Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:14, реферат
Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока. Всего 27тыс. человек. В основном проживают в Эвенкийском автономном округе. Эвенки сохранили свою национальную культуру. Традиционные виды деятельности утратили свою актуальность.
Сегодня приоритет отдан оленеводству и охоте.
Общие сведения.
Эвенки
относятся к малым народам
Сибири и Дальнего Востока. Всего 27тыс.
человек. В основном проживают в
Эвенкийском автономном округе. Эвенки
сохранили свою национальную культуру.
Традиционные виды деятельности утратили
свою актуальность.
Сегодня приоритет отдан оленеводству
и охоте.
Для эвенков севера
Забайкалья характерно деление на определенные
территориальные группы по родовому признаку.
Эвенки долины реки Чара принадлежат к
родам "инелас" и "метакар" и
считают своими предками эвенков мигрировавших
с низовьев реки Чара (территория современной
Якутии). Чарская группа эвенков представлена
семьями Габышевых, Кузьминых, Павловых
относящихся к родам "нгангагир"
и "кангагир", а так же Мальчакитовых,
относящихся к роду "чакигир". Для
каларских и тунгиро-олекминских эвенков
традиционными формами хозяйствования
оставались охота и оленеводство. Они
вели мобильный образ жизни, в летний период,
откочёвывая в высокие горы, в верховья
рек, где были достаточные ресурсы промысловых
животных и пищи для оленей, а ветер отгонял
гнус. В зимний период эвенки со стадами
спускались в долины рек, где было меньше
снега, и располагались места зимней охоты.
После окончания зимнего пушного промысла
и отёла оленей, эвенки вновь поднимались
в горы. В отличие от располагавшихся южнее
тунгокоченских и баунтовских эвенков,
которые частично были заняты в золотодобыче,
эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные
формы хозяйства.
Сильнейший удар по традиционному стилю
жизни эвенков Забайкалья, как и многих
других аборигенных народов Сибири, был
нанесён в 20-30 годах нашего столетия. Всеобщая
коллективизация и насильственное изменение
хозяйственного уклада, проводимые Советской
властью привели к тому, что этот самобытный
этнос оказался на грани исчезновения.
За последние несколько десятилетий в
северных районах Читинской области произошли
сложные социально-экономические изменения,
связанные, прежде всего со строительством
Байкало-Амурской магистрали. Значительно
изменилась демографическая ситуация.
В местах традиционного проживания эвенков
Забайкалья сегодня проживает значительное
количество представителей других национальностей.
Коренное население во многом отошло от
традиционного хозяйственного уклада,
восприняв образ жизни, типичный для современной
промышленной цивилизации. Социально-экономический
кризис, который сегодня переживает вся
Российская Федерация, больнее всего ударил
именно по северным районам. В настоящее
время Читинская область относится к числу
дотационных регионов и более половины
её бюджета формируется за счёт средств
федерального трансферта. В этих условиях
жесткая конкуренция при распределении
федеральных средств часто приводит к
тому, что реальная помощь не доходит до
эвенкийского населения. Повальная безработица,
потеря жизненных ориентиров и, как следствие
всего этого алкоголизм и маргинализация
стали повседневными негативными явлениями
жизни забайкальских эвенков.
Не случайно, что на сегодняшний день наблюдается
устойчивая тенденция к снижению естественного
прироста численности забайкальских эвенков,
которые ныне составляют всего 2,5 % от общего
населения трёх северных районов Читинской
области. Продолжается рост заболеваемости
среди эвенков, поскольку Север Забайкалья
по своим медико-географическим условиям
относится к крайне дискомфортным для
жизни людей районам, а медицинское обслуживание
практически отсутствует. В крайне неблагоприятных
социально-экономических условиях аборигенное
население страдает в гораздо большей
степени, чем пришлое. Большинство поселений
севера Читинской области очень плохо
благоустроены, основная часть жилого
фонда сильно изношена, нарушен естественный
рацион питания. С усугубляющимися социально-экономическими
проблемами тесно связаны проблемы психологического
характера. Эвенкийское население Севера
Забайкалья очень остро переживает отсутствие,
должного внимания к своим проблемам со
стороны органов государственной власти,
как федеральных, так и органов государственной
власти Читинской области.
Важнейшей проблемой
остается проблема отсутствия должного
правового регулирования статуса малочисленных
аборигенных народов. В настоящее время
правовую базу образуют ряд федеральных
законов: "Об основах государственного
регулирования социально-экономического
развития Севера Российской Федерации",
"О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации", "Об
общих принципах организации общин коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации"
и "О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации".
Наряду с федеральным законодательством
в целом ряде субъектов Российской Федерации
были приняты собственные правовые акты,
так же призванные регулировать права
коренных народов и режим природопользования:
"О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера
в Хабаровском крае" (1998); "О правовом
статусе эвенкийских сельских Советов
народных депутатов на территории Бурятской
ССР" (1991); закон республики Якутия "О
кочевой родовой общине малочисленных
народов Севера" (1992).
В отличие от многих других субъектов
Российской Федерации, в Читинской области
до сих пор отсутствует своё законодательство,
определяющее правовой статус эвенкийского
населения, определяющее границы земель
традиционного природопользования, охрану
территорий историко-культурного назначения,
а так же священных мест эвенков. Не урегулированными
остаются жизненно важные для эвенков
вопросы, связанные с использованием охотничьих
и пастбищных угодий, выделением родовых
земель.
В то же время на Севере Читинской области
в последние годы активно развивается
строительство железнодорожной ветки
от станции Чара к Чинейскому полиметаллическому
месторождению и Удоканскому, крупнейшему
на териитории бывшего СССР месторождению
меди. Очевидно, что строительство железнодорожной
ветки, начало промышленной разработки
полезных ископаемых Забайкальского Севера
и развитие, связанной с этим, инфраструктуры
уже сегодня требует чёткого правового
регулирования. С развитием промышленной
разработки Чинейского и Удоканского
месторождений, оживлением БАМа, на территории
Каларского района Читинской области
возникают три различные в экономическом
и этнокультурном отношении зоны. Индустриально-промышленная
зона, охватывающая территорию Байкало-Амурской
магистрали, железнодорожной ветки протянутой
к Чинейскому и Удоканскому месторождениям,
а так же непосредственно территории самих
месторождений. К северу и к югу от индустриально-промышленной
зоны остаются территории либо совсем
не затронутые промышленными разработками,
либо испытавшие на себе относительно
слабое техногенное влияние. Первая зона
включает в себя территории расположенные
к северу от линии трассы БАМ до границы
с республикой Саха-Якутия и Иркутской
областью, преимущественно покрытые горными
отрогами Кадарского хребта, среди которых
располагается озеро Ничатка в районе
которого до сих пор эвенкийское население
(семья Ильдиновых) сохранило традиционный
уклад жизни. Вторая зона включает в территории
к югу и востоку от линии БАМ. В неё входят
эвенкийское село Чапо-Олого, реки Чара
и Калар с притоками. Естественными центрами
этой зоны являются села Чапо-Олого и Средний
Калар, жители которых так же преимущественно
ведут традиционный образ жизни (охота,
рыболовство, оленеводство).
В зонах, пока не затронутых промышленными
разработками ещё существует возможность
сохранения и развития, традиционных для
эвенкийского населения видов природопользования.
Согласно международной классификации
охраняемых территорий, территории традиционного
природопользования соответствуют категории
"естественные антропологические заповедники"
или "этнические территории", назначение
которых состоит в том, что бы сохранить
естественное природное окружение коренных
жителей, создать оптимальные условия
для естественного развития их культуры
и сохранения традиционной формы деятельности
и стиля жизни. На этих территориях должно
быть максимально ограничено использование
современных технологии и производств.
Очевидно, что без активной финансовой
и организационной поддержки со стороны
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъекта федерации и местного самоуправления
решение этой задачи не представляется
возможным. Вторым важным условием является
активное привлечение для разработки,
как региональных, так и местных, в рамках
одного административного района, программ
специалистов в области изучения истории
и культуры коренных народов Забайкалья
(этнологов, антропологов, историков, археологов),
проведение регулярного этнологического
мониторинга.
Органам государственной власти Читинской
области и местного самоуправления Каларского
района следует учитывать те последствия,
которые для коренного населения и окружающей
среды будет иметь промышленная разработка
месторождений, массовое привлечение
пришлого населения. По результатам проведенных
нами в 1998-2001 гг. полевых исследований
можно сказать совершенно определённо,
что серьезно пострадают эвенкийские
охотничьи угодья, природная среда в целом.
Для полного анализа последствий техногенного
воздействия на природную и социально-культурную
среду необходимо проведение детальной
этнологической экспертизы, процедура
которой предусмотрена ст. 8 п. 6. Федеральным
Законом "О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской Федерации".
Кроме того, в дальнейшем необходима организация
регулярного этнологического и экологического
мониторинга в местах разработки полезных
ископаемых.
Следующая тема, которая уже сегодня требует
пристального внимания со стороны общественности
и органов государственной власти - это
сохранение самобытного историко-культурного
наследия эвенков Забайкальского Севера.
Даже в тяжелейших условиях социально-экономического
кризиса в России. Необходимость сохранения
объектов материальной и духовной культуры
эвенкийского населения Забайкальского
Севера сегодня стоит как никогда остро.
К сожалению, следует признать - многое
из того, что составляло основу их традиционной
культуры, сегодня оказалось разрушено.
Хозяйственная и культурная политика,
проводимая в советский период, по отношению
к малочисленным народам уже привела к
тому, что традиционная эвенкийская культура
оказалась на грани исчезновения. Строительство
Байкало-Амурской магистрали и связанное
с этим промышленное освоение забайкальского
Севера нанесли непоправимый урон коренному
населению.
Сегодня, в начале
XXI века промышленная и этнокультурная
политика в нашей стране требует серьезного
пересмотра не только на федеральном уровне,
но и на уровне отдельных субъектов Российской
Федерации. В противном случае, например,
в Читинской области неограниченная эксплуатация
природных ресурсов забайкальского Севера
может привести к катастрофическим последствиям.
Верующие
эвенки — православные. В то же время сохранились
культы духов, промысловые родовые культы,
шаманизм.
Где и когда появился
народ, называемый эвенками, до сих пор
неясно. Считается, что процесс его формирования
берет начало еще с I тысячелетия н. э. путем
смешения местного населения
Восточной Сибири с тунгусскими племенами,
пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.
В результате образовались различные
хозяйственно-культурные типы эвенков
— «пешие» (охотники), орочен — «оленные»
(оленеводы) и мурчен — «конные» (коневоды).
На территорию Красно¬ярского
края эвенки стали проникать с X—XI вв.
из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя
Тунгуска и Ангара. В XVIII в. ангарские эвенки
откочевали на север, в район Подкаменной
Тунгуски. Другие группы мигрировали в
западном направлении, достигнув Енисея.
Затем они повернули на север, расселяясь
по енисейским притокам (рр. Сым, Турухан),
вплоть до Хантайского озера на юго-западе
Таймырского полуострова.
В прошлом эвенки
были широко расселены по всему Таймыру,
однако в XIX в. часть родов вошла в состав
формирующейся долганской народности.
Занятия эвенков
Основой
хозяйства эвенков было сочетание
трех видов деятельности, а именно:
охоты, оленеводства, рыболовства, которые
тесно связаны и взаимно
а) давала пищу, материал для одежды и жилища;
б) приносила продукт, обладающий высокой
стоимостью при обмене.
Вплоть до 19 в. некоторые
группы эвенков охотились при помощи лука
и стрел. В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим
охотничьим оружием. Из охотничьего инвентаря
следует отметить такие предметы, как
пальма - палка с широколезвенным ножом,
поняга - деревянная доска на лямках для
переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша.
Охотились в специальной промысловой
одежде, передвигались на лыжах (обычно
без палок). Обязательно присутствовала
собака.
Оленеводство в хозяйственном
комплексе эвенков играло подсобную роль.
Олени, в основном, использовались как
транспортное средство. На них эвенки
совершали перекочевку внутри тайги к
месту зимнего промысла и обратно, к месту
летней стоянки. Важенок доили. Оленей
очень берегли и старались не забивать
на мясо.
Рыболовство было в основном летним промыслом,
хотя эвенки знали также и зимний подледный
лов. Ловили при помощи "морд", сетей,
били острогой, сохранялся архаический
способ охоты на рыбу с помощью лука и
стрел. Лодки изготавливали из дерева,
гребли обычно одним веслом с широкой
лопастью.
Охота и рыболовство
определяли рацион питания. Мясо и рыбу
ели в свежем, вареном или жареном виде
и заготавливали впрок (вялили, сушили),
летом пили оленье молоко. От русских,
эвенки научились готовить мучные изделия
(лепешки и т. п.) заменявшие хлеб. Все необходимое
для жизни в тайге делали сами. Из оленьих
шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу".
Кузнечное дело было известно каждому
эвенку, но существовали и кузнецы - профессионалы.
Христианизация
эвенков началась с XVII в., но часть
из них (особенно на севере) до сих пор
сохраняет традиционные верования:
культ предков, шаманство, элементы
тотемизма, промысловые и родовые
культы. Были известны представления о
душе (оми), о верхнем и нижнем мире, о соединяющей
их шаманской реке Энгдекит, о сотворении
мира двумя братья ми и др. Особенно важную
роль играли представления о родстве человека
и медведя, бытовал т. н. медвежий праздник.
У эвенков развились
классические формы шаманства. Само слово
«шаман» имеет тунгусское происхождение.
Шаманы, являясь посредниками между людьми
и духами, совершали в образе зверя или
своего духа-предка полеты по мирам Вселенной
с различными целями: вылечить от болезней,
найти пропавшее, обеспечить хороший приплод,
помочь рождению ребенка, проводить в
мир мертвых душу умершего. Для этой цели
шаманы имели духов-помощников, фигуры
которых вырезали из дерева, изготавливали
из железа и меха.
Шаман имел особый костюм с бахромой и металлическими нашивками, шапку с бахромой, опускающейся на лицо, бубен овальной формы с колотушкой. Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы. Места захоронений известных шаманов приобретали сакральный характер (например, эвенкийское шаманское стойбище «Ураган» в Енисейском районе Красноярского края).
Костюм сибирского эвенкийского шамана.
У эвенков встречалось
несколько вариантов традиционного похоронного
обряда. До XVIII в. преобладало воздушное
захоронение — тело укладывали на помосте
и закрывали ветками. Рядом клали оружие,
личные вещи покойного. Другой способ
— устанавливали гроб на столбах. Чум
покойного сжигали и откочевывали на новое
место. Спустя год собирались на поминки.
В XIX в. под влиянием православия перешли
на захоронение в земле, при этом закалывали
и съедали оленя, а голову и шкуру развешивали
по соседним деревьям. Место для захоронения
подбирали высокое и сухое. Сопроводительный
инвентарь и одежду портили.
Одежда эвенков
Верхняя одежда эвенков
отличалась большим многообразием.
Основным материалом для эвенкийской
одежды служит шкура северного оленя -
серо-коричновего цвета, белого с темным,
реже - белого цвета. Применяли также кожу
лося. Для отделки использовали также
белую шкуру оленя и белый камус.
Проследим исторические
особенности одежды у эвенков.Интересно
отметить, что одежда коренного населения
соответствует климато-географическим
особенностям местности (подтверждение
тому "фраки"). Определенное место
жительства, разные климатические условия,
а также различные виды их хозяйственной
деятельности наложили свой отпечаток
на своеобразие традиционного костюма.
Для народов севера была характерна двойная
меховая одежда глухого покроя.
Одежда - одинаковая
для мужчин и женщин - была распашная и
именовалась в литературе обычно "фраком".
Делали ее из одной целой некроенной шкуры
таким образом, что центральная часть
шкуры покрывала спину, а боковые части
шкуры представляли собою узкие полки.
В верхней части шкуры делали вертикальные
надрезы-проймы для вшивания рукавов,
на плечах располагали швы. С этой одеждой
обязательно надевали специальный нагрудник,
защищавший грудь и живот от холода. Шили
одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом
наружу. Рукава делали узкие, с узкими
проймами и ластовицами, с обшлагами и
пришивными рукавицами. Подол одежды сзади
выкраивали мысом и он был длиннее, чем
перед.По подолу одежды, по полам вниз
от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы
рукава пришивали длинную бахрому из козьей
шерсти, по которой скатывалась дождевая
вода.Одежду украшали мозаикой из меховых
полосок, бисером и полосками из окрашенной
ровдуги и тканей.
Мужская и женская
одежда различалась лишь по форме нагрудника:
нижний конец мужского нагрудника был
в виде острого мыса, у женского -прямой.Позднее
эту одежду стали шить только из ровдуги
в сочетании с ситцевыми тканями.Одежда
эвенков кроилась также из одной целой
шкуры, но со сходящимися полами и с двумя
узкими прямоугольными клиньями, вшитыми
на спине от пояса вниз до подола.
Самой распространенной одеждой у всех
групп эвенков была так называемая "парка".Парка-(порхы,
порга), верхняя зимняя одежда из оленьих
шкур мехом наружу у народов Сев. Сибири;
утепленная куртка. Носили ее как мужчины,
так и женщины. Шили ее из оленьих шкур.
Она была короткой, с прямыми сходящимися
полами, завязывающимися на завязки, с
отдельно выкроенной спинкой в талию;
по этому же покрою делали одежду из ровдуги
и сукна. Меховая парка не имела никаких
украшений; одежду из сукна украшали аппликацией
в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц;
ворот парки был большей частью круглый
на вздержке или же к нему пришивали отложной
воротник. Парка с воротником была распространена
у эвенков с истоков Подкаменной и Нижней
Тунгусок, Лены, у илимпийских (оз. Томпоко),
у чумиканских и у забайкальских эвенков.
Зимой шею и голову обматывали длинным
шарфом из хвостов пушных зверей, либо
одевался "нэл".
Много фантазии и изобретательности вносили
эвенкийки в украшение традиционных нагрудников
нэл, являющихся важной как конструктивной,
так и декоративной частью тунгусского
костюма. Он служит для защиты груди и
горла от мороза и ветра, надевается под
кафтан, на шею и свисает до самого живота.
Особой красотой отличается женский нагрудник.
Он широкий /вверху шире, чем внизу/, закрывает
по ширине всю грудь и имеет резко выраженный
вырез горловины. Суконная аппликация
и бисерная вышивка у ворота и на поясной
части образуют геометрические симметричные
фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами
не груди. В колорите вышивки бисером преобладают
гармонически сочетающиеся цвета - белый,
голубой, золотистый, розовый. Между белыми,
золотистыми и голубыми полосами бисера
прокладываются более узкие черные, оттеняющие
и разделяющие их.Следует отметить, что
нагрудник как часть тунгусской одежды
уходит в глубокую древность - в первое
тысячелетие до н.э. В раскопках не Ангаре,
произведенных А.П. Окладниковым, на костяке
сохранились следы ракушек, нашитых когда-то
на одежде. Расположение их полностью
совпадает с формой нагрудника и орнаментом
его у современных эвенков.
У забайкальских эвенков
(ороченов), кроме описанной выше парки,
была еще женская верхняя одежда, шитая
из ровдуги, бумажных и шелковых тканей,
в виде кафтана с прямым разрезом спереди,
со сходящимися полами, со спинкой, кроенной
в талию; боковые полотнища ее в поясной
части имели надрезы и были собраны в мелкие
сборки. Воротник отложной. Украшение
одежды состояло из аппликации матерчатыми
полосками и пуговицами.(см рисунки выше)Покрой
этой одежды так называемый "монгольский",
т. е. стан одежды, кроенный из одного полотнища,
перекинутого через плечи, был прямоспинный,
расширяющийся книзу; левая пола покрывала
правую; воротник стоячий. Рукава (широкие
в пройме) суживались к обшлагу особого
покроя с выступом, закрывающим тыльную
часть кисти руки.Женская одежда была
отрезная и по поясу собиралась в сборки,
представляя собой как бы кофту с юбкой,
причем спинка одежды замужней женщины
имела покрой в талию, обусловленный закругленной
формой пройм, в то время как в девичьей
одежде эта же часть одежды была покроя
кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов
выкраивались из одного полотнища ткани,
сложенной поперек вдвое.
Обувь
Обувью
служили олочи из кожи,сукна или
ровдуги летом и оленьего меха
зимой.Самой же распространённой обувью
являлись и являются унты (от эвенкийского
" унта" обувь, или иное название
"торбасы"), меховая обувь у народов
Севера и Сибири.
Дополнения
В суровых
условиях севера наряд эвенков обязательно
включал варежки, украшенные по желанию
мастерицы.
Головным убором эвенкийских
женщин является капор. Капор - детский,
а также женский головной убор с лентами,
завязывающимися под подбородком.
Зима в Забайкалье, длящаяся более 6 месяцев,
причём с большим числом солнечных дней,
повлекла за собой внедрение в национальный
костюм эвенков новой, оправданной с точки
зрения здоровья детали, назначение которой
известно любому человеку - это солцезащитные
очки. У эвенков они изготавливались из
подручных природных материалов.
Декорирование готовых изделий
Практическое
использование одежды не мешало украшать
её шариками и кружками из мамонтовой
кости, бисером, бусами.На старинной одежде
и бытовых предметах народов Крайнего
Севера обязательно встречается бисер.
Одежда, сумки украшались росписью и вышивкой,
подшейным волосом оленя или полоской
бисера по контуру росписи, что подчеркивало
силуэт.Если использовалась вышивка, то,
как правило, располагалась она по швам
и краям одежды, чтобы мешать проникновению
злых духов в одежду.
Эвенкийский орнамент строго геометричен,
ясен по структуре и по форме, сложен и
по своей композиции. Он состоит из простейших
полос, дуг или арочек, кругов, чередующихся
квадратов, прямоугольников, зигзага,
крестообразных фигур. Разнообразие применяемых
при орнаментации материалов, различная
расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно
обогащают этот простой, на первый взгляд,
орнамент и придают украшаемым предметам
весьма нарядную внешность.
"В своем искусстве
эвенкийские мастерицы издавна широко
применяли цветные сукна, ровдугу /тонко
выделанную оленью кожу в виде замши/,
мех оленя, лося, белки, соболя, олений
волос, свои собственные красители и цветные
нитки, выделанные из оленьих сухожилий.
Короткий легкий кафтан, плотно облегающий
фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники,
шапки, рукавицы обильно украшаются бисером,
вышиваются оленьим волосом и цветными
нитками, инкрустируются кусочками меха,
полосками кожи и материи различной окраски,
покрываются плетениями из ремешков, аппликацией
из кусочков цветной ткани и оловянными
бляшками. Украшение носит чисто конструктивный
характер: все эти обрамления борта, подола,
обшлагов, основных швов одежды, выпушки,
кантики подчеркивают собой конструкцию
вещи и создают богатейшую фактуру.
Из кусочков меха мастерицы составляют
узоры на нагрудниках, спинках кафтанов,
торбасах и ковриках. Общим способом для
украшения всяких меховых вещей является
комбинирование полос белого и темного
меха. Иногда полосы того иди другого цвета
по одному краю вырезают зубчиками, и на
этот край нашивают полосы другого цвета...
В искусстве меховой мозаики эвенки достигли
большого совершенства.
Особенно интересны
"кумаланы" /коврики/, специфические
тунгусские произведения искусства. "Кумаланы"
имеют как хозяйственное назначение /ими
покрывают вьюки при транспортировке
на оленях, укрывают вещи, их подстилают
в чумах/, так и ритуальное /шаманские коврики,
необходимые в семейных обрядах эвенков/."Кумаланы"
шьют из двух или четырех шкур лобовины
оленя или лося. На окантовку и детали
идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.Размеры
"кумаланов" имеют от 60-80 см в ширину
до 130-170 см в длину. Из ровдуги эвенкийские
мастерицы искусно вырезали узоры для
унтов, кафтанов, рукавиц, кисетов, а также
для вьючных сумок, недоуздков и других
предметов оленьей упряжи. Все ровдужные
предметы орнаментировались жгутиковыми
прямыми швами с белым подшейным волосом
оленя, обметанным сухожильной ниткой.
Пространство между этими жгутиками-швами
окрашивали красной, бурой, черной краской."
Кумалан настолько отражает национальные
особенности, что даже на флаге эвенкийского
национального округа он находит себе
место, имеет вид восьмилучевого солнца.
Орнамент в одежде обладал определенной
сакральной силой, внушающей владельцу
данной вещи чувство уверенности и неуязвимости,
силу и мужество. Так, например, изображение
солнца или орнамента паук означали благопожелание
и имели охранительную функцию.В орнаменте
эвенкийских изделий часто используется
образ солнца. Техника исполнения и декора
- меховая мозаика, вышивка бисером.
Семантику декора определил культ природы.
Круги с точкой в центре и без нее в виде
розеток на одежде - это астральные знаки,
символы космоса: солнце, звезды, структура
мира. Треугольный орнамент - символ женского
пола, связан с идеей и культом плодородия,
заботой о продолжении человеческого
рода, укрепления могущества общины.
Следует заметить, что верования северных
народов не позволяли изображать людей,
животных и птиц анатомически точно. Потому
и существует длинный ряд символов и аллегорий,
который сегодня можно читать, получая
определенную информацию в результате
расшифровки.
Эвенки - искусные
мастера народных промыслов, причудливо
сочетают мех, бересту, дерево и, как ни
странно - бисер. Практически вся утварь,
одежда эвенков украшается бисером. Бисер
используется в ритуальных обрядов шаманов
и даже является частью упряжи оленей,
превосходное украшение на голову для
оленей.
Эвенки и юкагиры использовали сочные
теплые тона красного, желтого и зеленого
цветов бисера. Эвены же предпочитали
контрастное сочетание цветов: глубокий
золотисто-рыжий ровдужный и бело-синий
бисерный.
Семантику ее декора
определил культ природы. Круги с точкой
в центре и без нее в виде розеток на одежде
- это астральные знаки, символы космоса:
солнце, звезды.
Костюмы эвенков, эвенов и юкагиров, то
их этногенетические связи, одинаковые
природные условия проживания, идентичность
занятий и культуры привели к созданию
однотипной одежды.Это парка, кухлянка,
камлея из оленьей шкуры - одним словом,
костюм, хорошо приспособленный к кочевой
жизни охотников и оленеводов.
Жилище.
Эвенкийский чум. Экспонат.
Охотники-эвенки,
ведущие подвижный образ жизни,
жили в легких переносных жилищах -
чумах (дю). Стационарный зимний тип жилища,
характерный для полуоседлых эвенков-охотников
и рыболовов, - голомо пирамидальной или
усеченно-пирамидальной формы.
Летним постоянным
жилищем охотникам и рыболовам служило
корьевое четырехугольное жилище из жердей
или бревен с двускатной крышей. Южные
эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья
жили в переносных юртах бурятского и
монгольского типа.
Были распространены
летние и зимние шалаши, покрытые корой.
Как правило, в большинстве случаев, использовалась
лиственничная кора. В качестве покрытия
конического шалаша могла использоваться
береста и сено.
Зимние шалаши строились из досок в форме
многогранной пирамиды, покрытой землей,
войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур
или ровдуги.
Как правило, остов шалашей при перекочевках,
перевозился эвенками с одного места на
другое. Эвенкийский шалаш строился из
25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре
2м, в высоту 2-3м. Остов переносного шалаша
покрывался сверху специальными покрышками.
Покрышки, сшитые из кусочков бересты,
назывались тисками, сшитые же из оленьих
шкур, ровдуги или рыбьих кож - нюками.
В прошлом внутри шалашей устраивали очаг.
В конце XIX и начале XX вв. устанавливали
железную печь, для дымоходной трубы с
левой стороны стойки переднего фасада
оставляли отверстие.
Использовались также
и срубы с двухскатной крышей, покрытые
корой.
В настоящее время большинство эвенков
живет в современных типовых срубных домах.
Традиционные жилища используются только
на промыслах.
Бомбогор (ум. около 1640) — вождь союза эвенкийских племен на Амуре в 1630-х годов. Под его руководством эвенки (солоны) вели борьбу против манчьчжурских завоевательных походов в их край, иногда собирая до 6000 воинов. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г, свезён в столицу маньчжурского (цинского) императора Абахая Мукден и там казнён[6].
Оёгир Николай
Константинович
(15 марта 1926 — 11 марта 1988 гг.) — эвенкийский
писатель, поэт.
Самобытный эвенкийский поэт, фольклорист
и сказитель родился 15 марта в 1926 году
в стойбище на озере Еромо, которое в то
далекое время относилось к Чириндинскому
родовому совету в семье охотника, рыбака.
В 1947 году Н. Оёгир пошёл в Чириндинскую
начальную школу. Но в десять лет уже начал
работать приемщиком рыбы, затем — счетоводом
в колхозе, проработав до 1982 года. С детства
Н. Оёгир любил слушать от старых людей
сказки, легенды, были. Позже стал их записывать
на эвенкийском языке и публиковать в
газете.
Писать стихи Н. Оёгир начал в 1960-х годах[7].