Формы территориальной организации промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:15, реферат

Краткое описание

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России (М. В. Ломоносов, К. А. Арсеньев, В. Н. Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, Н.Н. Колосовский.) применяли метод районирования деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
1. Территориальная структура…………………………………………………….…...3
2.Районирование…………………………………………………………………...……3
3.Формы территориальной организации промышленности………………….………6
Заключение……………………………………………………………………….……15
Список использованной литературы…………………………………………………16

Файлы: 1 файл

география.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

 

 

1. ТПК Курской магнитной аномалии.

Находится на территории Центрально-Чернозёмного района. Территорию КМА пересекает сеть железных дорог. ТПК КМА развивается на базе богатейших месторождений железной руды. Руда с 32% содержанием железа залегает близко к поверхности, а богатые (с содержанием железа от 52 до 62%) залегают глубже (400-700 м). Основные месторождения находятся на территории Белгородской и Курской областей (около городов Старый Оскол и Железногорск). Добыча руды связана с проблемой сохранения чернозёмов и необходимостью рекультивации почвы. Происходит также понижение уровня грунтовых вод. Железные руды КМА используются на металлургических заводах: полного цикла – Новолипецком (г. Липецк) и Старооскольском электрометаллургическом комбинате. В основном же железная руда вывозится на металлургические заводы Центральной и Уральской металлургических баз. На базе собственного металла здесь развивается тяжёлое машиностроение (г. Воронеж – производство оборудования для горнодобывающей промышленности), сельскохозяйственное машиностроение (потребительский фактор), а так же производят трактора, кузнечнопрессовое оборудование. С металлургией связана химическая промышленность-производство минеральных удобрений из отходов коксового производства Новолипецкого завода. На привозных нефти и газе производят синтетические волокна, синтетический каучук.

2. Воронеж - крупнейший город российского Нечерноземья, город в Российской Федерации, центр Воронежской обл., расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на юге зоны среднерусской лесостепи, по берегам р. Воронеж, в 12 км от ее впадения в р. Дон, в 587 км к юго-востоку от Москвы. Воронеж – крупнейший город Центрально-Чернозёмного района. Город, находясь в центре сельскохозяйственного района России, был торговым центром. Здесь торговали мясом шерстью, кожей и прочими продуктами сельскохозяйственного производства и промыслов. Узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Через город проходят железные дороги на Липецк, Курск, Северный Кавказ. Действует аэропорт. Население 906,9 тыс. человек (2001). Основан в 1586. Город с 1779. Вблизи Воронежа построена Нововоронежская АЭС. Развита химическая промышленность: производство синтетического каучука и лекарств.

Основные отрасли промышленности:

1.           машиностроение (Воронежский механический завод, АО «Воронежсельмаш», АООТ «Автогенмаш», вагоноремонтный завод и др.), радиоэлектроника (НПО «Электроника»), приборостроение (ОАО «Эталон»), станкостроение (АО «Станкостроительный завод», 3 прессовых завода), производство горно-обогатительного оборудования и мостовых конструкций.

2.           самолетостроение (Воронежское авиационное ПО),

3.           металлургия (ЗАО «Воронежвтормет», АООТ «Вторцветмет», ОАО «ВЗСАК»), Предприятия химической промышленности (АО «Воронежшина»), производство каучука, красок и олифы (АО «Воронежсинтезкаучук»).

4.           Мебельное производство.

5.           Предприятия пищевой промышленности.

3. Чебоксары - столица Чувашии, город в Российской Федерации, столица Чувашской Республики, расположен на берегу р. Волга, в долине, образуемой р. Чебоксарка и Кайбулка, в 768 км к востоку от Москвы. Речной порт. Узел автомобильных дорог. Железнодорожная станция. Аэропорт. Через город проходят нефте- и газопроводы. Население 460,7 тыс. жителей (2001). Город с 1781. В состав Чебоксарский агломерации входит город Новочебоксарск, который возник при строительстве Чебоксарской ГЭС.

Наиболее развитые отрасли промышленности:

1.           машиностроение (в т. ч. приборостроение), металлообработка, электронная промышленность. Приборостроительные и машиностроительный заводы, завод кабельных изделий, АО «Чебоксарский завод Электроприбор», АО «Чебоксарский завод промышленных тракторов», АО «Чебоксарский агрегатный завод» и др.

2.           химическая (военная промышленность) - город Новочебоксарск;

3.           нефтеперерабатывающая промышленность - город Новочебоксарск;

4.           гидроэнергетика – Чебоксарская ГЭС;

5.           пищевая и легкая промышленность (ООО «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат», АО «Чебоксарский трикотаж» и др.), пивоварение;

6.           производство стройматериалов.

Б) Промышленный центр (промцентр) — группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).

Свердловская область - крупнейший промышленный центр Урала и всей России.

В металлургической промышленности Свердловской области наиболее развита черная и цветная металлургия. Данный промышленный комплекс составляет 31% общего объема промышленного производства черной металлургии и 19% объема общего производства цветной металлургии.

Металлургическая промышленность Свердловской области

Крупнейшие предприятия чёрной металлургии - Нижнетагильский металлургический комбинат (4/5 производства чугуна и 2/3 стали в Свердловской области), металлургические заводы в городах Серов, Верхняя Салда, Алапаевск. Цветной металлургии - медеплавильные комбинаты в городах Красноуральск, Ревда и Верхняя Пышма.

Машиностроительная промышленность Свердловской области

В машиностроительной отрасли превалирует тяжелый ВПК. В основном – это производство бронетанковой техники и боеприпасов. Развито тяжелое индивидуальное машиностроение: выпуск оборудования для энергетической, химической и добывающей промышленности. Крупнейшие предприятия по производству горно-шахтного и металлургического оборудования: ПО "Уралмаш" (г. Екатеринбург), машиностроительные заводы в городах Карпинск и Артёмовск, турбин - ПО "Турбомоторный завод", большегрузных вагонов - ПО "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). Среди предприятий электротехнической промышленности: ПО "Уралэлектротяжмаш", электротехнические заводы в городах Каменск-Уральский, Карпинск, Кушва, Сысерть, Нижняя Тура.

В) Промышленный пункт (промпункт) – представлены одним или нескольки­ми градообразующими производствами одной или ряда отраслей хозяйственного комплекса с моноотраслевой структурой хозяй­ства (малые и средние города).

Одной из прогрессивных форм территориальной организа­ции промышленности на современном этапе является комбини­рование   производства: предприятия, образующие комбинат, имеют тесные технологические, экономические и организаци­онные связи. Промышленные комбинаты располагают широки­ми возможностями глубокой переработки сырья и утилизации промышленных отходов, что не только повышает их эффективность, но и создает предпосылки для организации безотходного, технологически чистого производства, практически безвредного для окружающей среды. Комбинирование производства получило широкое распространение  в тяжелой  индустрии  (металлургия, химическая, лесная), в легкой (текстильная) и пищевой про­мышленности. Значительный экономический эффект дают про­мышленные комбинаты, созданные на базе комплексного ис­пользования минерально-сырьевых ресурсов и представленные предприятиями различных отраслей хозяйства (формирование газохимических комплексов, комбинирование предприятий чер­ной и цветной металлургии с химическим производством и т.д.). Экономический эффект комбинирования достигается в результа­те экономии сырья, материалов, электроэнергии, тепла, снижения капитальных затрат и удешевления продукции. Комбинаты по сравнению с отдельными предприятиями обеспечивают сокраще­ние капитальных вложений до 30—35% и снижение себестоимо­сти выпускаемой продукции на 20—25%.

Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности — государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это — новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государ­ственного капитала как федерального, так и регионального. В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставный капитал головного предприятия (холдинга), который становится акционерной компанией, преимущественно открытого типа.

Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходят слияние предприятий и совместное инвестирование производства, что позволяет увеличить выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий, ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьёвых добывающих отраслей, преимущественно в районах европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой нефтяной компании является «ЛУКойл». Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.

Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП — это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих объектов.

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, спо­собных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Основная функция их создания — технологиче­ская или экономическая интеграция для реализации инвестици­онных проектов и программ, направленных на повышение эф­фективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. Первой зарегистрированной финансово-промышленной группой была ФПГ «Уральские заводы» в 1993 г.

Г) Промышленный район (промрайон) – крупные территории образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

Главными промышленными районами России являются Московский регион, Санкт-Петербург, Урал, крупнейшие города Сибири.

Д) Промышленные агломерации – территориальные экономические образования отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей, инфраструктур, объектов и научных учреждений, а так же высокой плотностью населения.

Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения.

1.                    Высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность.

2.                    Максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.

Размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства на компактной территории приводит к сокращению территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30% по сравнению с их рассредоточенным размещением, на 3% уменьшается сметная стоимость строительства, на 25% - количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых объектов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.

Крупнейшими промышленными агломерациями являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агломераций, как и концентрации производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.

Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специальные экономические зоны (СЭЗ) – территории с наиболее благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов.

Все вышеназванные территориальные образования — регионы, районы и т. д., составляют основу территориальной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появление (происхождение) таких дисциплин, как экономическая география, а позже — региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содержания исследуется один и тот же объект — территориальная организация общественного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей контрольной работе я рассмотрела:

1.      территориальную организацию хозяйства Российской Федерации;

2.      экономическое районирование;

3.      формы территориальной организации хозяйства Российской Федерации.

Территориальная организация хозяйства и ее формы очень важны для экономики любой страны. Особенно для России, где территория очень разнообразна. Правильно, что такими главными вопросами занимается такая важная наука как география.

В каждой территориальной структуре современного мирового хозяйства любой страны можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований. Каждый уровень отличается друг от друга по каким либо признакам. Деление на регионы, субрегионы помогает полностью просмотреть картину развития экономики в целом.

 


Список использованной литературы

 

1.http://www.ronl.ru/shpargalki/geografiya/otraslevaya_i_territorialnaya_struktura_hozyajstva_rossii/

Информация о работе Формы территориальной организации промышленности