из процесса обучения оказываются изъятыми существенные в образовательном отношении моменты мотивации, творческой активности. Учеба в таких условиях становится “затратным делом” со многих позиций, но в первую очередь с психологической и физиологической точек зрения. Хорошо учиться в такой ситуации может только здоровый школьник с исходно высоким интеллектом.
Сущность образования включает такие составляющие, как:
К сожалению, две последние составляющие остаются практически нереализованными в традиционном обучении.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.
В последние годы образовательное 
пространство стремительно завоевывает 
личностно-ориентированное 
Во-первых, динамичное развитие белорусского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. И. С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела “Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе” Института педагогических инноваций РАО.
Согласно концепции личностно-
Модель личностно-
В основе модели личностно-ориентированного 
образования – научная 
Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:
При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.
Главное, на что работает 
учитель в личностно-
Учитель, работающий в личностно-ориентированной 
школе, вступает в новую для себя 
профессиональную позицию – быть 
одновременно и предметником, и психологом. 
Роль педагога заключается в умении 
профессионально использовать данные 
о ребенке в учебном процессе, 
создании разносторонней образовательной 
среды, с тем, чтобы дать каждому 
ребенку возможность проявить себя. 
Учитель выступает не столько 
в качестве транслятора знаний, сколько 
как организатор и координатор 
учебной деятельности. Сначала такая 
перестройка профессионального 
сознания повышает у педагога чувство 
тревожности, вызывает большие трудности, 
так как необходимо не только повышать 
свой методический уровень, но и разрабатывать 
принципиально иные конспекты уроков, 
их дидактическое обеспечение. Взаимодействие 
учителя с педагогом-психологом 
при овладении личностно-
Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное “Я”.
Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?
План помогает четко, ясно 
и логично излагать содержание материала. 
Ученик на каждом этапе урока активен, 
вовлечен в реальные взаимодействия, 
осознанно относится к 
Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.
Ученики в классах, где 
реализуется личностно-
В результате совместной работы 
педагога-психолога и учителя 
в личностно-ориентированной 
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Информация о работе Необходимость и сущность личностно-ориентированного подхода в обучении