Географическая культура – часть общечеловеческой культуры человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Важное положение о сути географической культуры сформулировал академик РАН, директор Института географии РАН В. М. Котляков. Он высказывает мысль о том, что одной из функций общества стало распространение информации, а также воспитание географической культуры различных групп населения. Географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.

Файлы: 1 файл

Географ. культура.docx

— 30.82 Кб (Скачать)

Географическая  культура – часть общечеловеческой культуры человека.

Роль географии в развитии общечеловеческой культуры высоко оценивали  ученые-географы Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, Я. Г. Машбиц, а также многие деятели  культуры и искусства — Н. В. Гоголь; В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский и др. Так., Н. В. Гоголь утверждал, что география имеет исключительно важное воспитательно-образовательное значение, подчеркивал необходимость изучения природы и хозяйства страны в тесном единстве. К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

Важное положение о  сути географической культуры сформулировал академик РАН, директор Института географии РАН В. М. Котляков. Он высказывает мысль о том, что одной из функций общества стало распространение информации, а также воспитание географической культуры различных групп населения. Географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.

На современном этапе  развития общества роль географической составляющей в общей культуре личности усиливается. Овладение географической культурой происходит как в процессе личного взаимодействия человека с миром, так и в ходе целенаправленного обучения. Как подчеркивает В. М. Котляков, важная функция географии — выработка представлений о единстве человечества, о разнообразии стран и населяющих их народов.

Географически грамотный  человек понимает взаимосвязь и  взаимоотношения между территорией  и ее природой, людьми, природой и хозяйственной деятельностью людей на данной территории. Усиление культурологического направления в содержании школьной географии способствует развитию личности, особенно такого ее качества, как географическое мышление, усвоению географической картины мира, овладению методами познания, языком географической науки. Знания из области географии должны быть сплетены воедино, чтобы каждый школьник овладел умением всестороннего пространственного видения мира. Только человек, обладающий географической культурой, способен понимать величие и красоту природы как источника духовной силы и нравственности.

В настоящее время понимание  сущности географической культуры расширяется. Признается ее значение для общечеловеческой культуры как средства постижения ее ценностей, возможности познать мир, себя, найти свое место в мире, оставаясь в гармонии с собой, природой и всеми живущими на Земле.

Итак, географическая культура — это результат педагогического воздействия, совокупность объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к географической окружающей среде. Географическую культуру понимают как способ преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей.

Географическая культура характеризуется следующими признаками:

  1. научное восприятие окружающего мира;
  2. владение языком географической науки (понятиями, терминами, принципами, теориями, знание персоналий);
  3. знание окружающей географической среды, особенностей ее изменения и состояния;
  4. развитое географическое аналитическое мышление, умение определять причинно-следственные связи;
  5. развитие пространственных представлений, умение «переложить» географические знания на карту;
  6. экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и ее составляющих как основы существования общества;
  7. умение использовать географические знания и умения на практике в повседневной жизни;
  8. способность видеть реальные географические проблемы своей местности и находить их оптимальные решения;
  9. способность оценивать и прогнозировать особенности развития географической среды, составлять реальные краткосрочные прогнозы. -

Развитие географической культуры — длительный и целостный процесс, в основе которого лежит научное познание окружающего мира.

 

В.П. Максаковский о географической культуре

 

Владимир  Павлович  Максаковский  уделил большое внимание изучению географической культуры как всемирно-историческому явлению. Он считал, что «география – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, которое формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры».

Географическая  культура позволяет рассматривать  географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.

Формирование  географической культуры учащихся – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.

С точки  зрения дидактики, реализация данного  подхода способствует преодолению  отчуждения между теоретическими знаниями школьников и ценностями географической культуры, формулируемой при изучении реальных объектов природы, культурных событий и т.д.

Цели  школьного географического образования  – поворот научных знаний к  нуждам человека к практическому  их применению – основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в  природе и обществе.

Географическая  культура включает четыре основных компонента:

I. Географическую  картину мира;

II. Географическое  мышление;

III. Методы  географии;

IV. Язык  географии.

  Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

 

Этапы формирования географической картины мира.

Географическая мысль  развивалась в течение столетий - от первоначальных, элементарных представлений  первобытного человека до новейших научных  понятий о геосистемах, территориальной (пространственной) организации и  т. п., и хотя между этими полюсами географического познания трудно найти  что-либо общее, они связаны единым процессом преемственного развития географических представлений.  Географическая картина мира, является одним из общих понятий истории географической науки. 
            Многообразие функций, выполняемых географической картины мира проявляется прежде всего в том, что она является, с одной стороны, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, а с другой,- исходной базой географического познания, в которой "выражаются... представления человека о природе и обществе, его отношение к природе и обществу - важнейшая сторона мировоззрения. Тем самым определяются мировоззренческий характер и роль географической картины мира... Вследствие своеобразного положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира входит в качестве составляющих как в естественно-научную, так и в общественно-научную картину мира". Нам представляется, что до того, как вся земная поверхность "нарисовалась" в общих чертах на картах, география вполне четко связывалась с описанием Земли и история географии отождествлялась с историей географических открытий. Даже учебные пособия для вузов до конца 50-х годов писались как истории открытий. Лишь в 60-х годах стало ясно, что географические открытия являются частью общей истории, а история географии - это история одной из наук, основанной на изучении развития географического знания, поэтому можно с уверенностью констатировать, что первый этап развития географической картины мира однозначно совпадал с картой мира, т. е. с буквальной картиной земной поверхности. Требования учебной географии об упоре на карту являются реализацией этой картины мира в образовании. 
Однако к концу XIX в. крупные теоретики географии поняли, что география уже выполнила огромной важности общественный заказ, завершив картографическую модель земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также с описанием всех мест. В связи с этим стали искать новые модели географии, то есть создавать новую географическую картину мира. 
В результате этой работы, длившейся чуть меньше столетия, сложилась компонентно-отраслевая и комплексно-региональная программа исследований в виде представлений о природных комплексах и их компонентах; региональных социально-экономических системах с отраслями хозяйства и формами социальной деятельности; районировании -природном, хозяйственном, демографическом, социальном; разнообразных тематических карт и комплексных атласов. Все эти положения новой географической картины мира вошли в традиции не только научных работ, но и учебных дисциплин и стали формировать географическую картину мира всего поколения. Она включала, естественно, предыдущую географическую картину мира  в качестве своей составной части. 
Сейчас как будто начинает формироваться новая географическая картина мира, которая должна включить сущности двух первых этапов в новых представлениях. Новая географическая картина мира  исходит из понимания ограниченности данного мира. То есть география раньше расширяла Ойкумену, а теперь пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. В связи с этим усиленно разрабатываются концепции ресурсов территории, устойчивости и емкости геосистем.  Управление территориальной организацией общества на основе синтетических подходов всех отделов географии становится чрезвычайно важной задачей географии и, в конце концов, решит место географической картины мира в общей картине мира, место географии в мировоззрении, географической культуры поколения в общей культуре. 
Формирование географической картины мира непрерывно сопровождалось стремлением географов всех эпох к объяснению внутренних различий в природе земной поверхности и жизни населяющих ее народов, что находило отражение в географических идеях, т. е. в тех гипотезах и теориях, которые относятся к истолкованию "лика Земли". Одновременно изменялся и географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества (и отдельных его групп) о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т. п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т. д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний. 
Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, той или иной группы человечества, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию географической картины мира, географическому познанию окружающей действительности. Объективирование  географической картины мира  может быть осуществлено через общее мировоззрение и общую культуру, т. к. геосистема представляет собой целостную систему со множеством элементов, включающую и природу, и технику, и хозяйство, и поселения, и отдельных людей. Поэтому здесь следует идти не путем изобретения отдельных элементов, а путем географизации мышления и действия. Часто говорят о высоком (или, наоборот, низком) уровне географической культуры Известный отечественный географ, педагог и методист В. П. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", вычленяя в нем следующие группы общегеографических знаний и умений: 
- во-первых, географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения; 
- во-вторых, политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении и пропаганде которых география участвует по меньшей мере "на равных" с другими науками (и учебными дисциплинами); 
- в-третьих, экологические знания и умения, в формировании которых география (наряду с биологией и, возможно, даже в большей степени) играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры); 
- в-четвертых, географическое мышление (о чем речь будет идти дальше); 
- в-пятых, специфический "язык" географии (географический язык), ее понятийно-терминологический аппарат, представляющий собой также необходимый и во многом неповторимый элемент географической культуры. 
К этому, очевидно, следует добавить: 
- основные, элементарные знания в области картографии, умение пользоваться важнейшими видами карт, внедрение картографических изданий в повседневную жизнь общества (к сожалению, в нашей стране уровень картографической культуры остается еще очень низким); 
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической  географии,  в высокой степени  способствующие формированию политической и экономической (в том числе "рыночной") культуры.

 

Основные мировоззренческие  идеи курса географии

В соответствии со стандартами   географического образования  школьная география призвана в первую очередь, формировать единую научную картину  мира. Что четко прослеживается в  начальном  курсе географии за  6 класс. Например, при знакомстве с  темой   «Атмосфера» изучается ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат.  При знакомстве с темой «Гидросфера» учащиеся  знакомятся с ее составом и строением, Мировым океаном и его частями, взаимодействием с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. А в теме «Земная кора и литосфера» учащиеся изучают их состав, строение и развитие; горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Проработав данные и другие темы, учащиеся  выявляют причинно-следственные связи, которые свидетельствуют о единстве и целостности  окружающей среды.   Так, например, при изучении темы  «Географическая оболочка Земли», ученики узнают о   ее составных частях, взаимосвязи между ними,  о характеристике основных закономерностей развития, о широтной зональности и высотной поясности, о территориальных комплексах: природные, природно-хозяйственные.  Рассматривают географическую оболочку как окружающую человека среду, ее изменения под воздействием деятельности человека, что приводит к осознанию роли человека в природе.

В 7 классе раскрываются мировоззренческих  идей развития, целостности, взаимосвязи  в природе Земли, например,  при  изучении темы «Литосфера и рельеф Земли» становится главным   раскрыть мировоззренческую идею о постепенном развитии земной коры и рельефа. При  изучении  темы «Гидросфера Земли»  сформировать мировоззренческую идею целостности и неоднородности географической оболочки в процессе изучения Мирового океана как части географической оболочки. А при изучении темы «Биосфера»  сформировать мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы на примере природных зон суши, для чего показать особенности их расположения на материке и связь с климатическими поясами.

 Помимо сказанного,  географическое  образование  формирует  у школьников гуманистическое мировоззрение.  В курсе «Географии России» (8-9 кл.) рассматриваются темы «История заселения и освоения территории Сибири», «Население нашей многонациональной страны», «Межотраслевые комплексы». Это благодатный материал для формирования представлений о возникновении, формировании, развитии вопросов гуманизма в классическом наследии географической мысли, значении географических исследований, роли путешественников, учёных в развитии отечественной географии, о влиянии культуры общества на процессы миграции, естественного движения населения, его воспроизводства. При изучении межотраслевых комплексов старшеклассники знакомятся с большим разнообразием профессий, требованиями современного рынка труда. Знакомство с национальным и религиозным составом населения России воспитывает  толерантность у школьников. Краеведческий материал принимает личностно-значимый характер, помогает ученикам оценить собственную практическую деятельность в повседневной жизни, ценностное восприятие и эмоциональное отношение к окружающей действительности.

Курс «География мира» (10-11кл) направлен на понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни разных стран  и регионов  мира;  на  понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, географических подходов к проблеме устойчивого развития в разных странах  и регионах мира; на  понимание закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными социальными и пространственными факторами,  проблемами адаптации человека к географическим условиям проживания.  Все это формирует географическую картину мира. Одной из составляющей географической картины мира является географическая картина взаимодействия общества, природы и человека, формирование которой способствует развитию  понимания своей роли, значимости в мире, осознанию географического образования на основе применения географических знаний в повседневной жизни, нравственному воспитанию подрастающего поколения, обладающего собственными взглядами, убеждениями и ценностями.

Важнейшей целью школьного  курса географии является умение учащимися применять полученные знания на практике в данной конкретной ситуации. Усиление практической направленности географического содержания образования  позволяет соединить изучение теоретических  постулатов и практического их применения, что формирует активную жизненную  позицию учащихся. Помимо всего, усиление этого аспекта в обучении географии  заставляет осознать роль каждого из нас в диалектике жизни, процессах, происходящих на планете Земля.        

 Таким образом, результатом  обучения и воспитания на уроках  географии становится воспитания социально-ответственного поведения в окружающем мире на основе принятия учащимися общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных способностей и жизненных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

  1. Максаковский В. Л. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 416 с
  2. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях под ред.  Душиной  И.В. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
  3. http://vseprostrany.ru/index.php/2011
  4. http://www.rgo.ru/2011
  5. http://edusite.ru/p143aa1.html

 

 
 

Информация о работе Географическая культура – часть общечеловеческой культуры человека