Центральный экономический район – историческое ядро Русского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:57, реферат

Краткое описание

Основные задачи данного реферата: дать характеристику центрального экономического района, описать его экономико-географическое положение, демографическую ситуацию, хозяйство, а так же привести данные о промышленности и экономическом развитии каждой отдельно взятой области, входящей в состав центрального экономического района.

Оглавление

1. Введение.
2. Географическое положение.
2. Центральный район - историческое ядро русского государства
3. Этапы развития центрального района
3. Центральный район как центр политической и экономической жизни России. Значение Центрального района в современной России
4. Перспективы развития Центрального района
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат рабочий!.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Наименее плотно заселена Костромская область, а  максимальная плотность — в Московской.

Центр — район  древнейшего славянского заселения, историческое ядро русской народности. И в настоящее время район отличается весьма однородным национальным составом: здесь повсеместно преобладает русское население. Небольшие национальные группы есть на востоке Рязанской области (татары) и северо-востоке Тверской (карелы). На западе живут белорусы и украинцы.

Среди административных и промышленных центров преобладают  древние города (Смоленск, Рязань, Владимир, Вязьма, Коломна).  

4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА 

   Центральный район России - основной очаг русской национальной культуры, откуда происходило дальнейшее расселение русского народа по всей стране. На ранней стадии развития этого района использовались местные природные ресурсы - уголь, железная руда, лес, известняк, глина, пески, соль, торф и т. д. На собственном сырье и топливе здесь раньше, чем в других местах страны, зародилась черная металлургия, металлообработка, солеварение, деревообработка, текстильная, стекольная, керамическая промышленность, кожевенно-обувная. 

   Отсюда родом купцы-промышленники Строгановы, Демидовы, которые начали освоение новых месторождений к востоку от Центрального района - соли в Предуралье, железных руд, угля на Урале. Центральный район в дореволюционный период развивался в основном как центр легкой и пищевой промышленности. В начале XIX в. В Тульской губернии был построен первый в России сахарный завод. Текстильная промышленность развивалась здесь повсеместно, при этом значительно в Ивановской области. В те же годы (до революции 1917 г.) развивались деревообработка и мебельная промышленность. Обширные лесные массивы были на большей части территории Центрального района. Сейчас они сохранились в Брянской, Смоленской, Тверской, Костромской, Ярославской областях. В Тверской области имеются заповедники: Центрально-лесной - 211 тыс. га (с 1931 г.) и часть Завидовского - 125,4 тыс. га (с 1929 г.). В Костромской области и сейчас продолжается заготовка древесины и переработка ее на пиломатериалы с дальнейшим использованием в мебельной промышленности. Древесина также используется для производства бумаги, картона и спичек (спички в Калуге, Балабаново, Злынке Брянской области; бумага - Кондрово Калужской области; картона в Кувшиново Тверской области и г. Сураж Брянской области). Основное назначение лесов Центрального района - водоохранное и санитарное, особенно вокруг областных центров, включая Москву и Подмосковье. В настоящее время древесина завозится для дальнейшей переработки из Пермской, Кировской и Нижегородской областей на предприятия Центрального района, так как местной не хватает для полной загрузки деревообрабатывающих предприятий.

  

    Наибольшее развитие промышленный и сельскохозяйственный комплексы Центрального района получили в советский период, особенно в годы индустриализации (1929 - 1941 гг.). В эти годы строились новые предприятия и обновлялись старые. Главное внимание уделялось развитию черной и цветной металлургии, а также машиностроительной промышленности. Для обеспечения работы всего промышленного комплекса электроэнергией были построены электростанции Шатурская, Каширская (в первые годы советской власти), далее - Рязанская, Смоленская, Костромская, Конаковская (в Тверской области), Новомосковская, Черепетская, Щекинская (все в Тульской области). Работают все перечисленные ГРЭС на торфе, угле и газе. В самой Москве были построены несколько ТЭС, работающих на газе, для обеспечения нужд населения и предприятий. В военные годы 1942 - 1945 гг. газ в Москву поставлялся по новому тогда газопроводу Саратов (Елшанка) - Москва. В послевоенные годы строительство электростанций продолжалось. Были построены ГЭС на Волге - Иваньковская, Угличская, Рыбинская. В г. Сергиев Посад (тогда г. Загорск) была построена гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС), в 50-е гг. в г. Обнинске Калужской области была построена первая в мире атомная электростанция. В 70 - 80 гг. прошлого века были построены еще две атомные электростанции - Смоленская (пос. Десногорск) и Тверская (пос. Удомля). 

5. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН КАК ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

   Во второй половине XX в. в Центральном районе бурно развивается тяжелое машиностроение. В г. Электросталь Московской области выпускаются прокатные станы для металлургических производств всей России; энергетическое машиностроение - производство паровых котлов для ТЭС - в г. Подольске Московской области, а в г. Калуге делают паровые турбины, а также турбины для ТЭС.

   Машиностроение Центрального района представлено станкостроением. Коломна Московской области, Москва, Егорьевск и Дмитров Московской обл., г. Иваново, г. Рязань и г. Сасово Рязанской области. А также транспортным машиностроением - производством магистральных тепловозов - Коломна (Московская область), маневровых тепловозов - Людиново (Калужская область). В г. Брянске на машиностроительном заводе выпускают вагоны-рефрижераторы и судовые дизели. В г. Муроме Владимирской области имеется предприятие по производству тепло- и электровозов. В г. Твери - вагоностроительный завод по производству пассажирских вагонов. Вагоны для пригородных поездов делают в Демихово (Московская область), а вагоны для метро - в Мытищах.

   В Центральном районе имеются предприятия черной и цветной металлургии и по производству ферросплавов - Косогорский и Новотульский металлургические комбинаты производство ферросплавов (г. Тула). В самой Москве был построен  металлургический завод "Серп и молот" по переработке черного металлолома. В г. Электросталь Московской области работает металлургический завод по производству специальных марок стали, а производство чугуна размещено в г. Ярцево Смоленской области.

   Предприятия цветной металлургии имеются в г. Москве - производство меди, в г. Мценске Орловской области - алюминиевого литья и вторичных цветных металлов; переработка цветных металлов - Рязань, Кольчугино (Владимирская область) и г. Подольск (Московская область).

    Во второй половине XX в. в Центральном районе также интенсивно стала развиваться химическая промышленность. Предприятия по выпуску химического волокна расположены в г. Мытищи, Клину, Серпухове (все в Московской области), в Рязани, Твери, Шуе (Ивановская область), Щекино (Тульская область), в г. Ярославле. Синтетические смолы и пластмассы производят в г. Владимире, Новомосковске Тульской области, химический комплекс там просто громадный. Здесь же имеется завод по выпуску бытовой химии и спецсредств для внутренних войск МВД.

    Лакокрасочную продукцию выпускает завод в г. Сергиев Посад (ранее Загорск) Московской области. Автомобильные шины делают заводы в г. Москве и Ярославле.

  

    Центральный район России - старейший район легкой промышленности. Предприятия текстильной отрасли расположены повсеместно, при этом 2/3 - в Ивановской области. Развиты также швейная, трикотажная, обувная отрасли. Производство ковров находится в г. Люберцы Московской области.

  

    Главные черты современного хозяйства Центрального района России складывались под влиянием ряда факторов:

1) роли составляющих  его областей как главных научно-исследовательских,  конструкторских и учебных баз страны;

2) давнего промышленного  освоения;

3) наличия высококвалифицированных  кадров;

4) выгодного  экономико-географического положения,  в том числе столичного;

5) благоприятных,  высокоразвитых транспортных связей; использования местного сырья,  а также привозного, и энергии производимой на местных электростанциях различного типа;

6) формирования  собственной металлургической базы  на основе местных ресурсов  и привозных с Курского месторождения;

7) наличия в  Москве и городах Центрального  района предприятий оборонной промышленности, защищенной мощной противоракетной обороной.

   

   Современная промышленность Центрального района специализируется на сложной продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. Главные отрасли специализации - машиностроение, металлургия всех видов, химическая и легкая промышленность. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы - туристско-экскурсионная деятельность. Машиностроение Центрального района в настоящее время представлено, помимо вышеупомянутых отраслей,  электроникой, вычислительной техникой и приборостроением. Доля наукоемких производств точного машиностроения этого района страны составляет более 40 % в общем производстве страны.

    Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов, а также Тулы, Владимира и других городов, где находятся предприятия оборонного комплекса, в настоящее время проходят стадию конверсии с переходом на "мирную" продукцию.

    Большинство заводов и комбинатов химической промышленности Центрального района обеспечивает потребности машиностроительных, текстильных и сельскохозяйственных предприятий. Благодаря наличию квалифицированных кадров и опытно-экспериментальных производств большое развитие получили отрасли основной химии, производства стекловолокнистых материалов, химических реактивов, а также химико-фармацевтическая промышленность и производство удобрений. Фосфорные удобрения выпускают заводы г. Воскресенска (Московская область) и г. Новомосковска Тульской области. Азотные удобрения производят заводы в Щекино и Новомосковске (оба - Тульской обл.), а также в г. Дорогобуж Смоленской области.

  В связи с проведением конверсии в 90-е годы многие предприятия Центрального района испытывали значительные трудности, связанные с падением объемов производства. Такое положение было на Орловском сталепрокатном заводе. В настоящее время Орловский сталепрокатный завод входит в число крупнейших российских экспортеров метизной продукции.  

      Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

      Центральный экономический район  занимает первое место в РФ  по производству электроэнергии (18%).Большую ее часть вырабатывают  крупные тепловые станции. Некоторые  из них работают на подмосковных углях и торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.

    Агропромышленный комплекс Центрального района – один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере – значительные посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.

     Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района – радиально кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действует четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям. 

6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА

  

    Развитие производительных сил Центрального Района на перспективу определяется его экономическими и природными особенностями:

   - общий высокий уровень развития и диверсификации экономики, особенно промышленности;

   - ведущее положение района в развитии научно-технического прогресса;

   - обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

   - центральное положение среди других развитых районов и высокий уровень развития транспортно-экономических связей;

   - влияние Москвы — крупнейшего индустриально-транспортного узла, научного и культурного центра страны — на развитие ЦЭР очень велико.

  В перспективе район сохранит ориентацию на развитие преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Информация о работе Центральный экономический район – историческое ядро Русского государства