Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:00, контрольная работа
Благоприятное географическое положение региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.
Введение 3
Общая характеристика Мурманской области 5
Оценка природно-ресурсного потенциала 6
Характеристика населения и трудовых ресурсов 8
География ведущих отраслей специализации промышленности и сельского хозяйства области 12
География внешнеэкономических связей 17
Заключение 20
Список литературы 21
Практическое задание
Люди селились на Кольском Севере, преимущественно у берегов Баренцева и Белого морей. Ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством.
В XII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. Эту часть полуострова они называли Терским берегом или Терской землей. В конце XII века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова. Вслед за поморами-промышленниками на Кольскую землю пришли сборщики дани Новгорода Великого. В XV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители. В конце XV-XVI веков процесс освоения русскими Кольского полуострова продолжается. Возникают новые селения: Кандалакша, Ковда, Княжая Губа, Порья - Губа. Дальнейшее интенсивное освоение Кольского Севера напрямую связано со строительством железной дороги Петрозаводск – Мурман. Первоначально будущий морской порт на берегу Кольского залива назвали портовый поселок Семеновский, по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера.
Разведывание и освоение недр Кольского Севера привели к бурному развитию горно-химической, металлургической промышленности и энергетики. Начавшаяся в конце двадцатых – начале тридцатых годов разработка богатейших апатитовых месторождений в Хибинском горном массиве привела к возникновению и быстрому развитию новых населенных пунктов. Один из них превратился в рабочий поселок с десятитысячным населением и строящимся горно - химическим комбинатом.
Hа первый взгляд демографическая ситуация в Мурманской области вполне благополучна. Данные Росстата свидетельствуют, что здесь проживает больше мужчин (48,4% против 46,3% по РФ) и значительнее доля населения трудоспособного возраста (69,5% по сравнению с общероссийскими 64,3%). При этом население в общей массе более молодое: средний возраст жителя Заполярья чуть больше 36 лет, тогда как средний по России – 38,5 лет.
Мурманская область является сегодня безусловным лидером Российской Федерации по сокращению численности постоянных жителей: за неполные 20 лет она уменьшилась с 1159 до 851 тыс. человек. На 1 января 2008 года потери населения по сравнению с 1990 годом составляют 28,1%.
Изменения численности населения специалисты именуют естественным движением наука с присущей ей беспристрастностью считает естественным не только прирост численности населения, но и убыль.
Главной причиной людских потерь в заполярных регионах стала миграция. В частности, на Кольском полуострове за 1990-2010 годы миграционная убыль составила в общей сложности свыше 300 тыс. человек, или 95,6%.
С Севера людей выталкивало обвальное сокращение потребности в трудовых ресурсах. Уровень безработицы на Кольском полуострове в силу весьма специфических условий здешнего хозяйствования оказался почти в два с половиной раза выше, чем в среднем по России. Объемы производства в большинстве отраслей экономики упали до 20-30%, многие предприятия, оказавшись в новых условиях нерентабельными, попросту прекратили свое существование.
Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2020 году Мурманская область потеряет в результате миграции еще около 120 тыс. человек, а к 2026 году ее население сократится до 577,5 тыс.
Этнический состав:
Лица, не указавшие национальность — 10 679 (1,2 %)
День 4 октября 1916 года стал считаться датой основания Мурманска. Но не надо думать, что именно в этот день был поставлен первый дом или проложена первая улица. В действительности к моменту официального основания города на восточном берегу Кольского залива в двенадцати километрах севернее Колы уже был порт, завершилось, в основном, строительство железной дороги и вырос небольшой населенный пункт, расположенный вдоль берега залива между Зеленым мысом и Варничным ручьем.
Летом
1916 года на берегу залива уже стоял маленький
портовый поселок, в котором насчитывалось
несколько сот человек. Строители железной
дороги создали в это же время свой поселок.
Самый первый план застройки выглядел
следующим образом. Застраивалась вторая
терраса - ныне район от вокзала до улицы
Софьи Перовской. На первой террасе оставались
порт и железная дорога. Улицы и дома располагались
к востоку от вокзала до склона третьей
террасы. С юга район застройки ограничивался
Варничным ручьем, с севера - сопкой с Семеновским
озером. Почти по центру город был перерезан
с запада на восток большим оврагом. План
предусматривал в городе семнадцать проспектов
и улиц. Три улицы шли параллельно железной
дороге, две - перпендикулярно ей, две -
лежали у подножия третьей террасы, десять
- расходились веером от центра города.
На том месте, где сейчас Ленинградская
улица, намечалась Ольгинская улица, на
месте нынешней площади Пяти Углов - Николаевский
проспект, на месте улицы Воровского -Алексеевский
проспект, а южнее - Михайловская улица.
В центре, куда полукругом должны были
выходить правительственные учреждения,
улица именовалась Александрийской. Улицы,
расходящиеся веером, были названы: Владимирская,
Торговая, Архиерейская, Банковская, Земледельческая,
Инженерная, Солдатская, Думская, Садовая,
Морская. Вдоль железной дороги, на месте
нынешней улицы Коминтерна, шел Путейский
проспект. У третьей террасы лежала Подгорная
улица.
1.4 География ведущих отраслей специализации промышленности и сельского хозяйства области.
Отрасли специализации промышленность:
1. Машиностроение;
2. Обрабатывающая;
3. Наукоемкая;
4. Химическая;
5. Лесная и целлюлозообрабатывающая.
Сельское хозяйство:
1. Животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство);
2. Растениеводство (картофелеводство, овощеводство, льноводство).
Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.
Машиностроение. Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).
Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:
• Производство корпусов машин;
• Производство узлов и деталей, запчастей;
• Чугунное и стальное литье;
• Сборка.
Ведущие отрасли машиностроения:
- Судостроение;
- Электротехническое машиностроение;
- энергетическое машиностроение;
- Тракторное машиностроение;
- Сельскохозяйственное машиностроение;
- Приборостроение;
- Станкостроение;
- Электронная промышленность.
Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» (производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических электростанций, Кировский завод (производство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы). Объединение «ЛОМО» (оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.
Химическая промышленность. Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.
Большое развитие в районе получило производство:
- резинотехнических изделий;
- шин;
- синтетических смол;
- удобрений;
- пластмасс;
- лакокрасочных изделий;
- кислот;
- реактивов;
- химико-фармацевтических препаратов.
Горнохимический комплекс расположен вблизи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.
Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении “Красный треугольник”, переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.
Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность. Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера. Он представлен всеми стадиями:
- заготовка;
- лесопиление;
- деревообработка;
- переработка древесины и производит:
- пиломатериалы;
- фанеру;
- древесно - волокнистые плиты;
- мебель;
- бумагу и т.д.
Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.
Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.
Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.
Характеристика состояния иных отраслей (текстильная промышленность, индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, агропромышленный комплекс.)
Текстильная промышленность. Развитию текстильной промышленности в районе способствовало приморское положение, дающее возможность импорта.
Индустриально-строительный комплекс. В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.
Топливно-энергетический комплекс. Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика газоснабжение.
Нефть поставляется
из Тимано-Печорской
Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме. Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки – ГТУ.
Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.
Металлургический комплекс. Почти весь материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично. Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области.
Агропромышленный
комплекс. Сельское хозяйство занимает
центральное место в АПК района и имеет
подчиненную роль промышленности. Главная
роль сельского хозяйства – удовлетворение
потребности своего населения и легкой
промышленности в сырье. Это обусловило
территориальную организацию сельского
хозяйства: вблизи городов сконцентрированы
молочные, свиноводческие, птицеводческие
и овощные хозяйства, а в пригородных зонах
– картофелеводство, льноводство.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Мурманской области