Транспорт
США располагают
наиболее развитым в капиталистическом
мире транспортным комплексом, играющим
важную роль в экономической и
социальной жизни страны. Развиваясь
под воздействием производства, транспорт,
в первую очередь, сам оказывает
влияние на его размещение, специализацию
и кооперирование. Развитие транспорта,
в особенности автомобильного, оказало
существенное влияние на системы
расселения, породив бурный процесс
с урбанизации, а также отразилось
на уровне и самом образе жизни
американцев, резко повысив мобильность
населения вплоть до появления прослойки
постоянно живущих в передвижных
домах - трейлерах. Велосипед – популярный
вид транспорта для путешествия по сельской
местности, поскольку дороги здесь находятся
в прекрасном состоянии и машины ездят
с осторожностью. На долю транспорта приходится
около 25% общего потребления энергии в
стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого
топлива. Основной капитал транспорта
оценивается (без стоимости земли, в постоянных
ценах 1972 года) примерно в 1 трлн. долларов.
К транспортному комплексу США относят
транспорт общего пользования (ТОП) - железнодорожный,
автомобильный, морской, внутренний водный,
воздушный и трубопроводный. Значительную
часть грузовых и пассажирских перевозок
выполняет транспорт не общего пользования
- грузовой транспорт промышленных предприятий,
индивидуальные легковые автомобили,
персональные самолеты и т.п. Материально-техническая
база транспортного комплекса - в основном
современная, характеризующаяся большой
мощностью и высоким качеством. Однако
надо отметить, что электрифицировано
менее 1% железнодорожной сети, есть участки
железных дорог с плохим состоянием пути,
на некоторых автомагистралях значительно
изношенно покрытие, нуждается в усилении
или замене большое количество мостов,
устарели гидротехнические сооружения
на ряде внутренних водных путей. Сухопутный
транспорт. На долю железных дорог приходится
около 1/3 внутренних грузоперевозок США.
По ним следуют с запада на восток руды
металлов, лес, зерно, а в обратном направлении
- машины и другие промышленные товары.
Протяженность сети железных дорог США
составляет около 265 тыс. км. Железные дороги
располагают более 21 тыс. локомотивов
(почти исключительно тепловозов) и около
800 тыс. грузовых (в основном четырехосных)
вагонов средней грузоподъемностью порядка
70 тонн. Парк пассажирских вагонов незначителен
(2,4 тыс. единиц).Перевозки промышленных
и сельскохозяйственных грузов, а также
пассажиров на короткие расстояния осуществляются
преимущественно автомобилями. Численность
парка легковых автомобилей превышает
117 млн. единиц (преимущественно машины
личного пользования), грузовых - 44,8 млн.
единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая
сеть автодорог разных классов покрывает
страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые
автодороги - частная собственность, и
за проезд по ним взимается плата. Автомобильный
и авиационный транспорт перетянули к
себе почти всех пассажиров, ранее ездивших
в поездах. Хорошо развит трубопроводный
транспорт. Общая длина нефте- ,газо- и
продуктопроводов превышает 600 тыс. км.
Важнейшие из них связывают юго-западные
штаты с городами Севера.одный и воздушный
транспорт. Речной транспорт сохраняется
главным образом на реках Миссисипи. Около
1/3 речного флота составляют танкеры и
наливные баржи; толкаемые составы достигают
грузоподъемности 50 тыс. т. Флот Великих
озер состоит из крупных самоходных судов,
которые по грузоподъемности близки к
морским. Большая часть этих судов специализирована
(рудовозы, лесовозы и др.). Значение самого
старого, морского транспорта растет с
увеличением трансокеанской торговли
США. Но американский флот устарел и стал
неэкономичным, что вместе с частными
кризисными колебаниями хозяйства вынуждает
постоянно держать на приколе значительную
часть судов. Половина морского грузооборота
приходится на каботажные перевозки. Немалая
их доля, как и внешнеторговых перевозок
страны, приходится на Великие озера. Морской
торговый флот под американским флагом
насчитывает более 730 судов (тоннажем 100
регистровых тонн и выше) общим дедвейтом
порядка 24 млн. тонн. Значительное число
судов, фактически принадлежащих американским
судовладельцам, зарегистрировано под
"удобными флагами", т.е. под флагами
стран с низкой заработной платой экипажей,
слабым влиянием профсоюзов и т.п. - Либерии,
Панамы и других стран. Большое значение
имеет воздушный транспорт, который осуществляет
регулярные рейсы между городами США,
а также в другие государства. Почти 2/3
пассажиров, прибывающих в США из-за границы
и покидающих страну, пользуются самолетами.
Регулярные авиалинии составляют 600 тыс.
км. Традиционно важным звеном капиталистического
хозяйства Соединенных Штатов является
внутренняя торговля. Ведущее место этой
отрасли в экономике страны определяется
ее высокой долей в ВНП. В 1986 году эта доля
составляла 16,5% (в том числе оптовая торговля
- 6,9%, розничная - 9,6%).
Экономические связи
Промышленный
Север. Север продолжает оставаться
ведущим экономическим районом
США, но его удельный вес в хозяйстве
страны снизился в результате развития
Юга и Запада.За исключением минерального
сырья, Север производит большую
часть промышленной и сельскохозяйственной
продукции. Почти все промышленные
предприятия сосредоточены в
восточной части района - в Приозерье
и на Северо-Востоке. В западной части
(в прериях и долине Миссисипи)
преобладает сельское хозяйство. Около
4/5 населения живет в городах.
В наиболее урбанизированной приатлантической
полосе расположен самый большой
город страны - Нью-Йорк.ью-Йорк - один
из крупнейших портов мира, важнейший
промышленный узел, в котором сосредоточена
деятельность промышленных и финансовых
монополий. Одновременно это культурный
центр, первый в США по числу учебных
заведений институтов, библиотек, музеев,
театров и кино. Среди его очень
разнообразных по специализации
промышленных предприятий общенациональное
значение имеют машиностроительные
и химические заводы, швейные и
полиграфические фабрики. Большая
часть города расположена на островах.
На одном из них - Манхаттане- находятся
деловые кварталы, застроенные небоскребами,
среди них и здание Организации
Объединенных Наций, и самое высокое,
110 - этажное здание. Но здесь, как
и в других районах города, много
старых домов, особенно в негритянском
квартале - Гарлеме.жнее Нью-Йорка находится
другой крупный промышленный и портовой
город - Филадельфия. В нем больше,
чем в Нью-Йорке, развиты металлургия,
нефтепереработка и нефтехимическая
промышленность. В машиностроении преобладают
станкостроение и другие металлоемкие
отрасли. Недалеко от города находится
один из крупнейших металлургических
комбинатов страны. Севернее Чесапикского
залива расположен портовый, судостроительный
и нефтеперерабатывающий центр -
Балтимор. Близ него построен самый
мощный металлургический комбинат США.
На берегу озера Мичиган размещена
большая городская агломерация
с центром в Чикаго. Вместе с
пригородами Чикаго производит много
черного металла, а еще больше
разнообразных машин и электротехнической
аппаратуры. В нем сосредоточена
пищевая промышленность национального
значения. Городу не хватает земли.
Его центральная часть построена
на искусственной насыпи, фундаменты
небоскребов покоятся на сваях. Велико
значение Чикаго как транспортного
узла: от него расходится более 30 магистральных
железных дорог, к причалам порта
подходят океанские суда. Другой крупный
приозерный город - Детройт - славится
своим автомобилестроением. В конце
XIX века в его пригороде Генри
Форд построил первый в США автомобильный
завод. Теперь к множеству автомобильных
заводов в Детройте и соседних
городах прибавились другие машиностроительные
предприятия. Фермеры Севера производят
половину товарной продукции сельского
хозяйства США. По сравнению с
Югом здесь много больше крупных
хозяйств, использующих народный труд.
Наряду с растениеводством широко распространено
разнообразное животноводство, которое
по стоимости продукции намного
превосходит растениеводство. Бывший
рабовладельческий Юг. Среди различных
промышленных предприятий Юга очень
много нефтеперерабатывающих, нефтехимических
и алюминиевых. Большинство из них
расположено в Техасе, на прибрежной
низменности соседних штатов и в
долине реки Теннеси, где государством
построен каскад ГЭС и много ТЭС.
Промышленное строительство распространилось
и на курортный район Флориды.
В сельском хозяйстве юга сохранились
еще мелкие арендаторы - издольщики
(кропперы), но с каждым годом их становится
все меньше: негры уходят с земли
и переселяются в города. В восточных
и центральных частях Юга преобладает
растениеводство, специализирующееся
на производстве технических и субтропических
культур; на западе, в предгорьях Кордильер,
развито мясное животноводство. На
границе Севера и Юга расположен
столичный округ Колумбия со столицей
- Вашингтоном (770 тыс. жителей). Город
строился как административный центр.
Промышленность в нем представлена
только полиграфическими и пищевыми
предприятиями, зато широко развита
сфера обслуживания, в которой
занято много негров. Теперь в столице
США живет больше американцев - негров,
чем американцев - белых. Колонизируемый
Запад. Запад - самый молодой, наименее
освоенный район страны. Но по степени
развития новейших отраслей промышленности
он занимает ведущее место; широко развита
и научно-конструкторская деятельность,
особенно связанная с военным
производством. На Тихоокеанском побережье
быстро растут городские агломерации.
Самую многолюдную из них возглавляет
Лос-Анджелесе. В начале XX века он славился
своей кино промышленностью, обосновавшейся
в красивом пригороде - Голливуде. Позднее
на территории города была обнаружена
нефть, и в нем появились нефтеперерабатывающие
заводы. Теперь сильно разросшийся
Лос-Анджелесе - крупный порт, важный
машиностроительный и нефтеперерабатывающий
центр, в котором сохраняется
крупнейшее в мире кинопроизводство.
Имеет он и курортное значение.
Город Сан-Франциско расположен
у входа в обширную бухту, по берегам
которой разместились его города
спутники. В Сан-Франциско находятся
самые крупные на берегах Тихого
океана судоверфи и многочисленные
машиностроительные предприятия. Хорошо
развита консервная промышленность,
перерабатывающая овощи и фрукты,
выращиваемые на Западе. Сельское хозяйство
района развивается в двух направлениях:
на поливных землях расширяется интенсивное
растениеводство, а в горных частях
сохраняется полупастбищное- скотоводство.
В состав Запада входят штаты Гавайи
и Аляска. В хозяйстве США роль
Аляски определяется рыболовством, пушным
промыслом и лесным хозяйством. Теперь
на Аляске стали добывать нефть и
природный газ. Жители Гавайев выращивают
сахарный тростник и ананасы.
Проблемы страны
В 60-70 гг. некоторые наиболее
индустриализированные и урбанизированные
районы США оказались на грани
экологического кризиса. Расширение открытой
добычи полезных ископаемых привело
к росту площади "бедлендов",
наращивание тепловой энергии - к
распространению кислотных дождей,
продолжении бурной автомобилизации
- к превращению ряда городов в
настоящие "смогополисы". Стала
угасать органическая жизнь в
Великих озерах, особенно в озере
Эри. В американской литературе описан
уникальный случай, когда горела ...
река, на которой стоит промышленный
город Кливленд, - до такой степени
ее воды были насыщены нефтью. В этих условиях
в США был принят закон о национальной
политике в отношении окружающей среды.
Были увеличены расходы на природоохранные
мероприятия. Стала внедряться новая технология.
Значительную инициативу начала проявлять
общественность. Улучшилось экологическое
образование и воспитание молодежи. И
в результате состояние окружающей среды
стало постепенно улучшаться. Чище стали
Великие озера и впадающие в них реки,
в которых снова ловится форель, воздух
над Нью-Йорком, Чикаго и другими городами.
Но в некоторых районах экологическая
ситуация продолжает оставаться сложной.
Наличие в США ряда социальных проблем
служит источником постоянной социальной
напряженности. Используя механизм государственно-монополистического
регулирования в социальной сфере, правящие
круги США принимают различные меры для
смягчения этих проблем.
Одной из острейших социальных
проблем США является безработица.
В наше время уровень безработицы
в стране около 7 процентов (17 млн. человек).Повышенный
приток на рынок труда экономически
активного населения, структурные
сдвиги в американской экономике, эволюция
квалификационной, профессиональной структуры
рынка труда США, ускоренное внедрение
в производство робототехники и
автоматики, интенсивная милитаризация
американской экономики - вот далеко
не полный перечень важнейших причин
того, что сегодня безработица
в больших масштабах стала
существовать наряду со значительным
расширением занятости.
Бедными в США официально
являются лица, чей ежегодный доход
не превышает "черты бедности".
Она определяется исходя из стоимости
товаров и услуг, необходимых
для удовлетворения самых минимальных
жизненных потребностей. Доходы свыше
трети бедняков США составляют менее
50 процентов суммы, определяемой как
"черта бедности".Основную часть
беднейшего населения США в настоящее
время составляют женщины и дети.
Одной из острейших внутриполитических
проблем США, своими корнями уходящей
в глубокое прошлое страны, является
расовая проблема. Несмотря на провозглашенное
конституцией США равноправие американских
граждан, Соединенные Штаты продолжают
оставаться страной расового неравенства
и дискриминации. О сохраняющейся
дискриминации при найме на работу
и увольнении свидетельствует несокращающийся
разрыв между белыми и цветными американцами.
Расово-этнические группы подвергаются
систематической дискриминации
в оплате труда, в сфере образования,
перед испаноязычными американцами,
индейцами и перед представителями
других групп, сохранившими родной язык
как основное средство общения в
семье и в рамках своей этнической
группы, остро стоит проблема языковой
дискриминации. Широкие массы цветных
американцев практически лишены
доступа к качественному медицинскому
обслуживанию. Результатом развернувшейся
со второй половины 60-х годов борьбы
расово-этнических групп за свои права
явилось значительное расширение их
политического представительства.
В последние десятилетия
преступность в США приобретает
все более открытые, массовые и
жестокие формы. Происходит усиление темпов
роста преступности и все большее
вовлечение в нее молодежи, концентрация
преступности в городах и промышленных
центрах. Существует прямая связь между
ростом наркомании и преступности.
Треть заключенных тюрем находились
под воздействием наркотика в
момент совершения преступления.
Пьянство и алкоголизм
- острая социальная проблема, которая
затрагивает, по существу, все стороны
жизни американского общества - социально-политическую,
экономическую, морально-нравственную.
По распространенности среди заболеваний
алкоголизм стоит на четвертом месте
после сердечно-сосудистых заболеваний,
рака и психических болезней.
Характеризуя жилищную проблему
в США, следует отметить, что в
силу ряда исторических, социальных и
экономических условий развития
страны уровень обеспеченности американцев
жильем - один из самых высоких в
мире. Острота жилищной проблемы в
стране заключается не в нехватке
жилья, хотя и она имеет место,
а в его дороговизне и отсутствии
гарантий в обеспеченности жильем.