Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 06:06, контрольная работа
Испания — южно-европейская страна. Она занимает пять шестых Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиузские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Площадь страны — 504,8 тысячи квадратных километров. Пиренейские горы труднодоступны и изолируют Испанию от остальных европейских стран, кроме Португалии, занимающей западную часть полуострова.
1.Общие сведения……………………………….........................................3
2.Географическое положение......................................................................3
3.Природные условия и ресурсы.................................................................5
4.Население....................................................................................................7
5.Промышленность.......................................................................................10
6.Сельское хозяйство....................................................................................10
7.Транспорт....................................................................................................11
8.Внешние экономические связи.................................................................12
9.Экономико-географические районы.........................................................13
Список использованной литературы...........................................................14
Рост Испанского населения был низок в течение последних столетий. Население Испании, которое в середине 16-го столетия было приблизительно равно 7.5 миллионнам, удвоилось только за 300 лет, и еще раз удвоилось за 100 лет, и к 1960 достигло 30 миллионов жителей. Низкие темпы роста, временами даже отрицательные, вплоть до 1900, были вызваны высокой смертностью которая почти равнялась высокому коэффициенту рождаемости. К этому следует добавить отрицательный баланс эмиграции, вызванный большой трансатлантической миграцией в Латинскую Америку. С начала 20 столетия резкое снижение смертности сопровождалось более постепенным снижением рождаемости, однако ежегодный прирост населенияне не превышал 1 % вследствие отрицательного баланса эмиграции, но теперь направленного прежде всего к Европе.
Плотность населения.
В настоящее время, самая большая плотность населения зарегистрирована в автономной области Мадрид (605 жителей на квадратный километр), следующая - Страна Басков (295), Канарские Острова, Каталония, Балеарские Острова и Валенсиансике Сообщество (между 200 и 100 жителями на кв. км.).
Самая низкая концентрация в Кастилия ла Манча, Арагоне, Эстремадуре и Кастилии-Леоне, с менее чем 30 жителями на квадратный км.
Такая неравномерная плотность объясняется социально-экономическим неравенством, так как имеет место массовая внутренняя миграция из экономически отсталых областей в регионы, испытывающие более динамическое экономическое развитие. В последнее время производится разнесение городских индустриальных зон, получающих приток населения, что предотвращает еще большую территориальную разность в плотностях населения, как это произошло в других странах Европы.
Средняя плотность населения Испании - 76.8 жителя за квадратный км., немногим выше чем в Греции, и значительно ниже остальной части Европы
Возрастная структура населения в 1999 и 2000 гг.
| 1999 | 2000 |
0 - 14 лет | 15% | 15% |
15 - 64 года | 68% | 68% |
свыше 65 лет | 17% | 17% |
Рождаемость и смертность в 1999 и 2000 гг. (на 1000 чел.)
| 1999 | 2000 |
Рождаемость | 9,99 | 9,22 |
Смертность | 9,69 | 9,03 |
Уровень детской смертности | 6,41 | 4,99 |
Половая структура населения в 1999 и 2000 гг. (мужчин/женщин)
1999 | 2000 | |
новорожденных | 1,07 | 1,07 |
до 15 лет | 1,06 | 1,06 |
с 15 до 64 лет | 1,00 | 1,01 |
свыше 65 лет | 0,71 | 0,72 |
всего | 0,95 | 0,96 |
Средняя продолжительность жизни в 1999 и 2000 гг. (в годах)
1999 | 2000 | |
Всего | 77,71 | 78,79 |
Среди мужчин | 73,97 | 75,32 |
Среди женщин | 81,71 | 82,49 |
Уровень грамотности среди лиц старше 15 лет в 1986 г.
ИСПАНИЯ— индустриально-аграрная страна среднего уровня развития капитализма, сохранившая феодальные пережитки в с. хозяйстве. Доля промышленности в валовом национальном продукте к 1970 составила 36%, с. хозяйства—11%, сферы услуг — 53%.
За 1950—70 в экономике произошли серьёзные структурные изменения (рост металлообрабатывающей и химической промышленности, отраслей инфраструктуры и др.), вызванные усилением монополистических тенденций, стимулированным потоком иностранных инвестиций, валютными поступлениями от получившего огромный размах иностранного туризма. За 1960—70 валовой национальный продукт вырос более чем в два раза. Хотя по среднегодовым темпам развития хозяйства (6,8% за этот же период) Испания вышла на одно из первых мест среди капиталистических стран Европы (в странах Европ. экономические сообщества — 3,4%), важные, главным образом старые, отрасли хозяйства оказались в кризисном положении (некоторые отрасли горнодобывающей промышленности, сталелитейная промышленность и др.).
Решающую роль в хозяйстве Испании играют финансовые группы, объединяющие крупные монополии. В середине 60-х гг. 8 наиболее мощных групп («Бильбао-Бискайя», «Банесто», «Сентрал» и др.) контролировали свыше 40% всего акционерного капитала. Монополистическое объединение «Уньон насьональ де электрисидад» (УНЭСА) контролирует 80% производства электроэнергии и 90% добычи угля в стране. Вмешательство государства в хозяйство осуществляется главным образом через специально созданное (в 1941) государственно-
Суммарные прямые иностранные инвестиции в Испании за 1959—70 оценивались в 750 — 800 млн. долл., из них около 60% получены от США, 35% — от стран ЕЭС. Свыше 100 американских монополий имеют свои филиалы в Испании (большая часть иностранных вложений приходится на промышленность, преимущественно химическую и машиностроительную).
Испания— страна с низким жизненным уровнем населения (средние доходы испанцев составляют лишь 52% от доходов населения стран Европейского экономического сообщества); валовой национальный доход на душу населения в Испании в 3 раза меньше, чем в ФРГ и Франции, в 2 раза ниже Италии и др.
За 1960—70 валовая продукция промышленности значительно увеличилась. Однако доля ИСПАНИИ в промышленном производстве капиталистического мира всё ещё сравнительно невелика: 1,4% в 1969 (ФРГ-8,8%, Великобритания—7,4%, Франция — 4,3%, Италия — 3,7%). (О структуре промышленности см. табл. 2.) Примерно 85% всех промышленных предприятий имеет менее 5 рабочих и только 10% насчитывает свыше 100 рабочих каждое. Производительность труда в промышленности относительно низкая — например, в 2,6 раза ниже, чем во Франции, и в 1,5 раза ниже, чем в Италии.
Свыше '/2 промышленной продукции приходится на области Каталония, Страна Басков, Астурия и столичный район Мадрид; общенациональное значение приобретают промышленные центры — Вальядолид, Сарагоса, Пуэртольяно, Альхесирас, Севилья, Уэльва, Витория, Авилес.
Сельское хозяйство
Свыше 50% земельной площади принадлежит крупным собственникам, у которых сосредоточено примерно 3,5% всех хозяйств (владения более 50 га). Огромная земельная площадь концентрируется у земельных магнатов-латифундистов — испанских грандов (герцогов Мединасели, Пеньяранда, Вильяэрмоса и др.). Земельные участки от 20 га до 100 га находятся в собственности зажиточных крестьянских хозяйств (свыше 8,5% всех хозяйств; на них приходится около 21,5% земельной площади). Основная масса крестьянских хозяйств с участками до 20 га (89,8% всех хозяйств) охватывает всего лишь 24,6% земельной площади (собственной и арендованной). Широко распространена аренда земли (свыше '/з хозяйств ведётся на арендованных землях, как правило, на условиях испольщины). Сохранились различные формы феод. аренды, сложившиеся ещё в средние века. Большинство латифундистов сдают свои земли мелким арендаторам (зачастую путём субаренды, через нескольких посредников) или малоземельным собственникам. Ни помещики, ни арендаторы не вкладывают достаточных средств в с.-х. производство; целина часто отводится под пастбища. Высокая концентрация земли в Андалусии, Эстремадуре, Старой и Новой Кастилии (здесь распространены латифундии пл. свыше 200га) соседствует в некоторых местностях с чрезвычайной раздробленностью земельной собственности. Мелкие и мельчайшие хозяйства (участки менее 5 га) преобладают в областях Галисии (79,3% всех хозяйств), Астурии, в провинции Сантандер (по 80,8% ), на Канарских о-вах (62%), а также в районах т. н. исп. Леванта (78%). В тех районах, где помещичье хозяйство ведётся на капиталистической основе (напр., в Валенсии), происходит постоянный процесс концентрации земельной собственности за счёт обезземеливания мелких собственников, сопровождающийся ростом армии батраков и полу батраков.
Сельскохозяйственные угодья составляют 71% всей площади Испании (1968, данные ООН), в т. ч. обрабатывается 40,4% (включая насаждения фруктовых и оливковых деревьев), 30,9% — постоянные луга и пастбища. Орошается 2,3 млн. га (1-е место среди зап. - европ. стран), главным образом в бассейнах pp. Эбро, Гвадалквивир, в районах Леванта, в меньшей степени — в долинах pp. Гвадиана, Тахо и Дуэро. Сельское хозяйство слабо механизировано: на конец 1969 насчитывалось 239,5 тыс. тракторов, 30,3 тыс. комбайнов и 63,2 тыс. культиваторов. Заметно возросло внесение минеральных удобрений (583,5 тыс. m азотных удобрений в 1969 против 93,6 тыс. т в 1960, в пересчёте на чистый азот).
Лесное хозяйство
Лесозаготовки производятся на территории 14,9 млн. га и составляют 14,6 млн. м3 . Специфичным для Испании промыслом является сбор пробковой коры, главным образом в южной и юго-западной провинциях, а также в Каталонии; по продукции пробки (78,3 тыс. т в 1969) Испания занимает 2-е место в мире (после Португалии).
Рыболовство
Общий улов за 1960—70 возрос с 1 млн. до 1,5 млн. т. (главным образом сардина, тунец). Основные рыболовные порты на северо-западе и северном побережье — Виго, Пасахес и другие.
Транспорт
Общая длина железных дорог 17,5 тыс. км (1969), из них '/5 электрифицированы; из-за сложного рельефа на железных дорогах много туннелей (длиннейший — Падорнело, 6 км), крутых подъёмов и мостов. Железно-дорожная сеть имеет радиальное направление с центром в Мадриде. Длина автомобильных дорог свыше 138,7 тыс. км (из них 55 тыс. км с твёрдым покрытием). В автопарке (1970; в тыс. единиц): легковых автомобилей 2378, грузовых 710,2, автобусов 30,7. Морской транспорт обслуживает преимущественно внешне-торговые перевозки. Тоннаж торгового флота 3,9 млн. брутто per. т; около 1/3 — танкерные суда. Из морских портов крупнейшие: Санта-Крус-де-Тенерифе, Картахена, Барселона. Территория Испании в силу своего географического положения служит «посадочной площадкой» в международных авиасообщениях. Наиболее важная авиакомпания «Иберия». Главные авиапорты: Пальма-де Мальорка, Мадрид и Барселона. Имеются нефтепровод Малага — Пуэртольяно и продуктопровод Рота — Сарагоса.
Внешние экономические связи
Доля Испании в мировой торговле по импорту составила 1,4%, по экспорту—0,7%. Для внешнеторгового оборота характерен постоянный дефицит, который всё более увеличивается за счёт расширения ввоза промышленных изделий, промышленного сырья и материалов, полуфабрикатов и топлива. В составе экспорта преобладают сельскохозяйственная продукция, продовольствие ('/з стоимости) и минеральное сырьё (свыше '/4); меньшая доля приходится на предметы потребления (1/5), промышленное и транспортное оборудование (1/6). Около '/2 стоимости импорта составляют пром. сырьё и нефть, пром. и трансп. оборудование — около 1/4, с.-х. сырьё и продовольствие — 1/6, небольшую долю составляют предметы потребления. Около 50% импорта поступает из стран Европы, в т. ч. (в %) из ФРГ 13,1, Франции 10,1, Италии 6, Великобритании 7,6; страны Америки поставляют 28,3 (из них США 17,2), страны Африки — 8,4. География экспорта (в %): ФРГ 10,7, Франция 9,6, Нидерланды 5,2, Великобритания 9, страны Америки в целом 31,6 (в т. ч. США 15), страны Африки 7,3. Из социалистических стран Испания импортирует уголь (из Польши), нефть (из России), машины (трактора, горное оборудование и др.); экспортирует — главным образом цитрусовые, обувь, текстильные товары, суда и др.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Испании