Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа
Административно-территориальное деление Самарской области. Территория Самарской области поделена на 27 сельских административных районов. Такое деление обусловлено природно-климатическими условиями и сложившейся отраслевой специализацией. Специализация каждого из районов обусловлена влиянием природно-климатических факторов и наличием на их территории минерально-сырьевых ресурсов. Отраслями специализации выступают не только чисто производящие отрасли - растениеводство, животноводство, но и отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, обслуживающие сельское хозяйство. Каждый сельский административный район имеет свои этапы развития, свою историю, особенности экономической и социальной жизни. Каждый вносит свой вклад в создаваемый валовой региональный продукт, занимает определенное место в территориальном разделении труда .
Введение ………………………………………………………………………………2
История формирования и современные границы городов и городских поселений Самарской области………………………………………………………………………3
Стратегия территориальной организации и проблемы административно-территориального деления Самарской области..........................................................................................23
Заключение……………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………31
Комсомольский район. Это третий по площади и численности жителей район города. На 01.01.2004 г. численность населения Комсомольского района составила 112,0 тыс. человек. Центральный район начал свое формирование в 1950 году как поселок гидростроителей по сооружению Волжской ГЭС. Район с трех сторон окружен лесом, четвёртая сторона вплотную примыкает к судоходному каналу Куйбышевского водохранилища. Это самая живописная часть города Тольятти с незначительным числом промышленных предприятий. Здесь преобладают торговые предприятия, предприятия сервиса, учреждения культуры, отдыха. В Комсомольском районе расположен вокзал, дома отдыха, турбазы, учреждения здравоохранения, учебные заведения.
Автозаводский район. Самый крупный по численности населения (432,0 тыс. чел.), самый молодой район г.Тольятти. По количеству жителей он на 7,7 тыс. человек больше, чем города Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск и Отрадный, вместе взятые.Автозаводский район - сердце автомобильной промышленности. Расположенный на его территории Волжский автомобильный завод - крупнейшее предприятие не только г.Тольятти, но и России. По своей архитектуре собор относится к соборам эпохи Ивана Грозного, он великолепен по своему внутреннему убранству. Город застроен по современным архитектурно-планировочным нормам.
Сызрань - старейший город Самарской области, промышленный, транспортный, культурный и исторический центр. Образован в 1683 году как крепость в целях военного контроля территории Самарской Луки и защиты Волжского речного пути.. Территорию города пересекают три небольшие реки - Сызранка, Крымза, Кубра, что определяет особенности его застройки. Сызрань связана с областным центром двумя путями: по железной дороге (через г.Октябрьск) и по автомобильной дороге, проходящей через мост гидроузла Волжской ГЭС и далее - через г.Жигулевск. По данным на 01.01.2004 года, в Сызрани проживает 185,5 тыс. человек. Это третий по количеству проживающего в нем населения город после Самары и Тольятти. Сызрань относится к числу городов с весьма напряженной демографической ситуацией. По показателю «естественная убыль населения» он занимает шестое место. Естественная убыль началась с 1991 года, составив - 3,3 промилле, и достигла уровня -13,0 промилле в 2003 году. Положительным сохраняется миграционный прирост, но он тоже снизился в 6,4 раза. В структуре населения города доля лиц моложе трудоспособного возраста достигает 16,4%, лиц трудоспособного возраста- 61,1% (пятое место среди всех городов области), лиц старше трудоспособного возраста - 22,8% (четвёртое место среди городов). Сызрань - крупнейший транспортный центр. По объему грузооборота Сызранско-Октябрьский железнодорожный узел устойчиво занимает ведущие позиции. Это один из крупнейших железнодорожных узлов в Российской Федерации. Но в городе существует ряд весьма серьезных экономических и социальных проблем. Среди них:
-
Проблема неполной загрузки
-
Проблема дорожной сети. Отличительной
особенностью автодорожной
Чапаевск - четвертый по численности населения город Самарской области. Как поселение возник по царскому указу в 1909 году в связи со строительством завода по производству взрывчатых веществ и соответствующего снаряжения. Город расположен в 46 км от областного центра на правом берегу р. Чапаевки, занимает территорию в 187,5 кв. км, на которой проживает 73,1 тыс. человек. Плотность населения составляет 389,8 чел./кв. км. С самого своего рождения этот населенный пункт формировался как один из центров военно-промышленного комплекса России, развивавшийся и обеспечивающий оборонную мощь России, затем - Советского Союза. У этого города своя особая специфика в территориальном общественном разделении труда. В связи с перестройкой в хозяйственной жизни г. Чапаевска произошли коренные изменения. Он разделил тяжелейшую участь всех аналогичных городов, специализировавшихся на выпуске продукции для оборонных нужд страны. Переход от выпуска военной продукции на гражданскую или продукцию двойного (гражданско-военного) назначения повлёк за собой множество отрицательных перемен в жизни населения. В настоящий момент для города характерен очень высокий уровень безработицы, самая низкая среднемесячная заработная плата в промышленной сфере (в 2004 году она составила 3343 рубля), девятое из десяти мест по объему платных услуг на душу населения (4317 руб.), самый высокий уровень смертности (22,8 промилле) и самая высокая естественная убыль (-16,0 промилле) среди городов Самарской области, высокая преступность. Важнейшей проблемой города является экология. По уровню загазованности город относится к числу самых загрязненных городов России. Нужен государственный подход к разрешению этой проблемы, требуются огромные денежные средства для устранения всех отрицательных последствий, возникающих в результате деятельности химических и нефтехимических предприятий.
Жигулевск.
Официальной датой образования города
Жигулевска является 21 февраля 1952 года,
когда Президиумом Верховного Совета
РСФСР был принят Указ о преобразовании
рабочего поселка Жигулевск Жигулевского
района Куйбышевской области в город областного
подчинения с присвоением ему наименования
- город Жигулевск. Свое летоисчисление
Жигулевск ведет от сел Отважное и Моркваши.
По преданию, Моркваши были основаны в
ХШ веке, а до них в X веке существовал Муромский
городок, полностью разрушенный татаро-монгольскими
полчищами. Село Отважное значится в исторических
источниках с 1840 года - года переселения
графом Орловым-Давыдовым из Курской губернии
30 крестьянских семей в район нынешнего
поселка городского типа Зольное. Переселенцам
это место не понравилось, и они выбрали
другое место жительства - у подножья горы
Шишки. Впоследствии оно попадет в зону
затопления при строительстве Волжской
ГЭС. Часть домов будет перенесена. В 1940-е
годы, когда в Жигулях была обнаружена
нефть, на базе села Отважное был создан
рабочий поселок нефтяников Жи-гулевск.
Развитие нефтедобычи дало возможность
образовать Жигулевский район, при этом
с.Отважное и рабочий поселок Жигулевск
слились в единый центр - Жигу-левск. Такова
краткая история формирования города.Город
расположен в северной части Самарской
Луки - «жемчужине Жигулей». Занимает территорию
68,4 кв. км, на которой, по данным на 01.01.2004
года, проживает 60,6 тыс. человек. Плотность
населения составляет 895,9 чел./кв. км (вместе
с пгт. Зольное, Богатырь, Яблоневый овраг).
Формирование численности населения идет
за счет естественного прироста и механического
притока. Естественного прироста в городе
не наблюдается, существует естественная
убыль. Людей умирает в 2,2 раза больше,
чем рождается. В структуре населения
наметилась тенденция к сокращению численности
населения младше трудоспособного и трудоспособного
возраста и растет доля лиц старше трудоспособного
возраста. Это говорит о том, что население
города стареет. Экономика города начинает
медленно выходить из кризиса. По объему
промышленной продукции на душу населения
Жигулевск занимает шестое место, по среднемесячной
заработной плате и объему платных услуг
на душу населения - пятое место. В городе
наиболее крупными являются 11 промышленных
предприятий. Самые известные из них:Волжская
ГЭС - одна из крупнейших опорных ГЭС Волго-Камского
каскада. Первые попытки по её сооружению
относятся к 1911 году, когда наш земляк,
видный учёный Г.М.Кржижановский, предложил
проект строительства, в то время не получивший
поддержки. Вторично попытка разработки
проекта строительства гидроузла была
предпринята в 1937 году в районе Красной
Глинки, но надвигавшаяся война 1941-1945 гг.
вновь отодвинула начало строительства.
В годы войны в предполагаемом комплексе
гидроузла были обнаружены запасы нефти,
началась её мощная промышленная добыча
и было принято решение разместить створ
гидроузла около г.Ставрополя(ныне Тольятти)
и села Отважное (правый берег р.Волги).Строительство
началось в 1950 году. В 1955 году Волга была
перекрыта, ив 1958 году ГЭС вступила в эксплуатацию.
Жигулёвский радиозавод. АООТ «Жигулёвские
строительные материалы». Система образования
города представлена сетью общеобразовательных
школ, средних специальных учебных заведений.
В городе имеется сеть учреждений культуры,
искусства, спорта, обеспечивающая поддержание
жизни населения на необходимом уровне,
среди них - музей краеведения, выставочный
зал, театр «Эксперимент», 64 спортивных
сооружения, 13 массовых библиотек. Транспортная
система города представлена автомобильным
транспортом. В летнее время используется
речной транспорт. В связи со строительством
Волжской ГЭС к городу Жигулевску от г.
Сызрани была проложена железная дорога,
в результате чего была создана кольцевая
железнодорожная магистраль вокруг Самарской
ЛукиСызрань-Жигулевск-Самара-
Октябрьск - важный транспортный узел и промышленный центр области. Общее количество предприятий в городе - 251. Ведущими из них являются предприятия железнодорожного, автомобильного транспорта и 10 промышленных предприятий. По объему промышленной продукции на душу населения город занимает последнее место среди 10 городов Самарской области. Как следствие - самая низкая средняя заработная плата по промышленности, самый низкий объем платных услуг на душу населения. Падение объемов производства послужило причиной снижения объемов перевозок и реорганизации Октябрьско-Сызранского железнодорожного узла. Обслуживающие отрасли г.Октябрьска представлены торговыми предприятиями, сетью общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, учреждениями культуры и искусства (библиотеками, музеями, кинотеатрами), спортивными учреждениями (стадионами, спортивными залами), разветвленной сетью учреждений жилищно-коммунального хозяйства, финансово-кредитной системы. Сложная социально-экономическая ситуация в г.Октябрьске может быть разрешена только при серьезном вмешательстве федеральных властей. Город вошел в общероссийский перечень городов и населенных пунктов с высоким уровнем безработицы (2-е место) и моноэкономической структурой, что свидетельствует о признании проблем г.Октябрьска на общероссийском уровне.
Кинель. История возникновения поселения Кинель идентична истории формирования ряда населенных пунктов Самарской области. В середине 17 века начала строиться крепость Алексеевская со свойственной ей первой и второй линиями в качестве оборонительного рубежа. Территория вокруг крепости интенсивно застраивалась. В 1837 году на почтовой дороге Самара-Оренбург в междуречье рек Большой Кинель и Самара появился хутор Кинель, который в 1850 году вошел в состав Самарской губернии. Через ряд лет он стал пристанционным железнодорожным посёлком. Исторически доказано, что ещё в каменном веке на территории современного Кинеля уже существовали поселения. С III по IV в. до новой эры на этой территории проживали сарматы, которых сменили гунны, а в конце VII века новой эры - тюркоязычные племена булгар. В конце XVII века по берегам рек селились беглые крестьяне-старообрядцы, гонимые церковью за отказ молиться тремя перстами. В начале 1830-х годов на правом берегу р.Кинель образовалось поселение удельных крестьян Студенец. Развитие железнодорожного транспорта дало новую жизнь этому населенному пункту, превратившемуся в большую узловую железнодорожную станцию. В январе 1963 г. Кинелю был присвоен статус города, вобравшего под свою административную власть еще два поселка городского типа - Алексеевка и Усть-Кинельский. Город раскинулся по обе стороны железной дороги, занимает территорию площадью 36,8 кв. км с общей численностью населения 52,4 тыс. человек. Плотность населения составляет 1423,1 чел./кв. км. По этому показателю Кинель занимает 4 место среди городов Самарской области после Самары, Тольятти, Сызрани. Население города многонационально. Здесь проживают русские, украинцы, мордва, чуваши, татары, белорусы, казахи, башкиры, евреи и др. 91 % от общей численности населения составляют русские. Демографическая ситуация в городе сложная. С 1991 года по 2003 год в Кинеле наблюдалось отрицательное сальдо естественного прироста. В 2001 г. оно возросло с 1,3 до 6,5 промилле. По этому показателю город занимает 5-е место среди городов области. В структуре населения наблюдается снижение доли лиц моложе трудоспособного и лиц старше трудоспособного возраста и увеличение количества лиц трудоспособного возраста. Общий объем промышленного производства имеет неустойчивые темпы роста. С 2000 г. по 2002 г. он рос, а в 2003 г. снизился на 11,2 %. Объем выпущенной продукции в денежном эквиваленте составил 944,0 млн. рублей. По объему промышленной продукции на душу населения город занимает 8 место из 10 городов области, по среднемесячной заработной плате в промышленности - 5-е место, по объему платных услуг на душу населения - 8-е. В 2004 году ведущими отраслями промышленности являлись машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов. Основной градообразующей отраслью выступают железнодорожная станция и все обслуживающие ее предприятия: парки приема и отправки поездов, локомотивное депо, вагонное депо, тяговая подстанция, путевая машинная станция, дистанция пути, сигнализация и гражданские сооружения. На железнодорожном узле станции Кинель трудится около 4 тыс. человек. Крупнейшей градообразующей отраслью является пищевая промышленность.На территории города Кинеля разместился крупнейший в России свиноводческий комплекс. В городе сложилась разветвленная сеть учреждений, предприятий обслуживающих отраслей, состоящих PI ведении муниципальных органов власти, частных лиц, |( ведомственном подчинении. Так, в ведении железной р5роги находится больница, поликлиника, три средних Юколы, интернат, стадион, ДСО «Локомотив», ДК железнодорожников, дом быта, жилой фонд.Кинель - второй после Самары город, в котором кроме общеобразовательных и средних специальных учебных заведений имеется высшее учебное заведение - Самарская Государственная Сельскохозяйственная Академия, старейший вуз Самарской области, готовящий специалистов по 7 специальностям. В состав этого учебного заведения входит научно-исследовательский институт механизации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, учебное опытное хозяйство. В тт. Усть-Кинельский расположена группа научно-исследовательских и опытно-испытательных учреждений, ведущих селекционные разработки. Ежегодно Академия выпускает в среднем 500 дипломированных специалистов высокого уровня подготовки. В ней трудятся около 300 преподавателей, из них 20 докторов наук и 132 кандидата наук .В городе сложился свой круг проблем, разрешение которых возможно лишь при активной деятельности руководителей области и федеральных властей. Город Кинель, как и Октябрьск, вошел в федеральный список городов с высоким уровнем безработицы. Из 33 тысяч населения трудоспособного возраста 5681 человек (по состоянию на 01.01.2004 г.) не имеют работы. Получение городом статуса особой экономической зоны на федеральном уровне позволит в ближайшие годы выйти из такого состояния.
Похвистнево. Возникновение поселения
связано со строительством железной дороги
Самара-Златоуст В 1888 году на месте будущего
Похвистнево возник рабочий поселок для
обслуживания станции и военно-колесных
мастерских. В феврале 1929 года был образован
Похвистневский район Бугурусланского
уезда Средне-Волжской области, но через
год Похвистнево утратил статус районного
центра. Лишь в 1934 году утраченный статус
был возвращён. Этому факту способствовало
выгодное транспортно-географическое
положение Похвистнево, а также ценнейшие
топливные ресурсы - нефть и газ, благодаря
которым были созданы тресты «Кинельнефть»,
«Куйбышевгаз», заводы по производству
сажи и битума, пользующегося спросом
как внутри страны, так и за рубежом. В
1947 году районный центр Похвистнево получил
статус города. В настоящее время он занимает
территорию площадью 64,8 кв. км, на которой
проживает 28,9 тыс. человек. Численность
населения стабильна с 1990 года и варьирует
в пределах 27,4-28,9 тыс. человек. Поскольку
в городе отрицательное сальдо естественного
движения, колебания в сторону роста зависят
от механического притока. По национальному
составу в общей численности населения
доминирующее положение занимают4 национальности:
русские -31,3%, чуваши - 26,4 %, мордва -19,8 %,
татары -20,2 %. Демографическая ситуация
в городе сложная.В последние годы в Похвистнево
наметилась тенденция к росту объемов
промышленной продукции (хотя ' и незначительному)
в расчете на душу населения. Сред-L немесячная
зарплата в промышленности низкая - 3818
руб-I ля (8-е место из 10-ти). Экономическая
ситуация в городе определяется уровнем
развития нефтяной промышленности. Уровень
добычи нефти полностью зависит от потребностей
мирового рынка. Состояние рынка труда
в г. Похвистнево весьма напряженное. По
показателю «удельный вес безработных
в общей численности населения трудоспособного
возраста» город занимает 1 место. Хотя
численность безработных в 2003 году сократилась
(на 01.01.2004 г.) почти в 2,3 раза к уровню 2002
года. Постепенно развивается социальная
сфера. По ряду направлений она опережает
среднеобластной уровень (например, по
обеспеченности населения медицинским
персоналом, по росту количества предприятий
торговли и общественного питания). Город
занимает 5 место в области по обороту
розничной торговли. В Похвистнево имеется
9 дошкольных образовательных учреждений,
10 дневных общеобразовательных школьный
стадион, 10 спортивных залов. Открыто 3
филиала самарских высших учебных заведений.
Для выхода из сложной экономической ситуации
в г.Похвистнево создаются благоприятные
условия для развития предпринимательства
и инвестиционной деятельности. В связи
с этим Похвистневский район объявлен
особой экономической зоной (ОЭЗ). Статус
ОЭЗ не только позволяет иметь льготный
режим финансирования из различных источников,
но и требует ужесточения контроля за
расходованием бюджетных средств, способствует
активизации внешней экономической деятельности,
снижению налоговых ставок, созданию предприятий
и учреждений с наибольшей налоговой отдачей.
Информация о работе Административно-территориальное деление Самарской области