Экономико-географическая характеристика Соединенных Штатов Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:15, реферат

Краткое описание

Государство в Северной Америке. Занимает четвёртое место в мире по территории 9 518 900 км²,9 522 057 км² и третье место по численности населения более 309 млн. человек. Столица—город Вашингтон. Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге — с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада и Атлантическим океаном — с востока. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка.

Оглавление

1.Экономико-географическое положение……………………………………….3
2.Природные условия и ресурсы…………………………………………………5
3.Население……………………………………………………………………..…7
4.Хозяйство………………………………………………………………………11
5.Транспорт………………………………………………………………………16
6.Экономические связи………………………………………………………….18
7.Проблемы страны………

Файлы: 1 файл

США.docx

— 51.65 Кб (Скачать)

                                 

                                      Транспорт

США располагают  наиболее развитым в капиталистическом  мире транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и  социальной жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в первую очередь, сам оказывает  влияние на его размещение, специализацию  и кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало  существенное влияние на системы  расселения, породив бурный процесс  с урбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни  американцев, резко повысив мобильность  населения вплоть до появления прослойки  постоянно живущих в передвижных  домах - трейлерах. Велосипед – популярный вид транспорта для путешествия по сельской местности, поскольку дороги здесь находятся в прекрасном состоянии и машины ездят с осторожностью. На долю транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года) примерно в 1 трлн. долларов. К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования (ТОП) - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт не общего пользования - грузовой транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса - в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1% железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути, на некоторых автомагистралях значительно изношенно покрытие, нуждается в усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические сооружения на ряде внутренних водных путей. Сухопутный транспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3 внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около 265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн. единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн. единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги - частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее ездивших в поездах. Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте- ,газо- и продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-западные штаты с городами Севера.одный и воздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т. Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов специализирована (рудовозы, лесовозы и др.). Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов. Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки. Немалая их доля, как и внешнеторговых перевозок страны, приходится на Великие озера. Морской торговый флот под американским флагом насчитывает более 730 судов (тоннажем 100 регистровых тонн и выше) общим дедвейтом порядка 24 млн. тонн. Значительное число судов, фактически принадлежащих американским судовладельцам, зарегистрировано под "удобными флагами", т.е. под флагами стран с низкой заработной платой экипажей, слабым влиянием профсоюзов и т.п. - Либерии, Панамы и других стран. Большое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет регулярные рейсы между городами США, а также в другие государства. Почти 2/3 пассажиров, прибывающих в США из-за границы и покидающих страну, пользуются самолетами. Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км. Традиционно важным звеном капиталистического хозяйства Соединенных Штатов является внутренняя торговля. Ведущее место этой отрасли в экономике страны определяется ее высокой долей в ВНП. В 1986 году эта доля составляла 16,5% (в том числе оптовая торговля - 6,9%, розничная - 9,6%).

                                 Экономические связи

Промышленный  Север. Север продолжает оставаться ведущим экономическим районом  США, но его удельный вес в хозяйстве  страны снизился в результате развития Юга и Запада.За исключением минерального сырья, Север производит большую  часть промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почти все промышленные предприятия сосредоточены в  восточной части района - в Приозерье  и на Северо-Востоке. В западной части (в прериях и долине Миссисипи) преобладает сельское хозяйство. Около 4/5 населения живет в городах. В наиболее урбанизированной приатлантической полосе расположен самый большой  город страны - Нью-Йорк.ью-Йорк - один из крупнейших портов мира, важнейший  промышленный узел, в котором сосредоточена  деятельность промышленных и финансовых монополий. Одновременно это культурный центр, первый в США по числу учебных  заведений институтов, библиотек, музеев, театров и кино. Среди его очень  разнообразных по специализации  промышленных предприятий общенациональное значение имеют машиностроительные и химические заводы, швейные и  полиграфические фабрики. Большая  часть города расположена на островах. На одном из них - Манхаттане- находятся  деловые кварталы, застроенные небоскребами, среди них и здание Организации  Объединенных Наций, и самое высокое, 110 - этажное здание. Но здесь, как  и в других районах города, много  старых домов, особенно в негритянском квартале - Гарлеме.жнее Нью-Йорка находится  другой крупный промышленный и портовой город - Филадельфия. В нем больше, чем в Нью-Йорке, развиты металлургия, нефтепереработка и нефтехимическая  промышленность. В машиностроении преобладают  станкостроение и другие металлоемкие отрасли. Недалеко от города находится  один из крупнейших металлургических комбинатов страны. Севернее Чесапикского залива расположен портовый, судостроительный и нефтеперерабатывающий центр - Балтимор. Близ него построен самый  мощный металлургический комбинат США. На берегу озера Мичиган размещена  большая городская агломерация  с центром в Чикаго. Вместе с  пригородами Чикаго производит много  черного металла, а еще больше разнообразных машин и электротехнической аппаратуры. В нем сосредоточена  пищевая промышленность национального  значения. Городу не хватает земли. Его центральная часть построена  на искусственной насыпи, фундаменты небоскребов покоятся на сваях. Велико значение Чикаго как транспортного  узла: от него расходится более 30 магистральных  железных дорог, к причалам порта  подходят океанские суда. Другой крупный  приозерный город - Детройт - славится своим автомобилестроением. В конце XIX века в его пригороде Генри  Форд построил первый в США автомобильный  завод. Теперь к множеству автомобильных  заводов в Детройте и соседних городах прибавились другие машиностроительные предприятия. Фермеры Севера производят половину товарной продукции сельского  хозяйства США. По сравнению с  Югом здесь много больше крупных  хозяйств, использующих народный труд. Наряду с растениеводством широко распространено разнообразное животноводство, которое  по стоимости продукции намного  превосходит растениеводство. Бывший рабовладельческий Юг. Среди различных  промышленных предприятий Юга очень  много нефтеперерабатывающих, нефтехимических  и алюминиевых. Большинство из них  расположено в Техасе, на прибрежной низменности соседних штатов и в  долине реки Теннеси, где государством построен каскад ГЭС и много ТЭС. Промышленное строительство распространилось и на курортный район Флориды. В сельском хозяйстве юга сохранились  еще мелкие арендаторы - издольщики (кропперы), но с каждым годом их становится все меньше: негры уходят с земли  и переселяются в города. В восточных  и центральных частях Юга преобладает  растениеводство, специализирующееся на производстве технических и субтропических культур; на западе, в предгорьях Кордильер, развито мясное животноводство. На границе Севера и Юга расположен столичный округ Колумбия со столицей - Вашингтоном (770 тыс. жителей). Город  строился как административный центр. Промышленность в нем представлена только полиграфическими и пищевыми предприятиями, зато широко развита  сфера обслуживания, в которой  занято много негров. Теперь в столице  США живет больше американцев - негров, чем американцев - белых. Колонизируемый Запад. Запад - самый молодой, наименее освоенный район страны. Но по степени  развития новейших отраслей промышленности он занимает ведущее место; широко развита  и научно-конструкторская деятельность, особенно связанная с военным  производством. На Тихоокеанском побережье  быстро растут городские агломерации. Самую многолюдную из них возглавляет  Лос-Анджелесе. В начале XX века он славился своей кино промышленностью, обосновавшейся в красивом пригороде - Голливуде. Позднее  на территории города была обнаружена нефть, и в нем появились нефтеперерабатывающие  заводы. Теперь сильно разросшийся  Лос-Анджелесе - крупный порт, важный машиностроительный и нефтеперерабатывающий  центр, в котором сохраняется  крупнейшее в мире кинопроизводство. Имеет он и курортное значение. Город Сан-Франциско расположен у входа в обширную бухту, по берегам  которой разместились его города спутники. В Сан-Франциско находятся  самые крупные на берегах Тихого океана судоверфи и многочисленные машиностроительные предприятия. Хорошо развита консервная промышленность, перерабатывающая овощи и фрукты, выращиваемые на Западе. Сельское хозяйство  района развивается в двух направлениях: на поливных землях расширяется интенсивное  растениеводство, а в горных частях сохраняется полупастбищное- скотоводство. В состав Запада входят штаты Гавайи и Аляска. В хозяйстве США роль Аляски определяется рыболовством, пушным промыслом и лесным хозяйством. Теперь на Аляске стали добывать нефть и  природный газ. Жители Гавайев выращивают сахарный тростник и ананасы.

                                    Проблемы страны

В 60-70 гг. некоторые наиболее индустриализированные и урбанизированные районы США оказались на грани  экологического кризиса. Расширение открытой добычи полезных ископаемых привело  к росту площади "бедлендов", наращивание тепловой энергии - к  распространению кислотных дождей, продолжении бурной автомобилизации - к превращению ряда городов в  настоящие "смогополисы". Стала  угасать органическая жизнь в  Великих озерах, особенно в озере  Эри. В американской литературе описан уникальный случай, когда горела ... река, на которой стоит промышленный город Кливленд, - до такой степени  ее воды были насыщены нефтью. В этих условиях в США был принят закон о национальной политике в отношении окружающей среды. Были увеличены расходы на природоохранные мероприятия. Стала внедряться новая технология. Значительную инициативу начала проявлять общественность. Улучшилось экологическое образование и воспитание молодежи. И в результате состояние окружающей среды стало постепенно улучшаться. Чище стали Великие озера и впадающие в них реки, в которых снова ловится форель, воздух над Нью-Йорком, Чикаго и другими городами. Но в некоторых районах экологическая ситуация продолжает оставаться сложной. Наличие в США ряда социальных проблем служит источником постоянной социальной напряженности. Используя механизм государственно-монополистического регулирования в социальной сфере, правящие круги США принимают различные меры для смягчения этих проблем.

  • Безработица:

Одной из острейших социальных проблем США является безработица. В наше время уровень безработицы  в стране около 7 процентов (17 млн. человек).Повышенный приток на рынок труда экономически активного населения, структурные  сдвиги в американской экономике, эволюция квалификационной, профессиональной структуры  рынка труда США, ускоренное внедрение  в производство робототехники и  автоматики, интенсивная милитаризация  американской экономики - вот далеко не полный перечень важнейших причин того, что сегодня безработица  в больших масштабах стала  существовать наряду со значительным расширением занятости.

 

  • Проблема бедности:

Бедными в США официально являются лица, чей ежегодный доход  не превышает "черты бедности". Она определяется исходя из стоимости  товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения самых минимальных  жизненных потребностей. Доходы свыше  трети бедняков США составляют менее 50 процентов суммы, определяемой как "черта бедности".Основную часть  беднейшего населения США в настоящее  время составляют женщины и дети.

  • Расовая проблема:

Одной из острейших внутриполитических проблем США, своими корнями уходящей в глубокое прошлое страны, является расовая проблема. Несмотря на провозглашенное  конституцией США равноправие американских граждан, Соединенные Штаты продолжают оставаться страной расового неравенства  и дискриминации. О сохраняющейся  дискриминации при найме на работу и увольнении свидетельствует несокращающийся  разрыв между белыми и цветными американцами. Расово-этнические группы подвергаются систематической дискриминации  в оплате труда, в сфере образования, перед испаноязычными американцами, индейцами и перед представителями  других групп, сохранившими родной язык как основное средство общения в  семье и в рамках своей этнической группы, остро стоит проблема языковой дискриминации. Широкие массы цветных  американцев практически лишены доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Результатом развернувшейся со второй половины 60-х годов борьбы расово-этнических групп за свои права  явилось значительное расширение их политического представительства.

  • Проблема преступности:

В последние десятилетия  преступность в США приобретает  все более открытые, массовые и  жестокие формы. Происходит усиление темпов роста преступности и все большее  вовлечение в нее молодежи, концентрация преступности в городах и промышленных центрах. Существует прямая связь между  ростом наркомании и преступности. Треть заключенных тюрем находились под воздействием наркотика в  момент совершения преступления.

  • Проблема алкоголизма:

Пьянство и алкоголизм - острая социальная проблема, которая  затрагивает, по существу, все стороны  жизни американского общества - социально-политическую, экономическую, морально-нравственную. По распространенности среди заболеваний  алкоголизм стоит на четвертом месте  после сердечно-сосудистых заболеваний, рака и психических болезней.

  • Жилищная проблема:

Характеризуя жилищную проблему в США, следует отметить, что в  силу ряда исторических, социальных и  экономических условий развития страны уровень обеспеченности американцев  жильем - один из самых высоких в  мире. Острота жилищной проблемы в  стране заключается не в нехватке жилья, хотя и она имеет место, а в его дороговизне и отсутствии гарантий в обеспеченности жильем.

 

 

 

 


 



Информация о работе Экономико-географическая характеристика Соединенных Штатов Америки