Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:21, реферат
Улица Первомайская возникла на свободном от построек месте как магистраль, соединяющая западную и восточную части города Черниковска, которым тогда являлась Черниковка. Строительство улицы, которая называлась просто «Новая», шло фактически на территории Уфимского района на картофельном поле. Оно началось в конце 1940-х гг. с постройки двух домов (ныне находятся по адресу Первомайская, 38 и Первомайская, 40) и шло одновременно в противоположные стороны. Западная (верхняя) часть улицы называлась улицей Сталина и была застроена типичными «сталинками», которые были признаны культурным наследием эпохи.
Улица Первомайская возникла на свободном от построек месте как магистраль, соединяющая западную и восточную части города Черниковска, которым тогда являлась Черниковка.
Строительство улицы, которая называлась просто «Новая», шло фактически на территории Уфимского района на картофельном поле. Оно началось в конце 1940-х гг. с постройки двух домов (ныне находятся по адресу Первомайская, 38 и Первомайская, 40) и шло одновременно в противоположные стороны. Западная (верхняя) часть улицы называлась улицей Сталина и была застроена типичными «сталинками», которые были признаны культурным наследием эпохи.
На улице располагались Дворец Орджоникидзе (архитектор Н. Шабаров), а также знаменитые здания «Восьмиэтажек» (архитекторы М. Лысогорский, В. Голосов и др.) — два первых высотных дома в городе, построенные в 1949 г. Ниже руками немецких военнопленных было построено здание кинотеатра «Победа» (архитектор М. С. Яшвин). Тогда же улица получила название в честь И. Сталина. После прихода к власти Никиты Хрущёва улица снова была переименована в честь 1 Мая.
Восточная
(нижняя) часть улицы застроена
типичными безликими «
Еще недавно маленькие разрозненные деревушки: Тужиловка, Непейцево, Сипайлово, Богородское, Черниковка, Дежневе, Александрова в большинстве своем лежали за чертой города и не были с ним связаны. И лишь строительство новых заводов к северу от тогдашней Уфы в предвоенные пятилетки разбудило эту пригородную территорию и дало толчок к ее последующему интенсивному заселению.
По мере осуществления в 30-40-х годах крупного индустриального строительства на этой территории вокруг заводов стали создаваться отдельные поселки, которые затем разрастались, сливались друг с другом, и, наконец, после проведения больших градостроительных работ по единому плану сложился целый социалистический город, связанный экономически и организационно со старой частью Уфы.
Черниковский район был переименован в Сталинский район г. Уфы, а затем в 1944 году был выделен в самостоятельный город Черниковск, названный так по железнодорожной станции Черниковка. Но существование рядом двух городов носило временный характер. Они продолжали пользоваться общим водопроводом, имели общую энергетическую базу, городской транспорт и т.п. \ В годы войны город рос такими темпами и в таких масштабах, которые не могли быть предусмотрены планами и проектами, разработанными раньше. Война внесла в них свои коррективы. Размещение эвакуированных предприятий, строительство жилья, культурно-бытовых объектов, в основном временных, шло без единого плана. Это привело впоследствии к большим трудностям. Возникла необходимость упорядочить градостроительство, вести его с перспективой. Институту «Ленгипрогор» было дано задание по составлению генеральных планов развития Уфы и Черниковска на 20 лет. в апреле 1948г. Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план застройки Черниковска.
Предусматривалось ведение промышленного строительства на окраинах города, перевод из центра некоторых предприятий, дальнейшее благоустройство территории. Многоэтажные застройки предполагались в центре и вдоль магистрали Уфа-Черниковск (ныне проспект Октября). Несмотря на то, что планы Уфы и Черниковска исходили из их раздельного развития, они были строго согласованы. В архитектуре и планировке содержалось много общих черт и единых решений. Намечалось общее развитие внутригородского транспорта, энергетических, водопроводных и канализационных сетей. Сама жизнь подсказывала необходимость объединения Черниковска вновь с Уфой в целях создания единого крупного благоустроенного города - хозяйственного, административного и культурного центра республики Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в июне 1956 года было произведено объединение двух городов в один город Уфу .Одновременно Черниковка разделилась на Калининский и Орджоникидзевский районы.
В северной части города расположились нефтяные заводы, предприятия деревообрабатывающей промышленности, ряд предприятий легкой и пищевой промышленности и производство строительных материалов.
Промышленное становление.
Новое промышленное строительство в г. Уфе началось с сооружения центральной электрической станции (ЦЭС) и других предприятий. Место для строительства ЦЭС выбрали близ деревни Черниковка, в 12 км. от Уфы. На прилегающей территории, занятой тогда лесным массивом и прибрежными лугами в излучине реки Уфа предстояло создать взаимосвязанные предприятия комбината: спичечную, бумажную и фанерную фабрику, лесопильный и дубильно-экстрактный заводы. Торжественная закладка электростанции состоялась 16 сентября 1928 года. Проектная мощность ЦЭС равна 4 тыс. кВт. В 1933 году вступил в строй Черникив^кий лесопильный завод, а через год дали первую продукцию фанерная фабрика и дубильно-экстрактный завод. Строительство Уфимского промышленного комбината закончилось. Сооружение Уфимского моторостроительного завода началось в сентябре 1931 года. Его вел созданный Высшим Советом народного хозяйства СССР для этой цели 17-й государственный строительный трест. Строительство завода - дело необычайно сложное и трудное. Строительная площадка раскинулась широко. Вязкие болота, леса, озера, заросшие камышом, бездорожье - ни пройти, ни проехать. Низкая, запроваливаясь и нашла иконку. Теперь на предполагаемом месте находки иконы поставлена часовня.
В 1870г. в селе Богородском было 76 дворов, в них 257 мужчин и 246 женщин. Основной состав населения русские. В селе находилось волостное правление, училище, два хлебных магазина.
В 1873г. случился пожар, сгорели волостное правление и две деревянные церкви. После этого были построены новые храмы: главный храм - Богородицко-Казанский 14 июня 1881г. Благодаря стараниям священника отца Алексея Кумесова, Богородская церковь была закрыта одной из последних в Уфимском районе - в 1933г. рядом возникли корпуса Уфимского авиамоторного и котлотурбинного заводов.
Селу Богородскому надлежало исчезнуть с карты республики. «Учитывая, что село Богородское перестроится во вторую очередь моторного городка», Башкирский Совнарком запретил с 1931г. возведение здесь новостроек и капитальный ремонт существующих домов. Крестьянам предлагалось немедленно переселиться на новые места. Здесь же был образован рабочий поселок. Поселковый Совет получил наименование Черниковского поселкового Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов района новостроек Уфимского района БАССР.
Одновременно село Богородское было переименовано в село Моторное. Вскоре село Моторное стало центром отдельного района с прямым подчинением Уфимскому горсовету. Черниковский район был переименован в Сталинский.
Так рождалась Черниковка - совершенно новая Уфа, превосходящая Уфу дореволюционную как по площади, так и по числу жителей. И на всей этой огромной осваиваемой территории не было другого храма кроме закрытого в бывшем селе Богородском. Позже поселок стал сокращенно называться ИНОРСом. Существуют две версии расшифровки этого названия. По одной из них - поселком «иностранная рабочая сила», чей труд в первые послевоенные годы активно использовался на производстве и в строительстве. По второй версии - ИНОРС - институт нормы и стандартов, по названию которого и именуется микрорайон.
Во время войны на улице Первомайской было поле. Трудящиеся предприятий сажали на нем картофель. Квартал из 12 пятиэтажных домов появился тогда, когда Первомайской к востоку еще не существовало. Пока квартал домов стоял в одиночестве, в народе его прозвали Рыбинским поселком. Только с дальнейшим строительством улицы это название ушло в прошлое.
После первых военных побед
появились лагеря для
Как вы думаете, почему наша
улица называется Первомайской?
Конечно же, в честь 1 Мая! В
конце сороковых – начале
Северная часть города Уфы, или попросту Черниковка, стала осваиваться относительно недавно. До войны здесь было лишь несколько малонаселенных деревень. Во второй половине 40-х годов, в связи с появлением в Черниковке мощного промышленного комплекса и, соответственно, большого количества рабочих людей и их семей, здесь развернулось грандиозное жилищное строительство. Буквально на глазах там, где еще недавно был самый настоящий пустырь, возникали целые жилые кварталы, магазины, скверы, тротуары и асфальтированные дороги.
С 1948-го по 1950 год в Черниковке было создано 135 тысяч квадратных метров жилья, в 6,5 раз больше чем по всей остальной Уфе.
Именно в это время стала строиться центральная улица Черниковска – Первомайская, главная магистраль Калининского и Орджоникидзевского районов. Начинается она у парка «Нефтяников» и заканчивается у Дворца культуры моторостроителей. Это самая широкая и красивая улица двух районов.
Строительство Первомайской
Без всякой натяжки в первые
послевоенные десятилетия на
карте столицы появились
По обе стороны Первомайской
были отстроены жилые кварталы
с уютными дворами, разбиты
парки и бульвары. На улице
возведены величественные
Особенно удался центр с
Именно при создании улицы
Первомайской строители
Однако в полную силу
Через пять месяцев после
Ансамбль жилых домов в
При этом объемы местных новостроек на порядок превосходили собственно столичные темпы. Только с 1948-го по 1950 год в Черниковке было создано 135 тысяч квадратных метров жилья, в 6,5 раз больше чем по всей остальной Уфе. Именно в это время стала строиться центральная улица Черниковска – Первомайская, главная магистраль Калининского и Орджоникидзевского районов. Начинается она у парка «Нефтяников» и заканчивается у Дворца культуры моторостроителей. Это самая широкая и красивая улица двух районов.
По обе стороны Первомайской
были отстроены жилые кварталы
с уютными дворами, разбиты
парки и бульвары. На улице
возведены величественные