Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 04:11, курс лекций
1. Общая экономико-географическая характеристика регионов мира:
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы.
• Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
• Экономико-географическая характеристика стран Африки.
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии (по отношению к странам СНГ).
• Экономико-географическая характеристика США.
• Экономико-географическая характеристика Китая.
• Экономико-географическая характеристика Бразилии.
1990-1991 гг. – процесс деколонизации
продолжается. Последняя колония
в Африке - Намибия получила
На современной политической
карте мира насчитывается около
230 стран и территорий, около 190 из
них суверенные государства –
политически независимые
Их группируют по размерам территории и количеству населения.
По размеру территории выделяют 7 самых больших стран мира: Россия, Канада, Китай, США, Индия, Бразилия, Австралия.
Крупные, средние, небольшие государства, микрогосударства: Андорра, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Сан-Марино, Ватикан.
По количеству населения выделяют 10 самых больших стран с числом жителей более 100 млн. человек в каждой: Китай, Индия, США, Бразилия, Япония, Россия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Нигерия.
Группируют страны мира по особенностям географического положения, различают: приморские, островные (Великобритания), страны архипелага (Япония, Индонезия), страны, не имеющие выхода к морю.
Качественные и количественные сдвиги на карте мира
Политико-географическое устройство мира ежегодно претерпевает серьезные изменения. Например, лишь в 1993 г. появилось новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря), поменяли форму государственного устройства Бельгия, перейдя от унитарного к федеративному статусу, превратилась из республики в конституционную монархию Камбоджа и т.д.
В этой связи необходимо различать качественные и количественные сдвиги на политической карте мира.
Качественные сдвиги ассоциируются с завоеванием независимости бывшими колониями, сменой форм правления и государственного устройства, типом общественно-экономических отношений (формаций) и т.д. Яркими примерами являются приобретенные суверенитеты десятками стран Африки, Азии, Лат. Америки, развитие демократических форм устройства и правления во многих странах, в том числе бывших социалистических, переход от монархии к республике, от теократического к светскому государству и т.д.
Количественные или линейные сдвиги выражаются в территориальных потерях или приобретениях вследствие военных захватов (аннексий), передач прав на отдельные территории другими государствами по соглашениям (цессий). Цессия может осуществляться в формах равнозначного обмена территориями, добровольной уступки спорных или иных территорий, затрагивающие интересы проживающего на них населения, купля-продажа, классический пример продажа Аляски в 1867 году США, приращение территории путем, например намыва (аккреций), присуждение территории по решению арбитражного Международного суда (адъюдикаций) и т.д. Естественно, что сегодня роль различных количественных сдвигов неодинакова.
Количественные сдвиги на
карте мира – удел преимущественно
прошлых эпох, когда войны были
обычным средством решения
Территория государств
Государственная территория
– часть поверхности Земли, включая
внутренние акватории и т.н. территориальные
воды, недра под ними и аэроторию
над ними, на которую распространяется
власть данного государства. Кроме
понятия «территориальные воды», обозначающего
акватории мирового океана, примыкающие
к суши страны в пределах 12 морских
миль, существует также понятие «200-мильной
экономической зоны». В отличие
от 12-мильных территориальных
Территория государства – важнейшая материальная основа государственного (национального) суверенитета.
Все государства имеют территории, или точнее – геотории, ограниченные сухопутными, водными и воздушными границами. Эти границы сложились исторически в результате событий прошлых лет.
Процедура установления границ обычно включает две последовательные стадии:
Государственная граница определяется пограничными знаками и она неприкосновенна.
Государственный строй и формы государственного устройства
Все политико-географические границы, составляющие политическую карту мира, можно разделить на две большие группы:
Суверенные страны имеют различные формы организации своей общественной жизни. Важнейшей из них является государственный строй: монархия, республика.
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, императору, князю, шаху, султану, эмиру) и передается по наследству.
В настоящее время на политической карте мира 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке и 1 – в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство – Ватикан.
Различают два вида монархии – абсолютная и конституционная.
При абсолютной монархии власть монарха почти не ограничена. Таких государств на земном шаре осталось несколько. Причем, даже в абсолютных монархиях появились парламенты, которые, наделены только совещательными функциями (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт, Катар и др.).
Своеобразной разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия Ватикан.
Республиканская форма правления – форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираемы (либо избираются населением, либо формируются парламентами) и сменяемы.
Эта форма правления наиболее распространенна – более 150 государств установили эту форму.
При республиканской форме
правления законодательная
При этом различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки) и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).
Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и Африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют многочисленные различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношениях.
Государства можно разделить
и по форме административно-
Выделяют три формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство – форма государственного устройства,
при которой в стране действует единая
конституция, существует единая законодательная
и исполнительная власть, состоящее из
административно-
Таких государств в мире подавляющее большинство.
Федеративное
государство – форма административно-
Как правило, это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
В большинстве федеративных
республик парламенты состоят из
двух палат, одна из которых обеспечивает
представительство республик, штатов
или других административно-
Как правило, федеративное устройство
характерно для многонациональных
государств. Эти же государства подвержены
опасности сепаратизма и
Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства, входящие в состав конфедерации, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и др.).
В настоящее время на политической карте мира не существует конфедераций.
Выводы
Политическая карта мира несет в себе информацию:
Политическая карта мира является исторической категорией, так как на ней отражаются все изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.
Эти изменения могут быть:
В своем формировании и развитии политическая карта мира прошла несколько исторических периодов, которые можно условно разделить на: древний (до V в. н.э.), средневековый (V-XV вв.), новый (XV-XVI вв.), новейший (с начала XX в.).
Таким образом, политическая карта мира – это итог нескольких тысячелетий ее развития, количественные сдвиги на ней уступают место качественным изменениям и в этом суть современных политических процессов.
На современной политической карте мира представлены более 190 государств. Любое из них обладает самостоятельной государственной территорией (пространством осуществления государственной власти), государственными границами, особым политико-географическим положением.
Политико-географическое положение
страны означает характеристику политического
строя, формы государственного устройства,
ее место на политической карте мира,
связь с другими государствами
(особенно соседними) и т.д. Оно взаимосвязано
с характеристикой экономико-
Важными параметрами страны
выступают размер государственной
территории и численность населения,
ряд морфологических
Вопросы для проверки знаний
Информация о работе Экономическая география и регионалистика