Демографическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития мира существует огромное количество глобальных проблем, таких как преодоление отсталости развивающихся стран, недопущение ядерной войны, ликвидация опасных для человечества болезней, продовольственная, энергетическая и ряд экологических проблем, но самой актуальной среди них является демографическая проблема. Именно она служит причиной возникновения практически всех глобальных проблем человечества и обуславливает их развитие. Именно народонаселение рассматривается многими как один из факторов, не только препятствующих удовлетворению материальных потребностей, но и угрожающих самому выживанию цивилизации, так как с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на территорию будет непрерывно возрастать.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие демографической проблемы
1.1. Основные направления демографической проблемы…………….5
1.2. Миграции и их причины……………………………………………9
1.3. Качество населения…………………………………………………11
Глава 2. Демографическая проблема и пути её решения
2.1. Характеристика Южного региона…………………………………14
2.2. Характеристика Северного региона……………………………….18
Глава 3. Демографическая ситуация в Республике Беларусь
3.1. Демографическая проблема Республики Беларусь……………….22
3.2. Демографическая политика Республики Беларусь………………..25
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 343.80 Кб (Скачать)

     Не менее насущной остается целенаправленная демографическая политика для Индии, население которой стремительно приближается к астрономической цифре — 1 млрд человек. Лишь в XX в. численность ее населения утроилась, а за годы независимости появилась как бы «вторая Индия». Лозунг здесь: «Одна семья — два ребенка», но успехи демографической политики оказались куда скромнее, чем в Китае. Это связано отчасти с применением насильственных методов (вплоть до стерилизации), в известной мере скомпрометировавших саму идею «планирования» семьи. В качестве одной из наиболее действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии — соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15–20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16–18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи. Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения. [5]

 
    2.2.Характеристика Северного региона
 

     Суммарное население региона составляет более 1300 млн. чел. (примерно ¼ населения мира). Самые крупные страны - США и Россия. Рост численности населения почти прекратился: в среднем по региону годовой прирост уменьшился до 0,5% и продолжает падать, а в Европе он близок к нулевому. Во многих европейских странах (Дания, Германия, Венгрия, Англия) прирост коренного населения полностью прекратился. С начала 90 - годов к ним присоединилась и Россия, где смертность превысила рождаемость. Население Европы неумолимо стареет. Тенденция эта четко прослеживается с конца 20-го века, и в ближайшие десятилетия ускорится. Сегодня среднестатистический европеец еще не перешагнул 40-летнего рубежа. Но к 2050 году средний возраст жителей Евросоюза вырастет на целый десяток и составит 49 лет. Об этом свидетельствуют данные Европейского статистического ведомства. Насколько большие изменения произошли в демографической структуре европейских стран за прошедшее столетие, можно проиллюстрировать на примере крупнейшей по численности населения страны ЕС – Германии. Здесь, подсчитали ученые Центра по изучению демографических изменений в Ростоке, в 1910 году средний возраст не достигал и 24 лет, а в 2008 году уже превысил 40-летнюю отметку.[13]

Рисунок 2.3 – Возрастная структура населения Европы [11] 

   Демографические изменения имеют несколько составляющих. Во-первых, это рождаемость. В целом по Евросоюзу она составляет 1,5 ребенка на женщину. Обеспечить естественный прирост населения, однако, может лишь показатель в 2,1 ребенка на женщину. Во-вторых естественный прирост. Во многих странах Европы наблюдается убыль населения ( Россия, Украина, Венгрия, Швеция, Дания). Многочисленные факты свидетельствуют о расшатывании традиционных семейных устоев европейцев. Среди них стало поветрием не торопиться связывать себя настоящими семейными узами, жить холостым/незамужней или  в свободном гражданском браке. В итоге заметно увеличился средний брачный возраст. Становится все больше семей, где имеется только один ребенок. Растет число разводов и детей рожденных вне брака (в странах ЕС в среднем в 2008 г. их число уже составляло 23,4% всех детей). В то время как детей в Европе становится все меньше, растет средняя прогнозируемая при рождении продолжительность жизни. Это второй важный демографический фактор. В настоящее время средняя ожидаемая продолжительность жизни в Европе составляет 78 лет. Показатели по отдельным странам различаются еще больше. В странах Балтии, например, средняя прогнозируемая продолжительность жизни для мужчин составляет 66 лет, а в Швеции – на 12 лет больше. И если в Испании и Франции этот показатель для женщин достигает почти 84 года, то в Латвии – 76 лет. В Польше, странах Балтии, Румынии и Болгарии численность населения уже сейчас сокращается.

     В 1996г. ООН провела опрос среди руководителей государств, попросив их оценить демографическую ситуацию в своих странах и действенность проводимой демографической политики. Большинство лидеров государств Европы было единодушно в том, что необходимо увеличить рождаемость, и сообщило информацию о мерах, которые предпринимаются в этом направлении. В частности, в 1992г. в странах Европы были одобрены законы, в соответствии с которыми предусматривается продолжительные отпуска женщинам по рождению ребенка (от 14 до 16 недель) с сохранением содержания (выплаты заработной платы в полном объеме, либо в размере 75 – 80%). Кроме того, эти законы запрещают увольнять женщин с работы в период такого отпуска. [11]

     В 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении в 2010 г. уровню фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. - стабилизации его численности. В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка — по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения. [14]

     В странах западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании — 25 фунтов стерлингов, во Франции — 2600 франков, в Испании — 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы. Демографы считают, что наиболее активно политику поощрения рождаемости и естественного прироста проводят Франция и Швеция. [11]

     В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило косвенную, в форме разных налоговых льгот. Бурные споры в правительстве ведутся о зарплате или легализации абортов.

     С начала 90-х годов основным фактором роста населения стран ЕС становится миграция. Так, например, в 2006г. естественный прирост населения составлял здесь 280 тыс. человек, а миграционный – почти 800 тысяч. Западная Европа стала главным мировым центром притяжения иммигрантов, превосходя США – до недавнего времени лидера по этому показателю. Практически во всех остальных население растет за счет притока иностранцев, обгоняя естественный прирост. [10]

     Следовательно на основе сравнения двух регионов можно сделать следующие выводы:

    - в развитых странах наблюдается старение населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни в то время, когда для развивающихся стран характерно относительно молодое население с постоянно растущим количеством детей, но небольшая ожидаемая продолжительность жизни;

   - многим развитым странам присущ простой тип воспроизводства населения, некоторым даже суженный, т. е. население идёт на убыль, происходит такое явление, как депопуляция; в развивающихся странах наблюдаем расширенное воспроизводство населения, его численность увеличивается;

   - в странах Южного региона проводится демографическая политика, направленная на уменьшение численности населения, в Северном регионе существует ряд мероприятий, целью которых является обратное явление: рост численности населения;

    - в целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития;

   - что касается демографической политики развитых стран, то она не является гарантом увеличения численности населения, так как семейные устои в плане количества детей заложены в сознании каждого человека, а не в законах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ 

    3.1.Демографическая проблема Республики Беларусь 

     Долгое время существовало мнение, что нашей планете грозит перенаселение. Однако некоторые ученые утверждают, что Земля способна вместить до 1,3 квадриллионов человек, что  в 200 000 раз больше, чем сейчас живет на земном шаре. Как бы там ни было,  вот уже полвека во всем мире наблюдается непрерывное снижение темпов демографического воспроизводства. Беларусь — не исключение. В 2003 г., спустя десять лет после установившейся минусовой динамики, число родившихся в стране по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 3,2 тыс., и в то же время на 3,5 тыс., т. е. на несколько большую величину, сократилось число ушедших из жизни. В 2005—2007 гг. торможение минусовой динамики проявило себя наиболее наглядно — что выразилось в заметном сокращении коэффициентов отрицательного естественного прироста населения республики: 2005 г. — минус 5,2, 2006 — плюс 4,3, 2007 г. — минус 3,0 промилле. Это происходит за счёт постепенного увеличения рождаемости. Основу произошедшего составили два фактора: первый — положительные изменения в качестве жизни населения. Можно сколько угодно дискутировать по поводу того, является ли связь между ростом благосостояния семьи и величиной её потомства прямой или обратной, но, по крайней мере по отношению к ситуации, о которой идет речь, имеется немало свидетельств прямой пропорциональности этой связи. Сошлемся на одно из них, относящееся как раз ко времени, когда в динамике населения страны произошел положительный сдвиг. Осуществленный в конце 2004 г. республиканским Институтом социально-политических исследований опрос 1 518 граждан, представлявших все регионы Беларуси, выявил немаловажный по своей общественной значимости факт: на вопрос, считают ли себя респонденты среднеобеспеченными, 39,7% опрошенных ответили положительно, тогда как 6 лет назад такой ответ дали лишь 15,4%. Вторым фактором произошедшего в Беларуси позитивного сдвига в рождаемости явилось третье эхо послевоенного компенсационного подъема рождаемости (первое было в шестидесятые, второе — в восьмидесятые годы минувшего столетия), реализовавшее себя как следствие увеличения контингента реальных и потенциальных матерей. Но сегодня, несмотря на отрадные изменения в рождаемости, естественная убыль населения продолжается, т. е. наблюдается депопуляция или сокращение населения. [1]

     Смертность населения  растет, а рождаемость постоянно снижается. Только за январь-август этого года численность населения Беларуси сократилась на 13,2 тысячи человек.

Рисунок 3.1 – Динамика численности населения Республики Беларусь [7] 

     Ухудшение демографической ситуации вызвано возрастной структурой населения. Дело в том, что в послевоенные 50-е годы рождаемость была высокой, а в 90-е — низкой. Соответственно,  количество людей пенсионного возраста у нас сейчас увеличивается, а вот рожать — некому.  По прогнозу, при существующих тенденциях к 2030 году на тысячу человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 пенсионер. При том, что еще в 2010 году нетрудоспособных на тысячу было 693. Кто же будет кормить растущую армию пенсионеров? Необходимо также учитывать, что количество женщин репродуктивного возраста сокращается, и к 2015 году численность белорусок  в возрасте от 15 до 49 лет уменьшится более чем на 168 тыс. человек. Даже если каждая женщина будет рожать больше, чем раньше, то все равно количество жителей Беларуси не увеличится. В настоящее время суммарный коэффициент рождаемости, т. е. количество детей, которое женщина рожает за свою жизнь, составляет около 1,5 и является одним из самых низких среди европейских стран. Это всего 65% необходимого стране «детопроизводства». Общий коэффициент смертности, равный 14,2 промилле, в полтора раза выше, чем в среднем по развитым странам. Если срочно не предпринять меры, то ситуация в стране еще больше ухудшится. [6]

    Приведём к примеру недавние данные, которые наглядно представляют демографическую ситуацию в Беларуси в настоящее время. Например, число родившихся в первом полугодии 2011 года по данным статистики составило 50801 человек, что на 2100 человека или 4,0 процента меньше, чем в аналогичном периоде 2010 года. В целом по республике отмечено снижение числа родившихся как среди городского (95,7 процента), так и сельского (97,0 процента) населения. Рост числа родившихся произошел лишь в городских поселениях Гродненской области (100,3 процента). В целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 10,8 на 1000 населения (в аналогичном периоде 2010 года – 11,2). Стабилизация общего коэффициента рождаемости отмечена лишь в Гродненской области. Самый высокий коэффициент рождаемости – в Брестской области (11,8 на 1000 населения), самый низкий – в Витебской (9,6 на 1000 населения). В первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года число умерших в Республике Беларусь увеличилось на 1,2 процента и составило 69468 человека. Снижение смертности отмечено лишь в сельской местности (96,9 процента), тогда как в городских поселениях произошло ее увеличение на 4,4 процента. Снижение числа умерших отмечено в Гродненской (99,4 процента) и Минской (98,8 процента) областях. [7]

Информация о работе Демографическая проблема