Экономико-географическая характеристика Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Благоприятное географическое положение региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.

Оглавление

Введение 3
Общая характеристика Мурманской области 5
Оценка природно-ресурсного потенциала 6
Характеристика населения и трудовых ресурсов 8
География ведущих отраслей специализации промышленности и сельского хозяйства области 12
География внешнеэкономических связей 17
Заключение 20
Список литературы 21
Практическое задание

Файлы: 1 файл

контрольная география1.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Люди селились на Кольском Севере, преимущественно  у берегов Баренцева и Белого морей. Ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством.

     В XII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. Эту часть полуострова они называли Терским берегом или Терской землей. В конце XII века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова. Вслед за поморами-промышленниками на Кольскую землю пришли сборщики дани Новгорода Великого. В XV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители. В конце XV-XVI веков процесс освоения русскими Кольского полуострова продолжается. Возникают новые селения: Кандалакша, Ковда, Княжая Губа, Порья - Губа.                  Дальнейшее интенсивное освоение Кольского Севера напрямую связано со строительством железной дороги Петрозаводск – Мурман. Первоначально будущий морской порт на берегу Кольского залива назвали портовый поселок Семеновский, по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера.

     Разведывание и освоение недр Кольского Севера привели к бурному развитию горно-химической, металлургической промышленности и энергетики. Начавшаяся в конце двадцатых – начале тридцатых годов разработка богатейших апатитовых месторождений в Хибинском горном массиве привела к возникновению и быстрому развитию новых населенных пунктов. Один из них превратился в рабочий поселок с десятитысячным населением и строящимся горно - химическим комбинатом.

     Hа первый взгляд демографическая ситуация в Мурманской области вполне благополучна. Данные Росстата свидетельствуют, что здесь проживает больше мужчин (48,4% против 46,3% по РФ) и значительнее доля населения трудоспособного возраста (69,5% по сравнению с общероссийскими 64,3%). При этом население в общей массе более молодое: средний возраст жителя Заполярья чуть больше 36 лет, тогда как средний по России – 38,5 лет.

     Мурманская область является сегодня безусловным лидером Российской Федерации по сокращению численности постоянных жителей: за неполные 20 лет она уменьшилась с 1159 до 851 тыс. человек. На 1 января 2008 года потери населения по сравнению с 1990 годом составляют 28,1%.

     Изменения численности населения специалисты именуют естественным движением наука с присущей ей беспристрастностью считает естественным не только прирост численности населения, но и убыль.

    Главной причиной людских потерь в заполярных регионах стала миграция. В частности, на Кольском полуострове за 1990-2010 годы миграционная убыль составила в общей сложности свыше 300 тыс. человек, или 95,6%.

     С Севера людей выталкивало обвальное сокращение потребности в трудовых ресурсах. Уровень безработицы на Кольском полуострове в силу весьма специфических условий здешнего хозяйствования оказался почти в два с половиной раза выше, чем в среднем по России. Объемы производства в большинстве отраслей экономики упали до 20-30%, многие предприятия, оказавшись в новых условиях нерентабельными, попросту прекратили свое существование.

     Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2020 году Мурманская область потеряет в результате миграции еще около 120 тыс. человек, а к 2026 году ее население сократится до 577,5 тыс.

Этнический состав:

  • Русские — 760 862 (85,25 %)
  • Украинцы — 56 845 (6,38 %)
  • Белорусы — 20 335 (2,28 %)
  • Татары — 7 944 (0,89 %)
  • Азербайджанцы — 4 614 (0,5 %)
  • Чуваши — 2 759 (0,33 %)
  • Мордва — 2 479 (0,3 %)
  • Карелы — 2 203 (0,25 %)
  • Коми — 2 177
  • Молдаване — 1 974
  • Армяне — 1 954
  • Саамы — 1 769
  • Немцы — 1 211
  • Башкиры — 1 162
  • Поляки — 1 142
  • Коми - Ижемцы — 1 128
  • Марийцы — 1 037

Лица, не указавшие  национальность — 10 679 (1,2 %)

     День 4 октября 1916 года стал считаться датой основания Мурманска. Но не надо думать, что именно в этот день был поставлен первый дом или проложена первая улица. В действительности к моменту официального основания города на восточном берегу Кольского залива в двенадцати километрах севернее Колы уже был порт, завершилось, в основном, строительство железной дороги и вырос небольшой населенный пункт, расположенный вдоль берега залива между Зеленым мысом и Варничным ручьем.

    Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький портовый поселок, в котором насчитывалось несколько сот человек. Строители железной дороги создали в это же время свой поселок. Самый первый план застройки выглядел следующим образом. Застраивалась вторая терраса - ныне район от вокзала до улицы Софьи Перовской. На первой террасе оставались порт и железная дорога. Улицы и дома располагались к востоку от вокзала до склона третьей террасы. С юга район застройки ограничивался Варничным ручьем, с севера - сопкой с Семеновским озером. Почти по центру город был перерезан с запада на восток большим оврагом. План предусматривал в городе семнадцать проспектов и улиц. Три улицы шли параллельно железной дороге, две - перпендикулярно ей, две - лежали у подножия третьей террасы, десять - расходились веером от центра города. На том месте, где сейчас Ленинградская улица, намечалась Ольгинская улица, на месте нынешней площади Пяти Углов - Николаевский проспект, на месте улицы Воровского -Алексеевский проспект, а южнее - Михайловская улица. В центре, куда полукругом должны были выходить правительственные учреждения, улица именовалась Александрийской. Улицы, расходящиеся веером, были названы: Владимирская, Торговая, Архиерейская, Банковская, Земледельческая, Инженерная, Солдатская, Думская, Садовая, Морская. Вдоль железной дороги, на месте нынешней улицы Коминтерна, шел Путейский проспект. У третьей террасы лежала Подгорная улица. 
 

1.4 География ведущих  отраслей специализации  промышленности и  сельского хозяйства  области.

Отрасли специализации промышленность: 

1. Машиностроение;

2. Обрабатывающая;

3. Наукоемкая;

4. Химическая;

5. Лесная и  целлюлозообрабатывающая. 

Сельское хозяйство:

1. Животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство);

2. Растениеводство (картофелеводство, овощеводство, льноводство).

     Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.

     Машиностроение. Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

     Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:

•  Производство корпусов машин;

•  Производство узлов и деталей, запчастей;

•  Чугунное и стальное литье;

•  Сборка.

     Ведущие отрасли машиностроения:

- Судостроение;

-  Электротехническое машиностроение;

- энергетическое  машиностроение;

-  Тракторное  машиностроение;

-  Сельскохозяйственное машиностроение;

-  Приборостроение;

-  Станкостроение;

-  Электронная промышленность.

     Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» (производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических электростанций, Кировский завод (производство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы). Объединение «ЛОМО» (оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.

     Химическая  промышленность. Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.

     Большое развитие в районе получило производство:

- резинотехнических изделий;

- шин;

- синтетических  смол;

- удобрений;

- пластмасс;

- лакокрасочных  изделий;

- кислот;

- реактивов;

- химико-фармацевтических  препаратов.

     Горнохимический комплекс расположен вблизи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.

     Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении “Красный треугольник”, переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.

      Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность. Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера. Он представлен всеми стадиями:

- заготовка;

- лесопиление;

- деревообработка;

- переработка  древесины и производит:

- пиломатериалы;

- фанеру;

- древесно - волокнистые плиты;

- мебель;

- бумагу и  т.д. 

     Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

     Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.

     Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.

     Характеристика состояния иных отраслей (текстильная промышленность, индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, агропромышленный комплекс.)

     Текстильная промышленность. Развитию текстильной промышленности в районе способствовало приморское положение, дающее возможность импорта.

  Индустриально-строительный  комплекс. В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

     Топливно-энергетический комплекс. Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика газоснабжение.

Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной  провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих  заводах.

Роль ГЭС в  районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме. Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки – ГТУ.

Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.

     Металлургический комплекс. Почти весь материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично. Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области.

     Агропромышленный  комплекс. Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство.  

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Мурманской области