Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:22, доклад
Горьковская область, занимающая территорию в 75,4 тысячи квадратных километров, включает 18 городов во главе с областным центром—городом Горьким. Это следующие города (перечисляются в порядке уменьшения количества населения): Горький, Дзержинск, Кулебаки, Павлово, Выкса, Арзамас, Бор, Балахна, Богородск, Городец, Семенов, Лысково, Шахунья, Первомайск, Ветлуга, Лукоянов, Сергач, Горбатов. На их долю приходится около одной трети всего населения области.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Горьковская область, занимающая территорию
в 75,4 тысячи квадратных километров, включает
18 городов во главе с областным
центром—городом Горьким. Это следующие
города (перечисляются в порядке
уменьшения количества населения): Горький,
Дзержинск, Кулебаки, Павлово, Выкса, Арзамас,
Бор, Балахна, Богородск, Городец, Семенов,
Лысково, Шахунья, Первомайск, Ветлуга,
Лукоянов, Сергач, Горбатов. На их долю
приходится около одной трети
всего населения области.
По количеству городов Горьковская область
занимает шестое место среди областей
и республик РСФСР.*
Города Горьковской области в большинстве
имеют выгодное географическое положение:
по территории области проходят важные
речные и железнодорожные пути, соединяющие
ряд районов страны.
Горьковская область, находящаяся почти
в центре Европейской части РСФСР, расположена
по обоим берегам среднего течения Волги,
примерно, от впадения в нее Оки до впадения
Суры. Волга и Ока—главные водные магистрали,
по которым область осуществляет широкие
экономические связи. Вверх по этим рекам
она связана с Промышленным Центром и
Северо-Западом, а вниз—с Поволжьем и
Уралом, а теперь, с постройкой Волго-Донского
судоходного канала им. В. И. Ленина, осуществлена
связь и с Югом. В общем по водным путям
Горьковская область имеет связь более
чем с двумя десятками областей и республик.
Половина горьковских городов (Горький,
Дзержинск, Балахна, Бор, Павлове, Городец,
Лысково, Горбатов) расположены на этих
путях.
С осуществлением великих строек на Волге,
в том числе и Чебоксарской ГЭС, когда
волжский путь станет глубоководным на
всем его протяжении, выгоды положения
горьковских городов в районе великой
русской реки еще более возрастут.
Железнодорожные магистрали, пересекающие
Горьковскую область в двух главных направлениях—с
севера на юг и с запада на восток, образуют
в пределах ее два крупных узла (один—на
западе области, в Горьком и другой—на
юге, в Арзамасе). По этим дорогам Горьковская
область имеет связи в тех же основных
направлениях, которые установились по
водным путям, но значительно короче их.
На магистральных железных дорогах также
находится около половины горьковских
городов (Горький, Дзержинск, Арзамас,
Бор, Семенов, Шахунья, Лукоянов, Сергач).
И лишь только пять городов области находятся
в стороне от Волги и Оки и от магистральных
железных дорог. Это города Ветлуга, Богородск,
Выкса,**
* Горьковская область по количеству городов
стоит после Московской, Ленинградской
и областей Урала — Свердловской, Челябинской
и Молотовской.
** Богородск и Выкса находятся недалеко
от Оки: первый город—в 8 километрах, а
второй — в 12 и тем самым не совсем лишены
выгод транспортного положения.
Кулебаки, Первомайск, причем три последних
города не лишены других выгод географического
положения, особенно имевших значение
в недалеком прошлом — они расположены
у месторождений железной руды.
Таким образом выгоды географического
положения городов Горьковской области
касаются не только транспортных условий,
но и природных богатств.
Вообще по отношению к природным ресурсам
города Горьковской области имеют благоприятное
географическое положение в части нерудных,
полезных ископаемых—различных стройматериалов
(известняков, песков, глин) и торфа, а также
лесных богатств. Последними область особенно
выделяется—это один из наиболее облесенных
районов центральной части Европейской
территории страны (лесами покрыто более
40% ее территории, причем большая их часть
сосредоточена на севере области—за Волгой);
в нем заготавливается в настоящее время
два десятка миллионов кубометров древесины
в год, или около 5% от общесоюзных заготовок
леса
. В целом экономико-географическое положение
Горьковской области—в восточной части
Промышленного Центра, на границе его
с Поволжьем—представляет для ее хозяйственного
развития весьма благоприятные условия.
Через территорию области идут главные
дороги из центральных в восточные районы
страны (и недаром за городом Горьким утвердилось
образное название „ворот" из Центра
на Восток). На этой транспортной основе
развились многие отрасли промышленности
горьковских городов в прошлом, развиваются
они и в настоящем.
Все это еще раз подчеркивает, какое важное
значение для развития Горьковской области,
и в частности городов, имеют транспортные
связи. А между тем в транспортном положении
области есть и некоторые слабые стороны,—главным
образом, в отношении железнодорожного
транспорта. Основными из них являются:
во-первых, отсутствие дороги вдоль Волги
(за исключением ветки Горький—Правдинск),
особенно остро сказывающееся в зимнее
время, и, во-вторых, разобщенность дорог,
идущих в северном направлении и в южном
(в Горьком нет железнодорожного моста
через Оку для их соединения). И это в известной
мере сказывается на экономическом развитии
ряда городов области, в особенности Лыскова
и Ветлуги, к которым нет даже железнодорожных
веток.
По географическому положению, соответственно
двум основным природным частям—лесному
Заволжью и лесостепному Правобережью,
на которые делится Волгой территория
Горьковской области, различают на ней
левобережные, или заволжские, и правобережные
города. Среди них еще выделяют приволжские
и приокские города, располагающиеся либо
непосредственно на берегах Волги и Оки,
либо близ них. Приволжские и приокские
города во главе с одновременно приволжским
и приокским городом Горьким составляют
большинство городов области, раскинувшейся
в бассейне двух великих рек. Остальные
города отстоят от Волги и Оки в пределах
от нескольких десятков до двух с половиной
сот километров.
Отмеченные по географическому положению
три группы городов соответствуют в основном
трем сложившимся в Горьковской области
экономико-географическим районам: города
Заволжья—Заволжскому лесопромышленному
району, города Правобережья—Правобережному
аграрно-промышленному району, а приволжские
и приокские города—Волжско-Окскому индустриальному
району.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Города Горьковской области
Крупное значение в ряде горьковских городов
имеет производство продукции массового
потребления (различных метизов, изделий
из дерева и кожи), широко расходящейся
по всей стране. В этом сказались черты
исторической преемственности их специализации—в
прошлом горьковские города в большинстве
были известны как крупные центры кустарных
промыслов.
Возникновение первых городов на территории
современной Горьковской области относится
ко второй половине XII—началу XIII веков,
когда в западной ее части были основаны
Городец и Нижний Новгород (Горький). Их
появление знаменовало закрепление древней
Руси на берегах Средней Волги. Городец
и Нижний Новгород (название г. Горького
с основания до 1932 г.) были типичными городами-крепостями,
призванными охранять русские земли с
Востока. Но не только этим определялась
их роль. С самого начала своей истории
они выступают и как центры ремесленно-меновой
деятельности, вокруг которых росло сельское
население.
Еще в эти отдаленные времена Русь уже
выделялась своими многочисленными городами
и высокой культурой городской жизни.
Иностранцы называли ее „страной городов".
И действительно, к началу XIII века на Руси
насчитывалось уже более 250 городов, многие
из которых были известны далеко за ее
пределами. В большинстве это были ремесленно-торговые
центры, стоявшие на внутренних и международных
торговых путях.
В числе таких центров находились Городец
и Нижний Новгород. Их положение на Волге,
бывшей до монгольского нашествия довольно
оживленной торговой дорогой, благоприятствовало
развитию ремесла и торговли.
Монгольское нашествие, совпавшее в основном
со временем феодальной раздробленности
Руси, надолго задержало развитие русских
городов, в том числе и на территории Горьковской
области. К тому же, занимавшая окраинное
положение на Руси, она была ареной частых
набегов татар.
Хотя монгольское иго, по выражению К.
Маркса, иссушало самую душу народа, ставшего
его жертвой", все же древнерусская
культура, проявившаяся всесторонне в
городах и достигшая большого развития,
не потеряла своего значения и самобытности.
И когда русская земля освободилась (в
конце XV в.) от иноземного ига, снова стали
быстро расти ее города, развиваться в
них ремесло и торговля. „Новый период
русской истории (примерно с 17 века) характеризуется
действительно фактическим слиянием всех...
областей, земель и княжеств в одно целое.
Слияние это... вызывалось усиливающимся
обменом между областями, постепенно растущим
товарным обращением, концентрированием
небольших местных рынков в один всероссийский
рынок".
В границах современной Горьковской области
в это время развивается ряд новых городов,
ставших выдающимися центрами кустарных
промыслов. Таковы Павлово—центр разнообразных
стале-слесарных промыслов; Богородск-центр
кожевенных промыслов, искусные мастера
которого, по выражению В. И. Ленина, „разнесли
производство по России"; Арзамас—крупнейший
центр скорняжных промыслов; Лысково,
славившееся своим „игольным товаром",
сундуками и несгораемыми ящиками; Горбатов—центр
пенькообрабатывающих промыслов; Ветлуга
—центр смолокуренных и рогожных промыслов.
Позднее в число этих известных промысловых
центров Горьковской области входит еще
Семенов, выделявшийся своими деревообрабатывающими
промыслами. Причем эти города выделялись
в промысловом отношении не только сами
по себе, но и являлись центрами крупных
кустарных районов. Так, например, „знаменитые
павловские стале-слесарные промыслы
охватывают целый район Горбатовского
уезда Нижегородской губернии", семеновские
ложкарные—занимают обширный район с
более чем сотней деревень.
Как центры кустарных районов отмеченные
города области дают соответствующие
направления в развитии промыслов окрестностей,
откуда через них идет продукция на рынок,
а тем самым усиливается значение городов
как скупочно-торговых пунктов.
Сильное развитие различных промыслов
в городах Горьковской области было тесно
связано с выгодами географического положения
на великом волжском пути, соединявшем
не только многие районы внутри страны,
но и явившемся одним из важнейших путей,
по которому осуществлялись международные
торговые связи,—Волга соединяла Запад
с Востоком. Ко времени, когда она приобрела
эту большую транспортно-экономическую
роль, став после завоевания Иваном Грозным
Казани и Астрахани в XVI веке русской рекой
на всем протяжении, и когда в Поволжье
устремилась масса переселенцев,— относится
и возникновение почти всех из перечисленных
выше центров кустарных промыслов (да
и многих вообще поселений в Горьковской
области). Расположились эти города как
непосредственно на берегах Волги и Оки,
так и на грунтовых путях, ведущих из Центра
на Восток. Оседавшие здесь переселенцы
и служилые люди приносили с собой разнообразные
ремесленные навыки, давая начало промыслам.
Большому развитию промысловой деятельности
в горьковских городах во многом способствовала
также Нижегородская (Макарьевская) ярмарка,
на которой кустарная продукция находила
широкий сбыт.
Наряду с городами—центрами мелких кустарных
промыслов, на территории Горьковской
области развиваются и города, выделяющиеся
крупным производством. Таковы Балахна,
бывшая в свое время одним из крупнейших
центров солеварения; Выкса, Кулебаки,
Первомайск (б. Ташино)—известные металлургические
центры, образовавшие Приокский металлургический
район, который явился наиболее крупным
в центральной части страны.
Возникновение и развитие этих городов
было связано с разработками полезных
ископаемых, у месторождений которых они
и расположились. В Балахне солеварение
отмечается еще в XVI веке, когда и основан
этот город. В Выксе, Кулебаках и Первомайске
железные руды стали разрабатываться
значительно позже—в XVIII (Выкса) и XIX (Кулебаки,
Первомайск) веках, когда в России началось
интенсивное развитие горнозаводской
промышленности.
В XVIII веке Приокский металлургический
район по экономическому значению уступал
только Уралу.
Как промышленные центры развиваются
также древнейшие города Горьковской
области—Нижний Новгород и Городец, в
особенности первый, ставший, кроме того,
одним из крупнейших торговых центров
страны (в начале XIX века сюда была переведена
Макарьевская ярмарка). Оба они выделяются
судостроением, в чем ясно проявляется
связь их промышленного развития с волжским
судоходством. Промышленный рост этих
городов особенно усиливается с середины
XIX века, когда на Волге быстро начинает
развиваться паровое судоходство.
С ростом Нижнего Новгорода как крупного
экономического центра начинается промышленное
развитие его окрестностей, в частности
заволжского пригорода—Бора, где возникает
судоремонт.
Рост капитализма в пореформенный период
явился сильным толчком в экономическом
развитии ряда городов области. В одних
городах мелкие кустарные промыслы охватываются
капиталистической мануфактурой (например,
в Павлове), в других—вотчинная мануфактура
превращается в капиталистическую фабрику
(Выкса), в третьих—возникают совершенно
новые крупные предприятия (Нижний Новгород),
В это время появляются и новые промышленные
центры (Кулебаки).
И лишь только некоторые города Горьковской
области (Лукоянов и Сергач) не являлись
в экономическом отношении особо примечательными.
Они возникли в конце XVIII века (1779 г.), во
время губернской реформы, когда были
в административных целях преобразованы
в города из сел в южной лесостепной части
области.
Характерно, что, кроме этих двух городов,
в границах Горьковской области в губернскую
реформу из сельских поселений было образовано
еще 7 городов (Ардатов, Варнавин, Княгинин,
Курмыш, Макарьев, Перевоз, Починки). Но
преобразованные в города большей частью
без достаточных для этого экономических
оснований, они так и не развились в настоящие
города (в советское время они были переведены
на прежнее положение сел).
В то же время ряд из отмеченных выше экономически
выделявшихся городов Горьковской области
юридически не числился городами, в чем
проявился консерватизм административно-
Но все такие официально не оформленные
города фактически были ими по своему
положению неземледельческих (городских)
центров, к тому же ряд из них красноречиво
выявлял городские черты и во внешнем
облике. Так, например, В. И. Ленин в работе
„Развитие капитализма в России", говоря
о Богородске, привел о нем такой отзыв:
„никак не подумаешь, что находишься в
селе, а не в городе".
В результате этих несоответствий между
юридическим и фактическим экономическим
положением населенных пунктов, размещение
городов не отражало экономической роли
отдельных частей области—в западной
Волжско-Окской ее части, наиболее в промышленном
отношении выделявшейся, на дореволюционной
карте было всего только 3 города (Нижний
Новгород, Балахна, Горбатов) из 16 насчитывавшихся
тогда на территории области.
После Великой Октябрьской социалистической
революции, когда было пересмотрено административно-
Социалистическая индустриализация в
годы пятилеток преобразила города Горьковской
области, расширив экономический профиль
одних городов и в корне изменив его у
других городов, что было связано с интересами
планового хозяйства. Новое промышленное
строительство получило поистине гигантский
размах—за годы довоенных пятилеток в
Горьковской области было построено около
1000 различных предприятий и среди них
такие, как Горьковский автозавод имени
В. М. Молотова, Балахнинский целлюлозо-бумажный
комбинат имени Ф. Э. Дзержинского, Борский
стеклозавод имени М. Горького, Выксунский
завод дробильно-размолочного оборудования,
Павловский завод автотракторного инструмента,
Богородская шорно-седельная фабрика
и другие. Наряду с новым промышленным
строительством были реконструированы
и расширены существующие предприятия.
Разрастаются старые промышленные города
и, прежде всего, город Горький, ставший
одним из важнейших экономических центров
страны. Индустриальными центрами становятся
также города, представлявшие центры кустарных
промыслов (Павлово, Богородск и другие).
В них одни виды промыслов явились основой
для развития крупных промышленных производств,
представленных рядом заводов, а другие
были кооперированы, сосредоточены в больших
артелях. Начинается промышленное развитие
и городов, бывших раньше в экономическом
отношении малоприметными (Лукоянов, Сергач).
В период социалистической индустриализации
произошло в основном и перерастание в
подлинные города тех из современных городов
Горьковской области, которые сначала
были определены как рабочие поселки (Выкса,
Кулебаки).
Наряду с ростом старых городов области,
в советское время происходит и быстрое
развитие совершенно новых городов, возникших
на „чистом месте". К ним относится
в первую очередь приокский город Дзержинск.
Совсем юный Дзержинск (ему всего два с
небольшим десятка лет), но имеющий уже
более чем стотысячное население,—детище
довоенных пятилеток, важный центр по
производству минеральных удобрений.
Развитие этого города знаменует развитие
по существу новых отраслей экономики
как для области, так и для страны в целом.
В результате нового промышленного строительства
и реконструкции старых предприятий в
городах области расширились их экономические
связи как между собой, так и с другими
городами страны, появились многообразные
совершенно новые связи. Установились
тесные связи горьковских городов с такими
районами страны, как Урал (по руде и металлу),
Украина (по руде и углю), Кольский полуостров
(по химическому сырью) и многими другими,
не говоря уже про связи с Центром, которые
становятся особенно многообразными (они
осуществляются и по линии кооперирования
предприятий, и создания смежных производств,
и по сырью).
И во всем этом нашла свое выражение „Прежде
всего проблема правильного размещения
промышленности по СССР. Как бы мы ни развивали
народное хозяйство, нельзя обойтись без
вопроса о том, как правильно разместить
промышленность как ведущую отрасль народного
хозяйства".
География нового промышленного строительства
в городах Горьковской области за годы
довоенных пятилеток показывает преобладающее
развитие городов в районе Волги и Оки,
которые издавна экономически более выделялись,
чем остальные. Это объясняется рядом
причин. Во-первых, города Волжско-Окской
части выступили одной из баз индустриального
развития других районов (и не только Горьковской
области в ее современных границах), а
что потребовало первоочередной их промышленной
реконструкции; во-вторых, благоприятным
фактором явилось наличие достаточно
квалифицированных рабочих кадров; в-третьих,
удобствами транспортного положения,
которые представляют Волга и Ока, и, в-четвертых,
наличием ряда топливно-сырьевых ресурсов
(торф, железная руда, лес и другие). Все
это обусловило то, что города Волжско-Окской
части области во главе с Горьким образовали
крупный промышленный очаг, важный индустриальный
район с довольно разнообразной специализацией—
от металлургической промышленности и
машиностроения до кожевенной и бумажной
промышленности. Энергетическую базу
его составила построенная к началу периода
социалистической индустриализации Балахнинская
электростанция, крупнейшая в Союзе из
электростанций, работающих на торфе.
Развитие городов в Заволжье и Правобережье
происходило с учетом их транспортного
положения и местных сырьевых ресурсов—в
Заволжье по расширению лесопромышленности,
а в Правобережье по усилению связей с
окружающей сельскохозяйственной базой.
Таким образом, экономическое развитие
горьковских городов в годы социалистической
индустриализации происходило по линии
планового строительства в них новых промышленных
предприятий и реконструкции существовавших
с учетом исторических особенностей развития
и географического положения этих городов.
В итоге успешного осуществления под руководством
Коммунистической партии довоенных пятилеток
в экономическом развитии городов Горьковской
области был сделан большой шаг, и ряд
из них превратился в видные промышленные
центры страны. Коренные изменения за
годы советской власти произошли в значении
городов области как культурных центров.
Если в прошлом в них насчитывалось всего
несколько средних учебных заведений
и ни одного высшего, то при советской
власти за довоенный период было открыто
восемь вузов, десятки техникумов, сотни
школ.
В результате большого нового жилищно-коммунального
строительства (жилищный фонд городов
области за годы довоенных пятилеток увеличился
вдвое) и крупных работ, проведенных по
благоустройству горьковских городов,
преобразились они и во внешних чертах.
„Изменился облик наших крупных городов
и промышленных центров. Неизбежным признаком
крупных городов буржуазных стран являются
трущобы, так называемые рабочие кварталы
на окраинах города, представляющие груду
темных, сырых, большей частью подвальных,
полуразрушенных помещений, где обычно
ютится неимущий люд, копошась в грязи
и проклиная судьбу. Революция в СССР привела
к тому, что эти трущобы исчезли у нас.
Они заменены вновь отстроенными хорошими
и светлыми рабочими кварталами, причем
во многих случаях рабочие кварталы выглядят
у нас лучше, чем центры города".
В связи с этим, как следствие интенсивного
индустриального развития старых городов
области, появились у них новые части,
резко отличающиеся четкой планировкой
и типами построек, характерными для новых
социалистических городов. Таковы, например,
поселок Правдинск около Балахны, поселок
завода имени А. А. Жданова в Павлове, новые
поселки Выксы, Городца и других городов.
И в большинстве эти новые части старых
городов, именуемые обычно поселками,
выросли вместе с новыми заводами.
В годы Великой Отечественной войны горьковские
города сыграли крупную роль. Они поставляли
на фронт разнообразное вооружение и снаряжение,
и особенно большую роль в этом сыграл
областной центр—город Горький. Кроме
того, они явились одной из баз быстрого
производства и нового промышленного
строительства на востоке страны, куда
из горьковских городов направлялись
станки, машины, различное оборудование
и другая продукция.
Экономическое развитие городов Горьковской
области в годы войны происходило в основном
за счет расширения существующих отраслей
промышленности и, в первую очередь, машиностроения,
удельный вес которого в общем промышленном
производстве к концу войны составлял
около 70%. Усилилось кооперирование между
предприятиями городов области.
Не прекращалось во время войны и новое
промышленное строительство в горьковских
городах, которое имело своей задачей,
прежде всего, создание необходимых производств
для бесперебойной работы ведущих отраслей
промышленности Горьковского индустриального
узла и обеспечения более комплексного
развития экономики области. Это назначение
главным образом и имели 22 предприятия,
которые были введены в действие за годы
войны.
Большое значение для роста промышленного
производства в городах Горьковской области
имело расширение их экономических связей
с восточными районами страны, в особенности
по обеспечению топливом и сырьем. Этим
восполнялись нарушенные связи с теми
районами (как Донбасс), которые были временно
оккупированы. Так, в города области пошел
воркутинский уголь, увеличилось поступление
уральского металла. В то же время увеличилось
и использование местных ресурсов, в частности
возросло значение местного топлива—торфа.
В общем промышленное производство за
время Великой Отечественной войны в Горьковской
области, в основном приходящееся на ее
города, удвоилось.
Продолжалось во время войны на территории
Горьковской области и образование новых
городов—в их число вошла Шахунья, крупная
железнодорожная станция на дороге Горький—Киров,
проложенной в годы советской власти.
Важно также отметить происшедшее во время
войны изменение в административном положении
ряда горьковских городов.
Возросшая в годы войны хозяйственно-политическая
роль многих городов вызвала необходимость
придания им большей самостоятельности.
Это нашло свое выражение в переводе города
Горького (1943 г.) из категории городов областного
подчинения в категорию городов республиканского
подчинения, а трех других городов области
(Арзамас, Богородск, Бор)—из городов районного
подчинения в города областного подчинения,
которые стали составлять половину всех
городов области.
В послевоенные годы наступает новый подъем
в развитии городов Горьковской области,
пополнившейся еще одним городом—Первомайском
(образован с переименованием из рабочего
поселка Ташино).
В итоге осуществления четвертого пятилетнего
плана расширилась их промышленность,
многообразнее стали внутриобластные
экономические связи, полнее осуществляется
комбинирование производства. В результате
все ярче проявляются черты развития городов
области как экономического комплекса.
В последнее время в осуществление постановлений
партии и правительства по дальнейшему
развитию сельского хозяйства большое
внимание в городах области уделяется
расширению и созданию производств по
выпуску продукции в помощь сельскому
хозяйству. Такие производства развиваются
в Горьком, Арзамасе, Павлове, Кулебаках
и других городах области, поставляющих
сельскому хозяйству новые типы машин
(например авто-жижеразбрасыватели), запасные
части и другую продукцию.
Возросла за послевоенные годы культурная
роль городов. Сейчас в городах области
насчитывается 11 вузов, более 60 техникумов
и полтысячи школ, работает 9 театров, открыто
14 музеев и множество библиотек, клубов,
красных уголков. Важной составной частью
послевоенного развития горь-ковских
городов является их реконструкция и новое
жилищно-коммунальное и социально-культурное
строительство. Города области украсились
улицами и кварталами новых благоустроенных
домов.
В настоящее время—в период осуществления
пятой пятилетки строительства коммунистического
общества— города Горьковской области
поднимаются на новую ступень в своем
развитии и большую роль в этом сыграет
Горьковская ГЭС на Волге.
В. И. Ленин говорил: „Коммунизм есть Советская
власть плюс электрификация всей страны".
В этом раскрывается первостепенное значение
электрификации в создании материально-технической
базы коммунистического общества. Балахнинская
электростанция уже не в состоянии удовлетворить
все потребности в электроэнергии бурно
развивающегося Горьковского индустриального
района. Горьковская ГЭС обеспечит дальнейшее
расширение промышленности в ряде городов
области и все возрастающие потребности
населения в электроэнергии для культурно-бытовых
нужд.
ТИПЫ ГОРОДОВ
Отмеченные выше особенности развития
городов Горьковской области
показывают существующие между ними
различия. Эти различия в характере
возникновения и развитии городов
области выявляют определенные их типы,
которые связаны как с
Генетический подход в определении экономико-географических
типов городов сделал еще В. И. Ленин в
своей работе „Развитие капитализма в
России". Говоря о росте промышленных
центров в пореформенный период, он отмечает,
что „Кроме городов значение индустриальных
центров имеют, во-1-х, пригороды, которые
не всегда считаются вместе с городами
и которые охватывают все больший и больший
район окрестностей большого города; во-2-х,
фабричные местечки и села. Таких индустриальных
центров особенно много в промышленных
губерниях, в которых процент городского
населения чрезвычайно низок".1 „Наконец,
помимо фабричных поселков, значение индустриальных
центров имеют еще торгово-промышленные
села, которые либо стоят во главе крупных
кустарных районов, либо быстро развились
в пореформенную эпоху, благодаря своему
положению на берегах рек, у станций жел.
дорог и т. д."2 Официальные города В.
И. Ленин также разграничивает, отмечая,
что кроме „городов, представляющих из
себя крупные индустриальные торговые
центры"3, „Среди „городов" Владимирской,
Костромской, Нижегородской и других губерний
не мало таких, которые имеют менее 3-х,
2-х и даже одной тысячи жителей"4. Их
В. И. Ленин заключает в кавычки.5 Города
первой из этих двух групп находятся главным
образом в „неземледельческом или промышленном
районе", а вторые — в „центрально-земледельческом".
От перечисленных типов экономических
центров России ведут свое происхождение
советские города, преобразившиеся в годы
пятилеток и пополнившиеся еще новыми
городами, возникшими на „чистом месте".
Таким образом, выявляется шесть генетических
типов городов, и все они представлены
в городах Горьковской области.
1. Города, возникшие как укрепленные пункты
и со временем развившиеся в важные экономические
центры. Это древние города области—Горький,
Городец, Балахна, Арзамас, располагающиеся
в Волжско-Окском районе, за исключением
Арзамаса, который находится в Правобережном
районе.
2. Города, преобразованные из сел как административные
центры и в большинстве не игравшие большой
экономической роли. Это города—Ветлуга,
Семенов, Горбатов, Лукоянов, Сергач (утверждены
городами в конце XVIII века, во время губернской
реформы), располагающиеся, за исключением
Горбатова, либо в Правобережном районе
(Лукоянов, Сергач), либо в Заволжском (Ветлуга,
Семенов).
3. Города, развившиеся из пригородов как
ближайшие „спутники" больших городов:
Бор—пригород Горького (оформлен как
город в советское время).
4. Города, развившиеся из заводских поселков
(фабричных сел), промышленная роль которых
определяется одним или несколькими крупными
предприятиями: Выкса, Кулебаки, Первомайск
(как города оформлены в советское время),
находящиеся в Волжско-Окском районе (у
месторождений железной руды).
5. Города, развившиеся из торгово-промышленных
(„кустарных") сел, в экономике которых,
наряду с госпредприятиями, большое значение
имеют артели промысловой кооперации:
Павлове, Богородск, Лысково (как города
оформлены в советское время), находящиеся
в Волжско-Окском районе.
6. Города, возникшие в советское время
на „чистом месте",—новые города, выдвинувшиеся
в короткий срок как значительные экономические
центры: Дзержинск, Шахунья, находящиеся—один
в Волжско-Окском районе, а другой—в Заволжском.
Уже из общей характеристики городов Горьковской
области выявились порайонные между ними
различия.
Рассмотрение городов по отдельным районам
дает возможность не только выявить их
общие географические черты, характерные
для района в целом, но и ярче представить
индивидуальные особенности каждого из
городов.
Три основных экономико-географических
района — Волжско-Окский индустриальный,
3аволжский лесопромышленный и Правобережный
аграрно-промышленный, как но из вышеизложенного,
выявляются на территории Гооьковской
области.
Границы их определяются следующим образом:
Волжско-Окский индустриальный район
охватывает все прилегающие к Волге и
Оке административные эайоны области
и еще некоторые, как Сосновский, Первомайский,
экономически им родственные и территориально
представляющие с приречными районами
одно целое; Заволжский — все северные
районы (исключая приволжские) и Правобережный
— все южные (исключая приречные районы
и отмеченные выше некоторые другие).
По этим районам и даются ниже экономико-географические
характеристики отдельных городов области.
Информация о работе Географическое положение Горьковской области