География центрального экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

В состав Центрального экономического района входят: г.Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская и Ярославская области.
Территория – 485 тыс. км2
Населения – 31 млн чел.

Оглавление

1. Административный состав района.
2. Особенности экономико-географического положения.
3. Место района в хозяйственном комплексе страны.
4. Оценка природных ресурсов и условий района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализа-ции района.
7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
10. Развитие внешних связей района.
11. Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Список литературы
Карта

Файлы: 1 файл

центральный район.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

План  ответа: 

     1. Административный состав района.

     2. Особенности экономико-географического положения.

     3. Место района в хозяйственном комплексе страны.

     4. Оценка природных ресурсов и условий района.

     5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.

     6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.

     7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.

     8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.

     9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).

     10. Развитие внешних связей района.

     11. Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.

     Список  литературы

     Карта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административный  состав района.
 

     В состав Центрального экономического района входят: г.Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская и Ярославская области.

     Территория  – 485 тыс. км2

     Населения – 31 млн чел. 

  1. Особенности экономико-географического положения.
 

     Данный  район отличается удобным географическим положением. Для него характерна транспортная насыщенность, радиально-кольцевая  конфигурация транспортной системы. Широкая  сеть железнодорожных и шоссейных  магистралей, водных путей, воздушного транспорта, трубопроводы и электрическая сеть – связывают Центральный район со всеми республиками, краями и областями страны, с главными сырьевыми базами и потребителями производимой в районе продукции. Это дает возможность включения в экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей стране.

     Центральный район граничит с Беларусью и Украиной. Из российских регионов район граничит с Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским,  
Поволжским и Центрально-Черноземным районами, с которыми развиваются интенсивные хозяйственные отношения и образуются  
межрегиональные ассоциации.

     Центральный район - древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и сформирования русского народа. Район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - Москва. Среди всех экономических районов данному принадлежит ведущая роль. 
 

  1. Место района в хозяйственном  комплексе страны.
 
 

     Центральный район расположен в центре европейской  части нашей страны и играет огромную роль в ее народном хозяйстве. Занимая 2,2% территории (седьмое место в РФ), район концентрирует 10,7% населения и значительную часть промышленного производства. По объему валовой продукции промышленности, стоимости основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала Центральный район намного превосходит все другие отдельно взятые экономические района. Района дает значительную часть всей машиностроительной продукции (автомобили, станки, приборы, электротехническая продукция), химических изделий (химические волокна, пластические массы и синтетические смолы), тканей. Район первенствует по выпуску железобетонных конструкций, стекла, картона, многих пищевых продуктов. Развиты и другие отрасли промышленности, а также сельское хозяйство и все виды транспорта.

     Благодаря высокому научно-техническому потенциалу, наличию квалифицированных кадров, развитой производственной и социальной инфраструктуре эффективность производства в районе выше, чем в среднем по стране. 

  1. Оценка  природных ресурсов и условий района.
 

     Район находится в центре Русской равнины. Рельеф волнистый, местами сильно расчлененный. Поверхность западной части более  приподнята. Здесь располагаются Валдайская, Смоленская, Московская, Среднерусская возвышенности. На севере и востоке преобладает равнинный рельеф. В целом рельеф благоприятен для хозяйственной деятельности.

     Климат  умеренно континентальный с относительно мягкой зимой и теплым летним периодом. Большая часть района принадлежит  бассейну Волги и находится в основном в лесной зоне, и только южные окраины заходят в лесостепную зону. Леса занимают 25-30% территории района. Почвы дерново-подзолистые, дерново-луговые, торфяно-болотные, серые лесные и деградированные черноземы на юге.

     Природные условия в основном благоприятны для развития сельского хозяйства. Но большим недостатком являются поздние весенние и ранние осенние заморозки. Выращивают овощные культуры, картофель, зерновые и др.

     В Центральном районе нет и не было значительных запасов по экономическому значению полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы представлены залежами бурых углей подмосковного бассейна, торфа в северной и центральной частях района, фосфоритов возле Брянска, железных руд в Тульской области, а также известняков, огнеупорных глин и кирпичных глин, строительных, стеклянных и формовочных песков.

     Наличие в районе бурых углей и торфа  сыграло важную роль в его индустриализации. Богатство различных строительных материалов дало толчок для развития промышленности строительных материалов, цементной, стекольной, фарфорофаянсовой промышленности.

     Водные  ресурсы составляют 2% от общероссийских. Средние показатели водными ресурсами  примерно в 7 раз ниже, чем в целом  по России. Речная сеть относится к  бассейнам Каспийского, Черного, Балтийского морей. Здесь протекают Волга с притоками Окой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Большие озера – Чухломское, Галичское, Селигер. Наиболее обеспечены поверхностными водами Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская области.

     Центральный район имеет большие рекреационные  ресурсы. Здесь живописные ландшафты среднерусской полосы, лесная зона, множество рек, заповедники, богатая флора и фауна. Значительны запасы минеральных вод: сульфатно-кальциевая вода в Тульской области, есть вода типа «Есентуки» и др. 

  1. Характеристика  населения и трудовых ресурсов района.
 

     Центр — район древнейшего славянского  заселения, историческое ядро русской  народности. И в настоящее время  район отличается весьма однородным национальным составом: здесь повсеместно преобладает русское население. Небольшие национальные группы есть на востоке Рязанской области (татары) и северо-востоке Тверской (карелы). На западе живут белорусы и украинцы. 
   Характерная черта Центра — высокий удельный вес городского населения. В районе 248 городов и 400 ПГТ, в которых проживает свыше 25 млн. чел. Таким образом доля городского населения в районе — 82,5%. При этом среднерайонного показателя достигли Ивановская, Тульская и Ярославская области, а Московская — превысила его. В районе более 30 больших городов, доля населения которых в общей численности жителей ЦЭР составляет почти половину, а в городском населении — более 2/3. В Центре распространены как крупные скопления городских поселений, так и одиночные города и поселки. Среди скоплений городов выдающееся место занимает Москва, вокруг которой выросла целая плеяда спутников. В Московской агломерации проживает 1/2 городского населения района. Другие крупнейшие городские агломерации-”миллионеры” — Тульская и Ярославская. Важной причиной усиления связи между городами является их многопрофильность, особая роль промышленности, территориальная близость, благоприятные транспортные условия. Большие города отличаются высокими темпами роста, что обусловлено концентрацией промышленности и социальной инфраструктурой. Сеть городских поселений Центра складывалась в течение долгих веков. Здесь более, чем где бы то ни было сохранились города, принадлежащие к числу наиболее древних в нашей стране. Именно они стали опорными точками современного городского расселения. Среди административных и промышленных центров также преобладают древние города (Смоленск, Рязань, Владимир, Вязьма, Коломна).

     Для района характерна сравнительно небольшая доля сельских жителей в общей численности населения — 17%. Основная причина сокращения числа сельских жителей района — интенсивный отток из сельской местности. В Подмосковье, а также в Ивановской, Владимирской, Тульской областях значительную часть жителей сельских населенных пунктов составляет население, не связанное с сельским хозяйством. Население издавна осваивало прежде всего более плодородные земли, поэтому в местах распространения очень благоприятных почв образовались массивы сплошного заселения. Для большей части Центра характерны мелкие и средние селения, что объясняется преобладанием очагового характера земледельческого освоения территории. На юго-востоке района преобладают более редко расположенные крупные села. Это соответствует более высокой продуктивности земли, сплошному освоению территории и др. Крупные сельские населенные пункты можно встретить также вдоль больших рек, около городов. 
 Миграция оказала определенное влияние на динамику роста численности населения района. Для механического движения городского населения характерна большая доля мигрантов из других экономических районов. Центральный район к югу от Москвы — одно из главных полей миграционного тяготения.

     Сложившаяся в Центре демографическая ситуация характеризуется невысоким естественным приростом и возрастанием доли населения старших возрастов. Численность трудовых ресурсов недостаточна. Население Центра, как древнего хозяйственного ядра страны, исторически стало носителем многих разнообразных производственных навыков. Благодаря раннему развитию промышленности, которая опиралась на сложившиеся навыки населения, в Центре еще задолго до революции сформировалась большая армия квалифицированных рабочих. Район, прежде всего благодаря расположенной в его пределах Москве, играл и играет выдающуюся роль в развитии культуры, подготовки квалифицированных кадров. Более высокий, чем в среднем по стране, уровень занятости трудовых ресурсов в непроизводственной сфере обусловлен ролью, которую район играет в развитии науки, культуры и подготовке кадров специалистов. Но сам район испытывает дефицит главным образом в менее квалифицированной рабочей силе. 

  1. Развитие  и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
 

     Машиностроение  и металлообработка в районе представлены практически всеми отраслями  и подотраслями. Из 26 отраслей машиностроения, получивших наибольшее развитие в Центральном районе, 19 имеют общероссийскую специализацию. Преобладают сложные и наукоемкие производства. Важнейшие виды продукции машиностроения и металлообработки – это автомобили, изделия радиотехнической и электронной промышленности, управляющие и вычислительные машины, автоматические линии и станки, приборы, инструменты, подшипники.

     Транспортное  машиностроение представлено производством  автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Широкое развитие транспортного машиностроения в районе обусловлено его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения.

     Крупным центром автомобилестроения является Москва. Здесь расположены завод им. И.А.Лихачева (ЗИЛ) и завод малолитражных автомобилей (АЗЛК). В Московской области находится автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей.

     Одним из крупнейших в стране заводов транспортного  машиностроения стал Коломенский тепловозостроительный  завод им. В.В.Куйбышева. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском и Муромском заводах. Вагоностроение представлено Тверским машиностроительным заводом, который производит пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов. Мытищинский машиностроительный завод выпускает пассажирские вагоны для метрополитена. В Брянске производятся изотермические вагоны.

     Речное  судостроение имеет преимущественно  местное значение. Центры речного  судостроения и судоремонта –  Москва, Рыбинск, Кострома.

     В районе выпускают мотоциклы и  мотороллеры (Тула, Ковров), самолеты (Москва).

     Станкостроение  специализировано на изготовлении автоматических станков и линий, агрегатных станков, гибких производственных систем, станков с числовым программным управлением. Основные центры станкостроения – Москва, Коломна, Иваново, Рязань, Егорьевск. В Москве выпускаются полуавтоматические станки, завод им. С.Орджоникидзе специализируется на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Также заводы столицы выпускают внутришлифовальные, координатно-расточные и другие станки. Москва – крупный центр производства инструментов. В Рязани получило развитие производство кузнечнопрессового оборудования и автоматических станков. В Коломне производятся карусельные и зубофрезерные станки. Центральному району принадлежит 32% производства металлорежущих станков и 13% кузнечнопрессовых машин страны.

     Приборостроение представлено выпуском опытной аппаратуры для научных исследований, средств контроля производственных процессов, оптико-механической техники, точных приборов. Основной центр – Москва. Приборостроение развито также во Владимире, Рязани, Смоленске, Угличе и других городах.

Информация о работе География центрального экономического района