Экономическая география и регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 04:11, курс лекций

Краткое описание

1. Общая экономико-географическая характеристика регионов мира:
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы.
• Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
• Экономико-географическая характеристика стран Африки.
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии (по отношению к странам СНГ).
• Экономико-географическая характеристика США.
• Экономико-географическая характеристика Китая.
• Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Файлы: 1 файл

экономическая география и регионалистика.docx

— 361.64 Кб (Скачать)

1990-1991 гг. – процесс деколонизации  продолжается. Последняя колония  в Африке - Намибия получила независимость.

На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий, около 190 из них суверенные государства –  политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Их группируют по размерам территории и количеству населения.

По размеру территории выделяют 7 самых больших стран  мира: Россия, Канада, Китай, США, Индия, Бразилия, Австралия.

Крупные, средние, небольшие  государства, микрогосударства: Андорра, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Сан-Марино, Ватикан.

По количеству населения  выделяют 10 самых больших стран  с числом жителей более 100 млн. человек  в каждой: Китай, Индия, США, Бразилия, Япония, Россия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Нигерия.

Группируют страны мира по особенностям географического положения, различают: приморские, островные (Великобритания), страны архипелага (Япония, Индонезия), страны, не имеющие выхода к морю.

Качественные  и количественные сдвиги на карте  мира

Политико-географическое устройство мира ежегодно претерпевает серьезные  изменения. Например, лишь в 1993 г. появилось  новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря), поменяли форму государственного устройства Бельгия, перейдя от унитарного к федеративному статусу, превратилась из республики в конституционную монархию Камбоджа и т.д.

В этой связи необходимо различать качественные и количественные сдвиги на политической карте  мира.

Качественные  сдвиги ассоциируются с завоеванием независимости бывшими колониями, сменой форм правления и государственного устройства, типом общественно-экономических отношений (формаций) и т.д. Яркими примерами являются приобретенные суверенитеты десятками стран Африки, Азии, Лат. Америки, развитие демократических форм устройства и правления во многих странах, в том числе бывших социалистических, переход от монархии к республике, от теократического к светскому государству и т.д.

Количественные  или линейные сдвиги выражаются в территориальных потерях или приобретениях вследствие военных захватов (аннексий), передач прав на отдельные территории другими государствами по соглашениям (цессий). Цессия может осуществляться в формах равнозначного обмена территориями, добровольной уступки спорных или иных территорий, затрагивающие интересы проживающего на них населения, купля-продажа, классический пример продажа Аляски в 1867 году США, приращение территории путем, например намыва (аккреций), присуждение территории по решению арбитражного Международного суда (адъюдикаций) и т.д. Естественно, что сегодня роль различных количественных сдвигов неодинакова.

Количественные сдвиги на карте мира – удел преимущественно  прошлых эпох, когда войны были обычным средством решения международных  споров и когда шел процесс  бурного освоения новых земель, формирования колониальных владений.

Территория государств

Государственная территория – часть поверхности Земли, включая  внутренние акватории и т.н. территориальные  воды, недра под ними и аэроторию  над ними, на которую распространяется власть данного государства. Кроме  понятия «территориальные воды», обозначающего  акватории мирового океана, примыкающие  к суши страны в пределах 12 морских  миль, существует также понятие «200-мильной  экономической зоны». В отличие  от 12-мильных территориальных вод  экономическая зона не находится  под суверенитетом прибрежного  государства, но оно может вести  здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в  этой зоне лишь свободой судоходства  и полетов, прокладки кабелей  и трубопроводов.

Территория государства  – важнейшая материальная основа государственного  (национального) суверенитета.

Все государства имеют  территории, или точнее – геотории, ограниченные сухопутными, водными и воздушными границами. Эти границы сложились исторически в результате событий прошлых лет.

Процедура установления границ обычно включает две последовательные стадии:

  • делимитации (договорного определения их направления и положения);
  • демаркации (обозначения границ на месте).

Государственная граница  определяется пограничными знаками и она неприкосновенна.

Государственный строй и формы государственного устройства

Все политико-географические границы, составляющие политическую карту  мира, можно разделить на две большие  группы:

  • самостоятельные государства, формирующие собственные органы власти во всей их полноте.
  • территории, находящиеся по политико-правовому статусу в полной или частичной зависимости от других государств.

Суверенные страны имеют  различные формы организации  своей общественной жизни. Важнейшей  из них является государственный строй: монархия, республика.

Монархическая форма  правления возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, императору, князю, шаху, султану, эмиру) и передается по наследству.

В настоящее время на политической карте мира 30 монархий: нет ни одной  в Америке, 14 – в Азии, 12 – в  Европе, 3 – в Африке и 1 – в  Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство  – Ватикан.

Различают два  вида монархии – абсолютная и конституционная.

При абсолютной монархии власть монарха почти не ограничена. Таких  государств на земном шаре осталось несколько. Причем, даже в абсолютных монархиях  появились парламенты, которые, наделены только совещательными функциями (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт, Катар и др.).

Своеобразной разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия Ватикан.

Республиканская форма правления – форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираемы (либо избираются населением, либо формируются парламентами) и сменяемы.

Эта форма правления наиболее распространенна – более 150 государств установили эту форму.

При республиканской форме  правления законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а  исполнительная – правительству.

При этом различают президентскую  республику, где президент возглавляет  правительство и наделен очень  большими полномочиями (США, ряд стран  Латинской Америки) и парламентскую  республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет  премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).

Республиканскую форму правления  можно считать наиболее прогрессивной  и демократичной. Ее избрали для  себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран  Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще  в прошлом веке, и почти все  бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и Африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы.

Вместе с тем надо иметь  в виду, что форма правления  отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют многочисленные различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношениях.

Государства можно разделить  и по форме административно-территориального устройства.

Выделяют три формы  государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при  которой в стране действует единая конституция, существует единая законодательная и исполнительная власть, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Таких государств в мире подавляющее большинство.

Федеративное  государство – форма административно-территориального устройства, при которой одновременно с функционированием центральных (федеративных) органов власти, действующих в соответствии с общегосударственной конституцией, значительные права имеют субъекты федерации (отдельные территориальные единицы – штаты, провинции, земли и др.), имеющие свои конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

Как правило, это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство.

В большинстве федеративных республик парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов или других административно-территориальных  единиц.

Как правило, федеративное устройство характерно для многонациональных  государств. Эти же государства подвержены опасности сепаратизма и развала. Об этом свидетельствует история  распада таких федераций, как  СССР, Югославии, Чехословакии. Активный сепаратизм проявляется сейчас в  Индии, Канаде, Нигерии и др.

Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства, входящие в состав конфедерации, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и др.).

В настоящее время на политической карте мира не существует конфедераций.

Выводы

Политическая карта мира несет в себе  информацию:

  • об истории формирования политических систем и государств;
  • о соотношении государств в современном мире;
  • о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству;
  • о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие.

Политическая карта мира является исторической категорией, так  как на ней отражаются все изменения  политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.

Эти изменения могут быть:

  • количественными, в том случае, когда изменяются очертания границ страны;
  • качественными, когда речь идет об изменениях политического устройства или характера международных отношений.

В своем формировании и  развитии политическая карта мира прошла несколько исторических периодов, которые  можно условно разделить на: древний (до V в. н.э.), средневековый (V-XV вв.), новый (XV-XVI вв.), новейший (с начала XX в.).

Таким образом, политическая карта мира – это итог нескольких тысячелетий ее развития, количественные сдвиги на ней уступают место качественным изменениям и в этом суть современных  политических процессов.

На современной политической карте мира представлены более 190 государств. Любое из них обладает самостоятельной государственной территорией (пространством осуществления государственной власти), государственными границами, особым политико-географическим положением.

Политико-географическое положение  страны означает характеристику политического  строя, формы государственного устройства, ее место на политической карте мира, связь с другими государствами (особенно соседними) и т.д. Оно взаимосвязано  с характеристикой экономико-географического  положения страны, так как политика и экономика тесно связаны  между собой.

Важными параметрами страны выступают размер государственной  территории и численность населения, ряд морфологических показателей (удаленность от побережья, длина  и извилистость береговой линии, местоположение столицы и др.). В  целом же политико-географическая характеристика страны (или ее региона) предполагает три основных раздела:

  1. Историко-географический раздел включает анализ особенностей становления территории изучаемой страны (региона), ее границ, в развитии и формировании политических противоречий, политического сознания населения, политических традиций и т.п.
  2. Социально-географический раздел рассматривает географические различия в социальной, этнической, конфессиональной (религиозной) и иной структуре населения.
  3. Политико-географический раздел изучает формы и особенности государственного устройства, политико-территориального (в федеративных государствах) и административно-территориального деления. С позиций политической географии представляет интерес структура последнего (порайонные различия в размере, численности населения, число иерархических уровней административно-территориальных единиц).

Вопросы для проверки знаний

  1. Что дает человеку знание того, как формировалась современная политическая карта мира?
  2. Раскройте содержание следующих понятий и терминов: «границы государств», «территориальные воды», «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «теократическая монархия», «республика», «унитарное государство», «Федеративное государство».
  3. Охарактеризуйте этапы формирования политической карты мира в ХХ веке, отмечая при этом конкретные изменения, происшедшие на ней.
  4. Назовите «горячие точки» планеты и причины конфликтов.
  5. Влияет ли на ваш взгляд форма правления на уровень экономического развития страны?

Информация о работе Экономическая география и регионалистика