Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа и выявления основных тенденций демографической ситуации Республики Башкортостан. Для достижения данной цели были определены следующие задачи, как:
1. Изучение динамики численности городского и сельского населения, развитие естественного движения, а именно рождаемости, смертности и естественного прироста.
2. Изучение половозрастной структуры населения Республики Башкортостан.
3. Изучение миграции населения РБ.
[Источник: www.Bashkortostanstat] [14]
Значительные миграционные передвижения в первую очередь влияют на возрастную структуру населения. Объективно наиболее высокую мобильность имеют люди трудоспособного возраста. В 2005-2006гг. на них приходится 80% миграционных передвижений между республикой и другими регионами и странами. Особенно интенсивно мигрируют молодые возрастные группы (от 15 до 29 лет).
В последние годы ситуация
складывается таким образом, что
по межрегиональным потокам
Анализ межрегиональных потоков по половому составу показывает, что в последние годы складывается ситуация, при которой убыль женского населения держится на более высоком уровне, в сравнении с мужской убылью, в том числе и в трудоспособных возрастах (рис.6.) [13].
[Источник: www.Bashkortostanstat.ru]
Рис. 6. Миграционная убыль мужчин и женщин по потоку
межрегиональной миграции
По мере изменения
социально-экономических
Основную часть миграционной прибыли в межрегиональном потоке по причине возврата к прежнему месту жительства приносят республике Тюменская (+1164 в 2006г.), Челябинская (+992) и Свердловская области (+412), Республика Удмуртия (+197) и Самарская область (+113).
Результат миграционных процессов по тем или иным причинам меняется в зависимости от возрастных групп. Убыль в связи с учебой сосредоточена в возрастах от 16 до 24 лет; основная часть выезжающих по работе или личным причинам – в возрастах от 20 до 39 лет.
3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОГНОЗ
3.1 Демографическая
политика в Республике
Воспроизводство населения находится
в тесном взаимодействии с экономикой
и социальной сферой каждого административно-
Следует отметить, что в Республике Башкортостан накоплен положительный опыт государственного регулирования демографическими процессами. Начиная с 1978 г. здесь проводилась целенаправленная работа по улучшению демографической обстановки. Башкортостан – первая республика в составе бывшего СССР, которая имела собственную программу народонаселения[3,стр. 178].
14 июля Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов в целях обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, повышения жизненного уровня населения республики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» своим указом утвердил Концепцию демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года. Концепция демографической политики на период до 2025 года направлена на существенное улучшение демографической ситуации в Республике Башкортостан. Целью Концепции является определение приоритетов, обеспечивающих достижение ключевых показателей воспроизводства населения, которые не только сделают стабильной численность, но и в дальнейшем приведут к ее росту [10].
В основе разработки Концепции положены принципы комплексного решения демографических задач, охвата всех основных направлений демографического развития в их взаимосвязи, выбора наиболее проблемных вопросов, применения эффективных механизмов их решения, учета особенностей демографического развития Республики Башкортостан, взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества, а также координации действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях.
Достижение поставленной цели зависит от решения задач социально-экономического развития республики, включая обеспечение стабильного экономического роста и повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов населения, значительное повышение эффективности и доступности для всех слоев населения системы здравоохранения, образования, культуры, наличие гибкого рынка труда, обеспечение социальной защиты, доступного жилья, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и др.
Концепция ставит ряд
задач, благодаря реализации которых предполагается достичь позитивных
результатов.
Приоритеты
в области охраны здоровья
В области охраны здоровья
поставлены задачи увеличения ожидаемой
средней продолжительности
Стимулирование рождаемости и укрепление
семьи
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предполагается повысить уровень рождаемости путем постепенного перехода к среднедетному типу репродуктивности за счет рождения второго ребенка и последующих детей, расширить сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечить государственными гарантиями доступности получения дошкольного образования и повышение его качества, усилить государственную поддержку семей, всестороннее укреплять институт семьи, возродить и сохранить ее духовно-нравственные традиции, усилить социальную защиту молодых семей, повысить доступность и качество оказания психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержать неполных и многодетных семей.
Данные приоритеты будут
реализованы путем
1. укрепление материального потенциала
семьи;
2. совершенствование
системы материальной
3. повышение доступности жилья [13].
3.2. Прогноз
изменения численности
Прогноз населения – основа разработки демографической политики. Прогнозные расчеты позволяют оценить вероятностные проявления реализации региональной демографической политики в численности, половозрастном составе и других показателях населения.
Прогнозы населения
обычно делаются в нескольких вариантах
с учетом возможных изменений
влияния социально-
В отличие от социально-экономических прогнозов демографические расчеты выдаются на более длительный период времени. Краткосрочными считаются прогнозы до 15 лет, среднесрочными – до 30 лет, и долгосрочными – 30 и более лет.
Госкомстатом РФ были разработаны три варианта прогнозов населения для каждого региона и России в целом [6].
При разработке оптимистического
варианта в качестве исходной ситуации
принято преодоление
Средний вариант исходит из того, что страна будет медленно выходить из кризиса. Позитивные сдвиги в смертности ожидаются лишь в 2000 – 2005 гг. В области рождаемости предполагается реализация репродуктивных намерений, высказанных женщинами при проведении микропереписи 1994 г.
Пессимистический прогноз основан на предположении, что экономический кризис в стране затянется. В этих условиях смертность населения будет расти, а рождаемость – падать, миграционные процессы ослабнут.
В прогнозах, которые дает Галин Р.А. использован иной методоло-гический подход. Различие заключается в том, что вместо среднего варианта разработан нормативный вариант. Он предполагает, что демографические показатели будут неизменными и останутся на уровне базового года. Такой подход дает возможность выявить изменения численности, половозрастного состава населения, полученного по пессимистическому или оптимистическому варианту по сравнению с нормативным(табл. 8).
Таблица 8
Варианты, годы |
Прогноз Госкмстата РБ (тыс. чел) |
Прогноз автора (тыс. чел.) | ||
Базовый год 1995-й |
не изв. |
40798 | ||
Средний (нормативный) | ||||
2000 |
4120 |
4054,1 | ||
2005 |
4104 |
4007,3 | ||
2010 |
4065 |
3977 | ||
Пессимистический | ||||
2000 |
4085 |
3905 | ||
2005 |
3998 |
3733 | ||
2010 |
3864 |
3584 | ||
Оптимистический | ||||
2000 |
4137 |
4184 | ||
2005 |
4193 |
4253 | ||
2010 |
4259 |
44414 |
[Источник: Галин Р.А. Население
РБ: тенденции и особенности
на пороге нового тысячелетия] [3]
Вероятность подтверждения прогнозов покажет время. Однако по прогнозам при пессимистическом варианте население РБ уменьшится, существенно ухудшится структурно: в населении снизится доля детей, возрастет доля пожилых(табл.3) (рис.4). Оптимистический вариант, наиболее желательный, приведет к улучшению воспроизводства населения.
Прогнозные расчеты практически по всем вариантам показывают, что в составе населения в будущем возрастет численность и удельный вес населения в трудоспособном возрасте. Это связано с вхождением в этот возраст многочисленных молодых возрастов в конце 70-х и начале 80-х годов, а также с выбытием из него в пенсионный возраст малочисленных поколений родившихся в годы Великой Отечественной войны. Структурные изменения, обусловленные указанными факторами демографического характера, окажут влияние на возрастную группу старше трудоспособного возраста. В первые годы предстоящего столетия начнет сокращаться ее удельный вес. Уменьшение старших возрастных групп в сочетании с низкой рождаемостью будет способствовать уменьшению нагрузки иждивенцев ( детей от 0 –15 лет и лиц пенсионного возраста) на население в трудоспособном возрасте.
При реализации оптимистического
варианта высокий удельный вес трудоспособного
населения может усложнить
В перспективе вероятно
ухудшение соотношения в населе
Будущее развитие Башкортостана во многом зависит от состояния человеческого потенциала. Структура населения, его здоровье, образование, интеллектуальный уровень будут определять экономику и социальное благополучие населения республики [3, стр.184].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Башкортостан остается одним из наиболее многонаселенных регионов России и по численности населения занимает 7 место: в республике проживает 4 млн. 51 тыс. человек. В республике наблюдается высокая плотность населения: на один квадратный километр территории приходится 28,3 человека против 8,3 человека в среднем по России. По данным Башкортостанстата, рождаемость с 2001 года возросла с 42,8 тысячи до 45 тысяч детей в 2006 году, до 51 тысячи детей в 2007 году.