Исследование рекреационного потенциала Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 02:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование рекреационного потенциала Украины, ее природно-географических и историко-культурных ресурсов.

Большой вклад в изучение природно-рекреационного потенциала Украины внесли А.А. Бейдик, А.П. Голиков, О.А. Любицева, Я.Б. Олейник, В.П. Руденко, П.Г., Шищенко и др. Однако проблема характеристики и оценки влияния природного туристско-рекреационного потенциала на развитие туризма и теперь находится в сфере научных исследований.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 53.89 Кб (Скачать)
  1. природные – климат, водные ресурсы, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, национальные парки, живописные пейзажи;
  2. культурно–исторические – культурные, исторические, археологические, этнографические объекты;
  3. социально-экономические условия и ресурсы – экономико-географическое положение территории, ее транспортная доступность, уровень экономического развития, трудовые ресурсы и т.д.

     Надо  отметить, что рекреационные ресурсы  более широкое понятие, чем туристические, поскольку включает компоненты природы, социально – экономические условия  и культурные ценности как условие  удовлетворения всех рекреационных  потребностей человека, в том числе  и лечебных.

     Для выявления рекреационных возможностей территории важно провести рекреационную  оценку природных ресурсов; оценка-это  отражение связи между человеком (субъектом) и элементами окружающей среды или средой в целом. В  науке сложились три основных оценки природных ресурсов: медико-биологический, психолого-эстетический, технологический.

     Ведущую роль при медико-биологических оценках  играет климат. При анализе необходимо выявить комфортность условий, определяющуюся климатическими и медико-биологическими характеристиками, но понятие «комфортность» относительно, т.к. для некоторых  видов отдыха (например, лыжных походов) комфортными можно считать условия, характерные для зимнего периода  средней полосы и для переходных сезонов северных территорий.

     При психологической оценке учитываются, прежде всего, эстетические качества территории – экзотичность и уникальность. Экзотичность территории определяется как степень контрастности места  отдыха по отношению к постоянному  месту жительства, а уникальность – как степень встречаемости  или неповторимости объектов и явлений. Учёными было предложено ряд положений  для измерения эстетических свойств  территории. Так, наиболее привлекательными ландшафтами являются пограничные: вода-суша, лес-поляна, холм-равнина.

     Технологическая оценка отражает взаимодействие человека и природной среды посредством  «технологии» рекреационной деятельности и техники. Оцениваются, во-первых, возможности  для определённого вида рекреации, а, во-вторых, возможности инженерно-строительного  освоения территории.

     Экономическая оценка природных рекреационных  ресурсов необходима для экономического обоснования вложений в воспроизводство, охрану и улучшение использования  рекреационных ресурсов. Эта оценка тесно связана с видом ресурса, его качеством, местоположением  относительно районов спроса, технологией  использования, экологическими качествами. Связь может быть выражена системой качественных и количественных показателей. К количественным относятся – доступность мест отдыха и туризма, их пропускная способность, расход лечебных ресурсов на человека в день, концентрация людей в рекреационных зонах и т.д. Качественные показатели учитывают привлекательность туристского объекта, пейзажа, уровень комфорта и т.д.

     Особая  сложность в оценке рекреационных  ресурсов состоит в том, что их надо рассматривать как с позиции  организаторов отдыха, так и с  позиции отдыхающих. Эффективность  отдыха определяется возможностью сочетания  разных видов занятий, что предполагает необходимость комплексного подхода  к оценке ресурсов. При оценке ресурсосочетаний важно выявить вес и значимость отдельных компонентов, составляющих общую ценность природного комплекса.

     Существуют  различные методы оценки природных  рекреационных ресурсов, но самой  распространённой и наиболее соответствующей  комплексному рекреационному анализу  территории является оценка степени  благоприятности тех или иных параметров для рекреационного исследования. При рассмотрении природных ресурсов целесообразно применять пофакторно-интегральную оценку ресурса в зависимости  от вида рекреационной деятельности, в которой этот ресурс используется.

       Также для развития туристической индустрии  большое значение имеет учёт норм антропогенной нагрузки на природные  комплексы, поскольку неграмотная  эксплуатация природных ресурсов пагубно  сказывается на экологическом состоянии  природных комплексов. Таким образом, обязательным условием пригодности  природных рекреационных ресурсов является экологическое благополучие природной среды. 

    1. Правовое  обеспечение рекреационной деятельности

       В настоящее время актуальность правовых исследований рекреационных отношений  обусловлена их значимостью для  оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования  природных ресурсов. Рекреационное  законодательство в настоящее время  находиться в состоянии развития и представлено множеством нормативных  актов.

    Для правового режима природных рекреационных  территорий характерно:

  1. наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;
  2. направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;
  3. запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду, какие-либо изменения природного ландшафта;
  4. запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;
  5. установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;
  6. общегосударственный характер собственности на них;
  7. установление дополнительных обязанностей пользования ими;
  8. смешанный характер их правового режима.

       В Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" дано понятие  рекреационной зоны.

       Рекреационная зона - это участки суши или водного  пространства, предназначенные для  организованного массового отдыха и туризма.

       Создание  рекреационных зон на участках лесного  фонда регулируется нормами лесного  законодательства (Лесной кодекс Украины, Положение Кабинета Министров Украины  от 21.07.1995 "Об утверждении порядка  разделения лесов на группы, отнесение  их к категории защищенности и  выделения особо защитных земель участков лесного фонда" и др).

       Согласно  ст. 3 Лесного кодекса Украины  рекреационная функция леса признается за преобладающую, а рекреационное  лесопользование рассматривается  как обязательное условие восстановления сил и здоровья человека, повышение  трудового потенциала общества.

       Особенности режима рекреационного использования  ресурсов (в т.ч. лесопользования) отражены в Законе Украины "О природно-заповедном фонде Украины", в частности  для зон регулируемой и стационарной рекреации национальных природных  и региональных ландшафтных парков, экспозиционных зон ботанических садов, дендрологических парков, рекреационных  зон зоологических парков (ст. 21-38 указанного закона).

       Так, зона регулируемой рекреации может  использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра  особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических  маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме  осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению  состояния среды и снижению рекрационной ценности.

       При пользовании отдельными рекреационными территориями разрабатываются допустимые границы рекреационной нагрузки. Допустимой рекреационной нагрузкой  в научной литературе считается  предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий  отдыха без нарушения восстановительных  свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекреационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлены нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150.

       Кроме установления предельных размеров рекреационной  нагрузки представляет интерес лимитирование, которое предусмотрено для использования  природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного  фонда общегосударственного значения. При этом установление лимитов на использование природных ресурсов в оздоровительных, рекреационных  и образовательно-воспитательных целях  предусматривает определение границ территорий и количества рекреантов с учетом степени рекреационной  нагрузки на эти территории. Лимит  на данный вид использования природных  ресурсов может быть краткосрочным - до 1 года, и долгосрочным - от 1 до 10 лет, в зависимости от категории  территории или объекта, установленного режима его охраны, использования  и нарушения его природных  комплексов. В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что рекреационное право - это  совокупность норм, регулирующих рекреационные  отношения с целью обеспечения  эффективного функционирования рекреационного хозяйства, рационального использования  и охраны рекреационного фонда, реализации прав граждан на отдых, восстановление основных жизненных сил. Рекреационное  право является подотраслью хозяйственного и экологического права, т.к. правовые инструменты именно этих отраслей являются базовыми для ее формирования. Также  в формировании рекрационного права  значительная роль принадлежит научным  исследованиям. В этом смысле рекреационное  право представляет собой совокупность теорий, научных подходов, знаний о  рекреационных отношениях.

       В последние 10 лет вопросы рекреации  и ее правового регулирования  ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, однако решены не были. Были приняты  отдельные нормативные акты, которые  решали отдельные вопросы в этой области, но не проблему. В результате была накоплена большая база нормативных  документов, которая нуждается в  систематизации и обобщении.

       Основными этапами систематизации рекреационного законодательства являются:

  1. Принятие концепции формирования правового регулирования рекреационной деятельности;
  2. Принятие Закона Украины "О рекреационном фонде Украины";
  3. Внесение изменений и дополнений в другие нормативные акты действующего законодательства;
  4. Разработка правового регулирования осуществления рекреационной деятельности на отдельных территориях.
  5. Общие положения законодательства о рекреационной деятельности
  6. Конституция Украины;
  7. Закон Украины "О собственности";
  8. Закон Украины "О природно-заповедном фонде Украины";
  9. Закон Украины "Об охране окружающей природной среды";
  10. Закон Украины "О патентировании отдельных видов предпринимательской деятельности";
  11. Декрет КМУ "О стандартизации и сертификации";
  12. Лесной кодекс Украины;
  13. Водный кодекс Украины;
  14. Земельный кодекс Украины;
  15. Закон Украины "О животном мире";
  16. Закон Украины "Об экологической экспертизе".
 

2 ОСНОВНЫЕ  РЕКРИАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ УКРАИНЫ

       2.1 Рекреационные ресурсы Крымского полуострова

     Рекреационное хозяйство Крыма опирается на мощную ресурсную базу. К рекреационным  ресурсам Крыма относятся: пляжи (протяженность  составляет 517 км), минеральные воды (дебет - 30 тыс. м3/сутки); лечебные грязи (запасы - 24 млн. м3); море, морской и  лесной воздух, климат; ландшафты (рельеф, растительность и т. д.).

     Рекреационные предприятия распределены по территории Крыма неравномерно. Наибольшую концентрацию они составляют на Южном и Юго-восточном  берегу Крыма - здесь размещено 51% всех мест здравниц республики, на западном берегу - 39%, Восточном - 8% и в глубинных  территориях - менее 3%. Наименее освоена  в рекреационном плане Восточное  побережье и совершенно не освоена  территория Арабатской стрелки, побережье  Казантипского залива. Примерно 97% здравниц сконцентрированы на узкой трех километровой прибрежной полосе моря - это наиболее комфортабельные здравницы. В глубинных  территориях (горных и предгорных) размещены  небольшие, менее комфортабельные  здравницы: это преимущественно  детские лагеря, туристические базы, расположенные на туристических  маршрутах. Глубинные территории республики обладают всеми необходимыми условиями  для рекреационного развития, это: - живописные ландшафты долин горного  и предгорного Крыма;

Информация о работе Исследование рекреационного потенциала Украины