Агропромышленный комплекс Ленинградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей - сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Оглавление

Введение. 3
1. Понятие и структура агропромышленного комплекса. 5
2. Роль и значение АПК в экономике России. 7
3. Размещение агропромышленного комплекса на территории России. 9
4. Агропромышленный комплекс Ленинградской области. 10
5. Основные направления развития агропромышленного комплекса. 19
Заключение. 22
Список использованной литературы. 24

Файлы: 1 файл

АПК северо-запад.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

За 2009 год предприятиями  хлебопекарной и кондитерской отраслей области произведено 20,3 тыс. тонн кондитерских изделий.

Консервное производство, основным предприятием которого является ПО «Лужский консервный завод» численностью работающих 167 человек. Лужский консервный завод осуществляет выпуск мясных и плодоягодных консервов. Практически это единственный консервный завод по переработке плодоягодной продукции в Ленинградской области, который постоянно модернизирует и наращивает свое производство.

5. Основные направления развития агропромышленного комплекса.

Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в  результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России.

Идет создание экономического механизма регулирования земельных  отношений и стимулирования рационального  использования и охраны земель. Важно  учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка.

Осуществляя переход  к частной собственности на землю важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их3.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют  аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь  необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни.

Заключение.

Современное состояние  экономики сельского хозяйства  характеризуется продолжением кризисных  процессов, происходящих в аграрном секторе страны с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной  макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, отмечалось устойчивое сокращение и дальнейшее ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижение плодородия почв и генетического потенциала, сокращение посевных площадей и поголовья продуктивных животных.

Ориентация государства  на мировые цены на энергоносители и другие средства производства, отказ  от эффективного регулирования рынка  и монополизм производителей ресурсов вызвали рост внутренних цен на них, многократный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило одной из главных причин разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.

Однако реформирование сельскохозяйственного производства не сопровождается повышением его эффективности. В условиях кризисной ситуации в  аграрном секторе и перехода к  рыночной экономике исключительно  большое значение имеет разработка мер, реализация которых позволит стабилизировать и обеспечить дальнейшее развитие этой важной для общества сферы производства.

Решение проблемы выхода АПК страны из экономического кризиса, необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния  развития региональных систем, где основными направлениями совершенствования развития агропромышленного комплекса являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции, разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий, товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках, создание и развитие специализированных кредитных институтов, подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержку инновационной деятельности, стимулирование экспорта продукции АПК, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.

Реализация предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства, в рамках стратегии государства, должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения как в регионе, так и в стране в целом.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской федерации - 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.
  3. Россия в цифрах - 2009: Крат. стат. сб. / Росстат - М., 2009.
  4. Экономическая география и регионолистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.
  5. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.

1 Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.

2 Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской федерации - 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.

3 Экономическая география и регионолистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.




Информация о работе Агропромышленный комплекс Ленинградской области