Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:39, доклад
Китай – это страна неограниченных возможностей, говоря о ней мы не вольно представляем огромное, желтого цвета на карте мира государство, с самым большим населением нашей планеты. Территория Китайской Народной Республики (КНР) составляет 9.6 млн. кв. км, а население
– около 1,2 млрд. человек.
уже от туда направляется в Западную Европу. Главная причина сложившейся
ситуации является бедность населения в северных районах страны. Но не
смотря на все негативные стороны этого хозяйства, легпром. Китая активно
воздействует на мировые рынки своей продукцией, тем самым значительно
снижая конкурентные преимущества Западных компаний, где в основе изделия
лежит марка фирмы. Поняв и это сторону рынка, китайские власти создали
благоприятные условия иностранным фирмам, для открытия новых
производственных цехов, тем самым из года в год пополняя свой бюджет
дешевыми, и качественными изделиями.
Пищевкусовая промышленность.
Из ведущих отраслей пищевой промышленности можно выделить две:
рисоочистительная; мукомольная. Очистка риса ведется по всей стране, сложно
себе представить Китай без риса. Мукомольная промышленность возникла в
портах, а затем плавно перебралась на север страны, из-за возделывания там
пшеницы. Производство и потребление животных жиров невелико, что повышает
значение выработки растительных масел, особенно арахисового, соевого,
рапсового, хлопкового. Их получение приурочено к главным районам
возделывания соответствующих масличных культур. КНР – один из мировых
лидеров в выпуске табака, чая, а в последние годы и пива. Но экспортное
значение имеет только чайная промышленность, по причине многовековой
истории этого напитка из Китая. География чайной и табачной промышленности
отражает технологию получения продукции: их ферментация приурочена к
районам возделывания культур, а расфасовка чая или изготовление табачных
изделий – к городам этих районов.
В целом промышленность КНР весьма разнообразна и многоукладна. В
ней крупные металлургические заводы соседствуют с бытовыми домнами, а чай в
стране выращивает тот, кому не лень. Как мы уже отмечали промышленность
КНР, является главной составной частью ВВП, и от ее дальнейшего развития
будет видно, сможет ли Китай сохранить и преумножить нажитое за столь не
долгий, но кропотливый период реформ.
В этой главе рассказ будет идти о сельском хозяйстве, и его
особенностях.
Сельское хозяйство КНР – важнейшая отрасль в экономики. Мы уже
отмечали, что 24% всей территории Китая кормит его огромное население, и
что самое интересное, но не только одного его. В чем же уникальность такого
явления, да в том, что сельское хозяйство зависит от выпадающих осадков, а
если их недостаточно, то крестьяне применяют технологию орошения. Кстати по
площади орошения Китай занимает первое место в мире.
После начала осуществления экономических реформ, главной
производственной единицей стал крестьянский «двор», объединяющий всех
членов семьи и даже родственников. Они ведут совместное хозяйство,
возделывают арендуемые у государства земли, выращивают урожай и реализую
готовую продукцию.
Рассмотрим
теперь ключевые отрасли
1) Растениеводство. Основным направлением в растениеводстве
является сбор зерновых. В 1999 г. в Китае собрали 508 млн. т
зерна (в 1949 г. всего 113 млн. т), и он остается лидером в
мире. Высокая плотность сельского населения, низкая
обеспеченность землей пригодная для распашки, способствовали
специализации
большими затратами труда, но дающие высокие урожаи зерна. Рис –
основная продовольственная культура, по сбору которой Китай
занимает первое место в мире (195 млн. т в 1997 г.). Основные
посевы находятся южнее линии хр. Циньлин – р. Хуайхэ; в долинах
рек Янцзы, Чжуцзян и их притоков, Сычуаньской котловине.
Плодородие этих мест на столько велико, что эту культуру Китайцы
будут возделывать еще не одно тысячелетие, пополняя бюджет своих
провинций. Пшеница является
культурой Китая. По ее сбору КНР также лидирует (102 млн. т в
1997 г.). К югу от Великой Китайской стены высевают озимую
пшеницу, а к северу – в основном яровую. Китай выделяется в мире
по сборам кукурузы и гаоляна,
пищевом рационе китайцев. Также в Китае выращивают: ячмень,
чумизу, просо, овес, рожь, гречиха. Из клубневых культур
получили распространение
Китай занимает 3-е место в мире по производству сои. Хлопчатник
является главным среди
уже рассказали.
2) Животноводство.
Это самостоятельна отрасль
северо-западных и в северных засушливых горных частях страны.
Основной отраслью животноводства является свиноводство (500 млн.
голов в 1999 г., первое место в мире). В Китае свыше 160 млн.
голов крупного рогатого скота,
рогатого скота. В каждой
птицу. Велико значение водных промыслов, по производству
продукции которых Китай лидирует. Для рыборазведения широко
используются рисовые поля, в провинции Сычуань.
ВВП составляет примерно 15% за 2002 г., что является оптимальным значением
в хозяйстве страны. В дальнейшем активных структурных изменений доли
сельского хозяйства в ВВП, ожидать не стоит, хотя скорее всего к 2010 г.
его доля снизится до 10%, но это не будет негативной тенденцией, просто в
условиях роста экономики, будет увеличиваться доля транспорта и сферы
услуг. О транспорте мы поговорим в следующей главе.
Динамично развивающаяся
рост грузоперевозок. В середине 90-х годов главным видом транспорта по
объему перевезенных грузов является автомобильный (свыше ѕ всего объема
грузоперевозок). Ведущее место по грузообороту занимает водный транспорт
(около половины всего объема грузооборота), на втором месте железнодорожный
(с показателем свыше
1/3). Причем роль водного
морского, заметно возросла, что связано с осуществлением политики «открытых
дверей» и увеличением внешнеторговых перевозок.
Железнодорожный транспорт
перевозках грузов на дальние расстояния внутри страны. Несмотря на
значительную протяженность железных дорог (около 66 тыс. км), плотность
сети намного меньше, чем, например, в таких крупных станах, как США и
Индия. Транспортная проблема усугубляется тем, что подвижной состав (свыше
80% - паровозы и дизели, доля электровозов – около 15%) по структуре и
состоянию далеко отстает от современных требований. Однако по грузообороту
железных дорог КНР занял ведущее место в мире. В структуре грузов резко
выделяется уголь, меньшее значение имеют строительные материалы, набирают
рост руды, нефть, нефтепродукты, в основном это экспорт из России.
Интенсивно эксплуатируются дороги Пекин – Шэньян, Тяньцзинь – Шанхай, Пекин
– Гуанчжоу.
Развитие морского транспорта отражает быстрый рост китайского
торгового флота и морских перевозок. Свыше 40 линий обеспечивают связи с
почти 500 портами более чем 100 стран. В структуре морского флота
представлены универсальные, комбинированные суда, сухогрузы, танкеры.
Быстро увеличивается удельный вес контейнеровозов, ролкеров. Динамично
растет грузооборот морских портов – в 1999 г. для основных портов он достиг
почти 1040 млн. т (рост по сравнению с 1990 г. – в 2 раза). Во
внешнеторговых операциях участвуют 116 портов КНР, но ѕ внешнеторговых
грузов проходят через 8 ведущих – Шанхай (грузооборот 165 млн. т в 1995
г.), Циньхуандао, Гуанчжоу, Нинбо, Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Чжаньцзян.
Речной транспорт особенно важен для перевозок грузов в
широтном направлении. Общая протяженность внутренних судоходных путей –
около 111 тыс. км. Исключительно значение реки Янцзы, на бассейн которой
приходится 65% судоходных путей, 70% грузов, свыше 80% грузооборота речного
транспорта страны. Главные порты на реке Янцзы – Шанхай, Нанкин, Ухань,
Чунцин. Среди водных путей особое место занимает древний Великий канал,
который тянется почти на 2000 км от Пекина до Хуанчжоу.
Исключительное значение имеет автомобильный транспорт,
особенно в отдаленных районах, где нет других видов транспорта, в
прибрежных районах. Низкое качество дорог осложняет перевозки. В то же
время в приморских районах сооружены магистрали международного класса,
обеспечивающие реализацию политики «открытых дверей». Парк автомобилей
более 12 млн. ед. (1999), однако не хватает большегрузных и
специализированных машин. Большое значение придается авиационному
транспорту. Функционирует около 700 внутренних авиалиний и 85 международных
(1999). Трубопроводный транспорт представлен главным образом
нефтепроводами: Дацин – Циньхуандао – Пекин, Шэнли – Циндао, Шэнли –
Нанкин. Сохраняется важная роль традиционных видов транспорта: гужевого,
вьючного, велосипедного.
Подводя итог этой главы отметим, что развитая сеть транспортных
узлов расположена на востоке страны, в местах высокой концентрации
промышленности, а также в крупных городах. Доля транспорта в структуре ВВП
около 5% за 2002 г. Дальнейшее его развитие будет связано с развитием
экономических отношений с партнерами, кое ми являются Россия, Казахстан,
Индия, США.
Внешнеторговый оборот Китая за 2002 год
составил 620 млрд. 768 млн. долларов (+21,8%), в том числе экспорт – 325
млрд. 565 млн. долларов (+22,3%), импорт - 295 млрд. 203 млн. долларов
(+21,2%). Положительное сальдо внешней торговли составило 30 млрд. 362 млн.
долларов (+34,6%) – преодолена тенденция, когда в период с 1999 года по
2001 год размер положительного сальдо уменьшился с 29,23 млрд. долл. до
22,54 млрд. долл. (-23%).
Наиболее
крупными внешнеторговыми
которые приходилось 58,1% всего объема внешней торговли, или 360,62 млрд.
долл. (+25,2%), далее идут страны Европы - 112,65 млрд. долл. (+15,4%),
Северной Америки - 105,14 млрд. долл. (+19,7%), страны СНГ - 15,75 млрд.
долл. (+20,1%), Латинской Америки - 17,83 млрд. долл. (+19,3%), Африки -
12,39 млрд. долл. (+14,7%).
Среди 10 крупнейших внешнеторговых партнеров КНР наибольшие объемы
торговли достигнуты: с Японией - 101,91 млрд. долл. (+16,2%), США - 97,18
млрд. долл. (+20,8%), Гонконгом - 69,21 млрд. долл. (+23,7%), Тайванем -
44,65 млрд. долл. (+38,1%), Республикой Корея - 44,07 млрд. долл. (+22,8%),
Германией - 27,8 млрд. долл. (+18,2%), Малайзией - 14,27 млрд. долл.
(+51,4%), Сингапуром - 14,02 млрд. долл. (+28,4%), Россией -11,93 млрд.
долл. (+11,8%), Великобританией - 11,39 млрд. долл. (+10,6%).
В рамках международных региональных организаций торговля Китая
составила: со странами АТЭС 464,96 млрд. долл. (+23,8%), или 74,9% всего
объема внешней торговли КНР, на страны ЕС - 86,76 млрд. долл. (+13,2%), или
13,9%, АСЕАН - 54,76 млрд. долл. (+31,7%), или 8,8% внешнеторгового
оборота за 2002 год.
Главным торговым партнером Китая в течение десяти лет остается
Япония. В 2002 году после некоторого замедления темпы роста товарооборота
двух стран вновь ускорились. В частности, если в 2001 г. прирост
двустороннего товарооборота составил 5,5%, то в 2002 г. торговый обмен
вырос на 16,2%. Китайский экспорт в эту страну увеличился на 7,8% и достиг
48,3 млрд. долларов, а импорт из Японии вырос на 25% и составил 53,5 млрд.
долларов. На долю Японии в 2002 году пришлось 16,4% общего объема внешней
торговли Китая.
Товарооборот Китая с Россией, согласно данным таможенной
статистики КНР, в 2002 году составил 11,9275 млрд. долл. (+ 11,8% по
сравнению с 2001 г.). В том числе, экспорт в Россию – 3,5206 млрд. долл. (+
29,9%), а импорт из России – 8,4062 млрд. долл. (+ 5,6%). Положительное
сальдо России – 4,8856 млрд. долл. (в 2001 г. положительное сальдо России
составляло 5,2483 млрд. долл.). В основе экспорта Китая в Россию лежит