Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:09, реферат
Важное положение о сути географической культуры сформулировал академик РАН, директор Института географии РАН В. М. Котляков. Он высказывает мысль о том, что одной из функций общества стало распространение информации, а также воспитание географической культуры различных групп населения. Географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.
Географическая культура – часть общечеловеческой культуры человека.
Роль географии в развитии общечеловеческой культуры высоко оценивали ученые-географы Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, Я. Г. Машбиц, а также многие деятели культуры и искусства — Н. В. Гоголь; В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский и др. Так., Н. В. Гоголь утверждал, что география имеет исключительно важное воспитательно-образовательное значение, подчеркивал необходимость изучения природы и хозяйства страны в тесном единстве. К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.
Важное положение о сути географической культуры сформулировал академик РАН, директор Института географии РАН В. М. Котляков. Он высказывает мысль о том, что одной из функций общества стало распространение информации, а также воспитание географической культуры различных групп населения. Географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.
На современном этапе развития общества роль географической составляющей в общей культуре личности усиливается. Овладение географической культурой происходит как в процессе личного взаимодействия человека с миром, так и в ходе целенаправленного обучения. Как подчеркивает В. М. Котляков, важная функция географии — выработка представлений о единстве человечества, о разнообразии стран и населяющих их народов.
Географически грамотный
человек понимает взаимосвязь и
взаимоотношения между
В настоящее время понимание сущности географической культуры расширяется. Признается ее значение для общечеловеческой культуры как средства постижения ее ценностей, возможности познать мир, себя, найти свое место в мире, оставаясь в гармонии с собой, природой и всеми живущими на Земле.
Итак, географическая культура
— это результат
Географическая культура характеризуется следующими признаками:
Развитие географической культуры — длительный и целостный процесс, в основе которого лежит научное познание окружающего мира.
В.П. Максаковский о географической культуре
Владимир Павлович Максаковский уделил большое внимание изучению географической культуры как всемирно-историческому явлению. Он считал, что «география – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, которое формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры».
Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.
Формирование географической культуры учащихся – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
С точки зрения дидактики, реализация данного подхода способствует преодолению отчуждения между теоретическими знаниями школьников и ценностями географической культуры, формулируемой при изучении реальных объектов природы, культурных событий и т.д.
Цели
школьного географического
Географическая культура включает четыре основных компонента:
I. Географическую картину мира;
II. Географическое мышление;
III. Методы географии;
IV. Язык географии.
Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
Этапы формирования географической картины мира.
Географическая мысль
развивалась в течение столетий
- от первоначальных, элементарных представлений
первобытного человека до новейших научных
понятий о геосистемах, территориальной
(пространственной) организации и
т. п., и хотя между этими полюсами
географического познания трудно найти
что-либо общее, они связаны единым
процессом преемственного развития
географических представлений. Географическая
картина мира, является одним из
общих понятий истории
Многообразие
функций, выполняемых географической
картины мира проявляется прежде всего
в том, что она является, с одной стороны,
неотъемлемой частью общечеловеческой
культуры, а с другой,- исходной базой географического
познания, в которой "выражаются... представления
человека о природе и обществе, его отношение
к природе и обществу - важнейшая сторона
мировоззрения. Тем самым определяются
мировоззренческий характер и роль географической
картины мира... Вследствие своеобразного
положения географии на стыке естественных
и общественных наук географическая картина
мира входит в качестве составляющих как
в естественно-научную, так и в общественно-научную
картину мира". Нам представляется,
что до того, как вся земная поверхность
"нарисовалась" в общих чертах на
картах, география вполне четко связывалась
с описанием Земли и история географии
отождествлялась с историей географических
открытий. Даже учебные пособия для вузов
до конца 50-х годов писались как истории
открытий. Лишь в 60-х годах стало ясно,
что географические открытия являются
частью общей истории, а история географии
- это история одной из наук, основанной
на изучении развития географического
знания, поэтому можно с уверенностью
констатировать, что первый этап развития
географической картины мира однозначно
совпадал с картой мира, т. е. с буквальной
картиной земной поверхности. Требования
учебной географии об упоре на карту являются
реализацией этой картины мира в образовании.
Однако к концу XIX в. крупные теоретики
географии поняли, что география уже выполнила
огромной важности общественный заказ,
завершив картографическую модель земной
поверхности с указанием всех размеров
и путей, а также с описанием всех мест.
В связи с этим стали искать новые модели
географии, то есть создавать новую географическую
картину мира.
В результате этой работы, длившейся чуть
меньше столетия, сложилась компонентно-отраслевая
и комплексно-региональная программа
исследований в виде представлений о природных
комплексах и их компонентах; региональных
социально-экономических системах с отраслями
хозяйства и формами социальной деятельности;
районировании -природном, хозяйственном,
демографическом, социальном; разнообразных
тематических карт и комплексных атласов.
Все эти положения новой географической
картины мира вошли в традиции не только
научных работ, но и учебных дисциплин
и стали формировать географическую картину
мира всего поколения. Она включала, естественно,
предыдущую географическую картину мира
в качестве своей составной части.
Сейчас как будто начинает формироваться
новая географическая картина мира, которая
должна включить сущности двух первых
этапов в новых представлениях. Новая
географическая картина мира исходит
из понимания ограниченности данного
мира. То есть география раньше расширяла
Ойкумену, а теперь пытается найти новые
формы организации уже ограниченного
пространства. В связи с этим усиленно
разрабатываются концепции ресурсов территории,
устойчивости и емкости геосистем.
Управление территориальной организацией
общества на основе синтетических подходов
всех отделов географии становится чрезвычайно
важной задачей географии и, в конце концов,
решит место географической картины мира
в общей картине мира, место географии
в мировоззрении, географической культуры
поколения в общей культуре.
Формирование географической картины
мира непрерывно сопровождалось стремлением
географов всех эпох к объяснению внутренних
различий в природе земной поверхности
и жизни населяющих ее народов, что находило
отражение в географических идеях, т. е.
в тех гипотезах и теориях, которые относятся
к истолкованию "лика Земли". Одновременно
изменялся и географический кругозор
- понятие, предполагающее сумму знаний
человечества (и отдельных его групп) о
внешних чертах земной поверхности (об
очертаниях материков и океанов, основных
реках и горных системах и т. п.), о природе
ее различных частей - рельефе, климате,
растительном покрове и т. д., о географических
различиях в жизни народов, хозяйственном
своеобразии стран и целый ряд других
географических знаний.
Чем шире (и глубже) географический кругозор
того или иного народа, той или иной группы
человечества, тем больше у них возможностей
к полному и глубокому познанию географической
картины мира, географическому познанию
окружающей действительности. Объективирование
географической картины мира может
быть осуществлено через общее мировоззрение
и общую культуру, т. к. геосистема представляет
собой целостную систему со множеством
элементов, включающую и природу, и технику,
и хозяйство, и поселения, и отдельных
людей. Поэтому здесь следует идти не путем
изобретения отдельных элементов, а путем
географизации мышления и действия. Часто
говорят о высоком (или, наоборот, низком)
уровне географической культуры Известный
отечественный географ, педагог и методист
В. П. Максаковский раскрывает понятие
"географическая культура", вычленяя
в нем следующие группы общегеографических
знаний и умений:
- во-первых, географические знания, участвующие
в формировании научного мировоззрения;
- во-вторых, политехнические знания о
науке, технике, производстве и управлении,
в освещении и пропаганде которых география
участвует по меньшей мере "на равных"
с другими науками (и учебными дисциплинами);
- в-третьих, экологические знания и умения,
в формировании которых география (наряду
с биологией и, возможно, даже в большей
степени) играет выдающуюся роль (одновременно
это и элементы экологической культуры);
- в-четвертых, географическое мышление
(о чем речь будет идти дальше);
- в-пятых, специфический "язык" географии
(географический язык), ее понятийно-терминологический
аппарат, представляющий собой также необходимый
и во многом неповторимый элемент географической
культуры.
К этому, очевидно, следует добавить:
- основные, элементарные знания в области
картографии, умение пользоваться важнейшими
видами карт, внедрение картографических
изданий в повседневную жизнь общества
(к сожалению, в нашей стране уровень картографической
культуры остается еще очень низким);
- основополагающие знания в области политической
и социально-экономической географии,
в высокой степени способствующие формированию
политической и экономической (в том числе
"рыночной") культуры.
Основные мировоззренческие идеи курса географии
В соответствии со стандартами географического образования школьная география призвана в первую очередь, формировать единую научную картину мира. Что четко прослеживается в начальном курсе географии за 6 класс. Например, при знакомстве с темой «Атмосфера» изучается ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. При знакомстве с темой «Гидросфера» учащиеся знакомятся с ее составом и строением, Мировым океаном и его частями, взаимодействием с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. А в теме «Земная кора и литосфера» учащиеся изучают их состав, строение и развитие; горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Проработав данные и другие темы, учащиеся выявляют причинно-следственные связи, которые свидетельствуют о единстве и целостности окружающей среды. Так, например, при изучении темы «Географическая оболочка Земли», ученики узнают о ее составных частях, взаимосвязи между ними, о характеристике основных закономерностей развития, о широтной зональности и высотной поясности, о территориальных комплексах: природные, природно-хозяйственные. Рассматривают географическую оболочку как окружающую человека среду, ее изменения под воздействием деятельности человека, что приводит к осознанию роли человека в природе.
В 7 классе раскрываются мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, например, при изучении темы «Литосфера и рельеф Земли» становится главным раскрыть мировоззренческую идею о постепенном развитии земной коры и рельефа. При изучении темы «Гидросфера Земли» сформировать мировоззренческую идею целостности и неоднородности географической оболочки в процессе изучения Мирового океана как части географической оболочки. А при изучении темы «Биосфера» сформировать мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы на примере природных зон суши, для чего показать особенности их расположения на материке и связь с климатическими поясами.
Помимо сказанного, географическое образование формирует у школьников гуманистическое мировоззрение. В курсе «Географии России» (8-9 кл.) рассматриваются темы «История заселения и освоения территории Сибири», «Население нашей многонациональной страны», «Межотраслевые комплексы». Это благодатный материал для формирования представлений о возникновении, формировании, развитии вопросов гуманизма в классическом наследии географической мысли, значении географических исследований, роли путешественников, учёных в развитии отечественной географии, о влиянии культуры общества на процессы миграции, естественного движения населения, его воспроизводства. При изучении межотраслевых комплексов старшеклассники знакомятся с большим разнообразием профессий, требованиями современного рынка труда. Знакомство с национальным и религиозным составом населения России воспитывает толерантность у школьников. Краеведческий материал принимает личностно-значимый характер, помогает ученикам оценить собственную практическую деятельность в повседневной жизни, ценностное восприятие и эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Курс «География мира» (10-11кл) направлен на понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни разных стран и регионов мира; на понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, географических подходов к проблеме устойчивого развития в разных странах и регионах мира; на понимание закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными социальными и пространственными факторами, проблемами адаптации человека к географическим условиям проживания. Все это формирует географическую картину мира. Одной из составляющей географической картины мира является географическая картина взаимодействия общества, природы и человека, формирование которой способствует развитию понимания своей роли, значимости в мире, осознанию географического образования на основе применения географических знаний в повседневной жизни, нравственному воспитанию подрастающего поколения, обладающего собственными взглядами, убеждениями и ценностями.
Важнейшей целью школьного курса географии является умение учащимися применять полученные знания на практике в данной конкретной ситуации. Усиление практической направленности географического содержания образования позволяет соединить изучение теоретических постулатов и практического их применения, что формирует активную жизненную позицию учащихся. Помимо всего, усиление этого аспекта в обучении географии заставляет осознать роль каждого из нас в диалектике жизни, процессах, происходящих на планете Земля.
Таким образом, результатом
обучения и воспитания на
Использованная литература
Информация о работе Географическая культура – часть общечеловеческой культуры человека