Административно-территориальное деление Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Административно-территориальное деление Самарской области. Территория Самарской области поделена на 27 сельских административных районов. Такое деление обусловлено природно-климатическими условиями и сложившейся отраслевой специализацией. Специализация каждого из районов обусловлена влиянием природно-климатических факторов и наличием на их территории минерально-сырьевых ресурсов. Отраслями специализации выступают не только чисто производящие отрасли - растениеводство, животноводство, но и отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, обслуживающие сельское хозяйство. Каждый сельский административный район имеет свои этапы развития, свою историю, особенности экономической и социальной жизни. Каждый вносит свой вклад в создаваемый валовой региональный продукт, занимает определенное место в территориальном разделении труда .

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………2
История формирования и современные границы городов и городских поселений Самарской области………………………………………………………………………3
Стратегия территориальной организации и проблемы административно-территориального деления Самарской области..........................................................................................23
Заключение……………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая география.docx

— 93.68 Кб (Скачать)

   Комсомольский район. Это третий по площади и численности жителей район города. На 01.01.2004 г. численность населения Комсомольского района составила 112,0 тыс. человек. Центральный район начал свое формирование в 1950 году как поселок гидростроителей по сооружению Волжской ГЭС. Район с трех сторон окружен лесом, четвёртая сторона вплотную примыкает к судоходному каналу Куйбышевского водохранилища. Это самая живописная часть города Тольятти с незначительным числом промышленных предприятий. Здесь преобладают торговые предприятия, предприятия сервиса, учреждения культуры, отдыха. В Комсомольском районе расположен вокзал, дома отдыха, турбазы, учреждения здравоохранения, учебные заведения.

     Автозаводский район. Самый крупный по численности населения (432,0 тыс. чел.), самый молодой район г.Тольятти. По количеству жителей он на 7,7 тыс. человек больше, чем города Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск и Отрадный, вместе взятые.Автозаводский район - сердце автомобильной промышленности. Расположенный на его территории Волжский автомобильный завод - крупнейшее предприятие не только г.Тольятти, но и России. По своей архитектуре собор относится к соборам эпохи Ивана Грозного, он великолепен по своему внутреннему убранству. Город застроен по современным архитектурно-планировочным нормам.

   Сызрань - старейший город Самарской области, промышленный, транспортный, культурный и исторический центр. Образован в 1683 году как крепость в целях военного контроля территории Самарской Луки и защиты Волжского речного пути.. Территорию города пересекают три небольшие реки - Сызранка, Крымза, Кубра, что определяет особенности его застройки. Сызрань связана с областным центром двумя путями: по железной дороге (через г.Октябрьск) и по автомобильной дороге, проходящей через мост гидроузла Волжской ГЭС и далее - через г.Жигулевск. По данным на 01.01.2004 года, в Сызрани проживает 185,5 тыс. человек. Это третий по количеству проживающего в нем населения город после Самары и Тольятти. Сызрань относится к числу городов с весьма напряженной демографической ситуацией. По показателю «естественная убыль населения» он занимает шестое место. Естественная убыль началась с 1991 года, составив - 3,3 промилле, и достигла уровня -13,0 промилле в 2003 году. Положительным сохраняется миграционный прирост, но он тоже снизился в 6,4 раза. В структуре населения города доля лиц моложе трудоспособного возраста достигает 16,4%, лиц трудоспособного возраста- 61,1% (пятое место среди всех городов области), лиц старше трудоспособного возраста - 22,8% (четвёртое место среди городов). Сызрань - крупнейший транспортный центр. По объему грузооборота Сызранско-Октябрьский железнодорожный узел устойчиво занимает ведущие позиции. Это один из крупнейших железнодорожных узлов в Российской Федерации. Но в городе существует ряд весьма серьезных экономических и социальных проблем. Среди них:

   - Проблема неполной загрузки производственных  мощностей. Так, не обеспечена  заказами швейная фабрика«Волна», на 50% загружено ЗАО «Обувь-пром», снижены объемы переработки нефти на нефтеперерабатывающем заводе. Аналогичная ситуация сложилась наряде других предприятий. Все это, вмсте взятое, порождает другую проблему - проблему занятости трудоспособного населения. Хотя уровень безработицы в городениже соответствующих показателей в других городах,безработица есть, и это осложняется тем, что часть рабочих мест занята рабочей силой из г.Октябрьска и поселка Новокашпирский, фактически слившихся в одну агломерацию, вытянувшуюся вдоль берега Волги на 40 км.

   - Проблема дорожной сети. Отличительной  особенностью автодорожной сети  города является наличие большого  количества путепроводов и мостовых  сооружений, отсутствие обводной  дороги для транзитного транспорта, низкая пропускная способность  дорог и, как следствие, большая  загазованность в городе.- Проблема  очистки бытовых сточных вод  и др. Город Новокуйбышевск возник  как спутник г.Куйбышева. Новокуйбышевск  относится к весьма загрязненным  городам России. Этому способствуют  не только существующие предприятия  и профиль их специализации,  но и само расположение города. Город был построен без учета  розы ветров. Администрация области  делает соответствующие шаги  в сфере оздоровления экологической  ситуации в г.Новокуйбышевске  (выделяются финансовые средства  на реконструкцию городских объектов  природоохранного значения).В городе  Новокуйбышевске развита сеть общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений. Высшие учебные заведения представлены филиалами самарских вузов с заочной и заочно-вечерней формами обучения. Близость г.Самары, отлаженная транспортная связь делают нецелесообразным развитие в городе собственной сети высших учебных заведений.

   Чапаевск - четвертый по численности населения город Самарской области. Как поселение возник по царскому указу в 1909 году в связи со строительством завода по производству взрывчатых веществ и соответствующего снаряжения. Город расположен в 46 км от областного центра на правом берегу р. Чапаевки, занимает территорию в 187,5 кв. км, на которой проживает 73,1 тыс. человек. Плотность населения составляет 389,8 чел./кв. км. С самого своего рождения этот населенный пункт формировался как один из центров военно-промышленного комплекса России, развивавшийся и обеспечивающий оборонную мощь России, затем - Советского Союза. У этого города своя особая специфика в территориальном общественном разделении труда. В связи с перестройкой в хозяйственной жизни г. Чапаевска произошли коренные изменения. Он разделил тяжелейшую участь всех аналогичных городов, специализировавшихся на выпуске продукции для оборонных нужд страны. Переход от выпуска военной продукции на гражданскую или продукцию двойного (гражданско-военного) назначения повлёк за собой множество отрицательных перемен в жизни населения. В настоящий момент для города характерен очень высокий уровень безработицы, самая низкая среднемесячная заработная плата в промышленной сфере (в 2004 году она составила 3343 рубля), девятое из десяти мест по объему платных услуг на душу населения (4317 руб.), самый высокий уровень смертности (22,8 промилле) и самая высокая естественная убыль (-16,0 промилле) среди городов Самарской области, высокая преступность. Важнейшей проблемой города является экология. По уровню загазованности город относится к числу самых загрязненных городов России. Нужен государственный подход к разрешению этой проблемы, требуются огромные денежные средства для устранения всех отрицательных последствий, возникающих в результате деятельности химических и нефтехимических предприятий.

   Жигулевск. Официальной датой образования города Жигулевска является 21 февраля 1952 года, когда Президиумом Верховного Совета РСФСР был принят Указ о преобразовании рабочего поселка Жигулевск Жигулевского района Куйбышевской области в город областного подчинения с присвоением ему наименования - город Жигулевск. Свое летоисчисление Жигулевск ведет от сел Отважное и Моркваши. По преданию, Моркваши были основаны в ХШ веке, а до них в X веке существовал Муромский городок, полностью разрушенный татаро-монгольскими полчищами. Село Отважное значится в исторических источниках с 1840 года - года переселения графом Орловым-Давыдовым из Курской губернии 30 крестьянских семей в район нынешнего поселка городского типа Зольное. Переселенцам это место не понравилось, и они выбрали другое место жительства - у подножья горы Шишки. Впоследствии оно попадет в зону затопления при строительстве Волжской ГЭС. Часть домов будет перенесена. В 1940-е годы, когда в Жигулях была обнаружена нефть, на базе села Отважное был создан рабочий поселок нефтяников Жи-гулевск. Развитие нефтедобычи дало возможность образовать Жигулевский район, при этом с.Отважное и рабочий поселок Жигулевск слились в единый центр - Жигу-левск. Такова краткая история формирования города.Город расположен в северной части Самарской Луки - «жемчужине Жигулей». Занимает территорию 68,4 кв. км, на которой, по данным на 01.01.2004 года, проживает 60,6 тыс. человек. Плотность населения составляет 895,9 чел./кв. км (вместе с пгт. Зольное, Богатырь, Яблоневый овраг). Формирование численности населения идет за счет естественного прироста и механического притока. Естественного прироста в городе не наблюдается, существует естественная убыль. Людей умирает в 2,2 раза больше, чем рождается. В структуре населения наметилась тенденция к сокращению численности населения младше трудоспособного и трудоспособного возраста и растет доля лиц старше трудоспособного возраста. Это говорит о том, что население города стареет. Экономика города начинает медленно выходить из кризиса. По объему промышленной продукции на душу населения Жигулевск занимает шестое место, по среднемесячной заработной плате и объему платных услуг на душу населения - пятое место. В городе наиболее крупными являются 11 промышленных предприятий. Самые известные из них:Волжская ГЭС - одна из крупнейших опорных ГЭС Волго-Камского каскада. Первые попытки по её сооружению относятся к 1911 году, когда наш земляк, видный учёный Г.М.Кржижановский, предложил проект строительства, в то время не получивший поддержки. Вторично попытка разработки проекта строительства гидроузла была предпринята в 1937 году в районе Красной Глинки, но надвигавшаяся война 1941-1945 гг. вновь отодвинула начало строительства. В годы войны в предполагаемом комплексе гидроузла были обнаружены запасы нефти, началась её мощная промышленная добыча и было принято решение разместить створ гидроузла около г.Ставрополя(ныне Тольятти) и села Отважное (правый берег р.Волги).Строительство началось в 1950 году. В 1955 году Волга была перекрыта, ив 1958 году ГЭС вступила в эксплуатацию. Жигулёвский радиозавод. АООТ «Жигулёвские строительные материалы». Система образования города представлена сетью общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений. В городе имеется сеть учреждений культуры, искусства, спорта, обеспечивающая поддержание жизни населения на необходимом уровне, среди них - музей краеведения, выставочный зал, театр «Эксперимент», 64 спортивных сооружения, 13 массовых библиотек. Транспортная система города представлена автомобильным транспортом. В летнее время используется речной транспорт. В связи со строительством Волжской ГЭС к городу Жигулевску от г. Сызрани была проложена железная дорога, в результате чего была создана кольцевая железнодорожная магистраль вокруг Самарской ЛукиСызрань-Жигулевск-Самара-Новокуйбышевск-Чапаевск-Октябрьск-Сызрань. Перспективным направлением в развитии жизни города Жигулевска, пгт Зольное, Богатырь, Яблоневый овраг является современная индустрия туризма как одна из весьма доходных отраслей в мировом хозяйстве. Высокий рекреационный потенциал Самарской Луки особенно ценен в условиях потери традиционных для России мест отдыха и санаторного лечения. Развитие рекреационной системы требует активизации природоохранной деятельности для сохранения уникального природного потенциала Национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского государственного заповедника имени И.И.Спрыгина, образованного в августе 1927 года на площади в 2,5 тыс. гектаров. С этого периода по настоящее время заповедник претерпел много изменений: -1927 год. Образование заповедника и включение его в качестве основного в состав Пензенского государственного заповедника с одновременным переименованием последнего в Средневолжский. Заповедник был образован крупным учёным Иваном Ивановичем Спрыгиным (1873-1942гг.).-1932-1937 гг. В состав заповедника включён волжский остров Середыш (1932 г.). В этот период (1935 г.) заповедник получает статус государственного с присвоением названия Куйбышевский. Расширяется его территория, и к 1937 году она достигает 22,5 тыс. га. В 1942-1950 гг. В связи с открытием в Жигулёвских горах нефти и началом её промышленной добычи по Жигулёвским горам пролегли дороги, трубопроводы, линии электропередач. В 1947 году из заповедной зоны было изъято 6 тыс. га земель в горной части - самой ценной. - 1951 год. Закрытие заповедника, нанесшее огромный ущерб флоре и фауне этого уникального природного памятника -1959 год. Повторное открытие заповедника под давлением научной общественности и природоохранительных органов.-1961 год. Очередное закрытие заповедника. -1966 год. Третья попытка открытия заповедника как Жигулёвского государственного заповедника на площади 19,4 тыс. га. -1967 год. Уменьшение площади заповедника на 300 га в результате сооружения Саратовского водохранилища. -1977 год. Решением правительства к заповеднику за счёт Жигулевского лесхоза присоединяется территория размером в 3910 га с одновременным изъятием 35 га земель для расширения карьера Жигулевского известкового завода и передачей заповеднику 98 га из земель известкового завода, которые не были разрушены производственной деятельностью человека. В результате всех этих мероприятий территория заповедника составила 23,1 тыс. га. - 1977 год. Присвоение заповеднику имени его основателя И.И.Спрыгина. В настоящее время заповедник занимает центральную часть Жигулевских гор и территорию вдоль Волги на протяжении 30 км, заходит вглубь территории полуострова на 13 км. Непосредственно по берегу Волги граница заповедника небольшая - 7 км. Её крайние точки -г.Жигулёвск и посёлок Бахилова Поляна. На территории заповедника произрастают редкие растения, не встречающиеся в других природно-климатических зонах России. 26 видов этих растений включены в Красную книгу.В заповеднике выявлено 86 разновидностей почв, относящихся к 9 типам и 12 подтипам. Наиболее распространенными являются бурые лесные почвы (1,2 тыс. га). На территории заповедника нет крупных водоемов, в районе Каменной чаши имеются три ключа.На территории заповедника обитают лоси, кабаны, белки, куницы, волки, зайцы, водяные крысы, мыши, в том числе летучие, из птиц - орлан-белохвост, орёл-скопа, беркут, черноголовый хохотун, балобан и многие другие, всего более 200 видов. Имеется огромное количество беспозвоночных - 2,3 тыс. видов. Охрана этого уникального заповедника - одна из важнейших задач для местных властей и жителей города. Это уникальный уголок природы России. Развитие системы рекреации в г.Жигулевске и его окрестностях, отвечающей требованиям мирового уровня, предполагает огромные капитальные вложения, которые ни местный, ни областной бюджет выделить не в силах. Поэтому необходимо объединение усилий со стороны государства, области и городской администрации. В настоящее время принято решение о разработке региональной программы развития национального парка. Октябрьск расположен на правом берегу р.Волги в юго-западной части Самарской Луки. Первые упоминания о поселениях на этом месте относятся к 1684 году, когда на месте разрушенной татарской крепости было заложено первое русское поселение - городище как оборонительный пункт Сызранской оборонительной линии для отражения набегов нагайцев. В 1704 году образовалось поселение Батраки, затем ряд других сел. В 1880 году крупнейший в Европе железнодорожный мост соединил в районе посёлка Правая Волга левую и правую сторону реки Волги. В 1942 году поселки Батраки, Костычи, Правая Волга, Первомайский были преобразованы в Октябрьский район г.Сызрани, который в 1956 году получил статус самостоятельного города с названием Октябрьск. Город занимает территорию площадью 22,9 кв. км. Общая численность населения составляет 29,1 тыс. человек. По естественной убыли населения это второй после г.Чапаевска город. Плотность населения Октябрьска высокая -1270,0 чел./кв. км.

     Октябрьск - важный транспортный узел и промышленный центр области. Общее количество предприятий в городе - 251. Ведущими из них являются предприятия железнодорожного, автомобильного транспорта и 10 промышленных предприятий. По объему промышленной продукции на душу населения город занимает последнее место среди 10 городов Самарской области. Как следствие - самая низкая средняя заработная плата по промышленности, самый низкий объем платных услуг на душу населения. Падение объемов производства послужило причиной снижения объемов перевозок и реорганизации Октябрьско-Сызранского железнодорожного узла. Обслуживающие отрасли г.Октябрьска представлены торговыми предприятиями, сетью общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, учреждениями культуры и искусства (библиотеками, музеями, кинотеатрами), спортивными учреждениями (стадионами, спортивными залами), разветвленной сетью учреждений жилищно-коммунального хозяйства, финансово-кредитной системы. Сложная социально-экономическая ситуация в г.Октябрьске может быть разрешена только при серьезном вмешательстве федеральных властей. Город вошел в общероссийский перечень городов и населенных пунктов с высоким уровнем безработицы (2-е место) и моноэкономической структурой, что свидетельствует о признании проблем г.Октябрьска на общероссийском уровне.

   Кинель. История возникновения поселения Кинель идентична истории формирования ряда населенных пунктов Самарской области. В середине 17 века начала строиться крепость Алексеевская со свойственной ей первой и второй линиями в качестве оборонительного рубежа. Территория вокруг крепости интенсивно застраивалась. В 1837 году на почтовой дороге Самара-Оренбург в междуречье рек Большой Кинель и Самара появился хутор Кинель, который в 1850 году вошел в состав Самарской губернии. Через ряд лет он стал пристанционным железнодорожным посёлком. Исторически доказано, что ещё в каменном веке на территории современного Кинеля уже существовали поселения. С III по IV в. до новой эры на этой территории проживали сарматы, которых сменили гунны, а в конце VII века новой эры - тюркоязычные племена булгар. В конце XVII века по берегам рек селились беглые крестьяне-старообрядцы, гонимые церковью за отказ молиться тремя перстами. В начале 1830-х годов на правом берегу р.Кинель образовалось поселение удельных крестьян Студенец. Развитие железнодорожного транспорта дало новую жизнь этому населенному пункту, превратившемуся в большую узловую железнодорожную станцию. В январе 1963 г. Кинелю был присвоен статус города, вобравшего под свою административную власть еще два поселка городского типа - Алексеевка и Усть-Кинельский. Город раскинулся по обе стороны железной дороги, занимает территорию площадью 36,8 кв. км с общей численностью населения 52,4 тыс. человек. Плотность населения составляет 1423,1 чел./кв. км. По этому показателю Кинель занимает 4 место среди городов Самарской области после Самары, Тольятти, Сызрани. Население города многонационально. Здесь проживают русские, украинцы, мордва, чуваши, татары, белорусы, казахи, башкиры, евреи и др. 91 % от общей численности населения составляют русские. Демографическая ситуация в городе сложная. С 1991 года по 2003 год в Кинеле наблюдалось отрицательное сальдо естественного прироста. В 2001 г. оно возросло с 1,3 до 6,5 промилле. По этому показателю город занимает 5-е место среди городов области. В структуре населения наблюдается снижение доли лиц моложе трудоспособного и лиц старше трудоспособного возраста и увеличение количества лиц трудоспособного возраста. Общий объем промышленного производства имеет неустойчивые темпы роста. С 2000 г. по 2002 г. он рос, а в 2003 г. снизился на 11,2 %. Объем выпущенной продукции в денежном эквиваленте составил 944,0 млн. рублей. По объему промышленной продукции на душу населения город занимает 8 место из 10 городов области, по среднемесячной заработной плате в промышленности - 5-е место, по объему платных услуг на душу населения - 8-е. В 2004 году ведущими отраслями промышленности являлись машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов. Основной градообразующей отраслью выступают железнодорожная станция и все обслуживающие ее предприятия: парки приема и отправки поездов, локомотивное депо, вагонное депо, тяговая подстанция, путевая машинная станция, дистанция пути, сигнализация и гражданские сооружения. На железнодорожном узле станции Кинель трудится около 4 тыс. человек. Крупнейшей градообразующей отраслью является пищевая промышленность.На территории города Кинеля разместился крупнейший в России свиноводческий комплекс. В городе сложилась разветвленная сеть учреждений, предприятий обслуживающих отраслей, состоящих PI ведении муниципальных органов власти, частных лиц, |( ведомственном подчинении. Так, в ведении железной р5роги находится больница, поликлиника, три средних Юколы, интернат, стадион, ДСО «Локомотив», ДК железнодорожников, дом быта, жилой фонд.Кинель - второй после Самары город, в котором кроме общеобразовательных и средних специальных учебных заведений имеется высшее учебное заведение - Самарская Государственная Сельскохозяйственная Академия, старейший вуз Самарской области, готовящий специалистов по 7 специальностям. В состав этого учебного заведения входит научно-исследовательский институт механизации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, учебное опытное хозяйство. В тт. Усть-Кинельский расположена группа научно-исследовательских и опытно-испытательных учреждений, ведущих селекционные разработки. Ежегодно Академия выпускает в среднем 500 дипломированных специалистов высокого уровня подготовки. В ней трудятся около 300 преподавателей, из них 20 докторов наук и 132 кандидата наук .В городе сложился свой круг проблем, разрешение которых возможно лишь при активной деятельности руководителей области и федеральных властей. Город Кинель, как и Октябрьск, вошел в федеральный список городов с высоким уровнем безработицы. Из 33 тысяч населения трудоспособного возраста 5681 человек (по состоянию на 01.01.2004 г.) не имеют работы. Получение городом статуса особой экономической зоны на федеральном уровне позволит в ближайшие годы выйти из такого состояния.

     Похвистнево. Возникновение поселения связано со строительством железной дороги Самара-Златоуст В 1888 году на месте будущего Похвистнево возник рабочий поселок для обслуживания станции и военно-колесных мастерских. В феврале 1929 года был образован Похвистневский район Бугурусланского уезда Средне-Волжской области, но через год Похвистнево утратил статус районного центра. Лишь в 1934 году утраченный статус был возвращён. Этому факту способствовало выгодное транспортно-географическое положение Похвистнево, а также ценнейшие топливные ресурсы - нефть и газ, благодаря которым были созданы тресты «Кинельнефть», «Куйбышевгаз», заводы по производству сажи и битума, пользующегося спросом как внутри страны, так и за рубежом. В 1947 году районный центр Похвистнево получил статус города. В настоящее время он занимает территорию площадью 64,8 кв. км, на которой проживает 28,9 тыс. человек. Численность населения стабильна с 1990 года и варьирует в пределах 27,4-28,9 тыс. человек. Поскольку в городе отрицательное сальдо естественного движения, колебания в сторону роста зависят от механического притока. По национальному составу в общей численности населения доминирующее положение занимают4 национальности: русские -31,3%, чуваши - 26,4 %, мордва -19,8 %, татары -20,2 %. Демографическая ситуация в городе сложная.В последние годы в Похвистнево наметилась тенденция к росту объемов промышленной продукции (хотя ' и незначительному) в расчете на душу населения. Сред-L немесячная зарплата в промышленности низкая - 3818 руб-I ля (8-е место из 10-ти).   Экономическая ситуация в городе определяется уровнем развития нефтяной промышленности. Уровень добычи нефти полностью зависит от потребностей мирового рынка. Состояние рынка труда в г. Похвистнево весьма напряженное. По показателю «удельный вес безработных в общей численности населения трудоспособного возраста» город занимает 1 место. Хотя численность безработных в 2003 году сократилась (на 01.01.2004 г.) почти в 2,3 раза к уровню 2002 года. Постепенно развивается социальная сфера. По ряду направлений она опережает среднеобластной уровень (например, по обеспеченности населения медицинским персоналом, по росту количества предприятий торговли и общественного питания). Город занимает 5 место в области по обороту розничной торговли. В Похвистнево имеется 9 дошкольных образовательных учреждений, 10 дневных общеобразовательных школьный стадион, 10 спортивных залов. Открыто 3 филиала самарских высших учебных заведений. Для выхода из сложной экономической ситуации в г.Похвистнево создаются благоприятные условия для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. В связи с этим Похвистневский район объявлен особой экономической зоной (ОЭЗ). Статус ОЭЗ не только позволяет иметь льготный режим финансирования из различных источников, но и требует ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств, способствует активизации внешней экономической деятельности, снижению налоговых ставок, созданию предприятий и учреждений с наибольшей налоговой отдачей. 

Информация о работе Административно-территориальное деление Самарской области