История завоевания Майя конкистадорами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:33, доклад

Краткое описание

В Америке существовало множество индейских племён и культур, но самая блестящая и оригинальная из них это культура народностей майя. В доколумбовой Америке майя жили почти изолированно, не имея сколько-нибудь значительных сношений со своими индейскими соседями. Однако испанские конкистадоры познакомились с майя уже в 1502 году, намного раньше, чем с ацтеками, инками и какими-либо другими племенами. И, тем не менее, последний майяский город - Тайясаль - был взят испанцами лишь спустя 195 лет.
Во время своего четвертого американского плавания в 1502 году Колумб пристал к маленькому островку, расположенному у берегов нынешней Республики Гондурас.

Оглавление

История завоевания Майя конкистадорами.
Общественный строй Центральноамериканских майя.
Быт семьи Майя.
Культ богов и жертвоприношение.
Достижения науки.
Открытия пирамид.
Особенности архитектуры.
Самые известные города Майя.

Файлы: 1 файл

Научная работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

Во главе  города-государства стоял халач-виник (великий человек), власть которого была неограниченной и пожизненной. Преемником умершего правителя, новым халач-виником, всегда становился его первенец. «Великий человек» отличался не только от «народа», но и от представителей господствующего класса, в первую очередь своим роскошным одеянием: великолепной большой короной - диадемой, сделанной из перьев редких птиц, цветными сандалиями, нефритовыми перстнями и т. д. Лицо его украшала богатая татуировка, а чтобы у правителя был орлиный профиль, нос его наращивали с помощью особого пластического вещества, так что получался огромный орлиный клюв. Остальные части лица и тела халач-виника тоже были разукрашены или искусственно деформированы, дабы подчеркнуть его исключительность. Зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, ушные мочки прокалывались и вытягивались, для чего использовались индюшиные яйца.

Хотя «великий человек» был самодержавным правителем, при решении наиболее важных вопросов он консультировался со своего рода государственным советом. Этот совет - по-майяски ах куч кабоб - состоял из виднейших представителей знати и жречества. Поселения, принадлежавшие тому или иному городу-государству, управлялись батабами, должность которых тоже была наследственной. Батабамы подчинялись непосредственно халач-винику. В своей общине батабамы были полновластными судьями, а во время войны - предводителями войска общины. Помощники батабамов назывались ах кулелоб они контролировали исполнение приказов батабама, приносили депеши и т. д. Должностными лицами общины были также ах хольтопы, руководившие обрядовыми танцами и выступавшие в роли запевал во время различных официальных церемоний. Все, о ком мы говорили выше, за исключением ах хольтопов, в той или иной мере относились к господам, знати. Майяская знать жила в центре города в великолепных каменных дворцах, которые строились в невероятно трудных условиях. Этот привилегированный квартал майяских городов иногда обводился крепостной стеной. А за ней селился простой люд. Нищий и униженный. Майяские ремесленники и крестьяне жили на городских окраинах в хижинах, крытых пальмовыми листьями.  Каждое утро, задолго до восхода солнца, они покидали свои жилища: одни - чтобы возводить новые дворцы и пирамиды, другие - чтобы изготовлять для владельцев этих дворцов и пирамид роскошные одежды, красивое оружие и художественные украшения, третьи - и таких было больше всего - чтобы возделывать землю. Жестокая ирония истории проявилась в том, что майяская цивилизация, столько давшая человечеству в целом, была полностью оторвана от рядового человека. Майяский ученый все пристальней смотрел на звезды и совершенно не замечал своего бедного «соплеменника» с его заботами, не замечал крестьянина, обрабатывавшего землю так же примитивно, как его предки три тысячи лет назад. Майяскому ученому, умевшему определить продолжительность дня и предсказать время лунного затмения точнее, чем его тогдашний европейский коллега, и в голову не приходило создать для крестьянина более продуктивные орудия труда.

Майяских простолюдинов  мы можем разделить на две группы: на зависимых, но лично свободных земледельцев, строительных рабочих и ремесленников и на рабов. Лично свободные назывались ах чем6алъ виникоб, мем6а виникоб, иногда йалъ6а виникоб, что означает «низкие люди», или «низшие люди». Большая часть «низших людей» была занята обработкой земли. Им принадлежала лишь треть урожая. При низкой продуктивности майяского земледелия это обрекало их на полуголодное существование. Подготовка почвы к посеву происходила у майя примерно так: сначала каменными топорами вырубали лес, деревья сжигали, на месте вырубки крестьянин жердью делали ямки и клали в них семена самого замечательного растения, известного индейцам Америки, - кукурузы. Как только поле было засеяно, крестьянин больше о нем не заботился и возвращался на него лишь тогда, когда перезрелые початки начинали усыхать. Тогда он собирал урожай. Через два три года почва совершенно истощалась, майяский крестьянин бросал это поле, и все начиналось сначала. Кроме «божественной» кукурузы, майя выделывали хлопок, бобы, табак, какао, собирали в лесах мед диких пчел.  Море, омывавшее полуостров, давало им множество рыбы, из морской воды они добывали соль.

Майя охотились  на диких кроликов, агути и армадильо (вид броненосцев, дававших отличное мясо), ловили ящериц. Каждая семья держала индеек, а иногда и уток. Тем не менее, пища майя на 90 процентов состояла из кукурузы. У майя современное человечество позаимствовало... жевательную резинку. В юкатанских и петенских лесах росло дерево чикле, плоды которого майяские мальчишки собирали, чтобы потом жевать содержащуюся в них «резиновую смолу». Другой достопримечательностью здешних лесов было «мыльное дерево», по-майяски амоле. Корни этого дерева майя использовали как мыло. Они умывались им перед едой и после еды и даже стирали им одежду.

Помимо натуральных  податей, которые «низшие люди»  давали в пользу своих властителей, они строили дворцы для знати, а также храмы и пирамиды. «Низшие люди» строили также сакбе, мощенные камнем широкие дороги, соединявшие главным образом важнейшие культовые центры майя.

Самое низшее положение  занимали рабы - пентакоб. Основную массу рабов составляли военнопленные, которые не были принесены в жертву богам. Их изображения мы видим на стелах майяских городов (например, на стеле 12 в Пьедрас-Неграс) и на фресках храмов Бонампака. У майя существовало и наследственное рабство. По целому ряду причин свободный человек мог превратиться в бесправного раба. Либо он совершил какое-то преступление (например, кражу) и был за это наказан пожизненным рабством, либо задолжал и стал собственностью кредитора до тех пор, пока члены семьи не выкупят его. Наконец, в майяский город мог быть продан в качестве раба и чужеземец.

Раз уж мы заговорили о продаже, следует заметить, что  как платежное средство майя использовали бобы какао. В одном старинном сообщении говорится, что «раб стоит сто бобов какао»! Как видно, майя не слишком дорого ценили своих рабов.

Жители майяского  сельского поселения составляли соседскую общину. Земля была общинной собственностью. Община же выделяла каждой семье очищенный от леса участок. Через три года, когда почва истощалась, семья получала новый участок. Майяская семья была патриархальной. Пережитки матриархата у майя в период Нового царства, к временам которого относятся наши достоверные сведения, были значительно менее заметны, чем у других высоких индейских культур. Майя носили «фамилию» отца, а не матери. Кстати, с именами дело у них обстояло следующим образом: почти каждому майя давалось четыре имени. Первое  имя, данное при рождении, второе - фамилия или имя отца, третье - фамилия отца + фамилия матери, как это принято у испанцев, португальцев и других народов, говорящих по-испански, португальски. И, наконец, четвертое имя - характеризовало внешний вид его носителя, то есть, было  чем-то вроде прозвища (Верзила, Толстяк, Лысый и т. д.).

Одежду майя изготовляли из прекрасных материй, сотканных на особых ткацких станках из хлопка и волокон агавы. Обувью служили кожаные сандалии, часто роскошно расшитые.

Основным очагом жизни майя в начале Древнего периода  была территория по реке Усумасинте и ее притокам (нынешняя Гватемала). Здесь, в Петене, выросли прекрасные города: Копан, Тикаль, Киригуа, Паленке, Йашчилан, Вашактун и десятки других. Во второй фазе истории Древнего периода - в V и VI веках - новые города зарождаются и на севере Юкатана. Ведущее положение среди них вскоре занимает город, основанный в 495 году и названный по имени своих обитателей Ица, а позднее Чичен-Ица (У источника [племени] ица).

Все эти великолепные города в классической области Древнего периода - на реке Усумасинте - существуют недолго. Древнее царство (ни о каком царстве, разумеется, речь в действительности не шла) неожиданно в пору своего наивысшего расцвета гибнет без видимого внешнего повода. Прекрасные города на юге умирают, как бабочки-однодневки; среди колоннад и на ступенях пирамид разрастается тропический лес. Новые даты на стелах не появляются. Центр жизни майя перемещается на север Юкатанского полуострова.

Неожиданное падение  Древнего царства не было вызвано  вмешательством извне, столкновением с более могущественным противником, этой обычной причиной гибели империй. Как полагают некоторые американисты, оно погибло потому, что все близлежащие земельные угодья были уже истощены. Другие видят причину катастрофы в эпидемии, третьи объясняют все (хотя и с довольно большой натяжкой) неожиданной переменой климата, четвертые - землетрясением.

В Х веке на земли  майя вторгаются мексиканские племена  тольтеков во главе с Кукульканом, которые слились с местным населением, привнеся в него свои обычаи.

В это время  создаются новые крупные города-государства — Улималь, Майяпан и Чичен-Ица. Кроме этих майя воздвигли еще десятки крупных городов-государств, поражающих путешественников своими размерами и красотой. Майя воздвигали великолепнейшие храмы и дворцы, многие из которых превосходили ацтекские и инкские. Ведь религиозные представления играли в жизни майяского общества совершенно исключительную роль.

Статуя  бога Чак-Мооля.  
Каждая из подобных статуй держит перед собой блюдо, предназначенное для даров и пожертвований


Религиозный культ  майя отличался невероятной разветвленностью, а майяский ритуал был необычайно пышен. Жрецы, принадлежали к избранным, к верхушке майяского общества. По-видимому, и у майя отправлением религиозных обрядов в каждом из городов-государств руководил первосвященник (майяолог Диссельгоф называет его «князем змей»). Князь змей следил также за воспитанием детей высшей знати и «читал лекцию» подчиненным жрецам, то есть был высшим богословом майяского государства. Помимо религиозных знаний, он преподавал жрецам основы иероглифического письма, астрономию, астрологию и т. д. Все эти блестящие достижения культуры были доступны лишь немногим. Майяских высших жрецов называли предсказателями. В эпоху владычества Майяпана было всего двенадцать высших жрецов. Им подчинялось низшее майяское духовенство – чиланы и накомы Жрецы в отличие от халач-виника и остальных представителей светской аристократии носили одежду, как у простонародья, и высокую корону.

Основным обрядом  майяского религиозного культа, особенно в последний период, были, так же как в Мексике, жертвоприношения, и, прежде всего человеческие. О них многократно повествуют не только первые хронисты, но и настенная роспись в майяских зданиях, и женские скелеты, найденные в сеноте Чичен-Ицы.

        Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом (очевидно, под аккомпанемент религиозных песнопений) его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (по имени своих божественных покровителей они назывались чаками), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком - церемониймейстер - и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу все еще дергающимся в конвульсиях телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо - в том случае, когда умерший был мужественным воином, - разрезалось на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами (видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного). Кровь у майя почиталась «любимейшей пищей богов».

Богами майя были Ицаина — Бог неба, Йум-Каам — Бог кукурузы, Шаман Эк — Бог Полярной звезды, Кукулькан — Бог ветра, Ах-Пучи — Бог смерти, и для каждого отдельного дня, и даже для цифр были у майя боги.

 В самом деле, трудно  себе представить, до какой  жестокости доходила религия  столь миролюбивого, культурного и эрудированного народа. Ибо не может быть сомнения в том, что самые гениальные достижения доколумбовой индейской цивилизации, науки и искусства принадлежат, прежде всего, майя. Джон А. Кроу в книге «Эпическая поэма Латинской Америки» пишет: «майя дали Новому Свету древнейшую и во многих отношениях наиболее высокоразвитую культуру». И он, бесспорно, прав. Нелегко решить, какое из достижений майяского гения следует поставить на первое место. Самые выдающиеся из них это письменность и связанная с ней литература, затем математика и астрономия - науки, на которых основывался в высшей степени совершенный майяский календарь, ставший, однако, скорее идолом и бичом общества, нежели средством его развития.

Начнем с  математики. Майя впервые в истории человечества применили идею учета местоположения при записи больших чисел, разработали точную систему нумерации. Впервые в мире (и на тысячу лет раньше, чем Старый Свет) они изобрели ноль, что, как это на первый взгляд ни комично, было в высшей степени ценным и гениальным открытием. Майя пользовались двадцатеричной системой исчисления. Числа записывались следующим образом. Единицу майя обозначали одной точкой, два – двумя точками, три - тремя, четыре - четырьмя. Пять они изображали в виде горизонтальной черты, шесть - горизонтальной чертой с точкой сверху и т. д. Десять обозначали две черты одна над другой, пятнадцать - три черты, девятнадцать - три черты и над ними четыре точки. Ноль символизировала морская раковина.

На этой двадцатеричной системе исчисления покоилась майяская календарная система отсчета, с помощью которой теоретически можно было выразить любые числа и периоды времени, равные миллиардам дней. Единицей первого разряда в календарной системе служил один день, по-майяски кин. Двадцать дней составляли виналь (продолжительность майяского месяца) - единицу второго разряда. Единица же третьего разряда в порядке исключения определялась не на основе двадцатеричной системы исчисления. Делая это исключение майяские математики, следовали астрономам, определившим, что продолжительность года составляет

365,242 дня, или  примерно 18 виналей. Она принималась  равной 1 кин х 20 (1 виналь) х 18 = 360 кин, или по-майяски тун, приблизительно соответствующий одному году!

Затем майяские математики считали так:

20 тунов составляют 1 катун (7200 дней)

Информация о работе История завоевания Майя конкистадорами