Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 11:29, контрольная работа
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Вопрос
№1.
География
автомобильного транспорта
РБ.
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и, прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока.
Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Республики Беларусь должно отвечать требованиям европейской интеграции.
Развитие и структура основной деятельности транспорта определяется масштабами развития и спецификой размещения отраслей народного хозяйства, интенсивностью социально-культурных, торговo-экономических и других связей. По этому к факторам, которые создают (формируют) структурные сдвиги в основной деятельности транспорта (пассажир оборот или грузооборот), следует отнести демографические, территориальные, народнохозяйственные, технико-эксплуатационные, экономические.
Демографические факторы - численность населения и тенденция его роста, социальный и возрастной состав населения, географическое размещение, удельный вес городского населения в общем количестве населения республики.
Территориальные факторы - климат, рельеф местности, величина территории республики, наличие и плотность существующей сети транспортных средств.
Народнохозяйственные факторы - материальное благосостояние населения; развитие важнейших отраслей народного хозяйства, торговли, курортно-оздоровительной сети, высших и средних учебных заведений.
Технико-эксплуатационные факторы - постоянство и регулярность движения транспортных средств, качество услуг при перевозке.
Экономические факторы - себестоимость и тарифы на перевозку по видам транспорта.
Эти факторы определяют объемы перевозок грузов и пассажиров, конфигурацию и плотность транспортной системы, рациональную структуру перевозок грузов и пассажиров.
Автомобильному транспорту принадлежит одно из ведущих мест в организации пассажирских перевозок Республики. На его долю приходится 40% пассажирооборота, и по этому показателю он уступает только железнодорожному транспорту.
Автомобильный
транспорт выполняет основную долю
перевозок грузов и пассажиров на
близкие и средние расстояния.
Нередко автомобильным
Темпы роста объемов перевозок грузов в республике за 9 месяцев 2007 г. превысили уровень прошлого года по всем видам транспорта общего пользования, за исключением воздушного (78,6%): автомобильный- 106,7, железнодорожный - 104,5, внутренний водный - 123,5%. [6, с.26]
Пассажирский транспорт (кроме городского электрического) обеспечил перевозку 1209,4 млн. чел., что на 2,6% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Снижение темпов наблюдается только по железнодорожному и внутреннему водному транспорту. Сокращение объемов происходит за счет пригородных перевозок по ряду не зависящий от БелЖД социальных и демографических факторов: рост благосостояния населения, автомобилизация общества, старение сельского населения, широкое развитие сети маршрутных такси. [6, с.27]
Современный транспорт Беларуси - важнейшая отрасль народного хозяйства.
Автомобильный транспорт Беларуси имеет развитую сеть автомобильных дорог. Она была создана в годы советской власти. B 1913 г. протяженность автомобильных дорог на территории Беларуси составляла всего 3,5 тыс., км.
[4, с.285]
Сегодня протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000 жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.
За январь-сентябрь 2007года программа работ по ремонту и содержанию республиканских автомобильных дорог выполнена на 100% (561,3 млрд. руб.). Отремонтировано 1500,5 км дорог и 2359 пог. м мостов. C начала года на республиканской сети уложено более 1,9 млн. т асфальтобетона, ликвидировано свыше 470 тыс. м2 ямочности. B настоящее время организации дорожного хозяйства реализуют комплекс мероприятий в рамках подготовки к работе в осенне-зимний период. В частности, для приготовления песчано-соляной смеси заготовлено 75% необходимого объема технической и 72% чистой соли. [6, с.27 ]
Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта, как в грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень сохранности перевозимых грузов и др.
Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
В общем объеме экспорта услуг автомобильный транспорт составляет 12,0% .
Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие
указанных
услуг обусловлено как
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в следующем:
Главной автомобильной магистралью является Брест - Минск - Москва, по которой регулярно в разных направлениях осуществляются межгосударственные перевозки грузов (оборудование, изделия легкой и пищевой промышленности, деревообработки и др.). Это единственная белорусская магистраль, которая соответствует европейскому уровню.
Вторая широтная магистраль, также соединяющая Брест с Москвой, проходит по территории республики через Ивацевичи, Слуцк, Бобруйск и Кричев. Она пролегла довольно далеко от железной дороги, судоходных рек, что увеличивает ее значимость для внутриреспубликанских перевозок. Межгосударственные и внутриреспубликанские перевозки осуществляются по магистралям Брест - Пинск - Гомель и Витебск - Могилев - Гомель, которые, наоборот, близко подходят к железной дороге и судоходным рекам Припять и Днепр и частично разгружают судоходный транспорт и железную дорогу от перевозки грузов на дaлeкое расстояние. [4, с.285]
Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором - способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты назначения.
Большую роль играет автомобильный транспорт в районах, где отсутствует железная дорога. Таких районов в Беларуси 20, наибольшее их количество в Могилевской, Гомельской областях. На юге республики, в лесистой, за6олоченной местности проложена так называемая Полесская магистраль, которая соединяет Брест, Гомель, Калинковичи, Пинск и Кобрин. [4, с.285-286].
В Беларуси 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.
Техническое качество автомобильной дороги зависит от ее значения в республиканском масштабе: чем больше транспортный поток на дороге, тем выше требования к ее техническому качеству.
На долю автомобильного транспорта приходится от 65 до 80 % общих выбросов вредных веществ в атмосферу. Динамика удельного веса автотранспорта в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу устойчиво растет: в 1990 г. – от 65,5 %, в 1995 г. – 76,9, в 2000 г. – 80 %. [4, с.279]
Кардинальное решение эколого-
Протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для Беларуси одной из наиболее актуальных.
Можно сделать вывод о том, что транспорт является неотъемлемым элементом инфраструктуры. Для него характерны все признаки инфраструктуры, и в первую очередь такой ее признак, как производство услуг. Ибо транспорт хотя и относится к отраслям материального производства, продукции в вещественной форме не производит, а лишь увеличивает стоимость продукции, доставляя ее к месту потребления. В разных отраслях доля транспортных издержек в себестоимости продукции различна, по отдельным родам грузов она колеблется от 1% до 40%.
Исходя из этого, можно утверждать, что средства, потраченные на развитие транспорта, будут в полной мере возвращены, и будут давать огромные прибыли как владельцам транспортных компаний, так и государству, которому они платят налоги.
Потенциал Республики Беларусь
имеет возможность совершенствовать
автомобильные перевозки.
Информация о работе География автомобильного транспорта Республики Беларусь